СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совершенствование форм и методов воспитания школьников

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном обществе проблема воспитания является актуальной.

Важная составляющая школьного воспитания - культура поведения, которая рассматривается как социальная, педагогическая и психологическая проблема, от решения которой зависит развитие у учащихся высоких нравственных качеств.

          Неадекватная оценка возможностей различных форм и методов воспитания обедняет нравственный опыт школьников.

Многогранность учебно-воспитательного процесса требует постоянных запасов по применению новых форм и методов воспитания школьников, поэтому возникает потребность обратиться к подробному изучению этого вопроса, как средства обучения и воспитания обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Совершенствование форм и методов воспитания школьников»

Введение


В современном обществе проблема воспитания является актуальной.

Важная составляющая школьного воспитания - культура поведения, которая рассматривается как социальная, педагогическая и психологическая проблема, от решения которой зависит развитие у учащихся высоких нравственных качеств.

Неадекватная оценка возможностей различных форм и методов воспитания обедняет нравственный опыт школьников.

Многогранность учебно-воспитательного процесса требует постоянных запасов по применению новых форм и методов воспитания школьников, поэтому возникает потребность обратиться к подробному изучению этого вопроса, как средства обучения и воспитания обучающихся.

Актуальность и недостаточный уровень разработки определенной проблемы в теории и школьной практике обусловили выбор мною темы дипломной работы.

Объект исследования – проблемы воспитания учащихся 5-9-х классов.

Предмет исследования – содержание, формы и методы воспитания школьников.

Цель исследования – теоретически обосновать и привести практические примеры внедрения новых форм и методов воспитания в учебно-воспитательный процесс средней школы.

Согласно цели и предмета исследования, были установлены следующие задачи:

- изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и школьной практике;

- выявить эффективные формы и методы воспитания в школе.

Материалы данной работы могут использовать учителя и классные руководители для реализации воспитательного потенциала в урочное и внеурочное время.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
























ГЛАВА 1. Теоритические основы воспитательного процесса в школе.


    1. Понятие термина "воспитание"

Понятие «воспитание» - одно из ведущих в педагогике. С одной стороны, воспитание представляет собой общественное явление, как воздействие общества на личность. С другой стороны, воспитание рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей обучения и воспитания в педагогическом процессе. В первую очередь, это относится к формированию у человека личностных качеств, взглядов, убеждений, ценностей и норм.

Воспитание– передача накопленного социального опыта, норм, ценностей от старших поколений младшим; специально организованное воздействие на человека со стороны общественных институтов (педагога) с целью формирования у него определенных качеств личности, ценностей, норм, взглядов и т.д.

Воспитание как общественное явление – сложный и противоречивый процесс включения подрастающих поколений в жизнь общества; в быт, общественно-производственную деятельность, творчество, духовность; становление их людьми, развитыми личностями, созидателями собственного счастья.

Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее общая классификация включает в себя интеллектуальное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы выделяются также гражданское, политическое, эстетическое, этическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. Также выделяют семейное, школьное, внешкольное, религиозное, воспитание по месту жительства, воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях. По стилю отношений между воспитателем и воспитанником различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются гуманистическое, прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другие виды воспитания.

Гуманистическое воспитание – это процесс воспитания, основанный на уважении личности ребенка, его прав и свобод. Сущность гуманистического воспитания заключается в том, что оно направлено на воспитание гуманной и всесторонне развитой личности.

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания. В процессе физического воспитания педагогические воздействия, а также усилия, занимающихся самостоятельно, должны предусматривать развитие физических качеств, обучение двигательным действиям и формирование специальных знаний.

Умственное воспитание – это планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни и умение применять усвоенные знания в деятельности.

Духовно-нравственное воспитание — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста — это деятельность, которая направлена на развитие общетрудовых способностей, формирование психологической готовности, ответственного отношения к труду и продуктам его производства, а также влияющая на умственное и физическое развитие ребенка.

Формирование личности начинается только тогда, когда происходит внешних знаний, ценностей, норм, опыта, правил поведения во внутренний психический план, в убеждения, установки, поведенческие реакции, т. е. наблюдается процесс создания внутренних структур человеческой психике, благодаря усвоению внешней социальной деятельности. Таким образом, с позиции психологии воспитание есть процесс интериоризации.

Воспитание – многофакторный процесс. В процессе воспитания происходит влияние как объективных, так и субъективных факторов. Объективными факторами являются:

генетическая наследственность;

социальная и культурная принадлежность семьи;

обстоятельства биографии.

Субъективными факторами могут служить:

психические особенности личности;

мировоззрение и ценностные ориентиры.


Выделяется целая совокупность задач воспитания личности:

1. Философско-мировоззренческая подготовка молодежи и оказание ей помощи в профессиональном и личностном самоопределение.

2. Выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала в разнообразных сферах социально полезной и личностно значимой деятельности и общении.

3. Формирование нравственной культуры личности, опыта общественного поведения и отношений.

4. Воспитание гражданских чувств, качеств и поведения.

5. Умственное воспитание, формирование опыта познавательной деятельности, способности к творчеству, потребности в непрерывном образовании и самообразовании.


