СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы проектной деятельности на уроках иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенность метода проявляется в том, что в его основе лежит развитие познавательной деятельности учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся - индивидуальную, групповую, парную - которую учащиеся выполняют в течение определенного времени. РЕФЕРАТИВНАЯ РАБОТА

Просмотр содержимого документа
«Методы проектной деятельности на уроках иностранного языка»

Методы проектной деятельности на уроках иностранного языка

Дети легко забывают то, что они говорят,

и то, что им говорят, но не то, что они делают,

и не то, что с ними делают.

Ж. Ж. Руссо

Европейский выбор Украины и реформирование сферы образования обусловливают новый взгляд на изучение иностранного языка в общеобразовательном учебном заведении. 

В Государственном стандарте базового и полного общего среднего образования указано, что вся система школьного образования в области иностранных языков должна производить у учащихся умения иноязычного общения. Новая программа по английскому языку показала изменение в подходе к процессу преподавания и четко определила ориентацию на нужды ученика. Она требует от нас, учителей, овладение коммуникативной методике обучения, рассматривает учебную деятельность на уроке, как деятельность общения. Из своего опыта могу сказать, что ведущей технологии изучения английского языка должно быть также личностно - ориентированное обучение. Ведь в процессе личностно - ориентированного обучения излагаются не только знания, но и раскрываются, формируются и реализуются индивидуальные особенности ученика, его творческий потенциал.

Учитывая требования к урокам иностранного языка (Приложение 1), которые предусматривают сопротивления на творчество школьников, поощрение их к исследовательской деятельности, создание условий и поддержание высокой мотивации к обучению, коммуникативную направленность всех этапов урока, динамичность, эмоциональность, обусловили выбор моей проблемной темы: « методы проектной деятельности на уроках иностранного языка »

Проектная работа - вид работы, целью которой является подготовка конечного продукта на английском языке - мультимедийных презентаций, буклетов, стенгазет, фотоколлажей, видеорепортажей и тому подобное. Цель этого вида работы - дать ученику возможность выполнить работу, построенную на знании языка и умениях и навыках, полученных в течение изучения темы.

Проектные работы идеальны для разноуровневых групп, поскольку каждое задание может быть выполнено учащимися, имеющими разный уровень подготовки. В процессе проектной деятельности учащиеся общаются между собой и с окружающим миром на английском языке.

Метод проектов - это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения конкретных задач, которые постепенно усложняются; это комплекс поисковых, исследовательских, графических и других видов работ, выполненных с целью практического или теоретического решения важной проблемы.

Проект - это пять «П»:

·         проблема

·         планирование

·         Поиск информации

·         продукт

·          Презентация конечного продукта.

            Проектная технология предусматривает использование совокупности исследовательских поисковых, творческих методов, приемов и средств.

В силу специфики предмета, иностранный язык имеет большой потенциал, который воспитывает и развивает личность ребенка. В современной практике обучения иностранным языкам, широко используется метод проектов. Отсюда следует актуальность исследования темы, которая заключается в том, что создание проектов положительно влияет на формирование познавательных интересов школьников, способствует развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, воспитание чувства коллективизма, осознанном усвоении английского языка, учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу , внимательно слушают своих товарищей

Особенность метода проявляется в том, что в его основе лежит развитие познавательной деятельности учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся - индивидуальную, групповую, парную - которую учащиеся выполняют в течение определенного времени.

Основными принципами проектной методики являются:

1) Принцип «фейерверка» (создание максимально благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала каждого ученика)

2) Принцип успеха (возникает необходимость сказать что-то, желание принять участие в общении).

        Работая над темой «Методы проектной деятельности на уроках иностранного языка», я стараюсь научить своих учеников творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, совершенствовать навыки и культуру межличностного сотрудничества на уроках английского языка. Проектные задания дифференцирую для того, чтобы ученики могли выполнять их на английском языке в зависимости от уровня их обученности.

