СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы, приемы, способы научить ребенка сжатому изложению.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный ресурс может пригодиться педагогам, руководителям методических объединений в качестве учебного-методического материала. К статье прилагается презентация

Просмотр содержимого документа
«Краткое изложение в начальной школе»

Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах.
Плутарх



Методы, приемы, способы научить ребенка сжатому изложению.



Султангулова Светлана Ивановна,

учитель начальных классов.



Сжатое изложение считается наиболее трудным упражнением из применяющихся с целью развития речи младших школьников.

Задача сжатого изложения — передать основное содержание в краткой форме. 

Работая над данным видом изложения, необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы, в каждой микротеме выделять существенное, знать основные приёмы сжатия текста, уметь последовательно излагать отобранную информацию. 

Выделяют следующие основные приёмы сжатия текста: 

  • Исключение  

Пример: 

На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. — На поляне весело играют неуклюжие медвежата. (И. Соколов-Микитов) 

  • Обобщение 

Пример: 

Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись. — Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись. (Ю. Казаков) 

  • Замена 

Пример: 

В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами. — В вагоне электрички было тесно и шумно. (Ю. Казаков) 

Прежде чем записать текст, ребёнок должен его обработать, но не просто отбросить ненужную информацию и за этот счёт сократить текст, а так, чтобы через достаточно длительный промежуток времени можно было вновь развернуть текст без существенной её утраты. Процесс написания сжатого изложения слагается из ряда этапов, которые учитель должен использовать в работе с детьми:

  • Первичное чтение текста учителем.

  • Беседа по содержанию.

  • Языковой анализ текста.

  • Вторичное чтение текста учащимися.

  • Составление плана.

  • Устная работа по сокращению.

  • Сжатый пересказ текста по пунктам плана (или по опорным словам).

  • Самостоятельное составление текста изложения и его запись.

  • Самопроверка.

  • Совершенствование написанного. Редактирование текста.

Упражнения, направленные на формирование умения сокращать текст разными способами, их использование позволит подготовить младших школьников к написанию сжатого изложения.


  • 1.Прочитай.

Реки освободились ото льда.

Озёра освободились ото льда.

2. Как можно слить эти предложения в одно? Спишите предложения.

3. Сравните предложения. В чём их сходство?

Здесь подразумевается работа по объединению нескольких предложений в одно простое, содержащее однородные члены. Нужно обратить внимание детей на то, что предложения практически одинаковые, поэтому нет смысла повторять их дважды.

  • Прочитай текст.

Пришел сентябрь. После знойного лета, после августовских теплых дней наступила золотая осень.

По опушкам лесов еще растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки.

В моховых болотах рассыпана по кочкам румяная клюква.

( И. Соколов - Микитов)

- Найдите в тексте слова, которые обозначают признаки предметов. Прочитай текст без этих слов. Как он изменился?

Упражнение имеет целью продемонстрировать роль имени прилагательного в речи, но также может быть использовано как упражнение, направленное на обучение сжатию текста (посредством приема исключения отдельных членов предложения). Таким образом, делается вывод о том, что если исключить из предложения некоторые его члены, то смысл его не изменится (в данном конкретном случае).

  • Прочитай текст.

Как птицы поют.

У каждой птицы своя песенка. Каждая песенка на что-то похожа.

Вот синица в чёрной шапочке поёт так, будто капельки в воду роняет: «День, день, день!»

Вот зяблик с пёстрыми крылышками засвистел, будто в дудочку заиграл: «Тюрли-тюрли-фиу».

Вот сорока с длинным ступенчатым хвостом застрекотала, будто деревянная трещотка; «Тр-р-р-р!»

А вот песенка жаворонка в поле похожа на звон стеклянного звонкого колокольчика, который подвесили к небу на ниточке.

(По Э.Шиму)

-Найди в тексте сравнения.

-Спиши заголовок и второе предложение.

