Методы повышения познавательной активности
обучающихся с ОВЗ на уроках биологии.
Добрый день! Меня зовут Орлова Анастасия Викторовна, я учитель биологии и географии МАОУ СОШ №14.
После окончания педагогического института им Д.И. Менделеева свою деятельность я начала с особенными детьми - с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из актуальных проблем современного российского общества.
Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса — воспитание познавательного интереса у школьников. Важно формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому основными задачами развития познавательной деятельности учащихся с ОВЗ я принимаю следующие:
формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов;
развитие памяти и внимания;
формирование приёмов умственных действий (анализ, сравнение, обобщение);
развитие речи, умения аргументировать свои высказывания;
Решающую роль в активизации познавательной деятельности играет мотивационный компонент урока. Думая о мотивировке обучения, я ориентируюсь не только на содержание урока, т.е. на то, что нужно усвоить детям, но и на то, как сделать это с наибольшей пользой для развития всех ребят.
В своей работе я на различных этапах урока включаю упражнения для развития устной и письменной речи. Регулярно работаю над умением работать с учебником, справочной литературой. Для этого на уроке постоянно добиваюсь от учащихся полного ответа на заданный вопрос, четкого произношения и правильного написания биологических терминов.
Мною разработаны словарные диктанты по биологии для учащихся 6-9 классов. С их помощью можно эффективно тренировать устойчивость внимания детей и умение сосредотачиваться. Данные диктанты помогают расширить словарный запас учащихся, способствуют развитию грамотной речи, для развития внимания и оперативной памяти.
Одним из эффективных средств развития познавательного интереса на уроках биологии является дидактическая игра, так как игровые моменты делают процесс познания более продуктивным.
В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, разгадывать ребусы и отвечать на вопросы викторины. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе.
Кроме того уроки, проведённые в нестандартной форме также позволяют преодолеть механическое усвоение знаний, активизируют познавательную деятельность. Учащиеся любят такие уроки и, как правило, работоспособность, активность, внимание у ребят на таких уроках повышаются. Мои ученики особенно любят экскурсии в природу и уроки, проведенные в музее.
Для обобщения и систематизации пройденного материала стараюсь составить задания, способствующие активизации учебной деятельности учащихся. Это могут быть зашифрованные пословицы, кроссворды, ребусы, загадки.
Активизация познавательной деятельности ребенка с ОВЗ зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Поэтому в своей работе я использую информационно-коммуникативные технологии.
Внедрение ИКТ даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья.
ИКТ оживляют учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры.
Информационные технологии на уроках биологии я использую в разных вариантах. Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. Из опыта работы заметила, что учащиеся проявляют больший интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу.
Мной создана методическая копилка, в которой разработаны презентации по биологии для 6 – 9 классов. Например, «Многообразие растительного мира», «Лекарственные растения», «Питательные вещества»;
Таким образом, разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.