СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы воспитания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы воспитания – это способы педагогической работы, с помощью которых осуществляется целенаправленное формирование духовных, этических, эстетических и физических качеств личности.

Просмотр содержимого документа
«Методы воспитания»

Методы Воспитания. Подготовил студент Ф 42 группы Жуков Павел

Методы

Воспитания.

Подготовил студент

Ф 42 группы

Жуков Павел

Определение понятия Методы воспитания – это способы педагогической работы, с помощью которых осуществляется целенаправленное формирование духовных, этических, эстетических и физических качеств личности. Методы воспитания - это способы взаимодействия педагога и ребенка, в процессе которого происходит воздействие на сознание, чувства, волю, поведение и систему отношений воспитанника с целью формирования личности .

Определение понятия

Методы воспитания – это способы педагогической работы, с помощью которых осуществляется целенаправленное формирование духовных, этических, эстетических и физических качеств личности.

Методы воспитания - это способы взаимодействия педагога и ребенка, в процессе которого происходит воздействие на сознание, чувства, волю, поведение и систему отношений воспитанника с целью формирования личности .

По характеру воздействия на учащегося методы воспитания делят:  на убеждение, упражнения, поощрение и наказание (Н.И. Волдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев и др.). В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны метода. методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников. (Т.А. Ильина, И.Т. Огородников).  объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания (классификация И.С. Марьенко).

По характеру воздействия на учащегося методы воспитания делят:

  • на убеждение, упражнения, поощрение и наказание (Н.И. Волдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев и др.). В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны метода.
  • методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников. (Т.А. Ильина, И.Т. Огородников).
  • объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания (классификация И.С. Марьенко).
Классификация методов воспитания И.Г. Щукиной построена на основе направленности — интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. Она выделяет три группы методов: методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример);  методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);  - методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

Классификация методов воспитания И.Г. Щукиной построена на основе направленности — интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. Она выделяет три группы методов:

  • методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример);
  • методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);

- методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

 Воспитание можно уподобить сочинению музыки. Различные мелодии, даже самые сложные, сочиняются при помощи только семи нот. При этом и хорошая и плохая музыка также получается при сочетании этих же нот, потому что все зависит от профессионализма и таланта композитора.  Воздействие педагога, направленное на воспитание ученика, призвано вызвать соответствующее ему действие ученика, способствующее самовоспитанию. Отсюда следует, что методы воспитания бинарные. Бинарные методы воспитания предполагают выделение пар методов «воспитания — самовоспитания».

Воспитание можно уподобить сочинению музыки. Различные мелодии, даже самые сложные, сочиняются при помощи только семи нот. При этом и хорошая и плохая музыка также получается при сочетании этих же нот, потому что все зависит от профессионализма и таланта композитора.

Воздействие педагога, направленное на воспитание ученика, призвано вызвать соответствующее ему действие ученика, способствующее самовоспитанию. Отсюда следует, что методы воспитания бинарные. Бинарные методы воспитания предполагают выделение пар методов «воспитания — самовоспитания».

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ (классификация Байбородовой Л.В. и Рожкова М.И.) Сферы личности Методы воспитания Интеллектуальная Формы и приемы Убеждение и самоубеждение Рассказ, беседа, разъяснение, диспут, притча, анализ, инструктаж, дискуссия, доклад, диалог, игра, ассоциация, импровизация, театрализация

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ

(классификация Байбородовой Л.В. и Рожкова М.И.)

Сферы личности

Методы воспитания

Интеллектуальная

Формы и приемы

Убеждение и самоубеждение

Рассказ, беседа, разъяснение, диспут, притча, анализ, инструктаж, дискуссия, доклад, диалог, игра, ассоциация, импровизация, театрализация

Сферы личности Методы воспитания Эмоциональная Формы и приемы Внушение Этическая беседа, рассказ, беседа, разъяснение, притча, игра, настрой. Речевые: слово, интонация, пауза.  Неречевые: мимика, жесты, обстановка, художественный образ

Сферы личности

Методы воспитания

Эмоциональная

Формы и приемы

Внушение

Этическая беседа, рассказ, беседа, разъяснение, притча, игра, настрой.

Речевые: слово, интонация, пауза. Неречевые: мимика, жесты, обстановка, художественный образ

Сферы личности Методы воспитания Волевая Формы и приемы Требование Совет, убеждение, намек, одобрение, выражение  доверия, приучение, игра, рекомендация, инструктаж Упражнение Проблемное задание, поручение

Сферы личности

Методы воспитания

Волевая

Формы и приемы

Требование

Совет, убеждение, намек, одобрение, выражение доверия, приучение, игра, рекомендация, инструктаж

Упражнение

Проблемное задание, поручение

Сферы личности Методы воспитания Мотивационная Формы и приемы Стимулирование Поощрение: похвала, одобрение, благодарность, награда.  Наказание: замечание, мотивированное лишение чего-либо порицание.  Соревнование Мотивация Совет, доброжелательная критика, авансирование,  практическая помощь, показ, просмотр, презентация, анализ, настрой