При организации учебного проектирования я выполняю следующие функции: организатора, помощника, консультанта, поддерживаю и призываю учеников. Координирую весь процесс работы над проектом, помогаю ученикам в поиске источников, необходимых им над проектом, поддерживаю поисковую активность учащихся в работе над проектом. Использую проект - упражнения, которые помогают ученику активизировать знания лексических единиц по изученной теме. Проект - упражнение не отнимает много времени для подготовки по сравнению с информационными, исследовательскими и творческими проектами.

Следует также отметить, что непосредственно перед началом работы над проектом я стараюсь поэтапно объяснить ученикам суть, содержание, цель и конечный результат работы над проектом. Такую работу провожу в несколько этапов.

Первый этап - подготовительный: выбор и обсуждение темы проекта, формулировка проблемы, ознакомление с новым языковым материалом, его автоматизация, разработка структуры проекта, обсуждения конечного продукта и способа его презентации, формирование групп и изучения их индивидуальных особенностей, интересов, жизненного опыта.

Второй этап - организация работы: сбор информации (чтение текстов, работа со справочниками, интервьюирование, анкетирование); обсуждение первой собранной информации, первых результатов в группах, обсуждение ее в классе.

Третий этап - промежуточный контроль: обсуждение способа оформления проекта, его документирования. На этом этапе учащимся предлагается также изготовить плакат, буклет, афишу, альбом с небольшими текстами, рисунки, фото по выбранной теме. Например, при изучении темы "Еда", ученики получают задание изготовить рекламный буклет любимого блюда. Этот вид деятельности очень нравится ученикам. (Приложение 2)

Четвертый этап - собственно презентация: обсуждение в группах способов презентации проекта, документирование проекта, презентация проекта. Во время защиты проекта учителю необходимо обратить внимание на: качество материала, его композицию; глубину изучения проблемы; применение знаний по другим предметам; активность каждого участника проектирования; коллективный характер принимаемых решений; характер общения и взаимопомощи в группе; умение учащихся аргументировать, делать выводы; культуру речи; эстетичность оформления результатов проекта; умение отвечать на вопросы оппонентов.

Пятый этап - подведение итогов: обсуждение результатов и оценки проекта. Актуальным вопросом проектной методики является контроль за деятельностью учащихся и его оценки. Необходимо оценивать как процесс, так и результат.

При изучении темы « My hobby » в классе, ученики творчески подошли к выполнению проектов. Каждый старался, как можно интереснее представить свое собственное хобби, вызвать интерес и восхищение. Рассказы были интересными, живыми, эмоциональными (Приложение 3).

Как итог изучения темы « Geographical Outlook » учениками восьмого класса, также был создан ряд проекте. Ученики исследовали географическое положение, климатические условия, численность населения, традиции и обычаи стран. Результатом их работы стали презентации к теме урока. Во время работы над проектом учащиеся много работали с дополнительной информацией из различных источников, информационных справочников, Интернет ресурсов, в том числе и англоязычных сайтов (Приложение 4).

На уроках по теме « My school », ученикам было предложено создать презентацию, буклет, стенгазету, видео на данную тему. Мнения, что помогло объединить учеников в три группы. Одна группа создала видеоролик, в котором каждый из участников рассказал несколько интересных, по его мнению, фактов о нашей школе. Вторая группа подготовила презентацию с использованием самостоятельно отснятых фото. Третья - стенгазету, с рубриками « Our teachers », « Our classrooms », « Our canteen », « Our traditions » и другие (Приложение 5).

Ученики 10 класса, на итоговом уроке по теме « Sport in my life » презентовали ряд работ « My favorite sport », « Sport in my life », « Famous sportsmen ». Информация была изложена очень интересно, содержала большое количество фактов, собственных фото, мыслей и пожеланий относительно здорового образа жизни и занятия спортом (Приложение 6). В резулатати такой работы, учащиеся изучили много новых лексических единиц, повторили грамматические структуры, улучшили свои коммуникативные навыки.

Проектная деятельность способствует формированию коммуникативной компетентности учащихся. Ведь они пытаются выразить свою собственную точку зрения на определенную проблему или поставленную задачу. Им очень импонируют проекты, где необходимо использовать информацию о себе, своих увлечениях, семье, город, где они живут, что способствует формированию ценностных ориентаций ребенка, учит их самопрезентации. Ярким примером этого были оформлены учениками шестых классов стенгазеты на тему « This is me » (Приложение 7).

