Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Методическая разработка:
Программа элективного курса для учащихся 11 класса
«МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ
И ИХ СИСТЕМ»
Подготовила учитель математики: Халилова Севиль Вейсовна
Рассмотрено на заседании ПМО Утверждено на заседании
точных научных дисциплин Методического совета школы.
25.03.2020г. Протокол №4 Заместитель директора школы
Руководитель ПМО точных по УР: Алимбаева М.А.
научных дисциплин: Олейник Т.В.
_________________________ _____________________
Директор ФГКОУ «СОШ№6»: Турсунова М.Т.
2020г.
Программа элективного курса для учащихся 11 класса
«МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ
И ИХ СИСТЕМ».
Пояснительная записка
В курсе алгебры и начал анализа рассматриваются некоторые основные методы решения тригонометрических уравнений, которых может быть недостаточно для подготовки и успешной сдачи ЕГЭ по математике (профильный уровень). Программа элективного курса «Методы решения тригонометрических уравнений и их систем» предлагает углубленное изучение методов школьного курса.
Целью элективного курса является:
систематизация, расширение и углубление знаний в решения тригонометрических уравнений и систем;
развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся;
воспитание творческой личности, умеющей интегрироваться в системе мировой математической культуры.
Задачи:
1. Дать представление о новых методах решения тригонометрических уравнений и их систем.
2. Познакомить учащихся с уравнениями, содержащими обратные тригонометрические функции и некоторыми методами их решения.
3. Подготовить учащихся к ЕГЭ (профиль) по математике.
Курс ориентирован на расширение базового уровня знаний учащихся по математике и дает учащимся возможность познакомиться с интересными, нестандартными вопросами тригонометрии, с методами решения тригонометрических задач, проверить свои способности. Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за страницы учебника. Вместе с тем, они тесно связаны с основным курсом. Поэтому данный элективный курс способствует развитию важнейших математических знаний и умений, предусмотренных школьной программой.
Требования к математической подготовке учащихся:
1. Знать тригонометрические формулы и уметь применять их;
2. Решать тригонометрические уравнения школьного курса;
3. Решать по заданному алгоритму, ориентироваться в нестандартной ситуации.
Программа курса рассчитана на 17 часов. Курс может быть рассмотрен после изучения тем учебника и при подготовке к экзамену по математике.
Для реализации данного курса используются различные формы организации занятий: лекция, групповая и индивидуальная работа, работа в парах, исследовательская деятельность учащихся, практикумы.
Результатом предложенного курса должно быть успешное решение заданий ЕГЭ (профильный уровень) по теме «Тригонометрические уравнения и их системы».
Итоги реализации данной программы подводятся в форме практических и самостоятельных работ, тестов, КИМов ЕГЭ по математике.
Тематический план элективного курса
«Методы решения тригонометрических уравнений и их систем»17 часов.
№ | Тема | Количество часов |
1 | Основные тригонометрические формулы. Тригонометрические уравнения. (Повторение). | 1 |
2 | Решение уравнений разложением на множители. | 1 |
3 | Решение уравнений преобразованием суммы тригонометрических функций в произведение и наоборот. | 1 |
4-5 | Однородные уравнения и уравнения, к ним сводящиеся, метод введения новой переменной. | 2 |
6 | Решение уравнений с использованием ограниченности функций y=sinx и y=cosx. | 1 |
7 | Задачи, требующие отбора корней. | 1 |
8 | Решение тригонометрических уравнений, содержащих радикал. | 1 |
9 | Использование условий равенства тригонометрических функций. | 1 |
10-11 | Решение тригонометрических уравнений со сложным аргументом. | 2 |
12-13 | Методы решения уравнений, содержащих обратные тригонометрические функции. | 2 |
14-15 | Способы решения систем тригонометрических уравнений. | 2 |
16 | Зачет. | 1 |
17 | Итоговое занятие. | 1 |
Содержание занятий
Занятие 1.Основные тригонометрические формулы. Тригонометрические уравнения (повторение) (1ч).
Цель: повторить основные тригонометрические формулы, основные тригонометрические тождества. Повторить формулы корней простейших тригонометрических уравнений, тригонометрический круг.
Задания для самостоятельной работы:
1. cos 2x= .
2. sin x(2sinx+1)=0.
3. sin²x=
4. tg3x=1
6.
7. tgx(tg²x-3)=0
8. 3tg(
Занятие 2. Решение уравнений разложением на множители (1ч).
Цель: формирования умений решать уравнения разложением на множители.
При решении тригонометрических уравнений можно пользоваться всеми способами разложения на множители алгебраических выражений. Это и вынесение общего множителя за скобки, и метод группировки, применение формул сокращенного умножения, тригонометрических формул.
Пример 1. 2 .
Группируем члены уравнения:
(2
Выносим дважды общий множитель за скобки (второй раз выносим скобку (2cosx-1) за скобки):
sin x( 2cos x-1) + ( 2cos x-1)=0;
(2cos x-1)( sin x+1)=0
Имеем совокупность равносильную исходному уравнению.