-Кратко напиши, с чем сравнивает автор песню каждой птицы. Начни так: Синица поёт так, будто капельки в воду роняет. Зяблик…

Здесь подразумевается использование приема исключения фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение, так как в самом задании ставится условие, о чем именно нужно написать.

  • Расширьте микротекст путем введения деталей, подробностей, объяснений.

Идёт весна.

Плачут сосульки.

Звенит капель.

Солнце глядит, радуется теплу, весне.

Наступает вечер.

Гаснет закат.

На землю ложатся тени.

Облака плывут в вышине.

Упражнение рекомендуется использовать, начиная с 3 класса, когда дети узнают, что такое второстепенные члены предложения. Можно организовать работу следующим образом: раздать детям карточки с данным предложениями, дать время на выполнение задания, а затем попросить нескольких учеников, чтобы они прочитали тексты, которые у них получились. Далее можно обсудить то, что тексты получились более красочными, подробными, а потом попросить детей подумать, изменился ли смысл текста. Делается вывод о том, что он не изменился. Далее учитель говорит о том, что иногда нужно жертвовать «красотой» предложения, что нужно оставлять только главное в нем.

  • Дополните прилагательными следующие предложения.

Луч солнца проник через окно и осветил комнату.

Листья берёз едва колыхались на ветру.

На поля медленно опускались снежинки.

По небу плыли облака.

На клумбах росли цветы.

Упражнение может быть использовано, начиная со 2 класса, когда ученики познакомятся с именем прилагательным. Методика работы такая же, как и над предыдущим упражнением. Наиболее эффективными эти два упражнения будут, если использовать их на одном уроке в совокупности со следующим:

  • Прочитайте текст. Сократите текст путем исключения подробностей, деталей. Запишите сжатый текст.

Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Потом из травы показалась острая морда с чёрными пронзительными глазками. Наконец показалась полосатая шкура. Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу, внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке. Она жарилась и кипела. Барсук прыгнул к сковородке и сунул в неё нос. Запахло палёной кожей. Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования (По К. Паустовскому)

Было уже часов девять вечера. Ветер то стихал, то поднимался с новой силой. Богач не торопясь начал одеваться. В такую погоду неприятно выходить из теплой сторожки; но ничего не поделаешь, если уж такая служба. Богач считал себя чем-то вроде чиновника над всеми зверями, птицами и насекомыми, нападавшими на сады и огороды. Он воевал с капустным червем, с разными гусеницами, портившими фруктовые деревья, с воробьями, галками, скворцами, дроздами-рябинниками, с полевыми мышами, кротами и зайцами. И земля и воздух были наполнены врагами, хотя большинство на зиму умирало или засыпало по своим норам и логовищам. Оставался только один враг, с которым приходилось Богачу воевать главным образом именно зимой. Это были зайцы…

(Д. Н. Мамин-Сибиряк)

На материале данного упражнения младшие школьники подготовятся непосредственно к написанию сжатого изложения, так как текст уже более объемный, чем в предыдущих упражнениях

  • Подберите обобщающее слово к однородным членам.

На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки.

Лебеди, гуси и утки тоже начинали готовиться к отлету.

В корзине лежали рыжие лисички, подберезовики с пестрыми ножками и большие боровики.

Это упражнение может быть использовано на уроке в 4 классе, когда дети познакомятся с однородными членами предложения. Нужно дать убедиться детям в том, что если заменить однородные члены обобщающим словом, то предложение станет короче, но смысл его не изменится.

  • Подберите обобщающее предложение к нескольким предложениям.

Мне для школы купили новый ранец, тетрадки, карандаши, ручку. Ещё пенал и ластик. Пенал очень красивый, весь блестит. Я его понюхал, пахнет леденцами. (Для школы мне купили много новых и нужных вещей.)

Упражнение более сложное, чем предыдущее, потому что надо подобрать обобщающее предложение, а не слово, но принцип работы над ним такой же. Два упражнения можно использовать на одном уроке.

  • Прочитайте предложения. Замените прямую речь косвенной, используя слова что, чтобы, где.

