СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Методы решения тригонометрических уравнений и их систем"

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическое применения знаний материала.

Просмотр содержимого документа
«"Методы решения тригонометрических уравнений и их систем"»

Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»








Методическая разработка:


Программа элективного курса для учащихся 11 класса

«МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ

И ИХ СИСТЕМ»





Подготовила учитель математики: Халилова Севиль Вейсовна


Рассмотрено на заседании ПМО Утверждено на заседании

точных научных дисциплин Методического совета школы.

25.03.2020г. Протокол №4 Заместитель директора школы

Руководитель ПМО точных по УР: Алимбаева М.А.

научных дисциплин: Олейник Т.В.

_________________________ _____________________






Директор ФГКОУ «СОШ№6»: Турсунова М.Т.

2020г.



Программа элективного курса для учащихся 11 класса

«МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ

И ИХ СИСТЕМ».

Пояснительная записка

В курсе алгебры и начал анализа рассматриваются некоторые основные методы решения тригонометрических уравнений, которых может быть недостаточно для подготовки и успешной сдачи ЕГЭ по математике (профильный уровень). Программа элективного курса «Методы решения тригонометрических уравнений и их систем» предлагает углубленное изучение методов школьного курса.

Целью элективного курса является:

систематизация, расширение и углубление знаний в решения тригонометрических уравнений и систем;

развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся;

воспитание творческой личности, умеющей интегрироваться в системе мировой математической культуры.

Задачи:

1. Дать представление о новых методах решения тригонометрических уравнений и их систем.

2. Познакомить учащихся с уравнениями, содержащими обратные тригонометрические функции и некоторыми методами их решения.

3. Подготовить учащихся к ЕГЭ (профиль) по математике.

Курс ориентирован на расширение базового уровня знаний учащихся по математике и дает учащимся возможность познакомиться с интересными, нестандартными вопросами тригонометрии, с методами решения тригонометрических задач, проверить свои способности. Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за страницы учебника. Вместе с тем, они тесно связаны с основным курсом. Поэтому данный элективный курс способствует развитию важнейших математических знаний и умений, предусмотренных школьной программой.

Требования к математической подготовке учащихся:

1. Знать тригонометрические формулы и уметь применять их;

2. Решать тригонометрические уравнения школьного курса;

3. Решать по заданному алгоритму, ориентироваться в нестандартной ситуации.

Программа курса рассчитана на 17 часов. Курс может быть рассмотрен после изучения тем учебника и при подготовке к экзамену по математике.

Для реализации данного курса используются различные формы организации занятий: лекция, групповая и индивидуальная работа, работа в парах, исследовательская деятельность учащихся, практикумы.

Результатом предложенного курса должно быть успешное решение заданий ЕГЭ (профильный уровень) по теме «Тригонометрические уравнения и их системы».

Итоги реализации данной программы подводятся в форме практических и самостоятельных работ, тестов, КИМов ЕГЭ по математике.


Тематический план элективного курса

«Методы решения тригонометрических уравнений и их систем»17 часов.


Тема

Количество

часов

1

Основные тригонометрические формулы. Тригонометрические уравнения. (Повторение).

1

2

Решение уравнений разложением на множители.

1

3

Решение уравнений преобразованием суммы тригонометрических функций в произведение и наоборот.

1

4-5

Однородные уравнения и уравнения, к ним сводящиеся, метод введения новой переменной.

2

6

Решение уравнений с использованием ограниченности функций y=sinx и y=cosx.

1

7

Задачи, требующие отбора корней.

1

8

Решение тригонометрических уравнений, содержащих радикал.

1

9

Использование условий равенства тригонометрических функций.

1

10-11

Решение тригонометрических уравнений со сложным аргументом.

2

12-13

Методы решения уравнений, содержащих обратные тригонометрические функции.

2

14-15

Способы решения систем тригонометрических уравнений.

2

16

Зачет.

1

17

Итоговое занятие.