Концепция воспитания современной личности:

Быстрая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни, умение ориентироваться в социальной, культурной среде, сохранять свою мировоззренческую позицию.

Высокая социальная активность, целеустремленность и предприимчивость, стремление к поиску нового и способность находить оптимальные решения жизненных проблем в нестандартных ситуациях.

Потребность в жизненных достижениях и успехе, способность к самостоятельному принятию решений, постоянному саморазвитию и самовоспитанию.

Законопослушность, способность к объективной самооценке и конкуренции с другими.

Обладание национальным сознанием, патриотизмом, а также широтой взглядов и толерантностью.


















    1. Воспитание в современной школе

«Современная школа» - это разная школа. Как для учителей, так и для учащихся. Разная по тому, как там, в школе, им живется, работается или учится, а это зависит от многого: и от типа школы, и от ее назначения, и от региональных и национальных особенностей, и от материальной базы, и от положенной в основу ее воспитание, и от природных условий, и от подобравшегося (или подобранного) коллектива учителей и учащихся, и от мастерства педагогов...

В современной школе воспитание - это процесс целенаправленного воздействия воспитателя на ученика с целью формирования у него совести, чести, человечности, правдивости и других черт характера, которые будут определять личность школьника как будущего сознательного гражданина Российской Федерации.

Быть учителем – не самое простое дело. Обладать умением из таких разных ребят создавать единый и сплочённый коллектив – это искусство. Видеть в каждом ученике личность – это профессионализм. Уметь прожить с ними добрую и запомнившуюся навсегда, школьную жизнь – это талант. Этими качествами и должен обладать настоящий классный руководитель.

Учитель - это не работа, а образ жизни.

Одним из факторов, способствующие успешной деятельности классного руководителя, я считаю авторитет учителя.

Авторитет учителя - это авторитет старшего, более умного, более знающего, умеющего и справедливого. Поэтому, учитель сам должен серьёзно относиться к своему авторитету, понимать, что его каждое действие усваивается учениками. За работой классного руководителя за его словами и поступками следят не только ученики, но и наши родители. Они замечают всё: как одет, как он разговаривает с другими людьми, как он относится к разным ребятам, к отличникам и неуспевающим. Выполняет ли свои обещания или нет, может ли признать свою неправоту или нет. Не всегда эти наблюдения осознаются, но они накапливаются и составляют представление об учителе, его знаниях, справедливости, человечности. Сухомлинский подчёркивал, что отношение между учителем, воспитанниками и их родителями должны строиться по типу самых высоких и бескорыстных нравственных отношений

Во-вторых, во взаимоотношениях с детьми, я считаю, должно быть меньше формализма, а больше человеческого общения.

В-третьих, стиль общения с детьми выбираю благожелательный и простосердечный.

Полагаю, что успешность учителя зависит от успешности учеников. А успешен ребенок, когда ему хорошо, когда его поддерживают и учитель, и родители.

Ребенок самоценен, и нужно не формировать его как личность, а создавать условия для его развития. Не вести его, а идти рядом, а может быть чуточку впереди, и принимать его таким, каков он есть со всеми его недостатками.

Другой составляющей успешной деятельности учителя считаю хорошую осведомленность о семье, в которой растет ребенок и тесную связь с родителями. Здесь важно знать все: про здоровье ребенка, в каких условиях он живет, а также каковы его отношения с родителями.

Учитель должен все видеть, все слышать, и кое-что не замечать. Они же учатся доверять нам. Надо больше хвалить детей, и как можно меньше ругать.

А главной задачей воспитания сегодня считаю воспитание любви и сострадания к ближнему.

В наше время, когда столько негатива и агрессии видят дети, главным законом жизни должен стать закон «закон протянутой руки, души распахнутой»

В современной школе меняется многое: структура и содержание, позиция педагогов и учащихся, микроклимат их взаимоотношений, методика и техника урока… А значит, становятся более демократичны отношения в «педагогическом треугольнике»: учитель – ученик – родители.

Воспитание как педагогическая деятельность - это организация среды и создание оптимальных условий для самовоспитания ребенка.

Испокон веков воспитание присутствует во всех видах человеческой деятельности. Воспитание никогда не было простым делом, и в каждый исторический период возникали соответствующие ему проблемы и трудности. Главная цель воспитания заключается в создании условий для позитивной самореализации человека, в том, чтобы помочь человеку встретиться с самим собой – а это невероятно трудная задача.

В 90-е годы 20 века отечественная школа решила, что процесс воспитания – это дело семейное, а не школьное. Школа же должна сосредоточиться на обучении, на передаче знаний, умений и навыков. Однако, когда общество осознало, что абсолютно размылась шкала нравственных ценностей, что наступил этический кризис - государство снова заговорило о возвращении воспитательной функции в школу. В современной школе на данном этапе развития существуют как возможности, так и ограничения в осуществлении воспитательной функции в школе.

1.        В среде педагогов есть грустное понимание того, что общество больно чудовищным безнравственным вирусом, что нужно что-то делать и каким-то образом выстраивать шкалу нравственных ценностей. А понимание, как известно, это уже маленький шажок в сторону решения проблемы.