Внимание! На письме перед этими словами следует поставить запятую.

Я сказал: «Видеть не могу манную кашу!»

Мы попросили лесника: «Проводи нас, дедушка».

Перед этим упражнением можно задать вопрос о том, зачем нужна прямая речь, дети ответят, что она нужна для передачи чужих слов без искажений. Учитель подтвердит, что это действительно так, но если нужно передать большое количество слов, то абсолютно точно это сделать невозможно (если воспринимать на слух). Далее можно зачитать какой-либо отрывок, содержащий прямую речь в большом объеме и попросить учеников повторить. После того, как это им не удастся, нужно сказать о том, в данном случае важно было уловить именно смысл сказанного, который можно передать своими словами, а не конкретно теми, которыми это было сказано. Далее необходимо сделать вывод о необходимости перевода прямой речи в косвенную.

  • Прочитайте текст. Сократите его путем обобщения отдельных фактов, действий. Запишите сжатый текст.

Ночью по деревне стоял такой запах тёплого хлеба с румяной коркой, с пригоревшими к донцу капустными листьями, что даже лисицы вылезли из нор, сидели на снегу, дрожали и тихонько скулили, соображая, как бы словчиться стащить у людей хоть кусочек этого чудесного хлеба.

(По К.Г. Паустовскому)

Упражнение наиболее сложное из всех рассмотренных, включает в себя некоторые из них. Например, в нем может присутствовать замена однородных членов обобщающим словом; замена нескольких предложений обобщающим; соединение нескольких предложений в одно.

Эти упражнения готовят обучающися к написанию сжатого изложения.

Фрагмент урока.

Тема: Обучение сжатому изложению текста – повествования «Старый пень»

Учитель - Ребята! Что такое сжатое изложение текста?

(пересказать кратко самое главное, не меняя темы и идеи текста; уменьшить в объеме)

У. – Какие приемы сжатия текста вы знаете?

(исключение малозначимых подробностей, упрощение текста: прямая речь, сложные предложения, обобщение однородных членов)

II. Знакомство с текстом, беседа по содержанию

1. Корреспондент – Послушайте эту интересную историю!

(Ролевое чтение – 3 чел.)

2. Анализ текста

- Является ли данный отрывок текстом? Докажите.

- Определите тип текста. (текст – повествование, т.к. отвечает на вопрос: Что случилось? Что произошло? содержит связную последовательность событий)

- Назовите признаки текста. (имеет заголовок, начало, основную часть, заключение. Есть тема, основная мысль)

- Какова тема текста?

Этот текст о старом пне, который возомнил себя «царём».

- Какова основная мысль текста, т.е. авторский замысел?

Основная мысль текста осуждение гордого пня.

- Как бы вы озаглавили текст?

«Мнимый царь», «Обыкновенный пень», «Старый пень», «Ты не царь».

3. Вопросы по тексту.

- Почему возгордился пень?

- Как вел себя пень?

- Какие глаголы использует автор для передачи характера пня?

- Почему деревья молчали?

- Что самое главное сказала синичка? Что она пыталась растолковать расшумевшемуся пню?

- Какой урок нам можно извлечь из данного текста? (мне этот пень жаль. Он потеряет друзей. А ведь он уже старый. Трудно жить старым в одиночестве)

(желая возвысить себя над всеми, человек рискует остаться в одиночестве. Такое поведение осуждается)

слайд

- Какое слово в этом тексте является ключевым? (возгордился)

- Найдите однокоренное слово. (гордой красе)

- Подберите в «Словаре синонимов» к слову гордость синонимы и их значение. (или планшеты)

- Найдите доказательство в тексте.

4. Составление плана

слайд «5

У. – Теперь необходимо составить план.

У. - А что для этого нужно сделать?

(выделить микротемы)

- Что такое микротема? (маленькая часть текста со своей темой)

- Как вы думаете, сколько в тексте микротем? Это сложно. Без помощи редколлегии мы не справимся. (редколлегия расходится по группам с пунктами плана (вразброс)

2. - Делим текст на микротемы самостоятельно, составляем план.

