СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы работы над техникой вращения в процессе развития исполнительского мастерства танцовщика классического танца

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка в помощь педагогу и студенту в освоении различных видов вращений в классическом танце.

Просмотр содержимого документа
«Методы работы над техникой вращения в процессе развития исполнительского мастерства танцовщика классического танца»

Методы работы над техникой вращения в процессе развития исполнительского мастерства танцовщика классического танца


1.Развитие техники вращения на уроке классического танца

Успех техники исполнения любого вращения в классическом танце, зависит от того, как исполнитель усвоит методически правильное исполнение вращения ещё на начальном этапе его обучения, для этого необходимо добиться точной координации исполнения движения, так как именно она стимулирует любые повороты. Немаловажно выработать во время вращения сознательное сохранение центра тяжести корпуса на опорной ноге, а так же привить исполнителю свободное владение поворотами головы, которые дают возможность чётко фиксировать окончание каждого тура.

Начинать изучать туры на занятии классического танца, необходимо с элементарных подготовительных упражнений, которые приучают тело танцовщика к поворотам. Обязательным условием при изучении всех подготовительных упражнений является точная координация. Подъём на полупальцы и моментальная фиксация позы должны происходить одновременно. Поэтому на начальном этапе обучения в экзерсисе у палки изучается элементарный поворот на двух ногах, затем поворот с подменой ноги и поворот на опорной ноге с возвращением обратно. Последние приёмы применяется в упражнениях battement tendu, battement developpe, petit battement sur le cou-de-pied и т. д. Все эти движения сопровождаются переменой руки у палки.

В экзерсисе у станка изучение техники вращения начинается с изучения простых полуповоротов к станку и от станка. Тяжесть корпуса должна располагаться на высоких полупальцах обеих ступней. Помимо изучения новых движений, на начальном этапе обучения продолжают вырабатывать силу и выносливость ног количественным исполнением однородных движений, таких как releve, pas echappe, sissonne simple, на одной ноге один раз и более, pas suivi исполняется во всех направлениях в быстром темпе. Пройденные упражнения повторяют в более сложных сочетаниях, комбинации усложняются различными нюансами движений корпуса, рук головы.

Изучение полного поворота на 360° предполагает освоение переноса тяжести корпуса при вращении с двух ног на одну ногу. Вращения сложнее исполнять у палки, чем на середине зала. Приступать к их изучению можно только в том случае, если уже выработан правильный тур, то есть, усвоено умение сохранять во время поворота центр тяжести корпуса (равновесие, апломб) точно на оси опорной ноги. Вращение исполняется на высоких полупальцах, что обуславливает натянутость опорной ноги и подтянутость корпуса. Активная и точная координация рук, а также энергичный поворот головы стимулируют вращение, поэтому уже на начальном этапе обучения на это необходимо обращать самое серьёзное внимание.

Прежде чем перейти к изучению вращения у палки, следует так же проверить подготовительные упражнения к ним en dehors и en dedans, усвоенные раньше. Ранее изученные движения необходимо исполнять в более сложных сочетаниях и с более сложными задачами, особенно движениями корпуса и рук, воспитывая тем самым самостоятельное и свободное владение ими. Пройденные движения включаются в различные сочетания. Например, один поворот вводить в любые движения, при этом очень важно следить за точностью исполнения подготовительного положения перед поворотом. Ряд движений усложняется, например, battement developpe с медленными поворотами по направлению к палке и от палки исполняют plie releve, но не раньше, чем усвоено developpe plie releve без поворота, а также полуповорот с plie releve с ногой, открытой вперёд или назад на 45°.

После освоения поворотов у станка можно начать изучение пируэта из пятой позиции. Данное вращение поможет отработать точность поворота тела вокруг оси - опорной ноги, с устойчивой остановкой и работой головы. Подготовительные упражнения из экзерсиса у палки изучаются и на середине зала в сочетании с epaulement, большими и маленькими позами классического танца, port de bras, различными видами pas de bourrree, preparation к вращениям, поворотами на полупальцы. Начинается изучение движений en tournant, подготовительных упражнений к вращению на середине зала. Некоторые движения исполняют с частичным подъёмом:

1. Battement fondu и battement double fondu на 45° во всех направлениях и в позах croisee, efface, ecartee. Музыкальный размер: 2/4.Движение исполняется на 1 такт.

2. Battement frappe и battemen double frappe на 45° во всех направлениях и в позах: croisee, efface, ecartee. Музыкальный размер: 2/4. Движение исполняется на 1/4 и 1/8 долю музыкального такта.

3. Petit battement cou-de-pied вперёд и назад. Музыкальный размер: 2/4. Движение исполняется на 1/4.

4. Rond de jambe en lair на 45° en dehors и en dedans. Музыкальный размер: 2/4. Движение исполняется на 1/4.

5. Battemen releve lent на 90° и battement developpe на 90° во всех направлениях и в большие позы, croisee, efface, ecartee, attitude? I, II, III arabesgue. Музыкальный размер: 4/4 ,3/4 .

С помощью этих упражнений у участников коллектива классического танца продолжает нарабатываться устойчивость, свобода движения и ориентация в пространстве зала. Усвоив методику исполнения подготовительных упражнений на середине зала, следующим этапом обучения является изучение самого вращения.