2.        Человек формируется в процессе общения, значит каждый педагог должен задуматься над тем, как лично он контактирует с детьми, должен рефлексировать над своим поведением, думать о том, что лично он говорит и передает детям и на уроке, и на переменах, и после уроков. Необходимо видеть в каждом ребенке личность со своими правами, нельзя унижать, нельзя допускать равнодушия к детям. С детьми нужно разговаривать.  

3.        В современной школе сегодня существует множество условий для создания воспитательной и образовательной среды, направленной на развитие личности и на индивидуализацию характера ребенка.  Например, есть возможности организации кружков дополнительного образования, лабораторий, исследовательских центров, научных сообществ, проведения различных психологических занятий и тренингов, организации опытно-экспериментальной работы.

4.        Существуют возможности выстраивания образовательного процесса, который мог бы основываться на соблюдении и защите прав ребёнка.  Необходима организация жизнедеятельности в школе на принципах взаимопонимания, поддержки, сотрудничества с ребятами. То есть нужны принципы демократии.

5.        Очевидно, что школа должна стать открытой.  Нужно попытаться влиять на воспитательную функцию семьи и как можно больше включать родителей в процесс воспитания своих детей.

Однако, нужно признать, что наряду с возможностями современная школа сталкивается с рядом ограничений, которые препятствуют осуществлению воспитательных функций.

1.        Современная ситуация в стране усиливает трудности воспитания. Прежде всего, в сегодняшнем обществе существует очевидное кризисное положение с морально-нравственными ценностями. У каждого своя шкала ценностей. Школа отражает все общественные болезни. Общество сегодня занято идеологией потребления.

2.         Педагоги испытывают трудности в организации воспитательной работы, так как изменились дети и привычные схемы воспитания «не работают». В результате наблюдаются процессы отчуждения детей от школы.

3.        Социологи отмечают, что за последние годы произошли серьёзные изменения в переориентации детей на ценности западной культуры. Многие педагоги не знакомы с молодежной субкультурой, поэтому им крайне трудно найти подход к детям.  К сожалению, нет аналитических материалов о реальных личностных и жизненных проблемах подростков, их настроениях, помыслах, жизненных устремлениях.

4.        Глубоко убеждена, что учитель-предметник не может осуществлять функции классного руководителя. В воспитательной практике необходимо отрабатывать модели классного воспитателя, освобожденного от преподавания.

5.        Без нормального финансирования, не бывает ни инноваций, ни модернизаций. Для осуществления воспитательной функции школе нужны сейчас не только учителя-предметники, но и психологи, и коррекционные педагоги, и логопеды, так как дети приходят в школу с различными нарушениями.  

Таким образом, говоря о воспитании в современной школе, нужно понимать, что дело это крайне трудное и деликатное, что оно требует существенных изменений, неформального подхода, прежде всего, к самой личности растущего человека, к созданию таких условий, которые позволили бы им раскрыть свои возможности.


    1. Сущность и содержание воспитательной работы классного руководителя

Основные задачи воспитательной работы:

1. Формировать гражданскую и социальную позицию личности, патриотизм и национальное самосознание участников образовательного процесса посредством активизации идеологической и воспитательной работы, формировать толерантное отношение.

2. Совершенствовать модель организации деятельности в шестой день недели через привлечение родителей к участию в создании культурно-образовательной среды школы, использование новых форм физкультурно-оздоровительной работы.

3. Развивать творческий потенциал и лидерские качества учащихся через комплексную поддержку значимых инициатив участников образовательного процесса и активизацию деятельности детских общественных объединений школы.

4. Создавать необходимые условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.

5. Поддерживать творческую активность учащихся во всех сферах деятельности, активизировать работу ученического самоуправления, создать условия для развития общешкольного коллектива через систему КТД.

6. Совершенствовать систему семейного воспитания, способствовать повышению ответственности родителей за воспитание и обучение детей. В своей работе я использую отечественные традиции воспитания, современный инновационный опыт воспитательного процесса, передовые воспитательные технологии прошлого и современности по следующим направлениям:

Основная задача классного руководителя — создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.

Важнейшая направленность деятельности классного руководителя — это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:

а) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;

б) психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;

в) организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;

г) защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.

Основные направления классного руководителя и родителей:

Общение - это воздействие, обусловливающее самое максимальное развитие личности ребенка, это этическое воздействие на признанные ценности Человека. Успеху работы классного руководителя совместно с родителями способствуют три личностных образования: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Решение проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей, когда они становятся нормой для учащихся. Высшая ценность- человеческая жизнь. Никто не имеет права посягать на нее.

Интерес к жизни -это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания. Воспитание с этих позиций направлено на формирование способности, быть счастливым, в основе которой - принятие жизни как дара природы.

Понимание и восприятие человека как личности, имеющей право на понимание, способной самосовершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, близкие люди, увлечения).

Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни.

Познавательная сфера жизни ребенка.

