ГАПОУ МО «Губернский колледж»
Выступление на заседании ПЦК
психолого-педагогических дисциплин
Тема «Методы привития интереса к предмету»
Преподаватель педагогики:
Молчанова Татьяна Павловна
Серпухов, 2018
К.Д. Ушинский говорил: «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения... убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет»
Современное общество ждет от образовательного учреждения мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Образовательное учреждение в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества. При традиционном способе преподавания педагог часто ставит обучающегося в положение объекта передаваемой ему извне информации. Такой постановкой образовательного процесса педагог искусственно задерживает развитие познавательной активности обучающегося, наносит ему большой вред в интеллектуальном и нравственном отношении. Еще В.А. Сухомлинский говорил: «Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает». Другой отечественный педагог М.В. Остроградский писал: «…Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам».
Сейчас вспомнить эти слова особенно своевременно, поскольку существует проблема утраты познавательного интереса обучающихся к учению вообще и, как следствие, происходит ухудшение успеваемости.
Перед нами, преподавателями, возникают вопросы: Как избежать этого? Как изжить скуку на уроке? Как сделать обучение интересным для ребят и разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству?
Интересы людей чрезвычайно разнообразны. Существует несколько классификаций интересов:
материальные;
духовные;
общественные;
познавательные.
Познавательный интерес - особый вид интересов человека.
«Познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями». (Г.И. Щукина)
Познавательный интерес может быть:
широким, распространяющимся на получение информации вообще;
углубленным в определенную область познания.
Познавательный интерес обучающихся направлен на овладение знаниями, которые представлены в рабочей программе. При этом он обращен не только к содержанию данного предмета, но и к процессу добывания этих знаний, к познавательной деятельности.
В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, проявляется:
Эмоциональные проявления, сопровождающие познавательный интерес:
Характерными для познавательного интереса волевыми проявлениями считаются:
Итак, интеллектуальная, волевая и эмоциональная стороны познавательного интереса выступают как единое взаимосвязанное целое.
Психологи и педагоги выделяют три основных мотива, побуждающих обучающихся учиться.
Во-первых, интерес к предмету. (Я изучаю этот предмет не потому, что преследую какую-то цель, а потому, что сам процесс изучения доставляет мне удовольствие). Высшая степень интереса – это увлечение. Занятия при увлечении порождают сильные положительные эмоции, а невозможность заниматься воспринимается как лишение.
Во-вторых, сознательность. (Занятия по данному предмету мне не интересны, но я сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься).
В-третьих, принуждение. (Я занимаюсь потому, что меня заставляют родители, преподаватели). Часто принуждение поддерживается страхом наказания или соблазном награды. Различные меры принуждения в большинстве случаев не дают положительных результатов.
Важной задачей преподавателя является формирование у обучающихся первых двух мотивов учения – интереса к предмету и чувства долга, ответственности в учебе. Их сочетание позволит обучающемуся достигнуть хороших результатов в учебной деятельности.
Интерес к предмету - самый сильный стимул к учению.
Как заинтересовать обучающегося своим предметом?
Каждого преподавателя беспокоит вопрос об эффективности его занятий, о том, как интереснее их провести. Урок до сих пор остается главным компонентом в обучении и воспитании. Урок – это своеобразная визитная карточка каждого преподавателя. От того, насколько правильно преподаватель определил цель конкретного урока, отобрал необходимый материал, сумел выбрать адекватные ему методы и средства обучения, зависит качество обучения и воспитания, успешность конечных результатов, интерес к предмету.
Использование активных методов обучения приводит к изменению привычных форм общения на занятие, когда преподаватель излагает материал, опрашивает и оценивает обучающихся, которые отвечают на вопросы преподавателя, проявляя тем самым свою активность и самостоятельность. В настоящее время широко распространены уроки-беседы, уроки-исследования, уроки-конференции, уроки с ролевой и деловой игрой и т. д., благодаря которым каждый обучающийся может принять участие в подготовке и проведении урока, выступить на каком-то этапе урока в роли учителя.
