СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Методы привития интереса к предмету»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

К.Д. Ушинский говорил: «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения... убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет»

Просмотр содержимого документа
««Методы привития интереса к предмету»»

ГАПОУ МО «Губернский колледж»












Выступление на заседании ПЦК

психолого-педагогических дисциплин

Тема «Методы привития интереса к предмету»









Преподаватель педагогики:

Молчанова Татьяна Павловна

















Серпухов, 2018

К.Д. Ушинский говорил: «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения... убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет»

Современное общество ждет от образовательного учреждения мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Образовательное учреждение в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества. При традиционном способе преподавания педагог часто ставит обучающегося в положение объекта передаваемой ему извне информации. Такой постановкой образовательного процесса педагог искусственно задерживает развитие познавательной активности обучающегося, наносит ему большой вред в интеллектуальном и нравственном отношении. Еще В.А. Сухомлинский говорил: «Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает». Другой отечественный педагог М.В. Остроградский писал: «…Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам».

Сейчас вспомнить эти слова особенно своевременно, поскольку существует проблема утраты познавательного интереса обучающихся к учению вообще и, как следствие, происходит ухудшение успеваемости.

Перед нами, преподавателями, возникают вопросы: Как избежать этого? Как изжить скуку на уроке? Как сделать обучение интересным для ребят и разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству?

Интересы людей чрезвычайно разнообразны. Существует несколько классификаций интересов:

  • материальные;

  • духовные;

  • общественные;

  • познавательные.

Познавательный интерес - особый вид интересов человека.

«Познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями». (Г.И. Щукина)

Познавательный интерес может быть:

  • широким, распространяющимся на получение информации вообще;

  • углубленным в определенную область познания.

Познавательный интерес обучающихся направлен на овладение знаниями, которые представлены в рабочей программе. При этом он обращен не только к содержанию данного предмета, но и к процессу добывания этих знаний, к познавательной деятельности.

В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, проявляется:

  • активный поиск;

  • догадка;

  • исследовательский подход;

  • готовность к решению задач.

Эмоциональные проявления, сопровождающие познавательный интерес:

  • эмоции удивления;

  • чувство ожидания нового;

  • чувство интеллектуальной радости;

  • чувство успеха.

Характерными для познавательного интереса волевыми проявлениями считаются:

  • инициатива поиска;

  • самостоятельность добывания знаний;

  • выдвижение и постановка познавательных задач.

Итак, интеллектуальная, волевая и эмоциональная стороны познавательного интереса выступают как единое взаимосвязанное целое.

Психологи и педагоги выделяют три основных мотива, побуждающих обучающихся учиться.

Во-первых, интерес к предмету. (Я изучаю этот предмет не потому, что преследую какую-то цель, а потому, что сам процесс изучения доставляет мне удовольствие). Высшая степень интереса – это увлечение. Занятия при увлечении порождают сильные положительные эмоции, а невозможность заниматься воспринимается как лишение.

Во-вторых, сознательность. (Занятия по данному предмету мне не интересны, но я сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься).

В-третьих, принуждение. (Я занимаюсь потому, что меня заставляют родители, преподаватели). Часто принуждение поддерживается страхом наказания или соблазном награды. Различные меры принуждения в большинстве случаев не дают положительных результатов.

Важной задачей преподавателя является формирование у обучающихся первых двух мотивов учения – интереса к предмету и чувства долга, ответственности в учебе. Их сочетание позволит обучающемуся достигнуть хороших результатов в учебной деятельности.

Интерес к предмету - самый сильный стимул к учению.

Как заинтересовать обучающегося своим предметом?

Каждого преподавателя беспокоит вопрос об эффективности его занятий, о том, как интереснее их провести. Урок до сих пор остается главным компонентом в обучении и воспитании. Урок – это своеобразная визитная карточка каждого преподавателя. От того, насколько правильно преподаватель определил цель конкретного урока, отобрал необходимый материал, сумел выбрать адекватные ему методы и средства обучения, зависит качество обучения и воспитания, успешность конечных результатов, интерес к предмету.

Использование активных методов обучения приводит к изменению привычных форм общения на занятие, когда преподаватель излагает материал, опрашивает и оценивает обучающихся, которые отвечают на вопросы преподавателя, проявляя тем самым свою активность и самостоятельность. В настоящее время широко распространены уроки-беседы, уроки-исследования, уроки-конференции, уроки с ролевой и деловой игрой и т. д., благодаря которым каждый обучающийся может принять участие в подготовке и проведении урока, выступить на каком-то этапе урока в роли учителя.