Первое условие хороших tours – это абсолютно прямой, собранный корпус, большое значение так же имеет правильное исполнение demi plie перед туром. Стопы обеих ног должны быть ровными, без упора на большой палец. Необходимо следить, чтобы пятки, особенно перед подъёмом на полупальцы, сохраняли выворотное положение. Ровные плечи и бёдра, выворотное положение обеих ног при исполнении demi plie дают возможность активнее подняться на полупальцы, быстрее зафиксировать положение, необходимое для вращения. Приступая к исполнению вращения, не следует упускать из виду, что force для tours берётся руками, а отнюдь не корпусом, который должен быть неподвижен; необходимо помнить, что force не берётся также плечом, а поворот исполняется только вокруг своей оси.

Так же во время самого поворота нужно не терять точки остановки и всё время чувствовать face, чтобы голова не кружилась. Теоретически рассуждая, и при tours, как и при всяких поворотах, нужно оставлять голову обращённой к зрителю как можно дольше. Но в tours надо следить, чтобы голова отнюдь не склонялась на бок от той оси, вокруг которой происходит вращение. Не соблюдая этого, можно легко сбить себя с устойчивости. Чтобы достигнуть доступных современной технике вращения многочисленных tours, надо очень умерять это движения головы, подчёркивая его только взглядом, то есть каждый раз, проходя face, взглянуть на зрителя, удерживая этот взгляд как можно дольше.

Точное соблюдение этих правил необходимо для правильного исполнения всех вращений классического танца. Изучаются вращения во всех направлениях и по всем позициям классического танца. Подготовительные движения туры en dehors и en dedans из пятой и четвёртой позиций изучаются первоначально на полупальцах. Сначала изучают тур из пятой позиции, но не раньше, чем усвоен тур из второй позиции en dehors и en dedans на полупальцах. Тур из второй позиции наиболее правильно воспитывает постановку корпуса и умение переносить центр тяжести точно на опорную ногу. Координация ног, рук и особенно правильный поворот головы при вращении должны быть усвоены раньше. Тур из пятой позиции изучается обязательно с подготовительного движения (preparation).

Усвоив точную координацию и умение сохранять при вращении центр тяжести корпуса (равновесие) на вытянутой опорной ноге, можно переходить к изучению двух и более туров подряд в сторону на одной и той же ноге. В этом случае preparation исполняется только в начале упражнения.

Изучение туров из четвёртой позиции также начинают изучать с подготовительного движения, и только усвоив точную координацию рук и ног, необходимую для поворота, умение сохранять центр тяжести корпуса на натянутой опорной ноге, можно переходить к изучению самого тура сначала en dehors, по усвоении - en dedans. При исполнении demi plie в четвёртой позиции ровность бёдер и плеч не должна нарушаться, центр тяжести корпуса должен оставаться на опорной ноге, что поможет сохранить его при активном подъёме на пальцы. Работающая нога имеет тенденцию отставать на повороте, сбивая тем самым центр тяжести с опорной ноги и задерживая вращение. Вместе с подъёмом на полупальцы необходимо принять стабильную позу, указанную для туров, от этого будет зависеть скорость, а впоследствии и количество поворотов. Точная координация при повороте - залог сохранения центра тяжести корпуса на опорной ноге. Любое отклонение от указанных правил повлечёт срыв тура.

При изучении туров в больших позах, необходимо так же усвоить подготовительные упражнения к ним и tour lent в позах и с ногой, открытой в сторону на 90°. Tour lent вырабатывает умение сохранять заданную позу на протяжении всего поворота - что является обязательным правилом при исполнении вращений.

Особую роль при изучении вращений в больших позах играет методика исполнения шестого port de bras- preparation. Усвоив точную координацию его исполнения, можно добиться у участников коллектива классического танца правильную отдачу от пола, и сохранение равновесия на высоких, выворотных полупальцах с точной фиксацией позы.

Таким образом, осваивая технику вращения, педагогу необходимо помнить, что подготовительные упражнения усваиваются первоначально в экзерсисе у станка. Техника вращения туров начинается с изучения простых поворотов у станка и продолжается на середине зала при изучении основных движений классического танца в повороте. Отработав силу и устойчивость опорной ноги, точность посыла корпуса при вращении, работу головы и рук, можно осваивать технику вращения малых и больших пируэтов и вращение в продвижении.


2. Методы работы над техникой вращательных движений на полу

В классическом танце существуют такие движения, в которых повороты являются формообразующим началом. Такие движения рассматриваются отдельно, как вращательные. Отличаются они быстротой темпа, повторяемостью и непрерывностью, как, например, различные pirouettes, tours chaines и так далее. Повороты и вращения вносят в классический танец элемент виртуозности и образной пластики, могут выполняться на полу, в воздухе. Исполняются в двух направлениях: наружу- en dehors или внутрь – en dedans. Данная группа движений отлично развивает умение точно и устойчиво ориентироваться в пространстве, но только при условии систематичной отработки.

