Трудовое воспитание детей с ОВЗ
Труд- важнейшее средство воспитания. Весь процесс воспитания детей с ОВЗ может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.
Труд является средством развития отдельных личностных качеств, коррекции их психического и физического развития. И, наконец, вопросы трудового обучения и воспитания учащихся коррекционной школы рассматриваются как социальная проблема, т.е. в плане задач социально-трудовой реабилитации выпускников коррекционных школ.
Следует подчеркнуть, что по мере развития детей коррекционной школы общий физический статус с возрастом улучшается; проявление типических и индивидуальных отклонений в физическом состоянии и развитии детей- олигофренов поддаётся коррекции и частичной компенсации. На общий физический статус детей с ОВЗ положительно влияет труд.
Цель трудового воспитания - формировать у воспитанников основы трудовой деятельности, понимание необходимости трудовой деятельности.
А также задачи:
- развитие трудовых навыков;
- включение детей в посильную трудовую деятельность через практические занятия ;
- воспитание положительного отношения к труду.
Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности.
Современная жизнь требует от коррекционной школы эффективного решения задач трудового воспитания. Труд в школе, в том числе и познавательный, должен представлять собой целенаправленную, осмысленную, разнообразную деятельность, имеющую личностную и социальную направленность, учитывающую возрастные психофизиологические особенности учеников.
Переосмысление назначения и характера школьного труда вызвало к жизни новые нестандартные подходы к решению целей и задач трудового воспитания детей с ОВЗ. Внедряются новые технологии трудового воспитания, осуществляется дифференциация трудового образования, улучшается материальная база, вводятся новые учебные курсы.
Готовность к труду достигается системой воспитательных дел, в каждом из которых решаются задачи: 1) осознание целей и задач труда;
2) воспитание мотивов трудовой деятельности; 3) формирование трудовых умений и навыков через практические занятия.
Приобретённые в процессе трудового воспитания знания, умения и навыки не самоцель и не конечный продукт педагогической деятельности, а средство для развития главной человеческой способности- способности к труду.
Формы и методы трудового воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
Включение детей в труд необходимо осуществлять с учётом физиологии детей, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей. Включаясь в труд, учащиеся вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения с участниками труда. На основе возникающих в труде отношений формируются личностные качества.
В результате возникающих отношений воспитанников к самому процессу труда формируется понятие о труде как единственном источнике благосостояния общества и условии развития и становления личности. Отношение учащихся к процессу труда имеет большое значение для формирования у них таких личностных качеств, как терпение, старание, внимательность, справедливость, добросовестность, организованность, целеустремлённость, трудолюбие, дисциплинированность, самокритичность.
Формами трудового воспитания являются:
- индивидуальная форма (выполнение посильных трудовых поручений);
- коллективная (общественно полезный и производительный труд во внеклассное время через практические занятия, необходимые воспитанникам для дальнейшей правильной адаптации в социуме);
- групповая (утренники, праздники на тему труда)
Выбор методов проведения работы по трудовому воспитанию для каждого занятия зависит от учебных, воспитательных и профориентационных задач, содержания и характера изучаемого материала, возрастных особенностей учащихся и уровня их трудовой и профориентационной готовности.
Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Рассмотрим наиболее характерные методы трудового воспитания.
Объяснение. Этот метод используется для сообщения воспитанникам, например, правил поведения и последовательности выполнения различных трудовых приёмов и операций.
Инструктаж- применяется для сообщения правил техники безопасности перед практических занятиями, например, с лопатой, граблями. Инструктаж необходимо проводить с воспитанниками непосредственно перед началом работы.
Профориентационная беседа- наиболее распространённый метод трудового воспитания и профессионального самоопределения. Беседа всегда должна быть логически связана с изучаемым материалом. Изучение детьми сведений о профессиях способствует глубокому осмыслению учащимися знаний о мире труда. В ходе беседы необходимо раскрыть зависимость между получаемыми в школе трудовыми навыками и успешной работой по профессии в будущем.
Наиболее благоприятной для трудового воспитания детей с ОВЗ является внеклассная совместная деятельность с общественно-значимым смыслом, когда воспитанники могут проявить своё личностное отношение к труду. Организация КТД (коллективно-творческого дела) позволяет увлечь воспитанников общим делом, раскрывает их лучшие стороны, даёт возможность показать свои знания и умения другим людям.
Индивидуальные задания учащимся предлагаются с целью повышения знаний и умений, расширения представлений о возможностях использования своих склонностей и способностей.
Неделя труда, которая проходит ежегодно в нашей школе, значительно улучшает и оживляет работу по трудовому воспитанию и профориентации. Сюда включаются: знакомство со специальностями той или иной профессии; выпуск стенгазет; конкурс «Лучший по профессии» (столяр, швея, штукатур, маляр и другие); тематические классные часы; выставки творческих работ воспитанников, Виды общественно полезного труда:
- уход за растениями в комнатах, коридорах;
- работа на пришкольном участке (занятия по учебному плану)
2. Работа для школы:
- участие в оформлении учебных кабинетов и жилых помещений;
- мелкий ремонт школьной мебели.
3. Участие в производительном труде:
- сельскохозяйственные работы по учебному плану;
- факультативные занятия.
4. Работа по благоустройству (практические занятия по учебному и воспитательному плану):
- охрана зелёных насаждений, уход за ними;
- изготовление скворечников и кормушек для птиц;
- помощь в благоустройстве дворов, парков;
- выращивание рассады овощей и цветов;
- посадка цветов, деревьев и кустарников на закреплённом участке.
Только когда методика организации воспитания через практические занятия в коррекционной школе будет соответствовать педагогическим условиям, тогда и трудовое воспитание в целом детей с ограниченными возможностями здоровья будет наиболее эффективным и полноценным. Применение вышеуказанных практических занятий в школе прокладывает учащимся прямую дорогу к правильному профессиональному самоопределению и их хорошей трудовой подготовке для самостоятельной жизни вне стен школы.
Важной задачей трудового воспитания является всемерное развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья активности, самостоятельности, умения самим находить достойную сферу приложения своих сил. Постоянно меняющиеся социально-экономические условия требуют гибкости, подвижности функций работающих, умения менять сферу деятельности, перестраиваться психологически.
Формирование трудовой культуры должно быть направлено на воспитание трудолюбия, развитие активности, самостоятельности, инициативности и творческих способностей.
Включаясь в трудовой процесс, подросток коренным образом меняет всё представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка, она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет воспитанника в детском коллективе.
Обобщая сказанное, считаю необходимым подчеркнуть, что трудовое обучение и воспитание в коррекционной школе должно обеспечить решение широкого круга задач, главная из которых- формирование трудовых умений, навыков и тех качеств личности, которые позволили бы выпускникам школы успешно участвовать в производительном труде в дальнейшей самостоятельной жизни.
2