СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы решения тригонометрических уравнений и их систем

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методы решения тригонометрических уравнений и их систем»

    ИНСТИТУТ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК И МАТЕМАТИКИ  Кафедры МФИТ  направление подготовки 44.03.05 педагогическое  образование  профили: Математика, Физика   Методы решения тригонометрических уравнений и их систем    Выполнила: Токоякова Кристина Владимировна Группа МФ-41 Курс 4 Форма обучения очная Абакан, 2023

ИНСТИТУТ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК И МАТЕМАТИКИ Кафедры МФИТ направление подготовки 44.03.05 педагогическое образование профили: Математика, Физика Методы решения тригонометрических уравнений и их систем

Выполнила: Токоякова

Кристина Владимировна

Группа МФ-41

Курс 4

Форма обучения очная

Абакан, 2023

Содержание Введение 1. Понятие «тригонометрическое уравнение» и понятия, с ним связанные 2. Методы решения тригонометрических уравнений 2.1. Метод замены переменной 2.2. Метод разложения на множители 2.3. Метод решения однородных тригонометрических уравнений 2.4. Метод введения вспомогательного аргумента 3. Отбор корней в тригонометрических уравнениях, принадлежащих указанному числовому промежутку 4. Решение систем тригонометрических уравнений Заключение Контрольные вопросы

Содержание

Введение

1. Понятие «тригонометрическое уравнение» и понятия, с ним связанные

2. Методы решения тригонометрических уравнений

2.1. Метод замены переменной

2.2. Метод разложения на множители

2.3. Метод решения однородных тригонометрических уравнений

2.4. Метод введения вспомогательного аргумента

3. Отбор корней в тригонометрических уравнениях, принадлежащих указанному числовому промежутку

4. Решение систем тригонометрических уравнений

Заключение

Контрольные вопросы

Введение В древности тригонометрия возникла в связи с потребностями астрономии, землемерия и строительного дела, то есть носила чисто геометрический характер и представляла главным образом «исчисление хорд».

Введение

В древности тригонометрия возникла в связи с потребностями астрономии, землемерия и строительного дела, то есть носила чисто геометрический характер и представляла главным образом «исчисление хорд».

 Понятие «тригонометрическое уравнение» и понятия, с ним связанные Тригонометрическим уравнением называется уравнение вида , где и – тригонометрические выражения.   Решить уравнение – это значит найти все корни или доказать, что это уравнение не имеет корней. Из данного определения следует, что уравнение не имеет корней только в двух случаях: если ОДЗ уравнения есть пустое множество; если ОДЗ уравнения есть непустое множество D, но ни для одного элемента этого множества не выполняется числовое равенство .
  • Понятие «тригонометрическое уравнение» и понятия, с ним связанные

Тригонометрическим уравнением называется уравнение вида , где и – тригонометрические выражения.

  •  

Решить уравнение – это значит найти все корни или доказать, что это уравнение не имеет корней.

Из данного определения следует, что уравнение не имеет корней только в двух случаях:

  • если ОДЗ уравнения есть пустое множество;
  • если ОДЗ уравнения есть непустое множество D, но ни для одного элемента этого множества не выполняется числовое равенство .

Тригонометрические уравнения и называются равносильными или эквивалентными , если любой корень первого уравнения является корнем второго уравнения, а любой корень второго уравнения – корнем первого уравнения.  

Тригонометрические уравнения и называются равносильными или эквивалентными , если любой корень первого уравнения является корнем второго уравнения, а любой корень второго уравнения – корнем первого уравнения.

  •  

 2.  Методы решения тригонометрических уравнений    Метод замены переменной; Метод разложения на множители; Метод решения однородных тригонометрических уравнений; Метод введения вспомогательного аргумента

2. Методы решения тригонометрических уравнений

  • Метод замены переменной;
  • Метод разложения на множители;
  • Метод решения однородных тригонометрических уравнений;
  • Метод введения вспомогательного аргумента

2.1.  Метод замены переменной Суть метода заключается в том, чтобы данное тригонометрическое уравнение свести к уравнению вида   где – одна из тригонометрических функций или тригонометрическое выражение, содержащее аргумент, а – рациональная, дробно-рациональная или иная другая элементарная функция. Сначала делается замена и решается алгебраическое (рациональное, иррациональное и т.д.) уравнение    (

2.1. Метод замены переменной

Суть метода заключается в том, чтобы данное тригонометрическое уравнение свести к уравнению вида

  •  

где – одна из тригонометрических функций или тригонометрическое выражение, содержащее аргумент, а – рациональная, дробно-рациональная или иная другая элементарная функция. Сначала делается замена и решается алгебраическое (рациональное, иррациональное и т.д.) уравнение

(

Пример. Решить уравнение   Далее находим корни квадратного уравнения : ; Ответ:

Пример. Решить уравнение

  •  

Далее находим корни квадратного уравнения :

;

Ответ:

2.2.  Метод разложения на множители Суть метода заключается в следующем: если левая часть , где – тригонометрическое выражение (функция), зависящее от одного аргумента, может быть представлена в виде произведения , то корнями данного уравнения будут все решения совокупности уравнений   принадлежащие области определения функции .

2.2. Метод разложения на множители

Суть метода заключается в следующем: если левая часть , где – тригонометрическое выражение (функция), зависящее от одного аргумента, может быть представлена в виде произведения , то корнями данного уравнения будут все решения совокупности уравнений

  •  

принадлежащие области определения функции .

Пример. Решить уравнение      Ответ: .