1

Содержание занятий

Занятие 1.Основные тригонометрические формулы. Тригонометрические уравнения (повторение) (1ч).

Цель: повторить основные тригонометрические формулы, основные тригонометрические тождества. Повторить формулы корней простейших тригонометрических уравнений, тригонометрический круг.

Задания для самостоятельной работы:

1. cos 2x= .

2. sin x(2sinx+1)=0.

3. sin²x=

4. tg3x=1

6.

7. tgx(tg²x-3)=0

8. 3tg(


Занятие 2. Решение уравнений разложением на множители (1ч).

Цель: формирования умений решать уравнения разложением на множители.

При решении тригонометрических уравнений можно пользоваться всеми способами разложения на множители алгебраических выражений. Это и вынесение общего множителя за скобки, и метод группировки, применение формул сокращенного умножения, тригонометрических формул.

Пример 1. 2 .

Группируем члены уравнения:

(2

Выносим дважды общий множитель за скобки (второй раз выносим скобку (2cosx-1) за скобки):

  • sin x( 2cos x-1) + ( 2cos x-1)=0;

  • (2cos x-1)( sin x+1)=0

    Имеем совокупность равносильную исходному уравнению.

    Отсюда, Х=±

    Задания для самостоятельной работы:

    1. sin22x+sin24x=0,

    2. sin3x+3cos( -x)=10sin(π-x)

    3. sin4x=cos2x


    Занятие 3. Решение уравнений преобразованием суммы тригонометрических функций в произведение и произведения – в сумму(1ч).

    Цель: создание условий для формирования умений решатьуравнения преобразованием суммы тригонометрических функций в произведение и наоборот.

    Повторим формулы преобразования суммы или разности тригонометрических функций в произведение. Формулы преобразования произведения тригонометрических функций в сумму.

    Задания для самостоятельной работы:

    1. cos5x-cos3x+cos3x-cosx=0,

    2. sin5xcos3x=sin6xcos2.



    Занятие 4-5.Однородные уравнения и уравнения,

    к ним сводящиеся, метод введения новой переменной(2ч).

    Цель: создание условий для формирования умений решать уравнения вида asinx +bcosx=0, a*sin2x+bsinx*cosx+c*cos2x=0, asin2x+bsinxcosx+ccos2x=d,d≠0, asinx +bcosx=c,(ab≠0).

    К однородным уравнениям относятся стандартные однородные уравнения типа:

    asinx +bcosx=0 - однородное уравнение первой степени относительно sinxиcosx,

    a*sin2x+bsinx*cosx+c*cos2x=0 -пример однородного уравнения второй степени относительно sinxиcosx.

    Примеры уравнений, сводящихся к однородным.

    I.Рассмотрим уравнение asin2x+bsinxcosx+ccos2x=d, d≠0.

    Уравнение не является однородным, однако, применяя основное тригонометрическое тождество sin2x+cos2x=1и, полагая, что d=d*(sin2x+cos2x), приводим его к однородному.

    II.Уравнение вида asinx +bcosx=c,(ab≠0).

    Уравнение приводится к однородному, посредством применения формулы двойного угла для функций sinxиcosx.

    Имеем:

    аsinx+bcos x=c 2asin cos +b(cos2 -sin2 )=c(sin2 + cos2 ).

    Приведем подобные члены, получим однородное уравнение второй степени:

    (c+b)sin2 -2asin cos +(c-b)cos2 =0.


    Задания для самостоятельной работы:

    1. sin22x+5sin2xcos2x+4cos22x=0.

    2. 2cos2x+sin2x-6sin2x=0,

    3. cos2x= sin2x,

    4. 3cos2 -5cos x-2sin x=4,

    5. 5sin2x+4sinxcosx-cos2x=4.


    Занятие6.Решение уравнений с

    использованием ограниченности функций y=sinx и y=cosx (1ч).

    Цель: формирования умений решатьуравнения с использованием ограниченности тригонометрических функций.