Battement tendu. Данное движение рекомендуется выполнять только в сторону по I позиции или V позиции с частичным поворотом на 1/4 целого круга. Поворот этот делается при помощи небольшого сдвига пятки опорной ноги в это момент, когда свободная нога скользящим движением отводится во II позицию. Затем отведенная нога снова закрывается в исходную позицию, но уже без поворота. Если поворот делается на левой ноге в правую сторону, значит, он выполняется в направлении en dehors, и наоборот, если он выполняется на левой ноге в левую сторону, - значит, производится в направлении en dedans.

Опорная нога должна выполнять свою работу, выворотно и точно на 1/4 круга, почти не отделяя пятку от поверхности пола. Свободную ногу следует сразу направлять носком в ту пространственную точку, где будет заканчиваться её отведение. Тяжесть корпуса находиться на опорной ноге, руки и голова удерживаются свободно, без лишних усилий. Поворот следует осуществлять с активным участием всего тела, но свободно, без лишних движений рук, корпуса, головы. Изучать battement с поворотом рекомендуется сначала по I позиции на 1/8 круга, и выполнять по несколько раз с каждой ноги и в каждом направлении. Затем можно перейти к повороту на 1/4 круга, производя его на каждом нечетном отведении ноги. При исполнении поворота следует соблюдать все правила выполнения battement tendu. Кроме того, к этому движению можно добавлять и другие элементы, как до поворота, так и после него.

Grand battement jete. Техника этого поворота та же, что и в предыдущем, но здесь добавляется бросок свободной ноги по II позиции на высоту 90°. Поворот также равен 1/4 круга и совпадает с броском ноги, который должен выполняться по всем правилам данного battement. Изучать этот battement рекомендуется сначала по 1 позиции на 1/8 круга, с остановками после каждого поворота. Затем можно перейти к непрерывной отработке данных поворотов и освоению их на 1/4 круга с остановками. Необходимо учитывать, что данный battement берёт много сил, поэтому в движениях учеников надо с особой настойчивостью устранять малейшую затруднённость, неточность и механичность. И battements, и каждый поворот должны выполняться свободно, чётко, с должной пластикой и апломбом.

Battement developpe. Поворот в данном движении выполняется также при помощи сдвига пятки опорной ноги, но не в виде отдельного упражнения, как, на пример, в battements tendus. Все составные части battement developpe могут соединяться с поворотом на 1/4 круга. Это сгибание ноги через sur le cou- de-pied в положении у колена, её выпрямление по II позиции или IV позиции и возвращение в исходную IV позицию. Эти повороты могут быть выполнены в каждом developpe, но не сразу, а по отдельности, как смена epaulement для дальнейшего раскрывания ноги в какую – либо другую позу или опускания её в исходную V позицию. Руки, корпус и голова должны действовать слитно в строгом соответствии с переходным моментом исполняемого developpe и позы.

Изучать эти повороты рекомендуется сначала с подниманием ноги из V позиции и положение sur le cou- de-pied, затем сразу в положение у колена; далее с раскрыванием ноги на II позицию и IV позицию. Первыми изучаются повороты en dehors, затем en dedans, так же как раскрывание ноги следует сначала осваивать с обычным окончанием, затем – на demi – plie и, наконец, на полупальцы.

Rond de jambe par terre. Поворот в этом движении выполняется при помощи сдвига пятки опорной ноги на 1/4 круга, совпадая с той частью rond de jambe, когда нога переводится с IV позиции в IV позицию. Таким образом, перевод ноги через I позицию остаётся без поворота. Движение это может повторяться en dehors и en dedans, повторяясь с каждой ноги и в каждом направлении. Работа опорной ноги определяется правилами, которые выше приводились в описании других движений. Свободная нога должна легко скользить носком по полу и не сокращать своего пути по дуге. Руки, корпус и голова действуют в данном случае так же, как при выполнении обычного rond de jambe par terre. Корпус следует удерживать в подтянутом состоянии и точно на опорной ноге; руки и голову фиксировать свободно, не задерживая поворот всего тела. Изучать этот поворот рекомендуется в сочетании с каждым вторым rond de jambe, сначала en dehors, затем en dedans.

Battement soutenu. В конце этого движения нога подтягивается в V позицию на высокие полупальцы, что и является начальным моментом поворота, который делается на целый круг, в направлении en dehors или en dedans. Необходимо помнить, что во время этого поворота ноги меняются местами в V позиции. Но, выполняя перемену с равномерным упором на двух ногах, можно повернуться только на 1/2 круга. Поэтому перед поворотом раскрытую ногу надо ставит в V позицию на полупальцы более глубоко, чем обычно. Это даст возможность произвести поворот на двух ногах более чем на 1/2 круга. Заканчивать же весь поворот следует с упором на одну ногу, которая закрывалась, легко и своевременно подправляя другую ногу в V позицию.

Изучать данный приём поворота рекомендуется с раскрыванием ноги на 45° по II позиции, причём сначала у станка и только на 1/2 круга. Здесь ученики усвоят движение ног без скрещивания их и конечной особенности целого поворота. При освоении этого поворота нельзя уменьшать выворотность ног, распускать колени, понижать полупальцы и в разное время опускать пятки на пол момент заключительного demi plie. Данный приём поворота отличается от всех предыдущих тем, что выполняется на полупальцах, то есть на основе releve. Поэтому необходимо соблюдать все правила исполнения releve при выполнении этого поворота.