Пример. Решить уравнение

  •  

 

Ответ: .

2.3.  Метод решения однородных тригонометрических уравнений Общий метод решения основан на сведении таких уравнений к обычным рациональным уравнениям с помощью рационализирующей подстановки . Однако следует помнить, что введение подстановки приводит к сужению ОДЗ исходного уравнения и, как следствие, возможно потеря корней исходного уравнения. Поэтому алгоритм решения однородных уравнений будет состоять в следующем.   1. Сначала проверяем, не являются ли корни уравнения , корнями исходного уравнения. Очевидно, что это будет выполняться при .

2.3. Метод решения однородных тригонометрических уравнений

Общий метод решения основан на сведении таких уравнений к обычным рациональным уравнениям с помощью рационализирующей подстановки . Однако следует помнить, что введение подстановки приводит к сужению ОДЗ исходного уравнения и, как следствие, возможно потеря корней исходного уравнения. Поэтому алгоритм решения однородных уравнений будет состоять в следующем.

  •  

1. Сначала проверяем, не являются ли корни уравнения , корнями исходного уравнения. Очевидно, что это будет выполняться при .

2. Разделим обе части уравнения на .   В результате приходим к равносильному уравнению , которое заменой сводится к рациональному решению 3. Находим решения полученного рационального уравнения. Если рациональное уравнение решений не имеет, то и исходное тригонометрическое уравнение (3.8) тоже решений не имеет. В противном случае получаем простейшие тригонометрические уравнения , из решения которых находим .

2. Разделим обе части уравнения на .

  •  

В результате приходим к равносильному уравнению , которое заменой сводится к рациональному решению

3. Находим решения полученного рационального уравнения. Если рациональное уравнение решений не имеет, то и исходное тригонометрическое уравнение (3.8) тоже решений не имеет. В противном случае получаем простейшие тригонометрические уравнения

, из решения которых находим .

2.4.  Метод введения вспомогательного аргумента    Суть метода заключается в следующем. Поскольку уравнение рассматривается при условии, что , то обе его части можно разделить на число . В результате получаем равносильное уравнение . Очевидно, что существует некоторый угол , для которого; .   Тогда последнее уравнение принимает вид .

2.4. Метод введения вспомогательного аргумента

Суть метода заключается в следующем. Поскольку уравнение рассматривается при условии, что , то обе его части можно разделить на число . В результате получаем равносильное уравнение . Очевидно, что существует некоторый угол , для которого; .

  •  

Тогда последнее уравнение принимает вид .

Пример. Решить уравнение   ; ;  Ответ:

Пример. Решить уравнение

  •  

; ;

Ответ:

3. Отбор корней в тригонометрических уравнениях, принадлежащих указанному числовому промежутку Способы осуществления отбора корней в тригонометрических уравнениях: Арифметический способ; Алгебраический способ; Геометрический способ.

3. Отбор корней в тригонометрических уравнениях, принадлежащих указанному числовому промежутку

Способы осуществления отбора корней в тригонометрических уравнениях:

  • Арифметический способ;
  • Алгебраический способ;
  • Геометрический способ.

4.  Решение систем тригонометрических уравнений Пример. Решить систему уравнений.     1. Если 2. Если Ответ:

4. Решение систем тригонометрических уравнений

Пример. Решить систему уравнений.

  •  

 

1. Если

2. Если

Ответ:

Заключение Таким образом, рассмотрели необходимые для овладения навыков решения тригонометрических уравнений и их систем теоретические основы. Изучили историю тригонометрии, а также понятие «тригонометрическое уравнение» и понятия с ним связанные, выделили четыре метода решения тригонометрических уравнений. Рассмотрели отбор корней в тригонометрических уравнениях, принадлежащих указанному числовому промежутку, а также решение систем тригонометрических уравнений.

Заключение

Таким образом, рассмотрели необходимые для овладения навыков решения тригонометрических уравнений и их систем теоретические основы. Изучили историю тригонометрии, а также понятие «тригонометрическое уравнение» и понятия с ним связанные, выделили четыре метода решения тригонометрических уравнений. Рассмотрели отбор корней в тригонометрических уравнениях, принадлежащих указанному числовому промежутку, а также решение систем тригонометрических уравнений.

Контрольные вопросы Что называется тригонометрическим уравнением? Как расшифровывается ОДЗ? Что значит решить уравнение ? В каких случаях уравнение не имеет корней? Какие четыре основных метода вы знаете для использования решения тригонометрических уравнения? В чём заключается суть метода замены переменной? В чём заключается суть метода разложения на множители? Какого вида уравнения называют однородным относительно синуса и косинуса? В чём состоит суть метода введения вспомогательного аргумента?  Какими следующими способами можно осуществлять отбор корней в тригонометрическом уравнении?  Какие подходы используются при решении систем тригонометрических уравнений?  

Контрольные вопросы

  • Что называется тригонометрическим уравнением?
  • Как расшифровывается ОДЗ?
  • Что значит решить уравнение ?
  • В каких случаях уравнение не имеет корней?
  • Какие четыре основных метода вы знаете для использования решения тригонометрических уравнения?
  • В чём заключается суть метода замены переменной?
  • В чём заключается суть метода разложения на множители?
  • Какого вида уравнения называют однородным относительно синуса и косинуса?
  • В чём состоит суть метода введения вспомогательного аргумента?
  • Какими следующими способами можно осуществлять отбор корней в тригонометрическом уравнении?
  • Какие подходы используются при решении систем тригонометрических уравнений?
  •  


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!