Для решения этой проблемы нужно обратить внимание на:

а) выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего профессионального определения;

б) осуществление мероприятий совместно с родителями, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление;

в) проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных обучающихся и всего класса на родительских собраниях;

г) организацию классных часов совместно с родителями по совершенствованию у обучающихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.

Таким образом, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах » т. п.) и корректировка семейного воспитания — именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку, жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.

Формы работы с родителями:

- родительские собрания;

- индивидуальные консультации ;

- посещение на дому;

-тематические консультации;

- родительские чтения;

- общешкольные родительские собрания.

Содержание воспитательной работы - это комплекс идей, примеров, фактов, использованием которых в учебно-воспитательном процессе достигаются конкретные цели и задачи. Содержание реализуется через различные формы: уроки (памяти, доброты, милосердия), беседы, диспуты, ученические собрания, линейки и др., индивидуальную, групповую и массовую формы работы.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы обозначила основные приоритетные направления реформирования воспитания. Итак, содержание воспитательной работы в школе предполагает:


- формирование национального сознания, любви к родной земле, своему народу, желание работать ради процветания государства, готовности его защищать;

- обеспечение духовного единства поколений, воспитание уважения к родителям, женщины-матери, культуре и истории родного народа;

- формирование высокой языковой культуры, овладения русским языком;

- привитие уважительного отношения к культуре, обычаям, традициям всех народов, населяющих Российскую Федерацию;

- воспитание духовной культуры личности; создание условий для свободного выбора ею своей мировоззренческой позиции;

- утверждение принципов общечеловеческой морали: правды, справедливости, патриотизма, доброты, трудолюбия и других добродетелей;

- формирование творческой, трудолюбивой личности, воспитание цивилизованного хозяина;

- обеспечение полноценного физического развития детей и молодежи, охраны и укрепления их здоровья;

- воспитание уважения к Конституции, законодательству РФ, государственной символики;

- формирование глубокого осознания взаимосвязи между идеями свободы, прав человека и его гражданской ответственностью;

- обеспечение высокой художественно-эстетической образованности и воспитанности личности;

- формирование экологической культуры человека, гармонии его отношений с природой;

- развитие индивидуальных способностей и талантов молодежи, обеспечение условий их самореализации;

- формирование у детей и молодежи умения межличностного общения и подготовка их к жизни в условиях рыночных отношений.


















    1. Формы воспитательной работы и их классификация


Воспитательная деятельность классного руководителя извне проявляется именно через комплекс мероприятий - формы воспитательной работы.

Часто в педагогической практике воспитателем неправильно осознается сущность форм воспитательной работы, их отождествляют с методами.

Однако метод в переводе с греческого означает путь к чему-либо, способ познания, исследования. Методы воспитания - это пути, способы воздействия воспитателя на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью достижения в них заданных качеств.

Тогда как форма (от лат. forma - внешний вид, внешнее очертание, определенный, устойчивый порядок) является внешним выражением метода. Отсюда формой воспитания является внешняя сторона организации воспитательной работы, связанной с количеством тех, на которых направляют воспитательное воздействие, временем, местом и порядком его осуществления.

Формы организации воспитания определяют определенный вид занятия и предстают как воспитательные меры, воплощающие в себе содержание воспитательной деятельности: информационные сообщения, классные часы, беседы за «круглым столом», диспуты, устные журналы, коллективные творческие дела, конкурсы, читательские конференции, кружки, тематические вечера, дискотеки, недели науки и культуры, праздники народного календаря, клубы и объединения по интересам и т.д.

Как считает В.С. Безрукова, педагогическая форма - это завершенная педагогическая организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.


В обще - педагогическом понимании форма воспитательной работы - это устоявшийся порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических) совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы.

Для того, чтобы разобраться в сущности понятия «форма воспитательной работы», целесообразно определить какое место это понятие занимает в педагогическом процессе и каковы его функции.

Педагогическая теория и практика накопила опыт организации и проведения большого количества форм воспитательной работы. Это  диспуты и дискуссии, познавательные вечера и творческие конкурсы, коллективные творческие дела, ролевые и деловые игры, беседы «за круглым столом», этические беседы и другие.

Довольно часто можно встретить деление форм воспитательной работы по степени новизны, это традиционные, нетрадиционные, инновационные, принятые, стереотипизированные и тому подобное. При этом не следует считать, что традиционные и устоявшиеся формы устарели и не слишком полезны для воспитания ученического коллектива. Здесь имеется в виду, что некоторые из форм воспитательной работы должны иметь проверенный практикой наиболее целесообразный порядок подготовки и проведения, что быстрее приводит к достижению поставленных воспитательных задач.


Вызывает интерес классификация форм воспитательной работы Е.В. Титовой. Она выделяет три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры[6].

Мероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе организованы классным руководителем для воспитанников с целью воспитательного воздействия на них.

Дела - это общая форма работы, в ней отражаются важные события, осуществленные и организованные членами коллектива на пользу и радость кого-либо, в том числе и каждого лично. Дела класса (общеклассные дела) могут быть самыми разнообразными: тематические классные часы (дважды в месяц); классные собрания (один раз в четверть); классные вечера, «огоньки», дни именинника; вечера и встречи вместе с родителями «Папа, мама и я - дружная семья» и другие.