Таким образом, танцовщику необходимо изучать элементарные движения в повороте. Ведь с помощью их систематической отработки развивается умение точно и устойчиво ориентироваться в пространстве, что очень важно для исполнения более сложных, вращательных движений на полу и в воздухе. Которые в свою очередь, придают исполнительскому мастерству танцовщика классического танца чувство профессионализма и являются элементом виртуозности его исполнительской техники.

Методика исполнения малых пируэтов

Техника вращения в классическом танце требует от исполнителя умения свободно и точно ориентироваться в пространстве, правильно помещать центр тяжести тела на опорную ногу, стойко удерживать прямизну вертикальной оси тела, верно, воспроизводить форму исполняемого движения, хорошо чувствовать его ритм и динамику. Основа, на которую опирается правильное и устойчивое вращение - это профессионально поставленные и хорошо отработанные движения ног, рук, корпуса и головы, а также хорошо развитая сила мышц, выносливость, волевая выдержка и внимание ученика.

Например, малый или большой пируэт начинается не с его изучения, а гораздо раньше - с элементарной постановки всего тела в экзерсисе у станка и на середине зала, в adagio и в allegro. Большое и устойчивое количество пируэтов, исполненное в стремительном темпе, но на низких полупальцах, с угловатыми руками, изогнутыми движениями корпуса или головы, не раскрывает прекрасную природу движения человека. В искусстве классического танца вращение всегда должно быть стройным по форме, устойчивым по технике, стремительным по ритму и вдохновенным по характеру. Вращательный толчок в малых пируэтах осуществляется с помощью различных подходов, у каждого из этих подходов есть своя форма и свои исполнительские особенности. Сам же пируэт, то есть момент вращения всего тела, фиксирует единую форму, единый исполнительский приём. Завершение малого пируэта и его начало могут быть самыми разнообразными по форме и степени исполнительской трудности. Все эти факторы необходимо принимать во внимание при освоении техники малого пируэта и отрабатывать в разной мере.

Пируэт со II позиции en dehors и en dedans . Исходная позиция ног -V epaulement croise. Делается demi plie и выпрямление из него при помощи releve на высокие полупальцы с поворотом en face. Далее нога, стоящая в V позиции спереди или сзади в вытянутом положении, раскрывается в сторону на 45°, опорная остаётся на высоких полупальцах. Затем выполняется demi plie по II позиции на обе ноги переход и него в один пируэт en dehors на высокие полупальцы. Делается это при помощи вращательного толчка и перевода освободившейся ноги в положение sur le cou-de-pied спереди. Вращение происходит на ноге, которая фиксировала полупальцы по II позиции и в противоположную от неё сторону, то есть en dehors. После этого опорная нога переходит на demi plie, другая переводится возле неё и одновременно опускается в V позицию назад. Все упражнения заканчиваются epaulement croise.

Во время выполнения releve на полупальцы по V позиции руки из подготовительного положения поднимаются в I позицию. В момент отведения ноги в сторону на 45° они раскрываются во II позицию. При переходе в demi plie на II позицию рука, соответствующая направлению вращения, переводится в I позицию, другая остаётся во II позиции. Когда выполняется вращательный толчок, руки энергично и округло соединяются в I позиции с небольшим посылом их в направлении en dehors, помогая тем самым действию ног. На завершающем demi plie руки приоткрываются во II заниженную позицию.

Корпус всё время удерживается прямо. Голова в начале и в конце упражнения, а также вовремя выполнения releve на полупальцы по V позиции фиксирует положение en face; в начале пируэта голова несколько задерживается, поворачиваясь скорее, раньше, чем корпус, возвращается в исходное положение.

Таким образом, голова выполняет вращательный толчок как бы самостоятельно, вначале с некоторым запозданием, но потом быстрее, чем всё тело.

Пируэт с IV позиции en dehors и en dedans. Исходная позиция ног - V, epaulement croise. Делается demi plie. Далее на ноге, стоящей сзади, выполняется releve на высокие полупальцы с поворотом в efface, другая нога одновременно поднимается в положение sur le cou- de-pied спереди. Затем выполняется demi plie на опорной ноге, одновременно другая нога переводится в IV позицию назад на croise и, вытягиваясь в колене, примыкает к полу всей ступнёй. Наконец, делается выпрямление из demi plie, и сзади стоящая нога через вытянутый носок закрывается в исходную V позицию epaulement croise.

Руки во время выполнения первого releve на полупальцы переводятся из подготовительного положения в I позицию; в момент перевода ноги в IV позицию назад раскрываются в третий arabesgue при выполнении пируэта энергично и округло соединяются в I заниженной позиции с небольшим посылом в направлении en dehors, поддерживая, таким образом, действие ног. Вместе с окончанием пируэта руки приоткрываются во II заниженную позицию и на последнем закрывании ноги в V позицию плавно опускаются в подготовительное положение.

Корпус всё время удерживается прямо. Голова в самом начале повёрнута к выдвинутому вперёд плечу. Во время выполнения последующих движений, в том числе и пируэта, она остаётся обращенной лицом и взглядом в том же направлении, с которого начиналось всё упражнении, и только в конце пируэта поворачивается en face. В начале пируэта голова несколько задерживается, затем поворачивается быстрее корпуса и раньше, чем он, возвращается в исходное положение. На последнее закрывание рук в подготовительное положение голова поворачивается к другому выдвинутому плечу.