    Решение уравнений с использованием ограниченности функций y=sinx и y=cosx следует из того, что | sint|≤1 и |cost|≤1.

    Рассмотрим пример:

    Решить уравнение: sin3xcos4x=1.

    Так как | sint|≤1 и |cost|≤1,следовательно, произведение sin3xcos4x может быть равно единице тогда и только тогда, когда

    ,

    Решение каждой из систем совокупности приводит к уравнениям в целых числах.

    Ответ: х=- .

    Задания для самостоятельной работы:

    1. cos8x+cos7x=2,

    2. cos49x-sin22x=1,

    3 .sinxsin( x)=1.

    Занятие 7. Задачи, требующие отбора корней (1ч).

    Цель: сформировать умениевыбирать из полученной серии решений, лишь часть, удовлетворяющую некоторому дополнительному условию.

    Данные задания часто встречаются в заданиях ЕГЭ профильного уровня, решения которых подробно рассматриваются в примерных решениях сборников. Например:

    1.Решить уравнение 4sin2x(1-cos2x)=1+cos2x,указать те корни, которые принадлежат промежутку [ ].

    2. Решить уравнение .

    3. Найти нули функции у=3cosx+6sinxна отрезке [0; ].

    4.Сколько корней имеет уравнениеcos2x-4cosx=5-sin2x на отрезке

    [-100π;100π]?

    Занятие 8.Решение уравнений, содержащих

    тригонометрические функции под знаком радикала (1ч).

    Цель: формирование умений решать различные виды уравнений, содержащих тригонометрические функции под знаком радикала.

    Преобразования выполняем в соответствии с правилами решения иррациональных уравнений вида: и .

    Задания для самостоятельной работы:

    1. ;

    2. ;

    3. .

    Занятие 9. Использование условий равенства

    тригонометрических функций (1ч).

    Цель:формирование умений использовать условие равенства тригонометрических функций для решения уравнений.

    Метод основан на следующих утверждениях:

    1. cos x=cos y x=±y+2πn;

    2. sin x=sin y x=(-1)my+πm;

    3. tg x=tg y 4.ctg x=ctg y

    которые следуют из определения тригонометрических функций и способов решения простейших тригонометрических уравнений.

    Например:

    Решите уравнение:

    sin10x=sin5.

    Решение:

    10x=(-1)n5+πm, x=(-1)n0,5+ .

    Задания для самостоятельной работы:

    1. cosx=cos7x,

    2. cos13x=cos5x+sin5x,

    3. ctg4x=ctg x,

    4. cos t2-cos t=0,

    5. 1+sin2x=(sin3x+cos3x)2,

    6. sin x2=sin10x,

    7. сtg(π tg x)=tg(π сtg x),

    8.tg =tg x.

    Занятие 10-11. Решение тригонометрических

    уравнений со сложным аргументом (2ч).

    Цель: дать представление о способах решения тригонометрических уравнений, содержащих сложный аргумент.

    Рассмотрим пример.

    Решите уравнение: sin(sin(cosx – sinx))=0.

    Решение:

    sin(cosxsinx)=πn, nЄZ, но т.к. , откудаn=0. Далее решаем уравнение sin(cosxsinx)=0. Оно равносильно уравнению cosx – sinx=πк, к ЄZ, или уравнению . Замечаем, чтовсе значения кдолжны удовлетворять неравенству , откуда к=0. Остается решить уравнение , откуда .

    Итак, ответом является равенство:

    Задания для самостоятельной работы:

    1.

    2.

    3. .

    Занятие 12-13.Методы решения уравнений, содержащих

    обратные тригонометрические функции (2ч).

    Цель: формирование представления о способах решения тригонометрическихуравнений, содержащих обратные тригонометрические функции.

    Для решения уравнений с обратными тригонометрическими функциями необходимы определения и свойства этих функций.

