СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы, приемы , средства повышения эффективности образовательной деятельности при обучении русскому языку и литературному чтению в современной школе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаеммый материал может быть полезен учителям начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Методы, приемы , средства повышения эффективности образовательной деятельности при обучении русскому языку и литературному чтению в современной школе.»

Муниципальный семинар « Современный урок русского языка в поликультурном образовательном пространстве»

Тема выступления : «Методы, приемы , средства повышения эффективности образовательной деятельности при обучении русскому языку и литературному чтению в современной школе».

28.10.2019 г.

Ударцева Е.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 4 п. Победа


Сегодня мы проводим семинар семинар « Современный урок русского языка в поликультурном образовательном пространстве»

На семинаре мы постараемся выявить проблемы, касающиеся преподавания русского языка в современной школе многонационального региона.

Русский язык – язык международного общения. Во многих странах его изучают и на нем говорят. Наша речь – самое удивительное и прекрасное из всего, созданного человеком

Без нее невозможна полноценная жизнь. Благодаря ее величеству речи получили развитие наука и техника, литература и искусство. Значение языка нельзя переоценить, ведь именно слово помогает нам понять и полюбить друг друга

Образование-это то, что остается, когда все выученное забыто .Я вспоминаю это древнее изречение всякий раз, когда задумываюсь о смысле и назначении нашего педагогического труда….

Чему учить и как учить - это главные вопросы для педагога. Они становятся особенно актуальными именно в наше время – время глобальной «переоценки» ценностей»….

Учитель русского языка и литературы должен стать одной из ключевых фигур в обновлении современной школы , поскольку именно на наших уроках подрастающий человек учится владеть главным инструментом человеческой мысли- словом , которое , как известно , начало всех начал.

Но как приучить личность современного ребенка к кропотливому труду: чтению ,письму и работу над текстом?

Жизнь не стоит на одном месте: происходят изменения в области экономики, культуры, а также и в образовании. Обучение в традиционной форме никогда не устаревает, но есть и новые технологии, методы и приемы в процессе образования и обучения, при воспитании современной личности.

1.Информационные технологии. Их преимущества в том ,что данные технологии индивидуализируют образовательный процесс .Дети используют компьютерные технологии в образовательных целях, создают проекты, свободно пользуются (через Интернет ) любой библиотекой, музеем, периодическими изданиями всего мира, осуществляют дистанционное образование.

В своей работе использую компьютерные программы серии «Кирилл и Мефодий».. По опыту работы я убедилась, что эти программы удобны для организации индивидуальной и дифференцированной работы как с отстающими , так с одаренными учащимися.

На уроке же удобнее использовать презентации, подготовленные самостоятельно по определенной теме к конкретному уроку или циклу занятий. Презентации помогают поддерживать темп урока, вести урок более динамично, четко структурировать его содержание ,придают эмоциональную окраску, позволяют вести пошаговое объяснение материала в динамичном режиме с помощью схем, диаграмм, графиков.

Во многих школах сегодня появились интерактивные доски- ценный инструмент для обучения всего класса .Это визуальный ресурс , который помогает учителю излагать новый материал очень живо и увлекательно. Интерактивная доска упрощает объяснение схем теоретического материала по русскому языку и литературе и помогает разобраться в сложной проблеме , так как позволяет учащимся взаимодействовать с новым материалом: на ней можно легко изменять информацию или передвигать объекты , создавая новые связи. Учитель может рассуждать вслух, комментируя свои действия , постепенно вовлекая учащихся и побуждая их записывать идеи на доске. .Подобные методики привлекают к активному участию в уроке каждого ученика. Использование интерактивных технологий на уроках русского языка делает занятия интересными и развивает мотивацию учащихся, заставляет работать более творчески, придает уверенности в себе, предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.