Игры — это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

Видно, что предложенная Е.В. Титовой классификация отражает, во-первых, степень активности воспитанников в подготовке, организации и проведении той или иной формы воспитательной работы, а во-вторых, позволяет выделить разные цели такой деятельности.

Знание методов, приемов и средств воспитания, умение правильно их выбирать и использовать является признаком высокого мастерства педагога. Деятельность классного руководителя полна педагогического творчества и не может быть ограничена определенными рамками при выборе форм воспитательной работы.

Современный классный руководитель должен не только ориентироваться в широком спектре современных инновационных проектов, идей, направлений, разных моделей школ, но и иметь в своем арсенале эффективные воспитательные технологии.

































ГЛАВА 2. Практические основы внеклассной воспитательной работы и ее значение в формировании личности школьника


2.1 Современный подход к внеклассной воспитательной работе. Новые формы внеклассной воспитательной работы

Школа лишилась сформированной цели и рациональной системы воспитания, классное руководство превратилось на формальность. Попытка свести воспитание к образованию противоречит всему опыту мировой педагогики. В основе качеств личности всегда лежало отношение человека к другому, к обществу. Но чтобы оно сложилось, и закрепилось, отношение должно долго функционировать и тогда оно закрепится как качество личности. Для этого нужно общение, оно дает возможность получить и пережить широкий опыт, усвоить ценностные отношения. Условием общения должно быть: свобода, равноправие, независимость участников общения.

О.С. Газман в статье «Ответственность школы за воспитание детей» предлагает идеи, которыми можно руководствоваться в современных условиях:

  • воспитание - это органическая часть целого, т.е. «образования личности», оно осуществляется под влиянием внешних факторов социализации и внутренних процессов саморазвития личности; 

  • процесс воспитания - это взаимодействие взрослых и детей (их сотрудничество) с целью создания благоприятных условий для саморазвития всех субъектов;

  • «Реализм целей воспитания» означает не всестороннее, а разностороннее развитие личности;

  • базовая культура личности служит основанием для разработки содержания воспитания;

  • идея жизненного самоопределения личности ученика становится основополагающей для гуманистической ориентации педагога;

  • участие детей во внеурочной воспитательной работе должно быть добровольным;

  • коллективная творческая деятельность - это совокупность задач, методов, обеспечивающих гуманистическую самоуправляемую общность детей и взрослых;

  • школа всегда часть общества, в школе рождается завтрашний день страны. Вот почему судьба школы - дело не одного только узкого круга специалистов по педагогике.

Семья закладывает фундамент личности, на школу падает главный труд по ее строительству, причем нередко приходится заниматься и укреплением и перестройкой самого фундамента. Один из главных аспектов мировоззрения воспитания - развитие у человека способности самостоятельно оценивать социальные явления. Эта способность необходима современной молодежи и как предпосылка социальной правильности ее поведения в обстановке ослабления традиционных форм общественного регулирования и контроля. Даже существенно повысив воспитательную отдачу обучения, школа не имеет права отказываться от воспитания как первичной и масштабной цели, достижение которой призвано поднять на новую качественную высоту отношение учителя к ученикам. Поэтому задача уже начальной школы: начинать воспитание культуры поведения и мышления, уважительного отношения к труду и старшим. 

Труд подростков, направленный на организуемый школой не единственный способ привлечь к трудовой деятельности. Как показали социологические исследования, дети мало трудятся дома, и в этом направлении также необходимо работать школе. Дети мало читают, больше смотрят телевизор, проводят много времени в Интернет и социальных сетях, а это большая разница. Большое значение имеет такая организация профессиональной ориентации, которая на много бы увеличила трудовую отдачу каждого, повысила бы удовлетворенность трудом, поскольку только труд человека, который нашел себя, может стать творческим, принести уважение товарищей. Общественность может способствовать воспитательной деятельности семьи и школы в разных направлениях.
























2.2 Развитие творческой личности во внешкольной воспитательной деятельности


Внеклассная воспитательная деятельность направлена на воспитание гармоничной личности. Эта деятельность основана на законах творчества, предусматривающих привлечение детей к реальному сотворчеству, интеллектуальному диалогу, гармонизации общения, успеху, возможности чувствовать себя свободно. Внеклассная деятельность способствует развитию независимого мышления, разработке приемов сотворчества и интеллектуальному напряжению, предусматривает экспериментирование детей, игры, гибкое и гармоничное сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности, самостоятельной и педагогически направленной.

Одна из особенностей внеклассной деятельности как педагогического процесса заключается в том, что ребенок не боится получить неудовлетворительную оценку. Опираясь на уникальность и неповторимость каждого ученика, педагог может развить полученные знания, превратить их в социальный опыт. Благодаря этому предотвращается функциональный подход к ребенку, фрагментарность в воспитании, интеллектуальные перегрузки.

Эффективность педагогического процесса во время внешкольных мероприятий определяется появлением таких психических новообразований, как:

- самостоятельная творческая активность;

- умение сознательно и полезно использовать свое свободное время с целью гармоничного саморазвития;

- повышение личностного статуса ребенка во внешкольном коллективе;

- более широкий спектр нестандартного мышления;

- раскрытие способностей ребенка.