3. – Восстановите последовательность событий. (читаем план и к каждому пункту плана микротему)

5. Физминутка

6.Работа по сжатию текста

слайд

- Прочитайте 1 микротему.

- Без каких предложений в первой части не обойтись? Подчеркните их.

В лесу стоял большой старый пень.  Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.  

- Какой прием сжатия мы использовали? (обобщение)

- Какие слова – обобщающие?

слайд

- Прочитайте 2 микротему.

- Без каких предложений в первой части не обойтись? Подчеркните их.

- А можно обойтись без прямой речи?

- Какой прием сжатия будем использовать во 2 части? (упрощение и исключение)

(Возгордился старый пень и стал говорить деревьям, что он самый главный. Все ему должны кланяться!)

слайд

- Прочитайте 3 микротему.

- Без каких предложений в 3 части не обойтись? Подчеркните их.

- Что делаем с прямой речью?

(заменяем косвенной, редактируем)

- Какой прием сжатия будем использовать во 3 части? (упрощение и исключение)

(Но деревья молча стояли в своей гордой красе. Рассердился пень и объявил себя царем.)

слайд

- Прочитайте 4 микротему.

- Без каких предложений в 4 части не обойтись? Подчеркните их.

- Что делаем с прямой речью?

(заменяем косвенной)

- Какой прием сжатия будем использовать в 4 части? (упрощение и исключение)

(Но тут прилетела синичка и защебетала, что пень вовсе не царь. Люди кланялись не старому пню, а искали возле него опенки.)

(редакция идет на свои места)

- Давайте прочитаем отредактированный текст.

слайд

7. Пересказ

У.- Кто может пересказать этот текст? (слушаем)

У. - Одобрит редакция этот текст?

Редактор – Да, этот материал нам подойдет.

Корректор – Статья должна быть грамотно написана, поэтому, прежде чем отдавать ее в типографию, нужно поработать над грамотностью.

(физминутка)

8. Орфографическая подготовка.

– Чем мы и займемся на следующем этапе урока.

(карточки с заданиями.)

Задание:

  1. Вставьте пропущенные буквы.

В л...су, б...льшой, прих…дили, д…ревья, крас.те, расс…рдился, с…ничка, в…село, защ…б…тала, возг..рдился.

  1. Обратите внимание: приходили, кланялись, рассердился, прилетела, не кланяются, ищут, опенки, рассерженный, вовсе


  1. Анализ предложений текста.

Объясните постановку знаков препинания в сложных предложениях.

(Возгордился старый пень и стал говорить деревьям что он в лесу самый главный.

Она весело защебетала что пень вовсе не царь.

Люди кланялись не старому пню а искали возле него опенки.)

9. Работа над изложением.

Самостоятельная запись текста.

На основе сказанного выше, можно сделать вывод о том, что работа по развитию речи будет эффективной, если учитель систематически использует в своей практике подготовительные упражнения, различные виды изложений, оказывает индивидуальную помощь учащимся, качественно проводит работу по анализу детских работ.


10


Просмотр содержимого презентации
«краткое изложение»

Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах.  Плутарх Методы, приемы способы научить ребенка сжатому изложению

Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах. Плутарх

Методы, приемы способы

научить ребенка

сжатому изложению

Что такое сжатое изложение? Исходный текст Подробное изложение Сжатое изложение

Что такое сжатое изложение?

Исходный текст

Подробное изложение

Сжатое изложение

– это письменный пересказ текста, основу которого составляет воспроизведение главного, основного содержания. Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но НЕ бедным по содержанию.

– это письменный пересказ текста, основу которого составляет воспроизведение главного, основного содержания.

Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но НЕ бедным по содержанию.

Приёмы компрессии текста. исключение обобщение замена * Компрессия -  (от лат. compressio — сжатие) – уменьшение объёма текста за счёт обобщения; исключения второстепенного, несущественного.

Приёмы компрессии текста.

