Методы, формы, средства организации деятельности воспитанников.
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе методов соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям.
Метод обучения - это способ взаимосвязанной, упорядоченной деятельности обучающих и обучаемых, направленный на реализацию задач обучения.
Метод обучения характеризуется тремя важными признаками:
он обозначает цель обучения,
способ усвоения учебного материала
характер взаимодействия обучающего и обучаемого.
Прием обучения - структурная единица метода.
Метод и прием соотносятся как часть к целому. Одни и те же приемы могут быть использованы в разных методах, и один метод может включать разные приемы.
Приемы - это обусловленные методом конкретные действия обучающего и обучаемого, которые характеризуются завершенностью и ведут к достижению ближайших задач.
В дидактике детского сада чаще всего используется традиционная классификация методов по источнику передачи информации и характеру ее восприятия – это: наглядные, словесные и практические методы, игровые.
В целом обучение на занятиях в детском саду характеризуется живостью и непосредственностью проявлений детей, разнообразием приемов действий, небольшим образовательным содержанием, опорой на детский опыт, широкой и яркой наглядной основой, использованием игровых и занимательных приемов обучения, многогранными связями обучения с повседневной деятельностью детей.
НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД
Наглядные методы и приемы — использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.
Наблюдение — это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь.
Использование наглядных методов обеспечивает развитие восприятия как ведущего познавательного процесса, а также развитие наглядно-действенной, наглядно-образной форм мышления и речи, основных видов деятельности дошкольника — игры, изобразительной и трудовой деятельности.
ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД
К группе практических методов обучения в детском саду относятся:
- упражнения;
- игровой метод;
- элементарные опыты;
- моделирование.
Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно-действенных и наглядно-образных формах мышления во взаимодействии со словесно-логическим мышлением.
Упражнение — это многократное повторение ребенком умственных и практических действий заданного содержания.
Основные виды упражнений:
подражательного характера;
конструктивного характера;
творческого характера;
игровые.
Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
Моделирование — процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.
СЛОВЕСНЫЙ МЕТОД
Живое общение взрослого и детей, которое характерно для речевых методов, оказывает большое воспитательное воздействие — оно возбуждает чувства, вызывает определенное отношение к содержанию формируемых знаний. Основные словесные методы, используемые в дошкольном обучении.
Рассказы воспитателя - создание у детей ярких и точных представлений о событиях или явлениях.
Рассказы детей - этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.
Чтение художественных произведений детям - позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем, формировать способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы, воссозданию словесного образа, формировать понимание основных связей в произведении, характера героя, его действий и поступков.
Беседы - применяются для уточнения, коррекции представлений, их обобщения и систематизации.
Методы повышения познавательной активности
Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей)
Сравнение
Метод моделирования и конструирования
Метод вопросов
Метод повторения
Решение логических задач
Экспериментирование и опыты
Методы повышения эмоциональной активности
Игровые и воображаемые ситуации
Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.
Игры-драматизации
Сюрпризные моменты
Элементы творчества и новизны
Методы обучения и развития творчества
Эмоциональная насыщенность окружения
Мотивирование детской деятельности
Исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование)
Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении - прошлое, настоящее и будущее)
Игровые приемы
Юмор и шутка
Экспериментирование
Проблемные ситуации и задачи
Неясные знания (догадки)
Предположения (гипотезы)
ИГРОВОЙ МЕТОД
Предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: указаниями, объяснениями, показом и т. д. этот метод вызывать у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогает концентрировать внимание на учебной деятельности, которая не навязывается из вне, а обладает желанной личной целью.
Методы игры
Дидактическая игра
Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.
Для того чтобы наиболее полно раскрыть особенности развития ребенка как субъекта учебно-познавательной деятельности, важно рассмотреть новую классификацию методов.
В данной классификации четко представлены все составляющие метода: цель обучения, способ усвоения учебного материала и характер взаимодействия обучающего и обучаемого.
Информационно-рецептивный метод – устное изложение воспитателя, работа с книгой, беседа.
Репродуктивный метод – пересказ, упражнение по образцу.
Проблемный метод (метод проблемного изложения) - педагог ставит проблему и показывает путь ее решения.