Никто из педагогов не будет оспаривать важности обучения школьников навыкам исследовательской деятельности. Практика показывает , что использование элементов проблемных , поисковых ,исследовательских ,эвристических методов обучения делает процесс обучения более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей : поднять интерес учащихся к учебе, смотивировать их на достижение более высоких результатов. Важный момент : для успешной организации исследовательской деятельности на уроке необходимо тщательно продумывать формы уроков. Использование проектной деятельности при изучении русского языка и литературного особенно эффективно ,если она выходит за рамки урока и продолжается на занятиях предметного кружка. Приступая к работе , ученик должен владеть необходимыми знаниями , умениями и навыками в содержательной области проекта. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности , этапов проектирования . Главное в применении этого метода ,чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать объект, делать выводы и применять в жизни добытые знания и навыки. Поскольку проведение проектной и исследовательской деятельности обучающихся требует значительных ресурсов: времени, материалов, оборудования,- формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельностей целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием , но и в рамках традиционных занятий. Проведение таких уроков способствует успешному формированию общеучебных навыков и разностороннему развитию учащихся.

Одной из универсальных форм организации занятий является комбинация следующих методов прохождение материала по блокам, работа в парах, зачетная работа. Рассмотрим основные этапы урока на примере прохождения темы «Однородные члены предложения». При изучении данной темы работаем в паре по карточкам с вспомогательными вопросами и заданиями, потом взаимотренаж ( ВТ), потом взаимообмен заданиями (ВОЗ),главный принцип: получил – передай другому , только после этого можно получить следующее задание, устный зачет по заранее предъявленным вопросам, а затем контрольная работа ,являющая фактически зачетной. При таком построении занятий ученик всегда находится в ответственной позиции, он знает что ему еще нужно изучить , какую работу выполнить дома, а что в классе. Формируется ответственность за других, умение объяснить материал. Конечно ,это требует большой подготовки от учителя, но данный метод оправдывает себя. Итак, «единство обучения и творчества»- девиз , который как нельзя лучше способствует достижению воспитательных и образовательных целей, так как наш предмет от нас привить любовь к русскому языку.

Разноуровневые задания. Требования к разноуровневым заданиям: воспитательное значение, учебная цель, место задания в учебном процессе, соотношение задания со школьным учебником. Разноуровневые задания являются необходимым условием обучения на современном этапе, так как оно не может осуществляться посредством создания особых классов и требует более гибких форм дифференциации и моделей ее организации ,учитывающих социальную ситуацию развития ,психофизиологические и личностные особенности учащихся средних классов основной школы. Класс группируются на три группы, для которых разрабатываются три варианта индивидуальных заданий:

1)базовый уровень, который должен достичь каждый ученик, 2) повышенный уровень, определяющийся глубиной овладения содержанием учебного предмета,3) углубленное изучение предмета для интересующегося , способного , трудолюбивого ученика.

Главная цель повышенного уровня подготовки – воспитания интеллектуальной личности , развитие творческих способностей, обучение самоопределению, поиск области творческой самореализации учащихся. При таком обучении реализуются идея о форме дифференциации , которая не ущемляет достоинства учащихся и не нарушает сложившихся межличностных отношений в коллективе. В содержании образования должны быть включены компоненты , обеспечивающие развитие творческого потенциала всех учащихся.

Среди разноуровневых индивидуальных заданий особое место занимают задания, связанные с национально- региональным компонентом образования. Сегодня уже невозможно дать учащимся глубокие , прочные знания , обучая всех одинаково , без учета индивидуальных особенностей каждого ребенка ,дифференциации способностей и причин недостаточного усвоения той или иной темы. Решение этой проблемы невозможно без четко спланированных разноуровневых заданий для ежедневного опроса учащихся с целью выявления объективного уровня обученности, ибо контроль знаний является одним из важнейших элементов урока. С его помощью устанавливается обратная связь : своевременное обнаружение пробелов в восприятии и осознании, осмыслении и запоминании.