Отсюда, Х=±
Задания для самостоятельной работы:
1. sin22x+sin24x=0,
2. sin3x+3cos( -x)=10sin(π-x)
3. sin4x=cos2x
Занятие 3. Решение уравнений преобразованием суммы тригонометрических функций в произведение и произведения – в сумму(1ч).
Цель: создание условий для формирования умений решатьуравнения преобразованием суммы тригонометрических функций в произведение и наоборот.
Повторим формулы преобразования суммы или разности тригонометрических функций в произведение. Формулы преобразования произведения тригонометрических функций в сумму.
Задания для самостоятельной работы:
1. cos5x-cos3x+cos3x-cosx=0,
2. sin5xcos3x=sin6xcos2.
Занятие 4-5.Однородные уравнения и уравнения,
к ним сводящиеся, метод введения новой переменной(2ч).
Цель: создание условий для формирования умений решать уравнения вида asinx +bcosx=0, a*sin2x+bsinx*cosx+c*cos2x=0, asin2x+bsinxcosx+ccos2x=d,d≠0, asinx +bcosx=c,(ab≠0).
К однородным уравнениям относятся стандартные однородные уравнения типа:
asinx +bcosx=0 - однородное уравнение первой степени относительно sinxиcosx,
a*sin2x+bsinx*cosx+c*cos2x=0 -пример однородного уравнения второй степени относительно sinxиcosx.
Примеры уравнений, сводящихся к однородным.
I.Рассмотрим уравнение asin2x+bsinxcosx+ccos2x=d, d≠0.
Уравнение не является однородным, однако, применяя основное тригонометрическое тождество sin2x+cos2x=1и, полагая, что d=d*(sin2x+cos2x), приводим его к однородному.
II.Уравнение вида asinx +bcosx=c,(ab≠0).
Уравнение приводится к однородному, посредством применения формулы двойного угла для функций sinxиcosx.
Имеем:
аsinx+bcos x=c 2asin cos +b(cos2 -sin2 )=c(sin2 + cos2 ).
Приведем подобные члены, получим однородное уравнение второй степени:
(c+b)sin2 -2asin cos +(c-b)cos2 =0.
Задания для самостоятельной работы:
1. sin22x+5sin2xcos2x+4cos22x=0.
2. 2cos2x+sin2x-6sin2x=0,
3. cos2x= sin2x,
4. 3cos2 -5cos x-2sin x=4,
5. 5sin2x+4sinxcosx-cos2x=4.
Занятие6.Решение уравнений с
использованием ограниченности функций y=sinx и y=cosx (1ч).
Цель: формирования умений решатьуравнения с использованием ограниченности тригонометрических функций.
Решение уравнений с использованием ограниченности функций y=sinx и y=cosx следует из того, что | sint|≤1 и |cost|≤1.
Рассмотрим пример:
Решить уравнение: sin3xcos4x=1.
Так как | sint|≤1 и |cost|≤1,следовательно, произведение sin3xcos4x может быть равно единице тогда и только тогда, когда
,
Решение каждой из систем совокупности приводит к уравнениям в целых числах.
Ответ: х=- .
Задания для самостоятельной работы:
1. cos8x+cos7x=2,
2. cos49x-sin22x=1,
3 .sinxsin( x)=1.
Занятие 7. Задачи, требующие отбора корней (1ч).
Цель: сформировать умениевыбирать из полученной серии решений, лишь часть, удовлетворяющую некоторому дополнительному условию.
Данные задания часто встречаются в заданиях ЕГЭ профильного уровня, решения которых подробно рассматриваются в примерных решениях сборников. Например:
1.Решить уравнение 4sin2x(1-cos2x)=1+cos2x,указать те корни, которые принадлежат промежутку [ ].
2. Решить уравнение .
3. Найти нули функции у=3cosx+6sinxна отрезке [0; ].
4.Сколько корней имеет уравнениеcos2x-4cosx=5-sin2x на отрезке
[-100π;100π]?
Занятие 8.Решение уравнений, содержащих
тригонометрические функции под знаком радикала (1ч).
Цель: формирование умений решать различные виды уравнений, содержащих тригонометрические функции под знаком радикала.
Преобразования выполняем в соответствии с правилами решения иррациональных уравнений вида: и .
Задания для самостоятельной работы:
1. ;
2. ;
3. .
Занятие 9. Использование условий равенства
тригонометрических функций (1ч).
Цель:формирование умений использовать условие равенства тригонометрических функций для решения уравнений.
Метод основан на следующих утверждениях:
1. cos x=cos y x=±y+2πn;
2. sin x=sin y x=(-1)my+πm;
3. tg x=tg y 4.ctg x=ctg y
которые следуют из определения тригонометрических функций и способов решения простейших тригонометрических уравнений.
Например:
Решите уравнение:
sin10x=sin5.
Решение:
10x=(-1)n5+πm, x=(-1)n0,5+ .