Подростковый возраст - сенситивный период для развития специальных способностей. Для детей такого возраста характерны активное отношение к окружающей действительности, повышенная активность, готовность к действиям.

Детям этого возраста присущи конкретность и образность мышления, эмоциональность, быстрое изменение настроения. Недостаточность жизненного опыта и знаний компенсируется фантазией. Образность мышления, отсутствие стереотипа, эмоциональность, эстетическое отношение к окружающей действительности, - эти качества присущи всем школьникам и свидетельствуют о широком уровне творческих способностей возрастной категории в целом.

Именно на этом этапе начинают проявляться и специальные способности: музыкальные, литературные, организаторские, способности к художественно-театральной деятельности.

Специфика досуговой сферы обусловлена эмоциональной привлекательностью для школьников. В школьном возрасте раскрываются также литературные способности. Дети охотно составляют стихи, сказки, рассказы. Литературные произведения школьников несовершенны по содержанию и форме, однако они имеют большое значение для развития их психики в целом. Л.С. Выготский считал, что было бы несправедливо и неправильно рассматривать ребенка как писателя. Его литературное творчество, необходимо, прежде всего, для полного развертывания самого «Автора».

По мнению психологов Я. Коломенского, Е. Панька и других, после шести лет у детей развиваются музыкальные способности: ладовое чувство (способность эмоционально отзываться на музыку), тонко дифференцированное восприятие (слуховой компонент музыки), высоко развитое музыкально-ритмическое чувство (способность переживать музыку по помощью движений). Чувство эмоциональной выразительности музыкального ритма и способность точно его чувствовать, по мнению Б. Теплова, становятся показателем музыкальных способностей. Детей с музыкальными способностями отличает умение передавать игровые образы, произвольность движений, инициатива. 

В 10-12 лет зарождается способность к художественно-театральной деятельности. Сюжетно-ролевая игра, какую Л.С. Выготский назвал «девятым валом дошкольного воспитания», у школьников гармонично меняется увлечением кукольным театром, театром игрушек, инсценировкой сказок, басен, стихов.

Большинство школьников обнаруживают склонности к изобразительному искусству. Способности в виде деятельности проявляются в так называемой «остроте видения», в высоком уровне воображения.

В этом возрасте начинают развиваться организационные и конструктивно-технические способности. Организационные способности складываются и формируются в играх детей. Способности к конструктивной деятельности проявляются в умении легко устанавливать пространственные отношения между элементами предмета, в быстром выделении опорных деталей, узлов конструкций, в умении вносить изменения в решение конструктивно-технических задач.  

Специальные способности, для развития которых средний школьный возраст наиболее сенситивный, могут быть реализованы в системе внешкольных заведений. Структура и содержание деятельности этих заведений имеют большие педагогические возможности для развития способностей.

Большинство детей этого возраста любят заниматься такими видами творчества, как рисование, составление стихов, сказок, пение, танцы, инсценировки.

Анализ современных средств и форм внеклассной деятельности для школьников свидетельствует о том, что они нацелены, прежде всего, на выявление и развитие лишь специальных способностей, которые возможны только при наличии природных задатков. Это такие формы, как концерты, выставки. Однако в формировании личности, способной к творчеству, не менее важным является вопрос развития общих способностей.

Главная особенность творческой личности - потребность в творчестве, которая становится жизненной необходимостью. Существенным для педагогики является понимание детского творчества как процесса усвоения материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством. Именно при таких условиях и формируются качества творческой личности. Ориентация в качествах творческой личности дает возможность своевременно выявить творческие способности, сосредоточить внимание на их развитии, предостеречь их от угасания.

Педагог И. Лернер доказал, что практически всех детей можно научить творчески мыслить. Он определил приемы нестандартного мышления, какие в то же время являются процессуальными чертами творческой личности:

- самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;

- видение новой функции знакомого объекта;

- видение новых проблем в знакомых ситуациях;

- видение структуры объекта.

Если к этим чертам добавить еще и высокий уровень творческого воображения, умственные способности, развитую память, совершенное мышление, точность движений, то этот перечень и составит структуру общих способностей. Выявление и развитие общих способностей - актуальная проблема внеклассной работы, потому что, во-первых, достаточно развитые общие способности способствуют развитию специальных и дают возможность достичь значительных успехов в выполнении любой деятельности; во-вторых, развитие общих способностей значительно меньше зависит от природных факторов - задатков, так общие способности опираются на умственную деятельность. Итак, у всех детей с нормальным умственным развитием можно сформировать процессуальные черты творческой личности.

Внешкольная деятельность сегодня рассматривается как одна из главных звеньев непрерывного образования в системе воспитания всесторонне развитой личности, полного раскрытия его задатков и наклонностей, создание условий для развития и поддержания талантов и дарований в области науки, техники, искусства и т.д. Обеспечение при этом возможностей для выбора деятельности, к которой ребенок проявляет интерес, создает необходимые предпосылки для проявления его природных способностей.