Опыт работы над методами проектной деятельности позволяет мне провести анализ и дать ответ на вопрос: как эти методы влияют на результативность нашей совместной с учениками работы и уровень их обученности по предмету. Понятно, что положительно, так как в работе над проектом каждый ученик вносит свой вклад в его реализацию. Каждый в равной степени несет ответственность за его выполнение. Я пришла к выводу, что эта методика является хорошим стимулом для развития личности. Позволяет достичь более качественного и эффективного обучения английскому языку (Приложение 8).

Учитывая свой опыт во время работы над проектами я пришла к выводу, что обучение средствами проектной технологии направлено на достижение цели, которую определяет сам ученик. Учитель помогает отыскать средства достижения цели, дает возможность ученику осознать себя, реализовать свою индивидуальность.

Развитие творческих способностей школьника - это кропотливая, но необходимая работа. В. А. Сухомлинский отмечал, что «... без творческой жизни личность не может быть воспитанным, без творчества немыслимые духовные, интеллектуальные, эмоциональные, эстетические взаимоотношения», в которых растет и формируется личность ребенка. 


Использование проектной технологии на уроках английского языка

В силу специфики предмета иностранный язык имеет большой потенциал, который воспитывает и развивает личность ребенка. Она побуждает учащихся к изучению образцов мировой и родной культуры, включая их к диалогу культур, развивает средствами языка. Изучение иностранных языков сегодня осуществляется в широком социок ультурному контексте, имеет строгое выраженный культуроведческие направление.

В современной практике обучения иностранным языкам в украинских школах широко используется метод проектов, который предполагает опору на творчество школьников, поощрение их к исследовательской деятельности, позволяет реально интегрировать различные учебные предметы, использовать различные режимы работы учащихся, организовывать обучение в сотрудничестве.

Проектная работа - вид работы (преимущественно в группах), целью которой является подготовка конечного продукта на английском языке - альбома, представления информации и тому подобное. Цель этого вида работы - дать ученику возможность выполнить независимую работу, построенную на знании языка и умениях и навыках, полученных в течение определенного периода изучения темы. Проектные работы идеальны для разноуровневых групп, поскольку каждое задание может быть выполнено учащимися, имеющими разный уровень подготовки. В процессе проектной деятельности учащиеся реально общаются между собой и с окружающим миром на английском языке.

Практическая цель выполнения определенной проектной работы может базироваться на совершенствовании различных умений и навыков. Некоторые работы требуют больше практики устной речи, другие больше направлены на развитие навыков письма, третьи требуют применения определенных артистических способностей. Какие задачи больше подходят для индивидуальной работы, другие - для работы в парах или малых группах. Очень важно помочь ученикам выбрать задачу и такие методы его выполнения, чтобы они чувствовали себя максимально комфортно.

Преимущества проектной работы были по достоинству оценены в преподавании таких предметов, как география, история, основы химии и физики, в течение многих лет. Языковые учебные программы начали систематически использовать этот подход только недавно. На вопрос "Почему именно проектная работа?" можно дать следующие ответы:

  • том, что проектная работа мотивирует (Учащиеся пишут о себе - свою семью, свой дом, свои интересы и предпочтения. Работая над проектом, учащиеся проводят небольшую исследовательскую работу по теме, которая их интересует. Ученики занимают активную позицию во время проектной работы. Выполняя проект, ученики часто что-то вырезают, закрашивают, о чем-то пишут, ищут информацию в книгах, общаются с другими людьми, находят иллюстрации - возможно даже делают аудио- или видеозаписи. Ученики разного уровня речевого развития могут выполнить свой собственный проект - большой или малый, простой или сложный - и смогут гордиться им. Например, некоторые ученики в классе могут слабее знать язык других, но это им не мешать в процессе выполнения проекта выявить способности к проектированию или иллюстрации своей работы или найти оригинальный подход к презентации проекта).

