Постановка проблемы. Самый важный раздел проекта. Он определяет актуальность данного проекта, его необходимость и значимость.
В нем должна быть представлена проблема, на решение которой направлен проект и ее анализ.
При формулировании проблемы необходимо обратить внимание на то, что проблемы – это отсутствие чего-то, что-то негативное, приносящее вред, то, что требует изменения.
Покажите причины этого негативного явления и его последствия.
Изложение проблемы должно быть не простым описанием, а сжатым анализом ее причин. Анализ факторов должен быть подтвержден количественными показателями, основанными на ранее проведенных исследованиях (необходимо использовать достоверные источники информации).
В хорошо простроенном проекте обязательно присутствуют исходные данные – индикаторы, т.е. количественные и качественные показатели, которые являются точкой отсчета для измерения эффективности проекта.
Опишите, предпринимались ли организацией попытки осуществить подобного рода деятельность и насколько успешными они оказались. Обязательно укажите, как проект соотносится с деятельностью организации, ее миссией и задачами.
Именно в этом разделе нужно описать категорию благополучателей – целевую группу, на которую направлена деятельность по проекту и чья жизнь каким-либо образом улучшится в результате реализации проекта. Организация должна показать знание их проблем и наличие специалистов, которые будут работать с этой целевой аудиторией.
Проблема, над которой вы собираетесь работать, должна быть определена настолько конкретно, насколько это возможно.
Цель и задачи проекта.
Цель – общее описание предполагаемых результатов и ожиданий, наивысшая точка достижений, к которой стремится организация в ходе реализации проекта.
Цель должна быть реалистичной, соотноситься с проблемой, задачами, видами деятельности и ресурсами организации.
Предполагаемые цели должны соответствовать самому высокому уровню результата, т.е. существенно улучшить ситуацию, изложенную в описании проблемы. В то же время, цель должна быть реальной. Не включайте цели, воздействия от которых на ситуацию не могут быть количественно или качественно измерены.
Фактически цель – это уникальное решение проблемы организацией, обладающей необходимыми знаниями, опытом, ресурсами, действия по устранению негативного явления или его причин.
Все составные части проекта рассматриваются с точки зрения соответствия цели.
Задачи, которые предполагается решить для достижения поставленных целей.
Задачи – конкретное описание того, что будет выполнено и достигнуто, частные результаты, этапы на пути к достижению цели.
С точки зрения оформления текста проекта, задачи лучше формулировать и перечислять в виде списка, а не излагать и описывать в повествовательной форме.
Задачи формулируются в виде утверждений о действиях, ориентированных на результат, основанных на эффективности работы и поддающихся измерению в терминах.
Если в проекте перечислен ряд задач, то все они должны быть связаны между собой и являться необходимыми и достаточными для достижения цели проекта.
Признаки хороших задач:
§ Являются логическим следствием проблемы;
§ Напрямую связаны с деятельностью по проекту и направлены на решение заявленной проблемы для достижения поставленной цели (причинно-следственная связь);
§ Сформулированны четко и конкретно, выражены не общими словами, а в количественных и качественных индикаторах, которые могут стать показателями успешности выполнения проекта;
§ Представляют собой конкретные промежуточные измеряемые результаты в ходе реализации проекта.
Планируемые результаты
Планируемые результаты – это конкретные результаты, которые предполагается достичь в ходе реализации проекта в количественном и качественном выражении. К описанию ожидаемых результатов необходимо подходить очень серьезно и ответственно, поскольку они являются критериями эффективности проекта.
Основные характеристики результатов:
-
Соответствие результатов цели, задачам проекта;
-
Измеряемость (количественные и качественные показатели);
-
Реалистичность;
-
Выполнимость / достижимость.
Планируемые результаты реализации проекта
Можно разделить на две смысловые части:
1) те изменения в социуме, условиях среды, окружающей жизни (социальной, школьной), которые произойдут в результате реализации данного проекта;
Это может быть конкретный материализованный продукт, создание и существование которого обеспечивает более благоприятные условия для формирования ЗОЖ, реализации здоровьесберегающих технологий и т.п.
2) те изменения в системе ценностных отношений, взаимоотношений, опыте различных видов деятельности участников, их личностных характеристиках и качествах, знаниях, умениях, компетенциях и т.п., которые произойдут в участниках данного проекта в результате их включения в проектную творческую деятельность.
Планируемые результаты могут формулироваться следующим образом[1].
В результате реализации проекта будет создано: …. для …
(качественное и количественное описание получаемого продукта или тех изменений окружающей среды, на обеспечение которых направлена реализация социального проекта)
В результате реализации проекта будут созданы условия для
- ….
- поддержки ….
- включения его участников в личностно значимые виды деятельности:…
- самореализации участников в области ….
… для развития у его участников:
- качеств:…
- способности к …
В результате реализации проекта его участники
- будут иметь представление о …
- узнают …
- смогут …
- научатся…
- научатся применять…
- освоят …
- приобретут умения…
- приобретут опыт …
- смогут реализовать ….
- др. …
… у участников проекта
- сформируется (повысится) компетентность…
- усовершенствуются умения….
- сформируется …. отношение … к …
- др. …
Пути, способы, методы, формы реализации проекта.