  • исключение
  • обобщение
  • замена

* Компрессия - (от лат. compressio — сжатие) – уменьшение объёма текста за счёт обобщения; исключения второстепенного, несущественного.

Этапы работы над сжатым изложением.

Этапы работы над сжатым изложением.

  • Первичное чтение текста учителем. Беседа по содержанию. Языковой анализ текста. Вторичное чтение текста учащимися. Составление плана. Устная работа по сокращению. Сжатый пересказ текста по пунктам плана (или по опорным словам). Самостоятельное составление текста изложения и его запись. Самопроверка. Совершенствование написанного. Редактирование текста.
  • Первичное чтение текста учителем.
  • Беседа по содержанию.
  • Языковой анализ текста.
  • Вторичное чтение текста учащимися.
  • Составление плана.
  • Устная работа по сокращению.
  • Сжатый пересказ текста по пунктам плана (или по опорным словам).
  • Самостоятельное составление текста изложения и его запись.
  • Самопроверка.
  • Совершенствование написанного. Редактирование текста.
1 класс.  Задания, направленные на умение выделять в тексте главное.

1 класс. Задания, направленные на умение выделять в тексте главное.

2 класс. Пересказ текста по вопросам.

2 класс. Пересказ текста по вопросам.

Вопросы для ответа из нескольки предложений.

Вопросы для ответа из нескольки предложений.

Составление плана.

Составление плана.

Выделение смысловых частей.

Выделение смысловых частей.

1.Прочитай. Реки освободились ото льда. Озёра освободились ото льда. 2. Как можно слить эти предложения в одно? Спишите предложения. 3. Сравните предложения. В чём их сходство?

1.Прочитай.

Реки освободились ото льда.

Озёра освободились ото льда.

2. Как можно слить эти предложения в одно? Спишите предложения.

3. Сравните предложения. В чём их сходство?

По опушкам лесов еще растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки.
  • По опушкам лесов еще растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки.

- Найдите в тексте слова, которые обозначают признаки предметов. Прочитай текст без этих слов. Как он изменился?

Как птицы поют. У каждой птицы своя песенка. Каждая песенка на что-то похожа. Вот синица в чёрной шапочке поёт так, будто капельки в воду роняет: «День, день, день!» Вот зяблик с пёстрыми крылышками засвистел, будто в дудочку заиграл: «Тюрли-тюрли-фиу». Вот сорока с длинным ступенчатым хвостом застрекотала, будто деревянная трещотка; «Тр-р-р-р!» А вот песенка жаворонка в поле похожа на звон стеклянного звонкого колокольчика, который подвесили к небу на ниточке. (По Э.Шиму) -Найди в тексте сравнения. -Спиши заголовок и второе предложение. -Кратко напиши, с чем сравнивает автор песню каждой птицы. Начни так: Синица поёт так, будто капельки в воду роняет. Зяблик…

Как птицы поют.

У каждой птицы своя песенка. Каждая песенка на что-то похожа.

Вот синица в чёрной шапочке поёт так, будто капельки в воду роняет: «День, день, день!»

Вот зяблик с пёстрыми крылышками засвистел, будто в дудочку заиграл: «Тюрли-тюрли-фиу».

Вот сорока с длинным ступенчатым хвостом застрекотала, будто деревянная трещотка; «Тр-р-р-р!»

А вот песенка жаворонка в поле похожа на звон стеклянного звонкого колокольчика, который подвесили к небу на ниточке.

(По Э.Шиму)

-Найди в тексте сравнения.

-Спиши заголовок и второе предложение.

-Кратко напиши, с чем сравнивает автор песню каждой птицы. Начни так: Синица поёт так, будто капельки в воду роняет. Зяблик…

Расширьте микротекст путем введения деталей, подробностей, объяснений. Идёт весна. Плачут сосульки. Звенит капель. Солнце глядит, радуется теплу, весне. Наступает вечер. Гаснет закат. На землю ложатся тени. Облака плывут в вышине .