Задания для самостоятельной работы:
1. cosx=cos7x,
2. cos13x=cos5x+sin5x,
3. ctg4x=ctg x,
4. cos t2-cos t=0,
5. 1+sin2x=(sin3x+cos3x)2,
6. sin x2=sin10x,
7. сtg(π tg x)=tg(π сtg x),
8.tg =tg x.
Занятие 10-11. Решение тригонометрических
уравнений со сложным аргументом (2ч).
Цель: дать представление о способах решения тригонометрических уравнений, содержащих сложный аргумент.
Рассмотрим пример.
Решите уравнение: sin(sin(cosx – sinx))=0.
Решение:
sin(cosx – sinx)=πn, nЄZ, но т.к. , откудаn=0. Далее решаем уравнение sin(cosx – sinx)=0. Оно равносильно уравнению cosx – sinx=πк, к ЄZ, или уравнению . Замечаем, чтовсе значения кдолжны удовлетворять неравенству , откуда к=0. Остается решить уравнение , откуда .
Итак, ответом является равенство:
Задания для самостоятельной работы:
1.
2.
3. .
Занятие 12-13.Методы решения уравнений, содержащих
обратные тригонометрические функции (2ч).
Цель: формирование представления о способах решения тригонометрическихуравнений, содержащих обратные тригонометрические функции.
Для решения уравнений с обратными тригонометрическими функциями необходимы определения и свойства этих функций.
Решение уравнений, левая и правая части которых представляют собой одноименныеобратные тригонометрические функции различных аргументов, основано на свойстве монотонности. Здесь имеют место следующие равносильные переходы:
arcsin f(x) =arcsin g(x)
arccos f(x)=arccos g(x)
arctg f(x)=arctg g(x)
arcctg f(x)=arcctg g(x)
Задания для самостоятельной работы:
arcsinxarcsin x= ,
arccos(x(x+y))+arccos(y(x+y))=π,
arccos(3x-4)=2arctg(5-3x),
arccos2x+arcsin(6x-2)= π,
4arcctg(x2-3x-3)-π=0,
arcsin4x=arccos3x,
2arctg x= arctg ,
arcctg x+ arcctg 2x= .
Занятие 14-15. Способы решения систем тригонометрических уравнений (2ч).
Цель: рассмотреть способы решения систем тригонометрических уравнений.
При решении систем применяются различные приемы. Это и метод введения новых переменных, и преобразование уравнений с помощью тригонометрических формул, в частности формул приведения, формул сокращенного умножения и так далее, которые рассматриваются в школьном курсе учебника.
Задания для самостоятельной работы:
1.
2.
Занятие 16. Зачет.
1.Найти корень уравнения, принадлежащий отрезку , cosπxtg =0.
2.Найти число положительных корней уравнения(ctg2 ) =0.
3. arcsin2x-arcsinx= .
4. sin4x+cos4x=1.
5. sin8x+cos8x= .
6. (1-tgx)(1+sin2x)=1+tgx.
7.
Занятие17. Итоговое занятие-семинар (1ч).
Тема: « Способы решения нестандартныхтригонометрических уравнений иих систем».
Литература:
Авдонин Н.И. 30 уроков репетитора по математике (по материалам вступительных экзаменов в ВУЗы). Учебное пособие. Н.Новгород; издательство «Век», 1997г.
Авдонин Н.И. Математика 2000: Предварительное тестирование (по материалам предварительного тестирования перед вступительными испытаниями 2000г. в ННГУ) Н. Новгород, 2000г.
Башмаков М.И. Уравнения и неравенства. Москва. Наука, 1976г.
Бородуля И.Т. Тригонометрические уравнения и неравенства. Москва, Просвещение,1989г.
Галицкий М.Л., Мошкович М.М., Шварцбурд С.И. Углубленное изучение курса алгебры и математического анализа. Методические рекомендации и дидактические материалы. Пособие для учителя. Москва. Просвещение, 1990г.
Зильберберг Н.И. Алгебра 9. Для углубленного изучения математики. Учебное пособие. – Псков. Издательство псковского областного института усовершенствования учителей, 1993г.
Ивлев Б.М., Абрамов А.М., Дудницын Ю.П. и др. Задачи повышенной трудности по алгебре и началам анализа. Москва. Просвещение, 1995г.
Литвиненко В.Н., Мордкович А.Г. Практикум по элементарной математике: Алгебра. Тригонометрия. Москва. Просвещение, 1991г.
Никольская И.Л. Факультативный курс по математике. Москва. Просвещение, 1991.
Олежник С.Н. и др. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решений. Учебно-методологическое пособие 10-11 класс. Москва. Дрофа, 2001г.
Севрюков П.Ф. Тригонометрические, показательные и логарифмические уравнения и неравенства. Учебное пособие. Москва. Илекса, 2008г.
Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач. Москва. Просвещение, 1989г.
Шарыгин И.Ф., Голубев В.И. Факультативный курс по математике. Решение задач. – Москва, Просвещение, 1991г.
Ященко И.В. Типовые экзаменационные варианты. Москва, Национальное образование,2020г.