СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы преодоления страха перед выступлением на сцене у юных вокалистов

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый, кто хоть раз выходил на сцену, испытывал волнение. Даже самые известные артисты перед выступлением немного нервничают. В этой статье рассматриваются условия преодоления волнения и страха перед выступлением и методы их избавления.

Просмотр содержимого документа
«Методы преодоления страха перед выступлением на сцене у юных вокалистов»

Методы преодоления страха перед выступлением на сцене у юных вокалистов

Каждый, кто хоть раз выходил на сцену, испытывал волнение. Даже самые известные артисты перед выступлением немного нервничают. Это означает то, что человек, выходящий на публику, беспокоится о том, как его воспримет общество, справится ли он с возложенными на него задачами. В этот момент его сердце трепещет, а душа вот-вот вырвется наружу. Благодаря такому состоянию исполнение вокалиста становится более эмоциональной и насыщенной, а от будущего результата он ждет успеха и всеобщего признания.

В то же время необходимо разграничивать понятия «волнение» и «страх». Если выступление сопровождается страхом, это может принести только негативный результат. Он вызывает дрожь в голосе, порождает несвязную речь, сдерживает интеллектуальные порывы, забирает память. От него трясутся коленки и потеют ладони.

При этом страх, появляющийся до выступления, превращается в ужас после него. Потерпев фиаско, человек не может избавиться от этого неприятного чувства долгие годы.

Я в своей практике сталкиваюсь именно со страхом исполнения перед сценой постоянно.

Волнение – это ещё и неуверенность в себе. Оно выражается в двух аспектах: физиологической реакции вашего тела на стресс (учащенное сердцебиение, потоотделение, дрожь в конечностях) и реакции вашей психики (паника, тревожность, навязчивые мысли о неудаче).

Как побороть страх перед выступлением

1. Практика и еще раз практика. Чем чаще вы будете выступать, тем легче вам будет совладать своими эмоциями, и тем лучше будет ваша сценическая выдержка. Вы же не волнуетесь перед рутинными делами, не так ли?

2. Объём аудитории должен увеличиваться посстепенно. Выступите сначала перед зеркалом или видеокамерой, потом перед близким человеком, потом двумя, потом перед всей семьей или группой друзей человек в пять, потом 10, потом 30 и так далее :) я в своей практике приглашаю кого-нибудь со стороны. Для этого могут подойти дети, занимающиеся по соседству в других кабинетах или своих сослуживцев. Иногда объявляю всем о маленьком концертике и они заходят когда идут мимо или есть несколько свободных минут.

3. Повыстить собственную самооценку. Задача непростая, но чем она выше, тем меньше страха перед публичными выступлениями. Как правило, уверенные в себе люди не накручивают себя мыслями о возможной неудаче. В моей практике были воспитанники, которые вели себя очень застенчиво и скованно в школе, а в вокальном ансамбле чувствовали себя гораздо увереннее, т.к. добились достаточно больших успехов в исполнении и участии в различных конкурсах. Успех и еще раз успех!!!!! Вот то, что повышаем самооценку. И здесь нужно быть очень аккуратным и осторожным.

Во-первых, нужно подобрать правильную песню. Не каждое произведение подходит любому исполнителю, особенно ребёнку. Я беру несколько песен и мы пробуем петь по 1 куплету. Так сказать, примеряемся. Я это называю «примеркой». Так же, как примерить платье. Одно платье нам подходит по всем параметрам и украшает нас, а другое платье нам не подходит и не нравится. Удачно выбранная песня будет и звучать выгодно и исполняться с удовольствием. И это обязательно скажется на качестве и уверенности исполнения.

4. Самое важное, это хорошая вокальная подготовка. Часто страх перед выступлением становится неуправляемым тогда, когда вы знаете, что недостаточно хорошо подготовились. Если у вас мало опыта выступлений, не стоит выбирать произведения на пределе ваших возможностей, остановитесь на легком репертуаре. Сейчас дети, как правило, выбирают более сложные в исполнении песни. Конечно, они более ритмичные, более сложные интонационно и с различными голосовыми нюансами и штрихами. И в этом случае ещё нужно убедить ребёнка взять другую песню, более лёгкую для исполнения. Особенно, если это начальные этапы обучения. Иначе не будет того самого успеха, который так нам нужен.