Известно, что во внеклассной деятельности особенно ярко раскрываются естественные потребности младших школьников, в частности, в активной деятельности и самоутверждении. Внеклассная деятельность дает возможность детям выступать в новых социальных амплуа, занимать роли, которые отличаются от роли ученика, то есть это особая сфера, где школьники могут удовлетворять личностные потребности в самопроверке, самооценки собственного «Я». Это, так сказать, зона активного общения, в которой удовлетворяются потребности в контактах. Свободное время - условие для расширения кругозора школьников, для самостоятельного творческого поиска в любой отрасли, для углубления эмоционального восприятия современной жизни.

Широкая сеть внешкольных заведений дает возможность детям удовлетворять потребности в дополнительном образовании, в содержательном досуге. Развивать творческие способности. В эту сеть входят детские секторы и отделы Домов и Дворцов культуры, детские сети и парки, дворцы детского и юношеского творчества, центры научного творчества, научно-творческие и учебно-исследовательские творчества, центры туризма и краеведения, центры эстетического воспитания, станции и клубы юных натуралистов, Малые академии наук и т.д.

Во внешкольной деятельности ребенок не просто воспроизводит то, что усваивает. Благодаря своей уникальности и неповторимости, она развивает, дополняет знания и навыки, совершенствует их. Именно в этом заключается закон творческого поведения и ведении методики внешкольного педагогического процесса, которая строится на обязательном поощрении разностороннего творческого самовыражения младшего школьника, богатстве впечатлений, создании оптимальных личностных отношений, которые являются источником продуктивной творческой деятельности детской общности. Поэтому принципиальное значение имеет рассмотрение внешкольного педагогического процесса как целостной системы непрерывного образования, формирование ее в специфических условиях жизнедеятельности - в сфере досуга.

Внешкольные учреждения имеют ярко выраженную специфику влияния воздействия на личность ребенка. Прежде всего, это добровольность и право выбора занятий, разнообразие и альтернативность общения как со сверстниками, так и с педагогами, руководителями кружков и секций, разделение по интересам и увлечениям, уникальные возможности по интеллектуальному и творческому становлению личности. Несмотря на то, что внешкольные учреждения являются составной государственно-общественного образования и воспитания ребенка, они имеют определенную автономию и составляют самостоятельную систему воспитания, обучения и образования младших школьников в свободное время.

Учебно-воспитательный процесс следует насыщать такой творческой деятельностью, которая бы способствовала полному удовлетворению и развития познавательных возможностей младших школьников, предоставляла им максимальную свободу для творческого продвижения. То есть он должен предусматривать органичное сочетание профессиональной деятельности организаторов внешкольного воспитания с творческими намерениями и действиями детей в едином познавательно-творческом процессе.

Переживание успеха, в то же время, вызывает положительное отношение к творческой деятельности, способствует приобретению определенного жизненного опыта, навыков самостоятельной деятельности и поведения, более четкого осознания общей и частичной цели. Вследствие этого появляется сознательное стремление к самообразованию, самосовершенствованию, самоанализа, приобретение соответствующих умений и навыков творческого решения проблем, не останавливаться на полпути, то есть постепенно осуществляется становление тех свойств и качеств, которые являются составляющими творческих способностей личности.

Следующим показателем, который показывает, что личности присуще творческое отношение к выполнению любой задачи, является ее направленность, поскольку она, как доказано в ряде исследований, детерминирует поведение учащихся, является мотивационным ядром личности. Поэтому, само определение данного показателя позволит выявить, насколько глубинной является степень данной направленности.

И наконец, еще один показатель - эмоциональная окрашенность процесса творческого поиск при решении различных творческих проблем, наличие положительных эмоций при достижении и конечной цели, уверенности в себе, в своих возможностях и способность найти выход из проблемных ситуаций.

Главными факторами, определяющими целенаправленное управление процессом развития личности является, прежде всего, наличие достаточно устойчивого интереса именно к творчеству. Поэтому очень важно иметь представление о направленности интересов младших школьников, степени их устойчивости.

Следовательно, формирование у детей глубоких и устойчивых интересов к творческой деятельности является единицей из основных предпосылок не только становления, но и развития творческой личности.



























Заключение


Проблему воспитания подрастающего поколения исследовали и философы, и психологи, и педагоги - ученые. Но и сейчас она актуальна. Работая над проблемой воспитания школьников я изучила психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, рассмотрела сущность, содержание и основные понятия воспитания, а также характеристики подросткового возраста, раскрыла особенности воспитания в подростковом возрасте, изучила методы, формы и приемы воспитания школьников в учебной деятельности, сделала анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему в литературе. На современном этапе развития внешкольного образования крайне важно добиться внимательного отношения властных структур к проблемам развития и совершенствования сети внешкольных учебных заведений и в организации внеклассной воспитательной работы. Органам самоуправления, государственным администрациям разных уровней, управлению образования нужно создавать условия для обеспечения не только содержательного досуга детей, но и заботиться о предоставлении возможности самопознания, саморазвития, самореализации и самосовершенствования детей и молодежи путем развития сети творческих объединений (студий, кружков, клубов, творческих коллективов и т.д.); открытие новых заведений внешкольного образования; укрепление их материально-технической базы. Именно они помогают обществу активизировать деятельность по предупреждению детской безнадзорности, правонарушений, негативных проявлений в молодежной среде. Государственное регулирование организации свободного времени детей и молодежи требует глубокого системного реформирования с целью сохранения потенциала и приоритетных направлений внешкольного образования. Сегодня работу классного руководителя нельзя рассматривать по-старому, и участникам педагогического процесса необходимо осуществить первые и необходимые шаги к обновлению воспитательной работы школы. Формы работы могут быть разными - индивидуальной, групповой и фронтальной. Выбор конкретной формы обусловлен различными факторами: задачей воспитания, уровнем развития первичного коллектива, индивидуальными особенностями школьников, объективными обстоятельствами, конкретными педагогическими ситуациями и тому подобное. Современные дети нуждаются в разнообразной деятельности.

