СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы работы при подготовке к сочинению-рассуждению ОГЭ по русскому языку на уроках и во внеурочное время

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Советы по подготовке к сочинению - рассуждению ОГЭ

Просмотр содержимого документа
«Методы работы при подготовке к сочинению-рассуждению ОГЭ по русскому языку на уроках и во внеурочное время»

Методы работы при подготовке к сочинению-рассуждению ОГЭ по русскому языку на уроках и во внеурочное время

Методы работы при подготовке к сочинению-рассуждению ОГЭ по русскому языку на уроках и во внеурочное время

  • Задание 9.
  •    9.1   Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Маргариты Николаевны Кожиной:  «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань» .Аргументируя свой ответ, приведите  два  примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
  • 9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста:  «И ей почему-то стало очень жалко, что эти письма не дойдут до своего адресата…» Приведите в сочинении  два  примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
  •     9.3 Как Вы понимаете значение слова  ДОБРОТА ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему  «Что значит быть добрым?» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите  два  примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения:  один пример- а ргумент   приведите   из прочитанного текста, а  второй  – из Вашего жизненного опыта.
  • Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
  • Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
  • Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
  •  
ДЛЯ УСПЕШНОГО НАПИСАНИЯ ОДНОГО ИЗ  СОЧИНЕНИЙ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ понимать основную мысль прочитанного текста; уметь создавать собственное письменное высказывание на основе прочитанного по заданным параметрам; устанавливать авторскую позицию в тексте; выражать свое отношение к теме текста и формировать свою позицию по данной теме;  логически последовательно излагать свою точку зрения.

ДЛЯ УСПЕШНОГО НАПИСАНИЯ ОДНОГО ИЗ  СОЧИНЕНИЙ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ

  • понимать основную мысль прочитанного текста;
  • уметь создавать собственное письменное высказывание на основе прочитанного по заданным параметрам;
  • устанавливать авторскую позицию в тексте;
  • выражать свое отношение к теме текста и формировать свою позицию по данной теме;
  • логически последовательно излагать свою точку зрения.
Продолжи предложение Текст - это ……. Тема – это … Основная мысль – это  … По начальному и конечному предложению можно определить … .

Продолжи предложение

Текст - это …….

Тема – это …

Основная мысль – это  …

По начальному и конечному предложению можно определить … .

Почему имена существительные собственные пишутся с большой буквы? Давайте порасссуждаем над этим вопросом. Итак, собственные – это значит принадлежащие только кому-нибудь или чему-нибудь. Людям принадлежат имена, отчества, фамилии, животным – клички, городам – названия и т.д. Чтобы показать, что все эти понятии важны, мы пишем их с большой буквы. Таким образом, имена существительные собственные обозначают единичные предметы или лица.

Почему имена существительные собственные пишутся с большой буквы? Давайте порасссуждаем над этим вопросом.

Итак, собственные – это значит принадлежащие только кому-нибудь или чему-нибудь. Людям принадлежат имена, отчества, фамилии, животным – клички, городам – названия и т.д. Чтобы показать, что все эти понятии важны, мы пишем их с большой буквы.

Таким образом, имена существительные собственные обозначают единичные предметы или лица.

Приёмы работы над сочинением-рассуждением:   визуализация схемы текста-рассуждения (находится у ребят на карточке);  анализ готовых текстов (коллективно, в группах); составление собственных текстов по предложенным тезисам или на основе прочитанных текстов; использование  структуры рассуждения при ответах на уроках (не только на уроках русского языка);  анализ и оценка своих текстов с точки зрения композиции (групповая работа).

Приёмы работы над сочинением-рассуждением:

  визуализация схемы текста-рассуждения (находится у ребят на карточке);

анализ готовых текстов (коллективно, в группах);

составление собственных текстов по предложенным тезисам или на основе прочитанных текстов;

использование  структуры рассуждения при ответах на уроках (не только на уроках русского языка);

анализ и оценка своих текстов с точки зрения композиции (групповая работа).

Сочинение может строиться по следующей логике рассуждения: a) Описание ситуации, которая воплощает проблему или прямая актуализация проблемы (Для чего же мы учим в школе русский язык целых одиннадцать лет?!») б) Формулирование генерального тезиса (Я считаю, что…», «Трудно согласиться с мнением тех, кто утверждает, что…»); в) обоснование тезиса с помощью подобранных аргументов; причем источником для аргументации может стать языковой материал исходного текста (Чтобы подтвердить _____, достаточно обратиться к любому тексту. Вот, например,____ ____»); г) вывод (Итак,…», «Следовательно,…»).

Сочинение может строиться по следующей логике рассуждения:

a) Описание ситуации, которая воплощает проблему или прямая актуализация проблемы (Для чего же мы учим в школе русский язык целых одиннадцать лет?!»)