Если вы долго и упорно готовились, сделали всё от себя возможное в процессе тренировок, беспокойства будет намного меньше.

Но, во время выступлений, особенно на конкурсах, постоянно происходят различные непредсказуемые ситуации. Вот, например. Одна из моих воспитанниц должна была выступить на конкурсе. Подготовке уделили очень много времени и отработали все нюансы. Опыт выступлений был минимальный, возраст 6 лет. За кулисами чувствовала себя бодро и достаточно уверенно. Но, случился казус. Перед выходом на сцену ее фамилию объявили неправильно. И это так негативно подействовало на 6-летнюю девочку, что хорошего выступления не получилось. Она растерялась, спела механически, не улыбалась, видимо постоянно думала о том, как исковеркали ее фамилию. А, главное, искала поддержку в зале и не увидела ни мамы, ни педагога. С тех пор, когда выступают маленькие и начинающие исполнители, я всегда сижу в зале близко к сцене, так, чтобы они меня видели. Более того, я им говорю, «глазки на меня»

Помимо вокальной подготовки, важно как вы будете выглядеть на сцене. Одежду и украшения выбирайте исходя из стиля исполняемой песни, типа публики, перед которой будете выступать, и обстановки. Мимику, жесты и движения отрабатывайте перед зеркалом. Это тоже очень важная составляющая уверенности исполнения.

5.Также очень помогает запись собственного голоса. Прослушивайте себя, анализируйте, отрабатывайте те места, которые вам не понравились и записывайтесь вновь. Это ещё и воспитывает навык самоанализа, который также очень важен в процессе обучения.

6. Психологическая подготовка. Выбирая те или иные приемы психологической подготовки, необходимо учитывать индивидуальные особенности психики ученика. Сценическое волнение на всех действует по-разному.

Существуют несколько психологических типов:

Исполнители-флегматики с сильной инертной системой нервной деятельности чаще впадают в состояние «творческой апатии». Инертный человек проявляет леность, вместо того, чтобы приступить к важному делу, зачастую переключает внимание на дела посторонние (в данный момент не актуальные).   У инертного человека много времени уходит на то, чтобы «раскачать» себя, привести себя в рабочее состояние и приступить к делу

Исполнители-холерики, имеющие сильный неуравновешенный тип нервной системы артистичны, стремятся играть ярко и выразительно. Тяжело переживают неудачи.  Они чаще других испытывают сценическое состояние, напоминающее «предстартовую лихорадку». Ко всему новому холерик привыкает легко и быстро, но устойчивые навыки формируются у него долго и с большим трудом.

Исполнители-сангвиники. Неудачи переносят относительно легко, быстро адаптируются к непривычным условиям работы, полны творческих сил, охотно выступают, но им быстро приедается музыкальное сочинение, даже то, которое сами выбрали. Легко управляют своей работоспособностью, которая обычно очень высокая не зависимо от внешних и внутренних причин. Привычки у него образуются быстро и легко, а сформированные навыки закрепляются и долго сохраняются.

Исполнители-меланхолики со слабым типом нервной системы сильнее других  страдают от нездоровых форм сценического волнения. Неудачи переживают чрезвычайно болезненно. Умственные способности меланхолика обычно столь же хорошие, сколь и неустойчивые. Он с одинаковой легкостью и быстротой схватывает материал и забывает его.


Итак, универсальных «рецептов» для преодоления негативных форм сценического волнения не существует. Успех достигается легче, если педагог знает и учитывает структуру сторон личности ребенка, формирующих сценическое состояние. Конечно, существует немалое количество рекомендаций к подготовке сценического выступления от многих выдающихся педагогов и исполнителей. Главное, что должен понять начинающий музыкант: сценическое выступление – это не только испытание нервной системы на прочность, но и радость от общения с публикой; творческое вдохновение и профессиональный рост. Чем чаще выходишь на сцену – тем больше уверенности. Есть прекрасное высказывание немецкого писателя XX столетия  Альбрехта Шеффера: «Лодке в гавани безопаснее, чем в море, но она не для этого строилась». 