Пируэт с V позиции en dehors и en dedans. Исходная позиция ног - V, epaulement croise. Сначала выполняется demi plie и releve на полупальцы с поворотом en face. Затем вновь делается demi plie по V позиции, и нога, стоящая сзади, приёмом releve переходит на высокие полупальцы, другая нога одновременно переходит sur le cou-de-pied спереди. Выполняется это при помощи вращательного толчка обеими ногами в направлении en dehors или en dedans , то есть в сторону, противоположную опорной ноге, на которой и делается один пируэт. Наконец, опорная нога вновь переходит на demi plie, а другая возле неё одновременно опускается назад в V позицию, выдерживая epaulement croise.

Руки во время первого releve по V позиции из подготовительного положения поднимаются в I позицию. На втором demi plie рука, противоположная направлению вращения, раскрывается во II позицию, другая остаётся в I позиции. В момент вращательного толчка они энергично соединяются в заниженной I позиции с небольшим посылом в направлении en dehors или en dedans, поддерживая, таким, образом, действие ног. Вместе с заключительным demi plie они приоткрываются во II заниженную позицию и в момент выпрямления из него опускаются в подготовительное положение.

Корпус удерживается всё время прямо. Голова в начале и конце упражнения повёрнута к выдвинутому вперёд плечу. Во время выполнения releve на полупальцы по V позиции она поворачивается en face. В начале пируэта голова несколько задерживается, затем поворачивается быстрее корпуса и раньше, чем он, возвращается в исходное положение, тем самым, выполняя вращательный толчок как бы самостоятельно, с некоторым запозданием и более быстрым завершением пируэта, чем всё тело.

Методика исполнения больших пируэтов

Большие пируэты выполняются в больших позах (90°), с различных подходов на высоких полупальцах, в направлении en dehors и en dedans. В отличие от малых они исполняются несколько медленнее и в меньшем количестве (оди-три), что, однако, не упрощает технику вращения, напротив, вносит в неё своеобразную трудность, особенно по линии пластики танца и музыкального ритма. Завершаются большие пируэты обычно в позе, которая фиксируется во время вращения. Но поза эта может меняться в финале пируэта при помощи allongeee, grand rond de jambe en lair, fouette на 90°. Кроме того, большие пируэты могут непрерывно повторяться в какой – либо позе или переходить в малые пируэты.

Все подходы к большим пируэтам следует выполнять чётко и уверенно, без предварительного поворота плечей в сторону, противоположную предстоящему вращению. Сам вращательный толчок производится с точным посылом центра тяжести на опорную ногу, с энергичным и соразмерным по силе движением свободной ноги, рук, корпуса и головы, в едином темпе, но не слишком резко или затянуто. Всё тело легко и стройно устремляется в исполняемую позу, без какого- либо внешнего усилия или стеснённого движения.

Вращение должно протекать в строгой и безукоризненной форме; но увлечённо с чувством динамики танца, а не статично и безучастно. Во время вращения недопустимо нарушать рисунок позы – спускаться на высоких полупальцах, пригибать опорное колено, не твёрдо фиксировать раскрытую ногу, бедренную часть тела, корпус, руки или голову.

Заканчивать большие пируэты следует устойчиво и чётко, с упругим опусканием пятки опорной ноги на пол и в точном соответствии с пространственным расположением позы по прямой или диагональной линии. Стопа, щиколотка, колено и бедро опорной ноги должны цепко и упруго остановить всё тело, которое собрано и подтянуто фиксирует исполняемую позу. Кроме того, завершать вращение следует как танцевальный жест, который не прервался, а продолжается в своей устремлённости, как дальнейший ход сценического действия или учебного примера.

Пируэт со II позиции. Исходное положение en face, позиция ног – V. Выполняется demi plie и releve на высокие полупальцы в указанной позиции. Затем впереди стоящая нога отбрасывается во II позицию на 90° приёмом grand battement jete. С этого положения выполняется demi plie на двух ногах по II позиции и вращательный толчок с пируэтом en dehors на высоких полупальцах в позе la seconde на 90. При этом поднимается и фиксируется нога, которая вначале раскрывалась с V позиции. Заканчивается большой пируэт опусканием опорной ноги с полупальцев на всю ступню и фиксированием исполняемой позы. Руки во время выполнения releve на полупальцы по V позиции из подготовительного положения поднимаются в 1 позицию. В момент отбрасывания ноги в сторону на 90° – руки раскрываются во II позицию; на demi plie по II позиции рука, соответствующая направлению вращения, переводится в I позицию, другая остаётся во II позиции. При выполнении вращательного толчка рука из I позиции посылается во II позицию; на пируэте обе руки занимают II позицию или III позицию. Корпус удерживается прямо. Голова поворачивается, как в малом пируэте.