  • том, что проектная работа личностно ориентированная (готовя рассказ о своем окружении в письменной форме, ученики открывают для себя значение английского и интернационального языка. Когда в будущем, возможно, им придется рассказать иностранцу на английском языке о своей семье, город или свои предпочтения. Работа над таким проектом помогает им подготовиться к такому событию. Сосредоточивая внимание на изучаемой теме на английском языке, учащиеся имеют возможность ознакомиться с особенностями культуры англоязычных стран, сравнить их со своими представлениями и таким образом обогатить свое понимание других культур).

  • том, что проектная работа должна общеобразовательную ценность (большинство современных школьных программ требуют, чтобы преподавание предметов способствовало развитию у учащихся инициативы, независимости, воображения, самодисциплины, сотрудничества с другими учениками и полезных исследовательских навыков. Проектная работа является практическим путем реализации этих образовательных целей на уроке и во внеурочное время).

С точки зрения практических соображений проектная работа включает различные виды деятельности. Ученикам, возможно, придется двигаться по классу, чтобы, например, задать вопрос другим ученикам или найти информацию в справочной литературе. Конечно, в классе тогда не будет тишины. Но это производительный шум, который будет способствовать выполнению задачи.

Подготовка, выполнение и презентация проекта занимает гораздо больше времени, чем выполнение традиционных задач. Но не вся проектная работа должна быть выполнена на уроке. Если проект готовится как индивидуальный, ученики могут продолжать работать над ним дома. Многие ученики захотят дополнительно поработать над проектом, чтобы создать такую ​​работу, какой бы они могли действительно гордиться.

Понятно, что большинство учеников будут говорить на родном языке во время работы над проектом. Это естественно и неизбежно, и нет потребности это воспринимать как проблему. Главное - чтобы конечный результат был сформулирован на английском языке. Проектная работа обеспечивает возможности реального использования перевода - например, перевода на английский язык открыток, карт, интервью с членами семьи, текстов из справочника, написанного на родном языке.

Ключом к успеху проектной работы является хорошая подготовка и организация. Для выполнения проекта необходимо, чтобы в классе были ножницы, линейки, клей и большие листы бумаги. Ученикам также нужно иметь доступ к небольшой справочной библиотеки, в которой можно было бы найти словарь, грамматику и атлас. Учеников следует поощрять собирать и приносить в класс собственные материалы: журналы, брошюры, карты, открытки и т.п., даже если все эти материалы написаны на родном языке. Учителям также следует собирать такие материалы.

Школьники должны научиться самостоятельно находить нужную информацию и обращаться за помощью к учителю только в тех случаях, когда они сами не могут найти ответ на вопрос. Дети также должны научиться планировать свои действия и самостоятельно решать, какие материалы им понадобятся для выполнения задач проекта и они их могут найти.

Важным этапом в работе над проектом является его оценки. Ученики всегда хотят услышать отзыв о своем проекте от учителя. Очень важно, чтобы работа учащихся оценивалась не только с точки зрения лингвистической правильности. Учителя должны отмечать, насколько творческой и оригинальной есть работа и как много усилий было приложено для ее выполнения.

Важно, чтобы учителя не исправляли ошибки в конечном варианте проекта. Для этого следует предложить учащимся подготовить и показать для проверки сначала черновик проекта. Таким образом, ошибки будут найдены, и заключительный вариант проекта не будет исправлений.

Образцы заданий для проектных работ, которые в последнее время больше всего запомнились мне и моим ученикам:

1. "Книга погоды" ( "A weather book»). Дети изготавливают карточки, где рисуют схематическое изображение различных видов погоды, составляют эти карточки в конверты, которые наклеивают на специальные тетради или блокноты - "книги погоды". Во время урока мы устно выясняем, какая погода на улице с помощью карточек (учащиеся раскладывают соответствующие карточки на парте, а учитель на доске) и фиксируем описание погоды в "книгах".

2. Проекты "Учимся учиться" ( "Learning to learn") с практическими идеями и советами по работе над языком (изучение слов, правил, работа со словарями и пособиями, чтение оригинальной литературы, подготовка к экзаменам и т.д.). Результаты такой работы оформляются в виде ярких достопримечательностей.