7. Кроме того, для того, чтобы почувствовать себя уверенно, психологи советуют улыбнуться и осветить своей улыбкой окружающих. Нужно осветить внутренним светом все, что находится вокруг.

8. Помните, волнение раззадоривает артиста и делает его настоящим, а страх может сковать движения, разум и душу.

9. Измените свое отношение к результату. Что случиться, если ваше выступление окажется неудачным? Максимум - вы выступите не так хорошо, как надеялись. Слушатели за это вас не казнят и помидорами не забросают. Они вам похлопают в любом случае. Будет еще много концертов, на которых вы сыграете великолепно.

Что касается отношения к неудачному опыту.

Надо объяснит ребёнку, что не только у него, но и у всех мировых звёзд случались осечки на сцене: отказывало оборудование, исполнители падали, зацепившись за шнуры или собственный костюм, забывали текст или не попадали в ноты. И тут важен не сам факт этих неудач, а умение продолжить и допеть до конца, пусть даже без сопровождения, а капелла.
К примеру, если вы забыли слова, постарайтесь не останавливаться и замените забытый текст на тот, который можете вспомнить. Если же совсем ничего не приходит на ум, улыбнитесь и напойте мелодию на «па-ра-па» или «на-на-на». В таком случае, вместо неловкости, которую мог бы почувствовать зритель, он оценит вашу смелость, вознаградив эмоциональной отдачей и бурными аплодисментами.



10. Отработайте ваше поведение в случае ошибки или заминки. Научитесь не останавливаться, улыбаться и делать вид, что так и надо. Ваши помарки, если они вообще будут, скорее всего а) никто не заметит б) если заметят, то скорее всего отнесутся лояльно в) воспоминания о вашей ошибке померкнут перед яркостью вашего выступления :)

11. Не фокусируйте взгляд на недоброжелательных слушателях. Лучшим вариантом будет пригласить на ваше выступление родственников или друзей. Тогда вы всегда сможете представить, что выступаете только для них. А они, в свою очередь, всегда поддержат вас аплодисментами. Еще можно вообразить, что зал пуст и вы поёте только для себя, для своего удовольствия.

12. Приходите на место выступления заранее или, есть возможность, обязательно репетируйте на той сцене, где будет проходить концерт. Это даст вам время привыкнуть к помещению, окружающему пространству. Пронаблюдайте, как постепенно заполняется зал перед сценой, чтобы не вводить себя в шок, сразу увидев полный зал людей.

13. Не бойтесь вашу аудиторию. Не думайте, будто половина слушателей профессиональные критики, а другая – музыкальные академики, принимающие у вас экзамен. Это вовсе не так. Основная масса слушателей на концертах – это обычные люди, которые хотят послушать музыку.

14. Самое главное, научитесь относиться к выступлениям рационально. Примите тот факт, что ошибки и непредвиденные ситуации бывают. Зрители это понимают и находятся на вашей стороне. А ваши тревоги придут и уйдут.

 

Упражнения для снижения волнения на сцене

- для детей младшего возраста

Сильно напрягите свое тело с головы до ног, задерживая дыхание, а потом выдлхните и стряхните это напряжение и расслабитесь. Повторите несколько раз.

  1. Можно сделать пару упражнений из дыхательной гимнастики Стрельниковых.

Например, поворот головы - вдох короткий и шумный - поворот головы в другую сторону – вдох. Так 8 раз. Кстати, это упражнение спасает не только от волнения, но ещё и снимает «комок в горле», голосовой спазм.

  1. «Продувание». Надуваем щёки и «дудим» любое вокальное упражнение либо таким образом продуваем мелодию песни, которую собираемся петь. Это не только поможет снять спазм, но и распоёт ваш голос.

  2. Наше тело помнит положительные эмоции связанные с определенными жестами и позитивными фразами. Вспомните, как вы выражаете свой успех или удачу и сделайте это, чтобы отвлечься от негативных мыслей. Например: вкидываете руки вверх с фразой "У меня все получится!" или сжимаете кулаки на уровне плеч с фразой "Это победа!" и тому подобное.