Расширьте микротекст путем введения деталей, подробностей, объяснений.

Идёт весна.

Плачут сосульки.

Звенит капель.

Солнце глядит, радуется теплу, весне.

Наступает вечер.

Гаснет закат.

На землю ложатся тени.

Облака плывут в вышине .

Дополните прилагательными следующие предложения. Луч солнца проник через окно и осветил комнату. Листья берёз едва колыхались на ветру. На поля медленно опускались снежинки. По небу плыли облака. На клумбах росли цветы.

Дополните прилагательными следующие предложения.

Луч солнца проник через окно и осветил комнату.

Листья берёз едва колыхались на ветру.

На поля медленно опускались снежинки.

По небу плыли облака.

На клумбах росли цветы.

Прочитайте текст. Сократите текст путем исключения подробностей, деталей. Запишите сжатый текст. Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Потом из травы показалась острая морда с чёрными пронзительными глазками. Наконец показалась полосатая шкура. Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу, внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке. Она жарилась и кипела. Барсук прыгнул к сковородке и сунул в неё нос. Запахло палёной кожей. Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования (По К. Паустовскому)

Прочитайте текст. Сократите текст путем исключения подробностей, деталей. Запишите сжатый текст.

Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Потом из травы показалась острая морда с чёрными пронзительными глазками. Наконец показалась полосатая шкура. Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу, внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке. Она жарилась и кипела. Барсук прыгнул к сковородке и сунул в неё нос. Запахло палёной кожей. Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования (По К. Паустовскому)

Подберите обобщающее слово к однородным членам. Подберите обобщающее слово к однородным членам. На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки. Лебеди, гуси и утки тоже начинали готовиться к отлету.

Подберите обобщающее слово к однородным членам.

  • Подберите обобщающее слово к однородным членам.

На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки.

Лебеди, гуси и утки тоже начинали готовиться к отлету.

. Подберите обобщающее предложение к нескольким предложениям. Мне для школы купили новый ранец, тетрадки, карандаши, ручку. Ещё пенал и ластик. Пенал очень красивый, весь блестит. Я его понюхал, пахнет леденцами. (Для школы мне купили много новых и нужных вещей.)

. Подберите обобщающее предложение к нескольким предложениям.

Мне для школы купили новый ранец, тетрадки, карандаши, ручку. Ещё пенал и ластик. Пенал очень красивый, весь блестит. Я его понюхал, пахнет леденцами. (Для школы мне купили много новых и нужных вещей.)

Прочитайте предложения. Замените прямую речь косвенной, используя слова что, чтобы, где. Внимание! На письме перед этими словами следует поставить запятую. Мы попросили лесника: «Проводи нас, дедушка».

Прочитайте предложения. Замените прямую речь косвенной, используя слова что, чтобы, где.

Внимание! На письме перед этими словами следует поставить запятую.

Мы попросили лесника: «Проводи нас, дедушка».

Прочитайте текст. Сократите его путем обобщения отдельных фактов, действий. Запишите сжатый текст. Ночью по деревне стоял такой запах тёплого хлеба с румяной коркой, с пригоревшими к донцу капустными листьями, что даже лисицы вылезли из нор, сидели на снегу, дрожали и тихонько скулили, соображая, как бы словчиться стащить у людей хоть кусочек этого чудесного хлеба. (По К.Г. Паустовскому)

Прочитайте текст. Сократите его путем обобщения отдельных фактов, действий. Запишите сжатый текст.

Ночью по деревне стоял такой запах тёплого хлеба с румяной коркой, с пригоревшими к донцу капустными листьями, что даже лисицы вылезли из нор, сидели на снегу, дрожали и тихонько скулили, соображая, как бы словчиться стащить у людей хоть кусочек этого чудесного хлеба.

(По К.Г. Паустовскому)

Деление текста на микротемы и составление плана МИКРОТЕМА  —  наименьшая составная часть темы целого текста. План 1. Пень возгордился. 2. Люди кланялись пню. 3. Правда синицы. 4. Деревья гордо молчали.  ЗАПОМНИТЕ: в плане столько пунктов, сколько микротем .