При выполнении подхода к данному пируэту необходимо соблюдать все элементарные правила demi plie и releve на полупальцы. Отбрасывать ногу на II позицию следует легко и не выше чем на 90°. Момент этот необходимо чётко фиксировать, то есть выполнят отбрасывания ноги как проверку положения, в котором будет происходить вращение. Опускается раскрытая нога в вытянутом состоянии, через упругий носок. Опорная нога в этот момент эластично переходит с высоких полупальцев на всю ступню. Затем без всякой задержки следует несколько углублённое и равномерное demi plie по чуть расширенной II позиции. Соблюдение этого правила позволяет выполнить более устойчивый и сильный переход всего тела в большую вращательную позу la seconde.

При вращательном толчке опорная нога энергично, не сдвигая предварительно пятку, переходит на высокие полупальцы. Колено и бедро при этом эластично и силой подтянуты. Свободная нога во время вращательного толчка посылается не менее энергично, но не так же, как при переходе, не выше чем на 90 градусов. Во время завершения пируэта недопустимо жестко сваливаться с полупальцев. Стопа и особенно пятка должны эластично и крепко примкнуть к полу, сильно подтянутое колено и бедро опорной ноги – чётко и активно остановить вращательную энергию всего тела, которая ещё сохранилась. Особенно важно научиться при исполнении данного пируэта, правильно помещать центр тяжести тела на опорную ногу и удерживать его так до конца исполнения. Высокие полупальцы, вся опорная нога и корпус должны удерживаться на единой, прямой оси вращения. Если центр тяжести тела уходит с этой оси, значит, нарушается равновесие всего тела и вращение делается неустойчивым.

Пируэт с IV позиции. Исходная позиция ног – V, epaulement croise. Выполняется demi plie и releve на высокие полупальцы с поворотом на efface и одновременным переводом ноги, стоящей спереди, в повышенное положение sur le cou-de-pied спереди. Далее опорная нога переходит на demi plie, другая одновременно переводится croise назад в IV позицию, вытягиваясь в колене, примыкает всей ступнёй к полу. Отсюда выполняется вращательный толчок en dedans с переходом опорной ноги на высокие полупальцы и броском другой ноги (приёмом grand battement jete) в позу la seconde на 90°.

Руки сначала находятся в подготовительном положении. Во время releve на полупальцы они поднимаются в I позицию. При переходе свободной ноги в IV позицию назад рука, противоположная направлению вращения, раскрывается во II позицию, другая остаётся в I позицию. И, наконец, в момент вращательного толчка рука из I позиции переводится во II позицию. На пируэте обе руки могут занимать II позицию или III позицию. Корпус всё время удерживается прямо. Во время releve на полупальцы он поворачивается en dehors на 1/4 круга.

Голова на demi plie по V позиции повёрнута к выдвинутому вперёд плечу. При выполнения releve она сохраняет то же пространственное положение; в момент перевода свободной ноги в IV позицию назад голова поворачивается en face и чуть склоняется в сторону руки, находящейся во II позиции; на пируэте голова удерживается прямо, поворачивается как в малом пируэте. Изучать данный пируэт с подхода по IV позиции следует в виде подготовительного упражнения. Также необходимо отрабатывать бросок ноги во II позицию на 90° с одновременным переходом опорной ноги на высокие полупальцы.

Таким образом, вращательные повороты на полу являются основой для правильного и устойчивого выполнения вращений. С помощью этой группы движений у танцовщика классического танца приобретается профессионально отработанные движения ног, рук, корпуса и головы, а также хорошо развитая сила мышц, выносливость и волевая выдержка. Кроме того, воспитывается свобода движения и ориентировка в пространстве. Всё это совершенно необходимо исполнителю классического танца для технически правильного осуществления вращений на полу.


3. Методы работы над техникой вращательных движений в воздухе

Некоторые прыжки классического танца могут быть выполнены с поворотом (en tournant) на 1/4, 1/2, 3/4 и целый круг или приёмом вращения в виде tours en l’air. Для выполнения таких прыжков добавляется посыл всего тела в направлении en dehors или en dedans. Посыл это должен быть соразмерной силы, начинаться одновременно с прыжковым толчком ног, сочетаться в единое целое с действием рук, корпуса и головы, а некоторых случаях - с броском свободной ноги. Несогласованность всех этих элементов может привести к неустойчивому завершению прыжка, особенно если он осуществляется с продвижением.

Кроме, этого прыжки с поворотом и tours en l’air требуют самого основательного изучения и проработки, так как должны выполняться с предельной лёгкостью и эластичностью, только тогда они могут стать подлинно выразительным средством танцевального искусства. Тяжеловесное, неточное или неустойчивое выполнение данных прыжков совершенно неприемлемо, а это может произойти в том случае, если они будут изучаться не систематически, не регулярно. В отличие от поворота и вращений на полу в воздухе отсутствует та точка опоры, по отношению которой можно определить направление en dehors или en dedans. Поэтому здесь, но устанавливается по ноге, на которой заканчивается или начинается прыжок. Если tours en l’air исполняется с V позиции в V позицию, то направление вращения, совпадающее с ногой, стоящей спереди, можно условно называть en dehors и с ноги, стоящей сзади - en dedans.

Объясняется это тем, что на tours en l’air удобнее вращаться в сторону ноги, стоящей спереди в V позиции, а не сзади, и тем, что это совпадает с приёмом выполнения tour в малые и большие позы по 4 позиции назад.