3. Анкетирование, интервью, исследования на тему, что изучается. Результат такой работы оформляется в виде таблиц с выводами и постеров) (survey, quiz)

4. Аудио-экскурсия по городу (создание сценария, запись на кассету текста экскурсии, прослушивания кассеты одноклассниками)

5. Проектные работы, относящиеся к тем "Я, моя семья, мои друзья" "Ученик и его окружение", "Внешность":

  • рассказ о себе с опорой (для учащихся начального и среднего этапа обучения), где опора изготавливается в виде шестиугольников, составленных в своеобразную "цветок", где каждой "лепестке" ученик должен раскрыть определенный вопрос (имя, возраст, место проживания , школа, школьные друзья, домашние животные, предпочтения и т.д.);

  • "Семейные деревья»;

  • "Говорят звезды" ( "Stars talking») - биографические данные о знаменитости (работа оформляется в виде реферата или постера, ученик должен быть готов отвечать на вопросы одноклассников, к участию в своеобразном интервью)

6. Проектные работы для более старших школьников с высоким уровнем знания языка на тему "Биография" могут быть "A life story", "Personal details", "Personality Questionnaire" и другие.

  • "Transform your teacher", "A new image" (где берутся фотография лица "до" и "после" перевоплощения, - ученики меняют имидж того или иного человека)

  • расписание уроков на английском языке.

7.Досить интересные проектные работы, которые имеют вид рекламных постеров (планирование вечеринки, реклама кружков или клубов по интересам, рекламные постеры к фильмам и т.д.).

8. "Создай свою собственную музыкальную группу" (к теме "Музыка и музыкальные инструменты).

9. Различные виды проектных работ к теме "Еда и продукты" ( "Здоровая пища", "Спланируй обед", "Мой любимый рецепт" и т.д.).

Но как показывает анализ педагогической практики и методической литературы, которая рассматривает общую проблему использования метода проектов, до сих пор еще не освещен подход к определению понятия "метод проектов", не освещены в полном объеме вопросы теории и практики целенаправленного, специально организованного и управляемого процесса использования метода проектов для формирования коммуникативных умений школьников и для воспитания личности средствами иностранного языка.

Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что, несмотря на частое использование задач по разработке проектов как в учебниках для средних школ, так и в различных дополнительных пособиях, нельзя говорить, что все аспекты использования данного метода достаточно проанализированы в учебной литературе, особенно в контексте решения воспитательных задач средствами иностранного языка.

Личностно-ориентированное воспитание средствами иностранного языка предполагает, с одной стороны, использование учебного общения, сотрудничества и активной творческой деятельности ученика во время урока, а с другой стороны, учителю необходимо найти способ введения реальной иностранного языка к школьному классу, включить ученика к реальной языковой коммуникации , к информационному обмену, не оставляя учебной аудитории, смоделировать реальный процесс вхождения в культуру.

Объективно существующее информационное пространство включает в себя следующее:

  • книги (художественные, учебные, справочники, научно-популярную литературу)

  • периодическая печать;

  • радиовещания и телевидения;

  • мультимедийные аппаратные и программные средства, в том числе учебные;

  • глобальные и локальные сети образовательного, общего и специального назначения.

Книга является наиболее распространенным носителем иноязычной информации. В учебном процессе это учебники и учебные пособия. К сожалению, оригинальные художественные и научные тексты редко встречаются в современных школьных учебниках английского языка, а задания к ним достаточно часто превращают текст в учебный.

Газеты и журналы используются в учебном процессе не так широко, как учебные книги, даже если они являются реальными носителями живого языка и актуальной информации.

Электронные носители информации в ближайшие годы получат значения, равнозначного книге и периодическим изданиям. Современные технологии предоставления новой информации создают уникальные возможности автоматического поиска информации, работы с справочным материалом.

Радио- и телепередачи на иностранном языке видимому реальность современного информационного пространства. Сегодня во многих школах, особенно с углубленным изучением иностранного языка, для работы как на уроке, так и вне его ученики пользуются фондами медиатек, имеют возможность просматривать не только учебные программы, но и телепередачи в реальном времени, используя спутниковые антенны.