Деление текста на микротемы

и составление плана

МИКРОТЕМА

наименьшая составная часть темы целого текста.

План

1. Пень возгордился.

2. Люди кланялись пню.

3. Правда синицы.

4. Деревья гордо молчали.

ЗАПОМНИТЕ:

в плане столько пунктов, сколько микротем .

Сжатие текста В лесу стоял большой старый пень.  Пришла бабушка с сумкой, поклонилась пню и пошла дальше.  Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше.  Пришёл старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрёл дальше.   Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.   В лесу стоял большой старый пень.  Весь день приходили в лес разные люди , кланялись пню и шли дальше.  

Сжатие текста

В лесу стоял большой старый пень.  Пришла бабушка с сумкой, поклонилась пню и пошла дальше.  Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше.  Пришёл старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрёл дальше.  

Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.  

В лесу стоял большой старый пень.  Весь день приходили в лес разные люди , кланялись пню и шли дальше.  

Сжатие текста Возгордился старый пень и говорит деревьям:   — Видите, даже люди — и те мне кланяются. Пришла бабушка — поклонилась, пришли девочки — поклонились, пришёл старик — поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь!   Возгордился старый пень и стал говорить деревьям, что он в лесу самый главный. Все ему должны кланяться!    

Сжатие текста

Возгордился старый пень и говорит деревьям:  

Видите, даже люди — и те мне кланяются. Пришла бабушка — поклонилась, пришли девочки — поклонились, пришёл старик — поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь!  

Возгордился старый пень и стал говорить деревьям, что он в лесу самый главный. Все ему должны кланяться!  

 

Сжатие текста Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой и грустной осенней красоте.   Рассердился старый пень и ну кричать:   — Кланяйтесь мне! Я ваш царь!    Но деревья молча стояли в своей гордой красоте. Рассердился старый пень и объявил себя царем.  

Сжатие текста

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой и грустной осенней красоте.  

Рассердился старый пень и ну кричать:  

Кланяйтесь мне! Я ваш царь!  

Но деревья молча стояли в своей гордой красоте. Рассердился старый пень и объявил себя царем.

 

Сжатие текста Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:   — Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не кланяются тебе, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали.   Но тут прилетела синичка и защебетала, что пень вовсе не царь. Люди кланялись не старому пню, а искали возле него опёнки.

Сжатие текста

Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:  

Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не кланяются тебе, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали.  

Но тут прилетела синичка и защебетала, что пень вовсе не царь. Люди кланялись не старому пню, а искали возле него опёнки.

Перескажите сжатый текст В лесу стоял большой старый пень.  Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.    Возгордился старый пень и стал говорить деревьям, что он самый главный. Все ему должны кланяться!     Но деревья молча стояли в своей гордой красоте. Рассердился старый пень и объявил себя царем!     Но тут прилетела синичка и защебетала, что пень вовсе не царь. Люди кланялись не старому пню, а искали возле него опенки.  

Перескажите сжатый текст

В лесу стоял большой старый пень.  Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

  Возгордился старый пень и стал говорить деревьям, что он самый главный. Все ему должны кланяться! 

  Но деревья молча стояли в своей гордой красоте. Рассердился старый пень и объявил себя царем!

 

  Но тут прилетела синичка и защебетала, что пень вовсе не царь. Люди кланялись не старому пню, а искали возле него опенки.  

Напишите сжатое изложение  ПЛАН Люди кланялись пню.  Пень возгордился.  Деревья гордо молчали.  Правда синицы. Желаю удачи!

Напишите сжатое изложение

ПЛАН

  • Люди кланялись пню.
  • Пень возгордился.
  • Деревья гордо молчали.
  • Правда синицы.

Желаю удачи!

Желаю Вашим ученикам успехов в изучении русского языка  и отличных отметок!

Желаю Вашим ученикам успехов в изучении русского языка и отличных отметок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!