СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы обучения, используемые учителем в учебном процессе.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

методы обучения

Просмотр содержимого документа
«Методы обучения, используемые учителем в учебном процессе.»

Методы обучения, используемые учителем в учебном процессе.


Методы объяснения ►

Словесные

Наглядные

Практические

Способ рассуждения,

умозаключения


Индуктивные



СИ


НИ


ПИ


Дедуктивные



СД


НД


ПД


Традуктивные



СТ


НТ


ПТ



Индукция – способ рассуждения от отдельных частных фактов и положений к общим выводам, обобщениям.

Дедукция – способ рассуждения от общих положений к частному.

Традукция – логическое умозаключение, в котором посылки и заключения являются
суждениями одинаковой степени общности.

Традуктивным заключением является аналогия. По характеру посылок и вывода традукция может быть 3-х типов:

═══► заключение от единичного к единичному;

═══► заключение от частного к частному;

═══► заключение от общего к общему.



1. Объяснительно-иллюстративные

СИ

Рассказ

НИ

Описание схемы, алгоритма

ПИ

Упражнение

СД

Беседа с опорой на правила, законы

НД

Письменные упражнения на применение знаний с использованием таблиц, схем

ПД

Практическая работа на применение знаний, алгоритма, темы, основных

закономерностей событий, явлений, процессов.

СТ

Беседа на сравнение двух объектов, правил, событий, явлений и фактов.

НТ

Анализ таблицы, схемы, плана на сравнение описания двух групп предметов,

явлений, событий, фактов, правописание двух групп слов.

ПТ

Упражнение на классификацию подобных предметов, явлений, событий,

фактов, процессов.


2. Репродуктивные методы

СИ

Пересказ прочитанного.

НИ

Списывание готового материала с доски.

ПИ

Выполнение заданий по образцу с последующим обобщением.

СД

Придумывание приёмов под правила или изученный алгоритм темы, явления,

события, процесса.

НД

Анализ события по определённому правилу, событию, явлению, факту

(их алгоритму).

ПД

Работа с книгой, опора на правила, алгоритм темы, закон.

СТ

Воспроизведение двух подобных правил, законов, алгоритмов событий или

явлений.

НТ

Нахождения подобия с опорой на рисунок, таблицу, схему, модель.

ПТ

Правописание пар подобных слов, описание пар подобных предметов,

явлений, фактов, событий, процессов.


3. Проблемно-сообщающие методы


СИ

Объяснение причин разного правописания подобных слов, объяснение причин

различия в подобных событиях, явлениях, фактах, процессах.

НИ

То же с опорой на наглядность, таблицы, схемы, модели, ТСО (проекционная)

ПИ

Записи действий учителя при доказательстве гипотезы.

СД

Сообщение двух подобных правил (алгоритмов) с последующим анализом разного поведения объекта, разного развития событий, явлений, процессов.

НД

То же с опорой на наглядность (таблицы, схемы, модели, к/ф, д/ф, диапозитивы и т.д.

ПД

То же с опорой на упражнение.

СТ

Доказательства путём сравнения подобий в предметах, в правописании, в явлениях, в событиях, в фактах, в процессах.

НТ

То же с опорой на наглядность (предметы, таблицы, иллюстрации, модели)

ПТ

То же с опорой на упражнения, практические действия, доказательства, опыты.


4. Частично-поисковые методы

СИ

Эвристическая беседа, ведущая к выводу.

НИ

То же с опорой на наглядность.

ПИ

Комментированное письмо с выводом, комментирование практических действий с выводом.

СД

Поиск примеров, фактов на основании явлений, событий, законов или нового правила (вновь изучаемых явлений, событий, законов)

НД

Выбор примеров, фактов, подтверждений с опорой на наглядность (таблицы, схемы, иллюстрации) и т.д.

ПД

Практические действия по поиску примеров, аргументов, фактов, на изучаемое правило, закон, алгоритм.

СТ

Перенос общих признаков известного на новое.

НТ

Перенос общих признаков известного на новое с опорой на наглядность.

ПТ

Перенос общих признаков известного на новое в практических действиях учащихся (упражнение, задача, задание, опыты, описания).



5. Исследовательские методы


СИ

Работа с книгой по поиску метода.

НИ

Самоанализ нескольких таблиц, схем по поиску общего вывода.

ПИ

Письменное упражнение, практические действия с последующим доказательством закономерности.

СД

Доказательство правомерности закона, правила, утверждения, алгоритма.

НД

То же с опорой на наглядность.

ПД

Доказательство правомерности закона, правила, утверждения, алгоритма, практическими действиями учащихся.

СТ

Словесное разрешение противоречий с опорой на сравнение подобных явлений, фактов.

НТ

То же с опорой на наглядность.

ПТ

Разрешение противоречий с опорой на сравнение в практических действиях

учащихся.


Типы вопросов:
1. Катехизический (что, где, когда?)

2. Эвристический (почему, по какой причине?)
3. Конвергентный (требующий единственно правильного ответа)

4. Дивергентный (допускающие множество ответов в виде мнения и гипотезы)

Формы организации учебной работы с учащимися:
1. Индивидуальная
2. Парная
3. Групповая
4. Фронтальная (классная)

Наиболее эффективная продолжительность выполнения домашнего задания.

классы

время

1 – 2 классы

45 – 60 мин.

3 класс

1 – 1,5 часа

4 - 5 классы

1,5 – 2 часа

6 – 8 классы

2 – 2,5 часа

9 – 11 классы

3 часа