СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы повышения познавательной активности учащихся с ОВЗ на уроках биологии.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательная активность учащизся с ОВЗ на уроках биологии в коррекционной школе.

Просмотр содержимого документа
«Методы повышения познавательной активности учащихся с ОВЗ на уроках биологии.»

Методы повышения познавательной активности

обучающихся с ОВЗ на уроках биологии.


Добрый день! Меня зовут Орлова Анастасия Викторовна, я учитель биологии и географии МАОУ СОШ №14.

После окончания педагогического института им Д.И. Менделеева свою деятельность я начала с особенными детьми - с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из актуальных проблем современного российского общества.

Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса — воспитание познавательного интереса у школьников. Важно формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому основными задачами развития познавательной деятельности учащихся с ОВЗ я принимаю следующие:

  • формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов;

  • развитие памяти и внимания;

  • формирование приёмов умственных действий (анализ, сравнение, обобщение);

  • развитие речи, умения аргументировать свои высказывания;

Решающую роль в активизации познавательной деятельности играет мотивационный компонент урока. Думая о мотивировке обучения, я ориентируюсь не только на содержание урока, т.е. на то, что нужно усвоить детям, но и на то, как сделать это с наибольшей пользой для развития всех ребят.

В своей работе я на различных этапах урока включаю упражнения для развития устной и письменной речи. Регулярно работаю над умением работать с учебником, справочной литературой. Для этого на уроке постоянно добиваюсь от учащихся полного ответа на заданный вопрос, четкого произношения и правильного написания биологических терминов.

Мною разработаны словарные диктанты по биологии для учащихся 6-9 классов. С их помощью можно эффективно тренировать устойчивость внимания детей и умение сосредотачиваться. Данные диктанты помогают расширить словарный запас учащихся, способствуют развитию грамотной речи, для развития внимания и оперативной памяти.

Одним из эффективных средств развития познавательного интереса на уроках биологии является дидактическая игра, так как игровые моменты делают процесс познания более продуктивным.

В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, разгадывать ребусы и отвечать на вопросы викторины. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе.

Кроме того уроки, проведённые в нестандартной форме также позволяют преодолеть механическое усвоение знаний, активизируют познавательную деятельность. Учащиеся любят такие уроки и, как правило, работоспособность, активность, внимание у ребят на таких уроках повышаются. Мои ученики особенно любят экскурсии в природу и уроки, проведенные в музее.

Для обобщения и систематизации пройденного материала стараюсь составить задания, способствующие активизации учебной деятельности учащихся. Это могут быть зашифрованные пословицы, кроссворды, ребусы, загадки.

Активизация познавательной деятельности ребенка с ОВЗ зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Поэтому в своей работе я использую информационно-коммуникативные технологии.

Внедрение ИКТ даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

ИКТ оживляют учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры.

Информационные технологии на уроках биологии я использую в разных вариантах. Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. Из опыта работы заметила, что учащиеся проявляют больший интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу.

Мной создана методическая копилка, в которой разработаны презентации по биологии для 6 – 9 классов. Например, «Многообразие растительного мира», «Лекарственные растения», «Питательные вещества»;

Таким образом, разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.