    Решение уравнений, левая и правая части которых представляют собой одноименныеобратные тригонометрические функции различных аргументов, основано на свойстве монотонности. Здесь имеют место следующие равносильные переходы:

    1. arcsin f(x) =arcsin g(x)

    2. arccos f(x)=arccos g(x)

    3. arctg f(x)=arctg g(x)

    4. arcctg f(x)=arcctg g(x)

    Задания для самостоятельной работы:

    1. arcsinxarcsin x= ,

    2. arccos(x(x+y))+arccos(y(x+y))=π,

    3. arccos(3x-4)=2arctg(5-3x),

    4. arccos2x+arcsin(6x-2)= π,

    5. 4arcctg(x2-3x-3)-π=0,

    6. arcsin4x=arccos3x,

    7. 2arctg x= arctg ,

    8. arcctg x+ arcctg 2x= .

    Занятие 14-15. Способы решения систем тригонометрических уравнений (2ч).

    Цель: рассмотреть способы решения систем тригонометрических уравнений.

    При решении систем применяются различные приемы. Это и метод введения новых переменных, и преобразование уравнений с помощью тригонометрических формул, в частности формул приведения, формул сокращенного умножения и так далее, которые рассматриваются в школьном курсе учебника.

    Задания для самостоятельной работы:

    1.

    2.

    Занятие 16. Зачет.

    1.Найти корень уравнения, принадлежащий отрезку , cosπxtg =0.

    2.Найти число положительных корней уравнения(ctg2 ) =0.

    3. arcsin2x-arcsinx= .

    4. sin4x+cos4x=1.

    5. sin8x+cos8x= .

    6. (1-tgx)(1+sin2x)=1+tgx.

    7.


    Занятие17. Итоговое занятие-семинар (1ч).

    Тема: « Способы решения нестандартныхтригонометрических уравнений иих систем».

    Литература:

    1. Авдонин Н.И. 30 уроков репетитора по математике (по материалам вступительных экзаменов в ВУЗы). Учебное пособие. Н.Новгород; издательство «Век», 1997г.

    2. Авдонин Н.И. Математика 2000: Предварительное тестирование (по материалам предварительного тестирования перед вступительными испытаниями 2000г. в ННГУ) Н. Новгород, 2000г.

    3. Башмаков М.И. Уравнения и неравенства. Москва. Наука, 1976г.

    4. Бородуля И.Т. Тригонометрические уравнения и неравенства. Москва, Просвещение,1989г.

    5. Галицкий М.Л., Мошкович М.М., Шварцбурд С.И. Углубленное изучение курса алгебры и математического анализа. Методические рекомендации и дидактические материалы. Пособие для учителя. Москва. Просвещение, 1990г.

    6. Зильберберг Н.И. Алгебра 9. Для углубленного изучения математики. Учебное пособие. – Псков. Издательство псковского областного института усовершенствования учителей, 1993г.

    7. Ивлев Б.М., Абрамов А.М., Дудницын Ю.П. и др. Задачи повышенной трудности по алгебре и началам анализа. Москва. Просвещение, 1995г.

    8. Литвиненко В.Н., Мордкович А.Г. Практикум по элементарной математике: Алгебра. Тригонометрия. Москва. Просвещение, 1991г.

    9. Никольская И.Л. Факультативный курс по математике. Москва. Просвещение, 1991.

    10. Олежник С.Н. и др. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решений. Учебно-методологическое пособие 10-11 класс. Москва. Дрофа, 2001г.

    11. Севрюков П.Ф. Тригонометрические, показательные и логарифмические уравнения и неравенства. Учебное пособие. Москва. Илекса, 2008г.

    12. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач. Москва. Просвещение, 1989г.

    13. Шарыгин И.Ф., Голубев В.И. Факультативный курс по математике. Решение задач. – Москва, Просвещение, 1991г.

    14. Ященко И.В. Типовые экзаменационные варианты. Москва, Национальное образование,2020г.












  • Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!