Сферы личности

Методы воспитания

Мотивационная

Формы и приемы

Стимулирование

Поощрение: похвала, одобрение, благодарность, награда. Наказание: замечание, мотивированное лишение чего-либо порицание. Соревнование

Мотивация

Совет, доброжелательная критика, авансирование, практическая помощь, показ, просмотр, презентация, анализ, настрой

Сферы личности Методы воспитания Саморегуляционная Формы и приемы Коррекция поведения Пример: реальный, литературный, идеальный, педагога.  Самооценка, взаимооценка, самоконтроль, самоанализ, тренинг, взаимообучение, игра Анализ деятельности и общения КТД, коллективный анализ, рефлексия, презентация

Сферы личности

Методы

воспитания

Саморегуляционная

Формы и приемы

Коррекция поведения

Пример: реальный, литературный, идеальный, педагога. Самооценка, взаимооценка, самоконтроль, самоанализ, тренинг, взаимообучение, игра

Анализ деятельности и общения

КТД, коллективный анализ, рефлексия, презентация

Сферы личности Методы воспитания Предметно- практическая Метод воспитывающих ситуаций (ситуации свободного выбора) Экзистенциальная Формы и приемы Метод дилемм (совместное обсуждение моральных дилемм: из двух зол выбрать меньшее) дежурство, поручение, самостоятельная работа - творческая работа, соревнование, социальные пробы (поход), сочинение, игра Рефлексия, дискуссия

Сферы личности

Методы воспитания

Предметно- практическая

Метод воспитывающих ситуаций (ситуации свободного выбора)

Экзистенциальная

Формы и приемы

Метод дилемм (совместное обсуждение моральных дилемм: из двух зол выбрать меньшее)

дежурство, поручение, самостоятельная работа - творческая работа, соревнование, социальные пробы (поход), сочинение, игра

Рефлексия, дискуссия

Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов. Сочетание этих методов в каждом случае адекватно поставленной цели и уровню воспитанности детей. Выбор такой совокупности и правильное применение методов воспитания – вершина педагогического профессионализма. Каждый метод реализуется различно в зависимости от опыта педагога и его индивидуального стиля профессиональной деятельности. Различия в реализации метода характеризуются приемами воспитания, которые являются частью общего метода и представляют собой конкретное действие педагога. В отдельных случаях воспитатель приходит к новым нетрадиционным решениям, применив изобретенные им самим или позаимствованные у коллег приемы.

Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов. Сочетание этих методов в каждом случае адекватно поставленной цели и уровню воспитанности детей. Выбор такой совокупности и правильное применение методов воспитания – вершина педагогического профессионализма.

Каждый метод реализуется различно в зависимости от опыта педагога и его индивидуального стиля профессиональной деятельности. Различия в реализации метода характеризуются приемами воспитания, которые являются частью общего метода и представляют собой конкретное действие педагога. В отдельных случаях воспитатель приходит к новым нетрадиционным решениям, применив изобретенные им самим или позаимствованные у коллег приемы.

Доминирующие бинарные методы воспитания-самовоспитания:  Сущностная сфера Доминирующий  метод воспитания Интеллектуальная Метод  самовоспитания Убеждение Мотивационная Самоубеждение Стимулирование Эмоциональная Мотивация Внушение Волевая Саморегуляции Самовнушение Требование Упражнение Коррекция Предметно- практическая Самокоррекция Воспитывающие ситуации Экзистенциальная Социальные пробы Метод дилемм Рефлексия

Доминирующие бинарные методы

воспитания-самовоспитания:

Сущностная сфера

Доминирующий метод воспитания

Интеллектуальная

Метод самовоспитания

Убеждение

Мотивационная

Самоубеждение

Стимулирование

Эмоциональная

Мотивация

Внушение

Волевая

Саморегуляции

Самовнушение

Требование

Упражнение

Коррекция

Предметно- практическая

Самокоррекция

Воспитывающие ситуации

Экзистенциальная

Социальные пробы

Метод дилемм

Рефлексия

Воспитание детей - одна из основных родительских задач, которая, как сложное математическое уравнение, может иметь множество решений. Пути и способы решения этой непростой и весьма ответственной задачи называются методы воспитания. Выбор применяемых родителями методов воспитания во многом зависит от того, какими методами воспитывали самих родителей, каков уровень их педагогических и психологических знаний, также во многом зависит от того, какие ценности приоритетны для семьи, насколько родители осознают важность процесса воспитания и ту роль, которая на них возложена.

Воспитание детей - одна из основных родительских задач, которая, как сложное математическое уравнение, может иметь множество решений. Пути и способы решения этой непростой и весьма ответственной задачи называются методы воспитания.

Выбор применяемых родителями методов воспитания во многом зависит от того, какими методами воспитывали самих родителей, каков уровень их педагогических и психологических знаний, также во многом зависит от того, какие ценности приоритетны для семьи, насколько родители осознают важность процесса воспитания и ту роль, которая на них возложена.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!