СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы, средства и формы, применяемые в ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методы, средства и формы, применяемые в ДОУ»

Методы, формы, средства организации деятельности воспитанников.

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе методов соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям.

Метод обучения - это способ взаимосвязанной, упорядоченной деятельности обучающих и обучаемых, направленный на реализацию задач обучения.

Метод обучения характеризуется тремя важными признаками:

  • он обозначает цель обучения,

  • способ усвоения учебного материала

  • характер взаимодействия обучающего и обучаемого.

Прием обучения - структурная единица метода.

Метод и прием соотносятся как часть к целому. Одни и те же приемы могут быть использованы в разных методах, и один метод может включать разные приемы.

Приемы - это обусловленные методом конкретные действия обучающего и обучаемого, которые характеризуются завершенностью и ведут к достижению ближайших задач.

В дидактике детского сада чаще всего используется традиционная классификация методов по источнику передачи информации и характеру ее восприятия – это: наглядные, словесные и практические методы, игровые.

В целом обучение на занятиях в детском саду характеризуется живостью и непосредственностью проявлений детей, разнообразием приемов действий, небольшим образовательным содержанием, опорой на детский опыт, широкой и яркой наглядной основой, использованием игровых и занимательных приемов обучения, многогранными связями обучения с повседневной деятельностью детей.

НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД

Наглядные методы и приемы — использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.

Наблюдение — это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь.

Использование наглядных методов обеспечивает развитие восприятия как ведущего познавательного процесса, а также развитие наглядно-действенной, наглядно-образной форм мышления и речи, основных видов деятельности дошкольника — игры, изобразительной и трудовой деятельности.

ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД

К группе практических методов обучения в детском саду относятся:

- упражнения;

- игровой метод;

- элементарные опыты;

- моделирование.

Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно-действенных и наглядно-образных формах мышления во взаимодействии со словесно-логическим мышлением.

Упражнение — это многократное повторение ребенком умственных и практических действий заданного содержания.

Основные виды упражнений:

  • подражательного характера;

  • конструктивного характера;

  • творческого характера;

  • игровые.

Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

Моделирование — процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.

СЛОВЕСНЫЙ МЕТОД

Живое общение взрослого и детей, которое характерно для речевых методов, оказывает большое воспитательное воздействие — оно возбуждает чувства, вызывает определенное отношение к содержанию формируемых знаний. Основные словесные методы, используемые в дошкольном обучении.

Рассказы воспитателя - создание у детей ярких и точных представлений о событиях или явлениях.

Рассказы детей - этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.

Чтение художественных произведений детям - позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем,   формировать   способности   детей   к   восприятию   и   пониманию художественной литературы, воссозданию словесного образа, формировать понимание основных связей в произведении, характера героя, его действий и поступков.

Беседы - применяются для уточнения, коррекции представлений, их обобщения и систематизации.

Методы повышения познавательной активности

  •  Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей)

  • Сравнение

  •  Метод моделирования и конструирования

  • Метод вопросов

  • Метод повторения

  •  Решение логических задач

  • Экспериментирование и опыты

Методы повышения эмоциональной активности

  • Игровые и воображаемые ситуации

  • Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.

  • Игры-драматизации

  • Сюрпризные моменты

  • Элементы творчества и новизны

Методы обучения и развития творчества

  • Эмоциональная насыщенность окружения

  • Мотивирование детской деятельности

  • Исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование)

  • Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении - прошлое, настоящее и будущее)

  • Игровые приемы

  • Юмор и шутка

  • Экспериментирование

  • Проблемные ситуации и задачи

  • Неясные знания (догадки)

  • Предположения (гипотезы)

ИГРОВОЙ МЕТОД

Предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: указаниями, объяснениями, показом и т. д. этот метод вызывать у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогает концентрировать внимание на учебной деятельности, которая не навязывается из вне, а обладает желанной личной целью.

Методы игры

  • Дидактическая игра

  • Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.

 Для того чтобы наиболее полно раскрыть особенности развития ребенка как субъекта учебно-познавательной деятельности, важно рассмотреть новую классификацию методов.

В данной классификации четко представлены все составляющие метода: цель обучения, способ усвоения учебного материала и характер взаимодействия обучающего и обучаемого.

Информационно-рецептивный метод – устное изложение воспитателя, работа с книгой, беседа.  

Репродуктивный метод – пересказ, упражнение по образцу.