Единственным исключением из указанных правил можно считать temps sauté en tournant по I позиции или II позиции. Где определить направление поворота по отношению к опорной ноге невозможно, так как обе ступни до прыжка и после него находится на полу на одной линии и в одинаковом положении. Поэтому здесь направление поворота приходится обозначать направо, или налево.

Прыжки в повороте отличаются от обычных прыжков тем, что в них появляется новый приём выполнения – новое средство танцевальной выразительности, позволяющее исполнителю более виртуозно, динамично и красочно раскрыть сценический образ. Следует оговорить также, что все движения с поворотом не исключают заносок, которые исполняются лишь после освоения поворота отдельно в комбинированных заданиях. Вообще заноска с поворотом требует основательной подготовленности ученика. Спешить здесь недопустимо.

Temps sauté с поворотом. Данное движение выполняется только по I позиции и V позиции ног, II позиция здесь исключается, ибо такие прыжки с поворотом более целесообразно проводить с pas echappe.

Petit temps sauté. Прыжок этот на 1/4 круга, поэтому требует очень незначительного поворотного посыла, который в данном случае может быть взят одними ногами в момент толчка от пола. И все же, выполняя его, необходимо, чтобы всё тело собранно и активно принимало сообщаемый ему ногами поворотный толчок. Никакой поворот тела в воздухе неосуществим, если оно остаётся инертным к толчковому действию ног. Руки находится в подготовительном положении. Корпус удерживается прямо, не отставая и не опережая движения ног. Голова поворачивается вместе с корпусом. Осваивать этот прыжок следует по I позиции, деля круг на четыре равные части с поворотом вправо, затем влево. Вначале после каждого прыжка делается остановка, затем они исполняются подряд, надо следить за тем, чтобы толчок ногами производился с равной силой, по всем правилам, присущим этому движению без поворота. Далее приступают к освоению этого прыжка в повороте по V позиции, вначале на 1/4,затем на 1/2круга.

Руки, корпус занимают те же положения. В этом случае упражнение может быть следующим. Музыкальный размер - 2/4. Исполняются на каждую четверть целого такта два temps sauté en dehors по 1/4круга; на один такт – пауза с выпрямлением из demi plie, на целый такт повторяются те же два temps sauté, в заключение на один такт делается battement tendu в сторону с переменой 5 позиции. Затем всё повторяется с другой ноги и обратно en dedans.

Это упражнение может усложняться следующим образом. Музыкальный размер - 2/4. Исполняются два temps sauté en dehors по 1/2 круга на каждую четверть такта, затем petits changements de pied, каждое на 1/8 целого такта. Далее всё делается с другой ноги, повторяется ещё раз en dehors, затем исполняется en dedans. Следует напомнить, что здесь важно не только составить полезный учебный пример, но, главное, отработать свободное, точное и устойчивое умение ученика ориентироваться в повороте.

Changement de pied с поворотом. Движение это так же, как предшествующее, выполняется на малом и большом прыжке с поворотом на 1/4, 1/2, и целый круг.

Petit changement de pied. Данный прыжок делается с поворотом на 1/4 круга с применением всех тех правил поворотного толчка ногами и активного участия в нём тела, которые указаны в temps sauté в повороте. Изучать petit changement de pied с поворотом надо вначале с остановкой по 1/4круга, затем подряд, без остановок. При этом необходимо строго соблюдать все правила исполнения данного движения без поворота.

Pas echappe с поворотом. Движение это, как известно, состоит из двух прыжков, каждый из них может выполняться с поворотом на 1/4 и 1/2 круга. Толчок ногами и поворотный посыл здесь так же, как и в предыдущих прыжках, осуществляется с соблюдением всех указанных выше правил.

Petit pas echappe. В этом движении оба прыжка выполняются на 1/2 круга: первый прыжок с V позиции во II позицию на 1/4 круга, второй – во II позиции тоже на 1/4 круга. В целом два прыжка дают 1/2 круга, который может быть исполнен en dehors и en dedans. Руки здесь, как правило, находятся в подготовительном положении, корпус удерживается прямо, голова поворачивается вместе с ним. Для первоначального изучения этого движения можно рекомендовать следующий пример.

Музыкальный размер - 2/4. Исходное положение ног – V позиция, epaulement croise. Исполняется первый прыжок с окончанием на II позицию и поворотом en dehors на 1/4 круга. Далее без остановки делается второй прыжок со II позиции в V позицию без поворота. И так все движения повторяются четыре раза, причём в конце последнего прыжка в V позицию ставится вперёд другая нога. Затем упражнение исполняется в другую сторону и en dedans.

Это упражнение рекомендуется исполнять в несколько замедленном темпе, на 1/4 каждого музыкального такта, затем в обычном темпе на минимальном demi plie, не теряя эластичности и лёгкости прыжка. В дальнейшем petit pas echappe с поворотом можно исполнять по IV позиции и с окончанием на одну ногу, так, же, как это делается в данном движении без поворота. Такого рода прыжки можно изучать в комбинированных заданиях.

Вращательные движения в воздухе

Это группа движений состоит из больших прыжков, которые исполняются с двойными поворотами и носят общее название « tours en lair». Для их исполнения принимаются такие движения, changement de pied temps sauté и различные формы sissonnes.