Для наиболее эффективной работы возникновения у обучающихся устойчивого интереса к предмету, улучшения качества уроков и знаний возможно использование различных форм и методов обучения:

  • бинарные уроки (в целях повышения эффективности преподавания многих дисциплин, их воспитательной значимости, большое значение имеет значение межпредметных связей, то есть введение бинарных уроков, где в одном уроке объединяются 2 – 3 предмета).

Межпредметные связи взаимно учитывают общее между предметами как в содержании, так и в учебно-воспитательном процессе.

  • урок – игра (как свободная творческая деятельность обладает воспитательным, коммуникативным и развивающим свойствами, формирует воображение, развивает фантазию и интеллект).

  • технология листов опорных сигналов (схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельно работать, индивидуальные способности).

  • технология проектной деятельности (организация исследовательской деятельности)

  • коллективные способы обучения (дают возможность добиваться поставленной цели, создают творческую, соревновательную атмосферу среди учащихся).

  • использование дополнительной литературы, поэзии (всякая работа с книгой, газетой, статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок).

  • дидактические игры. Очень важно, что при выполнении подобных заданий, обучающиеся превращаются в исследователей, что приводит к развитию воображения, стойкого интереса к изучаемому предмету, творческой активности, любознательности.

  • предметная неделя (Одним из средств привития любви и внимания к предметам является предметная неделя, т.к. она предполагает развитие у обучающихся не только интереса к предмету, но и пробуждает желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками, научно-популярной литературой).

  • использование ИКТ (Использование мультимедийного оборудования, интерактивных досок способствует познавательной активности обучающихся, положительной мотивации учебной деятельности, изменению отношения к урокам и учебным предметам, повышению эффективности образовательного процесса и качества образования на уроках). Систематичность использования мультимедийной установки свидетельствует о профессиональной компетентности педагога и его стремлении внедрять современные образовательные технологии.

  • проблемное обучение (Проблемное обучение является одним из стимулов познавательного интереса. Его сущность заключается в том, что знания не даются в готовом виде, а преподаватель организует их «добывание», «открытие»: подбирает такие задачи и вопросы, которые заинтересуют обучающихся и вызовут напряженную мыслительную деятельность. Возникновение интереса обучающихся зависит от умения преподавателя создать так называемую проблемную ситуацию - такое жизненное или учебное затруднение, возникающее тогда, когда обучающиеся понимают задачу (явление, ситуацию), пытаются её решить (объяснить), но чувствуют недостаточность имеющихся знаний. Эта ситуация вызывает у обучающихся желание найти объяснение непонятному факту, создает мотивы учебной деятельности.)

Новизна содержания учебного материала – важный стимул, побуждающий познавательный интерес. На уроках ознакомления с новым материалом обучающиеся узнают новые понятия, выявляют новые свойства и закономерности, находят новые способы действий.

У одних обучающихся сам факт познавания чего-либо неизвестного для них вызывает интерес. Для других – изучаемый материал только тогда вызывает интерес, когда его содержание смогло их поразить, удивить, озадачить.

Другим стимулом интереса, заключенным в содержании учебного материала, является практическая значимость содержания знаний. Интерес к изучению того или иного вопроса зависит от убежденности обучающегося в необходимости изучить данный вопрос. Здесь речь идет как бы о предварительной мотивации.

Важным стимулом познавательного интереса, связанным с содержанием обучения, является исторический аспект знаний — историзм. Исторический материал используется на уроках по различным предметам. Особенно много в этом отношении дают уроки истории, знакомящие обучающихся с развитием культуры, науки, искусства. Широко используются элементы историзма в преподавании литературы: в обрисовке исторического фона литературного творчества того или иного писателя, в показе истории создания конкретного произведения.

Для того чтобы обучающиеся стали активными участниками процесса обучения, необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы обучающимся было интересно приобретать новые знания, умения и навыки. По этому поводу А. Франц говорил: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».

Рекомендации:

  1. Преподавателям необходимо продолжить поиск приёмов и методов привития интереса к предмету, разнообразить формы работы на уроке, использовать наглядность.

  2. Активно использовать на уроках защиту проектов, предлагать обучающимся творческие домашние работы на составление заданий по различным темам.

  3. Провести предметные недели.