Проблемный метод (метод проблемного изложения) - педагог ставит проблему и показывает путь ее решения.

Эвристический метод (частично-поисковый) - проблемная задача делится на части проблемы, в решении которых принимают участие дети.

Исследовательский метод - направлен на развитие творческой деятельности, на освоение способов решения проблем.

Метод проектов - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний.

Метод стимулирования деятельности и поведения - побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию.

Формирования сознания личности - включают в себя разъяснение, беседу, рассказ, лекцию, пример.

Формы обучения.

Форма организации обучения – это совместная деятельность обучающего и обучаемых, которая осуществляется в определенном порядке и установленном режиме.

В детском саду используются следующие формы организованного обучения: 

- фронтальные;

- групповые;

- индивидуальные.

Использовать данные формы организации обучения можно как на занятиях, так и в повседневной жизни. Каждая из форм отличается своей спецификой, которая выражается в дидактической цели, в степени самостоятельности детей, в соотношении коллективной и индивидуальной работы, в особенностях педагогического руководства.

1.Индивидуальная форма организации обучения заключает в себе много положительных факторов.

Педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения соответственно уровню развития ребенка, с учетом темпа усвоения им материала, особенностей психических процессов и т.п.

2. Групповая форма обучения предполагает, что занятия проводятся с подгруппой. Для этого группа распределяется на подгруппы не более 6 человек. Основанием для комплектования могут быть личные симпатии детей, общность их интересов, но, ни в коем случае, несовпадение в уровнях развития. 

3. Фронтальные занятия также необходимы в условиях современного дошкольного учреждения. Их содержанием может быть деятельность художественного характера. Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непрерывная непосредственная образовательная деятельность.

 Формы организации обучения в повседневной жизни.

Игра - ведущий вид деятельности дошкольников.

Прогулка – наблюдение за природой, подвижные игры, труд в природе и на участке т.д.

Дежурство - детей по столовой, на занятиях.

Экспериментирование и исследования: практическое, умственное и социальное. Практическое экспериментирование и исследовательские действия направлены на постижение всего многообразия окружающего мира посредством реальных опытов с реальными предметами и их свойствами. Умственное экспериментирование осуществляется только в мысленном плане (в уме). Они осуществляются с помощью поисков ответов на поставленные вопросы, разбора и решения проблемных ситуаций. Социальное экспериментирование: объект изучения и эксперимента - отношения ребёнка со своим социальным окружением.

Проектная деятельность - позволяет детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. 

Чтение художественной литературы - восприятие художественной литературы, а также эффективная форма развития познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности.

Викторины и конкурсы - своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания, в которых предполагается посильное участие детей.

Коллекционирование - форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определённую ценность для ребёнка. 

Игровая ситуация - форма работы, направленная на приобретение ребёнком опыта нравственно-ценных действий и поступков, которые он сначала выполняет на основе подражания, по образцу, а затем самостоятельно .

Мастерская - форма организации продуктивной деятельности, позволяет также развивать двигательную (мелкую моторику), коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность.

Ситуации: ситуации морального выбора, ситуации общения и взаимодействия, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуативный разговор с детьми, практические ситуации по интересам детей, ситуационные задачи и др. 

Коллекционирование - форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определённую ценность для ребёнка. 

Беседы, загадки, рассказывание, разговор.

 

« Средства обучения и воспитания»


Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Средства обучения в ДОУ :

  • печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);

  • электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа, аудиовизуальные (презентации, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях);

  • наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);

  • демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды);

  • учебные приборы (компас, барометр, микроскопы, колбы, и т.д.);

  • тренажёры и спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).

Принципы использования средств обучения:

  • учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;

  • гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;

  • учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);

  • сотворчество педагога и обучающегося;

  • приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.


Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.



В группе создана предметно-развивающая среда:

- центр «сюжетно-ролевой игры;

- центр конструирования «Лего»;

- центр продуктивной и творческой деятельности «Мы рисуем»;

- центр театрализации;

- центр развития мелкой моторики;

- центр «Математика»

- центр «Веселый язычок»




 Каждому ребенку предоставлен выбор средств, для удовлетворения своих потребностей, творческих способностей, с учетом их возрастных особенностей. Предметно-пространственная среда, не только обеспечивает все виды деятельности, но и является самостоятельной деятельностью.