Два поворота в воздухе вносят в названные движения новую динамику, новое качество и тем самым превращают его в приём, при помощи которого осуществляется вращение. Прыжки эти, исполненные частичным или даже полным поворотом, почти не подвергаются такому качественному изменению и в значительной мере сохраняют свой пластический строй. Но два полных и быстрых кругооборота как бы преобразовывают эти движения, и вращения становятся в них ведущим началом. Поэтому такие движения рассматриваются здесь, как tours en l’air, то есть вращения в воздухе, а не как прыжки, осложнённые двумя оборотам.

Задача состоит в том, чтобы будущий танцовщик, освоив точное и устойчивое исполнение tours en l’air в различных учебных заданиях, постепенно приучался выражать его пластический характер путём усиления или смягчения типа прыжка, краткостью или углублённостью demi plie, стремительностью или сдержанностью действия рук, корпуса и головы. Конечно, у каждого ученика постепенно отрабатывается свой индивидуальный стиль и темп исполнения tours en l’air, но всё же эта стабильность вращения должна постепенно обретать всё более широкий и тонкий музыкально- пластический диапазон выражения. Более того, tours en l’air – не просто технически эффективный прыжок, это танцевальный жест, который может быть выразительным, вдохновенным, наполненным чувством внутреннего действия.

Приступать к изучению tours en l’air рекомендуется не раньше, чем будут хорошо освоены малые и большие прыжки и приёмы с поворотами на 1/4,1/2 и целый круг. Кроме того, все tours en lair надо осваивать в обе стороны, «в свою» и «в чужую». Это хорошо совершенствует технику tours вообще.

Tours en lair из V позиции. Данные tours исполняются приёмом changement de pied. Исходная позиция ног – V, правая впереди, epaulement croise. При помощи трамплинного demi plie с эластичным и равномерным упором на пятки исполняется сильный и строго отвесный вращательный толчок в правую сторону. В момент взлёта ноги, одна возле другой, сразу и чётко меняются местами по ходу вращения и так, плотно соединённые, удерживаются до завершающего demi plie, которое выполняется мягко, устойчиво, точно в позицию, с эластичным и равномерным упором на обе пятки. Руки на исходном demi plie из подготовительного положения поднимаются: левая через I позицию во II позицию, правая – в I позицию. В момент исполнения вращательного толчка левая рука с силой посылается из I позиции во II позицию, затем без всякой задержки руки энергично и в III позицию. На взлёте и во время вращения, они удерживаются в какой – либо указанной позиции и на завершающем demi plie свободно и четко раскрываются во II пониженную позицию. Корпус активно участвует во вращательном посыле, удерживается прямо с хорошо взятой спиной, свободно раскрытыми и опущенными плечами.

Голова в начале каждого поворота слегка задерживается, затем, опережая корпус, чётко фиксирует исходное положение. Взгляд уверенно обращён прямо перед собой, как при исполнении малых пируэтов. Шея не перенапрягается, мышцы лица свободны, не скованны.

Tours en l‛air следует выполнять на высоком и лёгком прыжке, в чётком ритме и энергичном темпе, с мягким, свободным и устойчивым завершением. Для этого необходимо научиться строго, соразмерять силу вращательного толчка с высотой взлёта. Если взлет окажется заниженным при сильном вращательном толчке, то tours будет слишком быстрым и суетливым, а остановка – резкой и жесткой. При слишком сильном вращательном толчке ученик, как правило, осуществляет взлет меньшей высоты и силы, что тоже очень важно устранить. Если же вращательный толчок взят, вяло, то исполнение tours будет нечетким, неустойчивым в своем завершении.

Tours en l‛air надо отрабатывать с умеренной силой вращательного толчка, но достаточной для двух полных, четких и высоких поворотов, что позволит заканчивать прыжок совершенно свободно, с погружением мягкое demi plie, как при окончании обычного большого changement de pied. Ноги своей четкой и активной переменой по ходу вращения поворачивают сами себя. Если эта перемена окажется вялой или ноги будут фиксироваться не соединенными в V позиции, то это как бы «затормозит» вращение всего тела. Руки, как и ноги, тоже сами себя поворачивают, когда энергично закрываются в I пониженной позиции. Если же соединить их вяло, слишком сильно или быстро, то вращение всего тела станет затрудненным.

Корпус, принимая вращательные усилия ног и рук, сам активно устремляется в том же направлении, но если этот посыл сделать вяло или слишком резко, то нарушится единый темп и соразмерность движения всего тела. Голова тоже «сама себя поворачивает» при помощи четкого и раздельного движения шеи. Но если слишком усилить или ослабить темп поворотов, то это тоже отрицательно скажется на вращении всего тела.

Таким образом, выполняя прыжковые вращения в воздухе, необходимо помнить, что, движения ног, рук, корпуса и головы во время вращательного толчка, дополняя друг друга, должны быть едины по темпу и соразмерны по усилию, отчего во многом зависит правильное и виртуозное исполнение tours. Лёгкость и воздушность прыжка, поворот на вертикальной оси вращения позволит укреплять и приобретать подлинно виртуозный и свободный характер прыжковых вращений, так необходимых для развития исполнительской техники классического танца.

22