Народный учитель СССР , профессор Донецкого открытого университета Шаталов В.Ф.разработал и воплотил на практике технологию интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей . Я ознакомилась с этой технологией и постаралась реализовать ее на уроках русского языка, использовала ОК (опорные конспекты )при прохождении тем по морфологии, синтаксису. Опорный конспект представляет собой схему , отражающую информацию, которая подлежит усвоению. Использование схемы –опоры помогает учащимся легче и прочнее усвоить теоретический материал, который приводится в нескольких параграфах учебника, тем самым создается резерв времени для тренировочных упражнений, что способствует выработке грамотного письма . Опоры не исключают из работы теоретический материал учебника, они только помогают сжать его до предела. Конечно , они не исключают традиционных форм и методов работы, а только дополняют их. Важно осваивать то, что близко, доступно, понятно и посильно нашим ученикам. Опорные схемы упрощают подачу материала и в то же время облегчают процесс усвоения сложных понятий, позволяют больше уделять времени практическим упражнениям. Опорные конспекты приучают детей мыслить, они кодируют огромный текстовый материал и придумывают в меру своих способностей способы наилучшего запоминания. Учение для многих учеников перестает быть мучением . Главное, дети не боятся отвечать. Опорные конспекты составляются практически по всем разделам курса русского языка. Применение ОК на уроках русского языка и литературного чтения повышает интерес к урокам русского языка и литературы , развивают артистические способности ребят, формируют творческую личность, которая может выразить себя в слове. Часто ОК представляет собой рисунок, схему, таблицу. Преобразование учеником информации в рисунок, схему, таблицу способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. ОК составляется учеником или совместными усилиями учителя и ученика. Умение составлять ОК – одно из важных общеучебных умений, которое подготавливает к презентации своих знаний. ОК в краткой форме должен четко передавать содержание исходного текста , чтобы через некоторое время ученики могли по этому конспекту восстановить учебный материал.

При обучении русскому языку в младших классах важную роль играет – использование дидактических игр на уроках русского языка. так как определяющей главной целью современной школы является формирование творческой и активной личности. Большой интерес для младших школьников представляют такие игры, в которые с удовольствием играют и взрослые. Это – игры , заставляющие думать, предоставляющие человеку возможность проверить и развить свои способности , включающие его в соревнование с другими людьми. Участие детей в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость , стремление к успеху другие полезные мотивационные качества , которые детям могут понадобиться в их будущей взрослой жизни. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернативы. С целью развития мышления и воображения школьников на уроках русского языка и литературы можно использовать самые разнообразные дидактические игры «Кто больше», «Кто быстрее», «Узнай портрет писателя или литературного героя», «Узнай героя по прочитанным отрывкам». Таким образом , система дидактических игр на уроках русского языка способствует глубокому усвоению знаний, умению применять полученные знания в нестандартной ситуации, что в комплексе создает условия для формирования конкурентоспособной личности школьника.

Современная школа требует от ребенка тяжелого учебного труда: обилие предметов , высокий уровень требований, огромная учебная нагрузка мешают многим учителям заняться с детьми реальным творчеством. Развитию у учащихся потребности в творческой деятельности помогают необычные формы ведения урока: ролевая игра, урок-интервью, устный журнал, звездный час, интеллектуальные игры. Способствуют развитию творчества не только уроки(ученики самостоятельно готовят карточки, тесты, пишут сочинения, исследовательские работы, т.е работают самостоятельно, подходят творчески.)но и внеклассные работы. Мы с учениками написали сочинения на следующие темы « Доброта спасет мир», «Знаменитые люди моего села», «Моя малая родина», « Улица моего детства».

Гуманитарное знание не может быть механически усвоено, оно выстраивается посредством взаимосвязей, постоянной работы ДУШИ и МЫСЛИ. Учитель – словесник – не только преподаватель, но и создатель культуры. Наш предмет -это наука и искусство , а урок – общение, сотворчество, духовный контакт, который возможен лишь при вдумчивом , прочувствованном проникновении в смысл текста- научного, публицистического и, конечно же, художественного. Идя только традиционным путем, невозможно реализовать эти задачи, необходимо использование новых технологий в образовании.