Возможности вычислительной техники и программных средств настолько ограничены, что эта тема может стать предметом отдельной книги. Как показывает современная практика, использование Интернета в учебных целях - основная тенденция сегодняшнего дня. Участие в различных телекоммуникационных проектах, конференциях, возможность подключения к библиотекам мира, просто опрос о насущных проблемах жителей любой точки планеты - все это распространяет мир представления ученика, привносит в его жизнь большое количество информации, к слову большинством языке, изучается, в нашем случае на английском.

Воспитательный потенциал иностранного языка увеличивается с введением в учебный процесс новых информационных технологий. Использование технологий, которые привлекают опыт и творческий потенциал ученика, выводит процесс обучения и воспитания средствами иностранного языка за пределы школьных рамок.

Метод проектов является одной из технологий, которая обеспечивает личностно-ориентированный направление обучения и воспитания, так как он практически впитывает в себя и другие современные технологии, например таки как обучение в сотрудничестве.

В отличие от других технологий, которые практикуются в школе (коммуникативно-ролевая ситуативная и лингвистически ориентированная деятельности), проектная методика дает учителю возможность включить учащихся в реальное общение, наиболее насыщенный иноязычными контактами, основанное на исследовательской деятельности. на сотрудничестве, и увидеть реальные, а не только получении в ходе игры результаты своей работы.

Проект в проективном обучении и метод проектов отличаются друг от друга. В методе проектов проект - это средство обучения, способ усвоения определенного учебного материала; в проективном обучении - разработка проекта -цель обучения, то есть, выражаясь о методе проектов, мы имеем в виду способ достижения конкретной дидактической (методической) цели путем разработки проблемы и получения реального практического результата.

Доктор педагогических наук, известный исследователь в области современных технологий обучения Е. С. Полат определяет метод проектов как "определённым образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода , но организацию процесса достижения этого результата »[7, c. 14].

Она считает, что метод проектов при наличии определенных условий может быть использован в любом типе школ, на любом этапе обучения, если он отвечает следующим требованиям:

  • Наличие значимой в исследовательском или творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

  • Практическое, теоретическое, познавательное значение результатов, которые ожидаются.

  • Самостоятельная деятельность учащихся: индивидуально, в парах, в группе на уроке и вне его.

  • Структурирование содержательной части проекта. с указанием поэтапных результатов и распределением ролей.

  • Использование исследовательских методов: определение проблемы, задач исследования, вытекающие из нее, выдвижение гипотезы решения, обсуждение методов исследования. оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Типология проектов, активно используется в современной школе

Анализируя работы различных авторов можно выделить наиболее проработанную типологию проектов в соответствии с их признаков:

  • Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, ролево-игровой, ознакомительно-ориентирующий.

  • Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знаний) или между предметный проект.

  • Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

  • Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

  • Количество участников проекта.

  • Продолжительность проекта (краткосрочный, долгосрочный).

Согласно первым признаком можно выделить следующие типы проектов:

  • Исследовательские. Данный тип требует хорошо продуманной структуре проекта, четко сформулированы перед началом выполнения проекта цели, заинтересованность каждого участника проекта, значимость; продуманные методы экспериментальных и опытных работ, обработки результатов.

  • Творческие. Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и развивается, подчиняясь схеме, которую приняли сами ученики. Но, до того, как начать разработку такого проекта, следует заранее договориться о желаемых, запланированные результаты. Это могут быть произведения, видеофильмы, стенгазеты, экспедиции и так далее.

  • Ролево-игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Каждый участник выбирает для себя роль, в соответствии с характером и содержания проекта. Это могут быть литературные персонажи, герои, имитирующие социальные и деловые отношения, осложненные придуманными участниками ситуациями. Результаты подобных проектов могут быть обсуждены заранее, а могут "вырисовываться" ближе к концу работы.

  • Практически-ориентированы. Такой тип отличает четко обозначена с самого начала цель деятельности участников проекта, которая, в свою очередь, должна быть ориентирована на социальные интересы самих участников. Результатом работы могут быть газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона и прочее. Подобный проект требует хорошо продуманной структуре, возможно, даже сценарий всей деятельности его участников, доминирующий функции каждого в обработке и оформлении иноязычной информации. Во время работы над такими проектами особенно важна четкая организация обсуждения, корректировки, презентации полученных результатов и возможных способов их использования на практике.