Эвристический метод (частично-поисковый) - проблемная задача делится на части проблемы, в решении которых принимают участие дети.
Исследовательский метод - направлен на развитие творческой деятельности, на освоение способов решения проблем.
Метод проектов - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний.
Метод стимулирования деятельности и поведения - побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию.
Формирования сознания личности - включают в себя разъяснение, беседу, рассказ, лекцию, пример.
Формы обучения.
Форма организации обучения – это совместная деятельность обучающего и обучаемых, которая осуществляется в определенном порядке и установленном режиме.
В детском саду используются следующие формы организованного обучения:
- фронтальные;
- групповые;
- индивидуальные.
Использовать данные формы организации обучения можно как на занятиях, так и в повседневной жизни. Каждая из форм отличается своей спецификой, которая выражается в дидактической цели, в степени самостоятельности детей, в соотношении коллективной и индивидуальной работы, в особенностях педагогического руководства.
1.Индивидуальная форма организации обучения заключает в себе много положительных факторов.
Педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения соответственно уровню развития ребенка, с учетом темпа усвоения им материала, особенностей психических процессов и т.п.
2. Групповая форма обучения предполагает, что занятия проводятся с подгруппой. Для этого группа распределяется на подгруппы не более 6 человек. Основанием для комплектования могут быть личные симпатии детей, общность их интересов, но, ни в коем случае, несовпадение в уровнях развития.
3. Фронтальные занятия также необходимы в условиях современного дошкольного учреждения. Их содержанием может быть деятельность художественного характера. Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непрерывная непосредственная образовательная деятельность.
Формы организации обучения в повседневной жизни.
Игра - ведущий вид деятельности дошкольников.
Прогулка – наблюдение за природой, подвижные игры, труд в природе и на участке т.д.
Дежурство - детей по столовой, на занятиях.
Экспериментирование и исследования: практическое, умственное и социальное. Практическое экспериментирование и исследовательские действия направлены на постижение всего многообразия окружающего мира посредством реальных опытов с реальными предметами и их свойствами. Умственное экспериментирование осуществляется только в мысленном плане (в уме). Они осуществляются с помощью поисков ответов на поставленные вопросы, разбора и решения проблемных ситуаций. Социальное экспериментирование: объект изучения и эксперимента - отношения ребёнка со своим социальным окружением.
Проектная деятельность - позволяет детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать.
Чтение художественной литературы - восприятие художественной литературы, а также эффективная форма развития познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности.
Викторины и конкурсы - своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания, в которых предполагается посильное участие детей.
Коллекционирование - форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определённую ценность для ребёнка.
Игровая ситуация - форма работы, направленная на приобретение ребёнком опыта нравственно-ценных действий и поступков, которые он сначала выполняет на основе подражания, по образцу, а затем самостоятельно .
Мастерская - форма организации продуктивной деятельности, позволяет также развивать двигательную (мелкую моторику), коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность.
Ситуации: ситуации морального выбора, ситуации общения и взаимодействия, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуативный разговор с детьми, практические ситуации по интересам детей, ситуационные задачи и др.
Коллекционирование - форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определённую ценность для ребёнка.
Беседы, загадки, рассказывание, разговор.
« Средства обучения и воспитания»
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Средства обучения в ДОУ :
печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа, аудиовизуальные (презентации, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях);
наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды);
учебные приборы (компас, барометр, микроскопы, колбы, и т.д.);
тренажёры и спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
Принципы использования средств обучения:
учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
сотворчество педагога и обучающегося;
приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
В группе создана предметно-развивающая среда:
- центр «сюжетно-ролевой игры;
- центр конструирования «Лего»;
- центр продуктивной и творческой деятельности «Мы рисуем»;
- центр театрализации;
- центр развития мелкой моторики;
- центр «Математика»
- центр «Веселый язычок»
Каждому ребенку предоставлен выбор средств, для удовлетворения своих потребностей, творческих способностей, с учетом их возрастных особенностей. Предметно-пространственная среда, не только обеспечивает все виды деятельности, но и является самостоятельной деятельностью.