б) Формулирование генерального тезиса (Я считаю, что…», «Трудно согласиться с мнением тех, кто утверждает, что…»);

в) обоснование тезиса с помощью подобранных аргументов; причем источником для аргументации может стать языковой материал исходного текста (Чтобы подтвердить _____, достаточно обратиться к любому тексту. Вот, например,____ ____»);

г) вывод (Итак,…», «Следовательно,…»).

На стене вырезывались уродливые и неподвижные тени двух склонившихся голов: одной большой и лохматой, другой маленькой и круглой. В большой голове происходила странная, мучительная, но в то же время радостная работа. Глаза, не мигая, смотрели на ангелочка, и под этим пристальным взглядом он становился больше и светлее, и крылышки его начинали трепетать бесшумным трепетаньем, а все окружающее — бревенчатая, покрытая копотью стена, грязный стол, Сашка, — все это сливалось в одну ровную серую массу, без теней, без света. И чудилось погибшему человеку, что он услышал жалеющий голос из того чудного мира, где он жил когда-то и откуда был навеки изгнан. Там не знают о грязи и унылой брани, о тоскливой, слепо-жестокой борьбе эгоизмов; там не знают о муках человека, поднимаемого со смехом на улице, избиваемого грубыми руками сторожей. Там чисто, радостно и светло, и все это чистое нашло приют в душе ее, той, которую он любил больше жизни и потерял, сохранив ненужную жизнь. К запаху воска, шедшему от игрушки, примешивался неуловимый аромат, и чудилось погибшему человеку, как прикасались к ангелочку ее дорогие пальцы, которые он хотел бы целовать по одному и так долго, пока смерть не сомкнет его уста навсегда. Оттого и была так красива эта игрушечка, оттого и было в ней что-то особенное, влекущее к себе, не передаваемое словами. Ангелочек спустился с неба, на котором была его душа, и внес луч света в сырую, пропитанную чадом комнату и в черную душу человека, у которого было отнято все: и любовь, и счастье, и жизнь.И рядом с глазами отжившего человека сверкали глаза начинающего жить и ласкали ангелочка. И для них исчезло настоящее и будущее: и вечно печальный и жалкий отец, и грубая, невыносимая мать, и черный мрак обид, жестокостей, унижений и злобствующей тоски. Бесформенны, туманны были мечты Сашки, но тем глубже волновали они его смятенную душу. Все добро, сияющее над миром, все глубокое горе и надежду тоскующей о Боге души впитал в себя ангелочек, и оттого он горел таким мягким божественным светом, оттого трепетали бесшумным трепетаньем его прозрачные стрекозиные крылышки. Отец и сын не видели друг друга; по-разному тосковали, плакали и радовались их больные сердца, но было что-то в их чувстве, что сливало воедино сердца и уничтожало бездонную пропасть, которая отделяет человека от человека и делает его таким одиноким, несчастным и слабым.

Первый этап работы над рассуждением – анализ темы и формулирование тезиса. Как Вы понимаете смысл высказывания из текста? Чтобы это сделать, прочитайте высказывание еще раз и ответьте на вопросы:  - что это значит? - другими словами это что? - что на самом деле произошло/происходило? - в чем причина описанного? - что испытывают герои и почему?

Первый этап работы над рассуждением – анализ темы и формулирование тезиса.

  • Как Вы понимаете смысл высказывания из текста?

Чтобы это сделать, прочитайте высказывание еще раз и ответьте на вопросы:

- что это значит?

- другими словами это что?

- что на самом деле произошло/происходило?

- в чем причина описанного?

- что испытывают герои и почему?

Словарь нравственных понятий № Понятие 1 Толкование понятия Дружба Темы сочинений по текстам ОБЗ сайта ФИПИ бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. Настоящий друг – человек, близкий по духу, по убеждениям, на которого можно во всем положиться В чём заключается настоящая дружба? В чём основа настоящей дружбы? Что может разрушить дружбу? Какими качествами должен обладать настоящий друг? Какими качествами обладает настоящий друг? Какого человека можно назвать настоящим другом? Кого можно считать настоящим другом? Каким должен быть настоящий друг?

Словарь нравственных понятий

Понятие

1

Толкование понятия

Дружба

Темы сочинений по текстам ОБЗ сайта ФИПИ

бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. Настоящий друг – человек, близкий по духу, по убеждениям, на которого можно во всем положиться

В чём заключается настоящая дружба? В чём основа настоящей дружбы? Что может разрушить дружбу? Какими качествами должен обладать настоящий друг? Какими качествами обладает настоящий друг? Какого человека можно назвать настоящим другом? Кого можно считать настоящим другом? Каким должен быть настоящий друг?