Для наиболее эффективной работы возникновения у обучающихся устойчивого интереса к предмету, улучшения качества уроков и знаний возможно использование различных форм и методов обучения:
бинарные уроки (в целях повышения эффективности преподавания многих дисциплин, их воспитательной значимости, большое значение имеет значение межпредметных связей, то есть введение бинарных уроков, где в одном уроке объединяются 2 – 3 предмета).
Межпредметные связи взаимно учитывают общее между предметами как в содержании, так и в учебно-воспитательном процессе.
урок – игра (как свободная творческая деятельность обладает воспитательным, коммуникативным и развивающим свойствами, формирует воображение, развивает фантазию и интеллект).
технология листов опорных сигналов (схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельно работать, индивидуальные способности).
технология проектной деятельности (организация исследовательской деятельности)
коллективные способы обучения (дают возможность добиваться поставленной цели, создают творческую, соревновательную атмосферу среди учащихся).
использование дополнительной литературы, поэзии (всякая работа с книгой, газетой, статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок).
дидактические игры. Очень важно, что при выполнении подобных заданий, обучающиеся превращаются в исследователей, что приводит к развитию воображения, стойкого интереса к изучаемому предмету, творческой активности, любознательности.
предметная неделя (Одним из средств привития любви и внимания к предметам является предметная неделя, т.к. она предполагает развитие у обучающихся не только интереса к предмету, но и пробуждает желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками, научно-популярной литературой).
использование ИКТ (Использование мультимедийного оборудования, интерактивных досок способствует познавательной активности обучающихся, положительной мотивации учебной деятельности, изменению отношения к урокам и учебным предметам, повышению эффективности образовательного процесса и качества образования на уроках). Систематичность использования мультимедийной установки свидетельствует о профессиональной компетентности педагога и его стремлении внедрять современные образовательные технологии.
проблемное обучение (Проблемное обучение является одним из стимулов познавательного интереса. Его сущность заключается в том, что знания не даются в готовом виде, а преподаватель организует их «добывание», «открытие»: подбирает такие задачи и вопросы, которые заинтересуют обучающихся и вызовут напряженную мыслительную деятельность. Возникновение интереса обучающихся зависит от умения преподавателя создать так называемую проблемную ситуацию - такое жизненное или учебное затруднение, возникающее тогда, когда обучающиеся понимают задачу (явление, ситуацию), пытаются её решить (объяснить), но чувствуют недостаточность имеющихся знаний. Эта ситуация вызывает у обучающихся желание найти объяснение непонятному факту, создает мотивы учебной деятельности.)
Новизна содержания учебного материала – важный стимул, побуждающий познавательный интерес. На уроках ознакомления с новым материалом обучающиеся узнают новые понятия, выявляют новые свойства и закономерности, находят новые способы действий.
У одних обучающихся сам факт познавания чего-либо неизвестного для них вызывает интерес. Для других – изучаемый материал только тогда вызывает интерес, когда его содержание смогло их поразить, удивить, озадачить.
Другим стимулом интереса, заключенным в содержании учебного материала, является практическая значимость содержания знаний. Интерес к изучению того или иного вопроса зависит от убежденности обучающегося в необходимости изучить данный вопрос. Здесь речь идет как бы о предварительной мотивации.
Важным стимулом познавательного интереса, связанным с содержанием обучения, является исторический аспект знаний — историзм. Исторический материал используется на уроках по различным предметам. Особенно много в этом отношении дают уроки истории, знакомящие обучающихся с развитием культуры, науки, искусства. Широко используются элементы историзма в преподавании литературы: в обрисовке исторического фона литературного творчества того или иного писателя, в показе истории создания конкретного произведения.
Для того чтобы обучающиеся стали активными участниками процесса обучения, необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы обучающимся было интересно приобретать новые знания, умения и навыки. По этому поводу А. Франц говорил: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».
Рекомендации:
Преподавателям необходимо продолжить поиск приёмов и методов привития интереса к предмету, разнообразить формы работы на уроке, использовать наглядность.
Активно использовать на уроках защиту проектов, предлагать обучающимся творческие домашние работы на составление заданий по различным темам.
Провести предметные недели.