  3. «Клин клином вышибаем». Спрашиваю детей: «А что у тебя трясется? Руки?» Значит, трясем руками. Если коленки, то коленками. Если ноги, то ногами. Ит.д. Можно попрыгать на месте, размяться, помахать руками, подвигать корпусом и т. д.

  4. Потеют ладошки. Растираем руки и хлопаем в ладоши.

  5. Холодеют руки. Можно попить не очень горячий чай, одеть перчатки или варежки.

  6. Кривляемся, строим рожицы, встаем по кругу, кладём правую руку на плечо соседа и говорим по очереди, а затем вместе: «Ты победишь», обнимаем друг друга.

  7. Лучшее отвлечение от волнений от предстоящего выступления для детей это игра. Я разрешаю детям поиграть в любую игру, в том числе подвижную, если есть для этого время.

Для детей старшего возраста и подростков

1. Упражнения на сосредоточение внимания (попробуйте расслабиться и сконцентрировать свое внимание на запахах. Потом следует постепенно переходить к восприятию своего тела, ощущениям внутри него. Далее нужно переходить к звукам. После этого переходите к окружающим объектам, фокусируясь на его характеристиках (форме, цвете, фактуре и т.д.).

2. Аутогенная тренировка или медитация (рекомендуется принять удобное положение и полностью расслабиться и попытаться абстрагироваться от лишних мыслей и ощущения времени). Особенно удачно делать ее в совокупности с дыхательными упражнениями (после них)

- Сделайте глубокий вдох. Наполните воздухом сперва низ живота и только потом грудную клетку. Делайте это плавно и медленно. Делайте это плавно и медленно. Представьте стакан, в который маленькой струей наливается вода и вообразите, как он заполняется снизу доверху.

- Закройте глаза, постарайтесь расслабиться, вспомните какие-то приятные моменты из жизни.

- Закройте глаза, постарайтесь расслабиться, вспомните какие-то приятные моменты из жизни. Вообразите, как свободно и уверенно вы выходите на сцену, поёте.

- . Прочувствуйте успех, произносите «Я хорошо подготовлен», «Я здесь, чтобы сделать шоу. И я это могу!»
3. Быстро подвигайте челюстью вперед-назад, это поможет расслабить лицевые нервы. Также помогают жевательные движения челюстью. 

4. Сделайте вдох через нос на раз-два-три, выдох через рот на пять-шесть-семь-восемь-девять-десять-одиннадцать-двенадцать (5-7 вдохов и выдохов).

4. Если перехватило дыхание, сделайте несколько глубоких вдохов с произнесением на выдохе любых слов с употреблением гласной "у". Например: ух, круг, пух…


Еще несколько советов перед выступлением. Очень важно то, как вы проведете время перед концертом. Нужно хорошо выспаться. Спланировать прием пищи так, что бы на концерте не быть сильно голодным или слишком сытым. Пить столько воды, чтобы не мучиться от жажды на сцене, но и не испытать зов природы в самый неподходящий момент. В последние дни перед концертом не нагружайте себя технически, а в день концерта вообще работа над исполнительской техникой нежелательна. Дело в том, что результат технической работы проявляет себя только по прошествии пары дней. Репетиции в этот день должны быть нетрудоемкие и обобщенные. За день до концерта желательно опробовать сцену. А после концерта важно проанализировать свое выступление на предмет того, над чем вам нужно поработать в будущем.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Вицлавик Г. Оценка поведения и характера учащихся / Г. Вицлавик – М.: Просвещение, 1978. – 153 с.

2. Возрастная психология. Хрестоматия. Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Академия, 1999. – 380 с.

3. Волкова В.К. Лечебная педагогика в условиях детского реабилитационного центра. – Тюмень: «Вектор-Бук», 2000. – 152 с.

4. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося в ученических коллективах Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович — М.: 1988. – 247 с.

5. Климов Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов – М.: Воронеж, 1996. – 141 с.

6. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации

учения М., Просвещение, 1990г.

7. Роджерс К. Взгляд на психотерапию.Становление человека. М.,94г.

8. Сашинский С.И. Пианист и его работа / С.И. Сашинский. – М.: Советский композитор, 1961. – 220 с.

9. Вундт К.В. Теория эмоций /

 

10 . Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 280 с.