По второму признаку - доминирующему предметно-содержательный аспект - проекты могут быть:

  • Моно проекты. Данные проекты лучше проводить по наиболее сложными темами, связанными с страноведческой, социальной тематикой. Они нуждаются в четкой структуризации, лучше с поурочным планированием, с четким обозначением конечной цели и задач, а также знаний, умений, получают ученики во время разработки проекта. Заранее сказывается и форма презентации, которую ученики выбирают сами.

  • Межпредметные проекты. Такого рода проекты выполняются во внеурочное время. Они могут объединять как несколько предметов, так и решать достаточно сложные проблемы, например, проблемы сохранения окружающей среды, исследования творчества писателей, работающих в одном жанре. Такие проекты требуют четкой координации работы всех учителей-предметников, хорошо отработанной формы промежуточного контроля и итоговой презентации.

По третьему признаку - характеру координации - проекты могут быть:

  • С открытой координацией. В таких проектах координатор (педагог) непосредственно участвует в работе, организуя и направляя ее, а также координирующие деятельность всех участников.

  • С скрытой координацией. Учитель не вмешивается в работу над проектом, но, изучающие дневники и отчеты учеников, общаясь с членами группы, он внимательно следит за процессом и может выступить в роли советчика или помощника.

По характеристике контактов проекты бывают:

  • внутренние или региональные (в пределах классов одной школы, школ округа, города);

  • международные.

Последние могут иметь место во время школьных обменов. Кроме этого, возможность разрабатывать международные проекты совместно с учащимися разных стран и континентов предоставляются учителю современными информационными технологиями. Такие проекты появились относительно недавно и называются телекоммуникационных проектов.

Телекоммуникационный проект - это прежде всего учебно-познавательная совместное творчество или познавательная игровая деятельность учащихся, партнеров, которые находятся на значительном расстоянии друг от друга, основанная на компьютерной телекоммуникации и которая имеет общую цель - исследование проблемы с помощью согласованных методов, способов деятельности, направленных на достижение общего результата.

Специфика телекоммуникационных проектов заключается в том, что все они межпредметные. Решение любой проблемы по теме проекта всегда требует использования интегрированных знаний. Работа в международных проектах требует в качественных знаниях не только в области исследования конкретной проблемы, но и определенного осознания в области национальной культуры партнера по проекту.

Участие в телекоммуникационном проекте помогает ученику включиться в различных сред: информационных, социальных, языковых. Это способствует формированию глобального мышления, осознанию себя как гражданина мира, прививает чувство социальной ответственности, распространяет кругозор ученика, поощряет полилога культур, помогает выражать свое отношение к проблеме, помня о правилах написания письма, доклады, одновременно ознакомиться с точкой зрения людей, которые живут в других географических условиях, которые имеют другое Вера исповедание и национальные традиции, возможно иначе взглянуть на собственный мир, толерантно отнестись к точке зрения партнера по проекту.

Обратимся к основным подходов использования метода проектов при обучении иностранным языкам. Их можно разделить на две категории. В первую мы отнесем разработку проектов, не связанных с материалом учебника: учащиеся знакомятся с городом, местностью, в который они живут, для того, чтобы рассказать об этом своим зарубежным сверстникам, таким образом приобщаясь к среде социальной, разрабатывая прагматические проекты. Вторая категория - это исследовательские проекты, разработка которых осуществляется параллельно с изучением определенной темы учебника.

Многие учителя пытаются создать в классе ситуации, наиболее приближенные к действительности, которые способствуют применению учащимися знаний, полученных в процессе обучения. Работа над проектом - это в первую очередь самостоятельная работа ученика над решением проблемы, которая требует умения поставить проблему, наметить способы ее решения, спланировать работу, подобрать необходимый материал и так далее.

Таким образом, в процессе этой деятельности ученик развивает свои интеллектуальные умения, такие черты характера, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, приобретает определенные учебные навыки, что обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в обществе, создает условия для развития креативности, что является важным в сегодняшнем быстроменяющемся мире.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!