Чтобы воспитательное мероприятие было эффективным, и ученики осознали его идеи, важно почувствовать, определить степень их подготовленности к восприятию предлагаемых им моральных, правовых, эстетических и других норм, положений, понятий. Если они уже известны учащимся, учитывают их понимание, взгляды на них, чтобы внести необходимые коррективы.

Во внешкольной воспитательной работе, как и во внеклассной,  используют массовые, групповые и индивидуальные формы воспитания детей. В заведениях читают лекции о достижениях науки и техники, организуют встречи с деятелями науки, техники, искусства, проводят выставки детского творчества, олимпиады, смотры, конкурсы и др.

Групповые формы воспитательной работы сосредоточивают учеников на деятельности кружков, секций, клубов, студий и др. Индивидуальная форма работы предполагает выполнение школьниками творческих индивидуальных заданий, занятия по обучению игре на музыкальных инструментах, изобразительную деятельность в художественных школах и тому подобное. Требования к деятельности внешкольных учреждений вытекают из общих принципов организации внеклассной и внешкольной работы, предусматривающие органическую связь внешкольных учреждений с воспитательной деятельностью школы; согласованность действий с воспитательной работой детских и юношеских организаций, семьи и общественности; массовый охват детей при условии соблюдения добровольности на участие в кружках и секциях внешкольных учреждений; сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм воспитательной работы; свободный выбор детьми характера творческой деятельности; стимулирование их активной творческой деятельности.

Завершая свое исследование, я могу сказать следующее: нравственное воспитание - непрерывный процесс, который начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Он направлен на овладение людьми правилами и нормами поведения в социуме. 






















Список использованной литературы

1. Безрукова В.С. Педагогика. – Екатеринбург: Деловая книга, 1996. – 200 с.

  1. Газман О.С. Ответственность школы за воспитание детей / О.С. Газман – Москва, - Педагогика, 1997 С. 45-52

  2. Еникеева С.Д., Еникеев И.Х. Современная образовательная стратегия: новые социальные ориентиры // В сборнике: Альтернативы экономической политики в условиях замедления экономического роста Сборник статей по материалам научной конференции. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. 2015. С. 688-691.

  3. Кондрашечкин Р.В. Прикладные аспекты духовно-нравственного и патриотического воспитания курсантов, студентов и слушателей на примере работы научного кружка при кафедре административного права и оперативно-разыскной деятельности московского областного филиала московского университета МВД России // В сборнике: Актуальные проблемы формирования гражданственности и патриотизма молодого поколения России Сборник статей. Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, Рязанский филиал. Рязань, 2013. С. 46-48.

  4. Копылов С.Н. Воспитание как составляющая образовательного процесса в учреждениях СПО // Теоретические и методологические проблемы современных наук: Мат. XV междунар. науч.практ. конф. / Научн. ред. Е. А. Омельченко. Новосибирск: Центр содействия развитию научных исследований, 2015.

  5. Масленникова А.В. Педагогические и образовательные технологии: определение и классификация / А.В.Масленникова//Директор школы, 2004. № 7. С. 50-56

  6. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина и др.; Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

  7. Педагогика: Учеб.пособие/ В.Г. Рындак, Н.В. Алехина, И.В. Власюк, и др.; под ред.проф. В.Г. Рындак.- М.:высш. шк., 2006.-495 с.

  8. Пивоваров М. А. Психолого-педагогические особенности воспитания студентов педагогического колледжа // Молодой ученый. 2014. №11.1. С. 20-26

  9. Сумина Т.Г. Методика воспитательной работы: учебник для студ. Учреждений высш. Образования/ - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 192 с

  10. Сухомлинский В.А. Моя педагогическая вера. В.А. Сухомлинский / [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/2012/07/27/vasukhomlinskiy-moya-pedagogicheskaya-vera

  11. Таланчук Н.М. Системно-социальная концепция школьного воспитания / Н.М.Таланчук. – Казань, 1991. – 215 с

  12. Титова Е.В. Если знать, как действовать / Е.В.Титова. – М.: Просвещение, 1993. – 200 с.

  13. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

  14. Авраменко К.Б., Ханас Л. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ВО ВНЕШКОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 8. – С. 150-151.