Метод – это инструмент, с помощью которого достигается цель проекта.
Один из самых объемных и подробных разделов проекта. Описание того, каким образом будет осуществляться проект.
В данном разделе описываются стратегия и методы достижения поставленных целей, а также механизм реализации проекта.
Организация должна ответить на вопросы: каким образом будут достигнуты намеченные цели, как будут выполняться поставленные задачи, кто будет осуществлять их реализацию, какие ресурсы будут использованы. Самое главное – чтобы у эксперта не возникло никаких вопросов.
При описании методов необходимо обратить внимание на следующее:
§ Соответствие стратегий и механизмов цели и задачам проекта;
§ Соответствие имеющихся ресурсов планируемой деятельности;
§ Соответствие деятельности заявленным результатам;
§ Реалистичность мероприятий, учитывая временные рамки и бюджет;
§ Инновационность / возможный риск;
§ Определены ли различные функции и как они распределяются среди сотрудников и исполнителей проекта;
§ Являются ли взаимосвязанными виды деятельности по проекту.
§ Этапы реализации проекта.
§ Этапы реализации проекта отражают основные организационные вехи, необходимые при подготовке, реализации проектной деятельности, оценивании ее результатов.
§ Этапы реализации проекта логически связаны с его задачами и являются основными шагами на пути к достижению поставленной цели и решению проблемы.
§ Реализация каждого из этапов привязана к определенным срокам в рамках общего времени проектной деятельности и предполагает достижение определенных промежуточных результатов с указанием ответственных лиц.
§ Примерная схема представления этапов может быть следующей:
№ | Наименование этапа | Решаемые(-ая) задачи(-а) | Содержание работы: | Результат: | Сроки: | Ответственный (-е) |
1. | Проблемно-поисковый | Выявление запроса педагогов на организацию динамических физкультминуток для младших школьников | Разработка анкеты Опрос целевой аудитории Обработка данных Уточнение и конкретизация запроса | Сформулирован запрос на организацию подвижных народных игр с младшими школьниками на переменах | До 5.09.18 | Классный руководитель 10 Б |
2. | Информационно-поисковый | Сбор информационных материалов, направленных на удовлетворение запроса | Выявление и систематизация подвижных народных игр для младших школьников. Выявление правил и техники безопасности при проведении игр | Сборник народных подвижных игр для младших школьников, для их проведения на переменах. Рекомендации по их безопасной организации на переменах | До 15.09.18 | 10 Б класс (творческая группа: Иванова, Петров, Сидоров) |
3. | Разработка модели организации работы | Разработать модель организации динамических физкультминуток | Определение направлений работы и ответственных старшеклассников Определение показателей качества реализации проекта | График участия старшеклассников в организации игр с младшими школьниками. Показатели качества: количество участников, позитивный настрой, отсутствие конфликтов и травм, инициатива детей в проведении игр, интерес к ним, систематичность работы | До 20.09.18 | |
4. | Подготовительный | Подготовка старшеклассников к организации игр с младшими школьниками. Подготовка игрового оборудования | Овладение старшеклассниками содержанием игр, правилами их проведения, правилами техники безопасности, правилами игрового взаимодействия с младшими школьниками. Подбор или создание необходимого игрового оборудования | Знание старшеклассников о - содержании и правилах игр, - рекомендаций по игровому взаимодействию с младшими школьниками - техники безопасности при проведении подвижных игр. Создан уголок с игровым оборудованием | До 5.10.18 | Классный руководитель 10 Б, учитель ФК |
| Практической реализации | Проведение динамических физкультминуток Коррекция деятельности по результатам оценивания ее эффективности | Организация подвижных игр на переменах для младших школьников Отслеживание показателей качества реализации проекта | Вовлечение младших школьников в подвижные игры на переменах, поддержка их хорошего настроения, формирование у них интереса к народным подвижным играм и желания в них участвовать самостоятельно | С 6.10.18 по 25.05.19 | Рабочая группа по реализации проекта. Творческие группы старшеклассников по графику |
6. | Контрольно-оценочный | Контроль качества реализации проекта | Заполнение контрольно-оценочных таблиц по показателям качества реализации проекта | Получение динамической информации о количестве участников и их отношении к данной деятельности. Коррекция содержания работы по результатам обнаружения недостатков. | | |
7. | … | | | | | |
Этапы могут иметь другие названия в зависимости от содержания и логики проектной деятельности в каждом конкретном случае.
Календарный план.
Календарный план – это подробное описание всех видов деятельности и мероприятий с указанием сроков. При разработке этого раздела следует обратить внимание на следующие моменты:
§ Наличие плана – графика реализации проекта или поэтапного описания проекта (это можно сделать как в текстовом формате, так и в виде таблицы, см. выше);
§ Реалистичность, выполнимость плана;
§ Наличие достаточного количества сотрудников и их профессиональный опыт; описание того, кто будет ответственным за проведение каждого мероприятия, каковы виды деятельности, какие ресурсы необходимы для его проведения;
§ Возможность выполнения проекта в заявленные сроки.
Пример план – графика приведен ниже:
Период | Мероприятие | Дата / период проведения | ответственный |
Мес. | дата | | |
сентябрь | | | |