СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы воспитания

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации указваны все методы воспитания используемые по сей день

Просмотр содержимого документа
«Методы воспитания»

Методы воспитания

Методы

воспитания

Методы воспитания: понятие и классификация   Методы воспитания  - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с учителем-воспитателем. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны.

Методы воспитания: понятие и классификация

Методы воспитания - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с учителем-воспитателем. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны.

Классификация методов по источникам передачи содержания  Словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж и др.) Практические методы (упражнения, тренировка, самоуправление и др.) Наглядные методы (иллюстрирование, показ, предъявление материала и др.)

Классификация методов по источникам передачи содержания

  • Словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж и др.)
  • Практические методы (упражнения, тренировка, самоуправление и др.)
  • Наглядные методы (иллюстрирование, показ, предъявление материала и др.)
Методы формирования сознания   Предназначены для того, чтобы передавать информацию от учителя к учащемуся и обратно.   Они обращены к сознанию личности, К интеллектуальной, потребностно-мотивационной, эмоционально-словестной сферам личности. Основной инструмент – слово, сообщение, информация, её обсуждение.

Методы формирования сознания

Предназначены для того, чтобы передавать информацию от учителя к учащемуся и обратно.

Они обращены к сознанию личности, К интеллектуальной, потребностно-мотивационной, эмоционально-словестной сферам личности. Основной инструмент – слово, сообщение, информация, её обсуждение.

Методы организации  деятельности и формирования поведения    Это практические методы. Они используются непосредственно для формирования поведения и деятельности учащихся.   Положительный опыт поведения создается путем педагогически правильно ориентированной деятельности воспитуемых.

Методы организации деятельности и формирования поведения

Это практические методы. Они используются непосредственно для формирования поведения и деятельности учащихся.

Положительный опыт поведения создается путем педагогически правильно ориентированной деятельности воспитуемых.

Педагогическое требование-  предъявление требований к выполнению определённых норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и его группах.   Требование выражается: как совокупность правил общественного поведения; как конкретное указание о выполнении какого – либо действия; как просьба, совет.

Педагогическое требование-

предъявление требований к выполнению определённых норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и его группах.

Требование выражается:

  • как совокупность правил общественного поведения;
  • как конкретное указание о выполнении какого – либо действия;
  • как просьба, совет.
Формы требований   Прямые (имеют вид, приказания, указания, инструкции, отмечаются решительным тоном, особенно на начальном этапе).   Косвенные (предъявляются в виде просьбы, совета, намека, они апеллируют к переживаниям, мотивам, интересам воспитанников).

Формы требований

Прямые (имеют вид, приказания, указания, инструкции, отмечаются решительным тоном, особенно на начальном этапе).

Косвенные (предъявляются в виде просьбы, совета, намека, они апеллируют к переживаниям, мотивам, интересам воспитанников).

  Требования заключены в правилах поведения учащегося, уставе школы, распорядке, режиме дня образовательного учреждения.   В наличии требований нет никакого насилия, авторитаризма. Все подчиняются требованиям.

Требования заключены в правилах поведения учащегося, уставе школы, распорядке, режиме дня образовательного учреждения.

В наличии требований нет никакого насилия, авторитаризма. Все подчиняются требованиям.

Общественное мнение-  выражение группового требования. Используются в развитых коллективах при оценке поступков и выражается в нормах, ценностях, взглядов на жизнь всех членов группы.

Общественное мнение-

выражение группового требования. Используются в развитых коллективах при оценке поступков и выражается в нормах, ценностях, взглядов на жизнь всех членов группы.

Методы формирования чувств и отношений   Стимулируют познание и деятельность, используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности.   К таким стимулирующим методам относятся поощрение, порицание, наказание, создание ситуаций успеха, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка и др.

Методы формирования чувств и отношений

Стимулируют познание и деятельность, используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности.

К таким стимулирующим методам относятся поощрение, порицание, наказание, создание ситуаций успеха, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка и др.

Методы контроля, самоконтроля и самооценки   Они направлены на анализ и оценку результатов воспитания.   Основная функция - оценка степени достижения целей воспитания, т. е. его эффективности и оценка профессионализма учителя.   Их относят к методам самовоспитания.

Методы контроля, самоконтроля и самооценки

Они направлены на анализ и оценку результатов воспитания.

Основная функция - оценка степени достижения целей воспитания, т. е. его эффективности и оценка профессионализма учителя.

Их относят к методам самовоспитания.

Методы самовоспитания и самообразования       Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие .    Самовоспитание - это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.

Методы самовоспитания и самообразования

    Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие .

Самовоспитание - это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.

    Самообразование - это система внутренней самоорганизации не усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.    Самообучение - это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.    В понятиях

  Самообразование - это система внутренней самоорганизации не усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.

Самообучение - это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

В понятиях "самовоспитание", "самообразование", "самообучение " педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться.

Основные методы самовоспитания Самопознание , которое включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение. Самообладание , которое опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение. Самостимулирование , которое предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение

Основные методы самовоспитания

  • Самопознание , которое включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.
  • Самообладание , которое опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.
  • Самостимулирование , которое предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение
Методы влияния   Влияние в воспитании - деятельность воспитателя в едином процессе социального взаимодействия, приводящая к изменению каких-либо аспектов индивидуальности воспитуемого, его поведения и сознания, форма осуществления функций педагога .

Методы влияния

Влияние в воспитании - деятельность воспитателя в едином процессе социального взаимодействия, приводящая к изменению каких-либо аспектов индивидуальности воспитуемого, его поведения и сознания, форма осуществления функций педагога .

Основные способы влияния  убеждение; внушение; заражение; подражание .

Основные способы влияния

  • убеждение;
  • внушение;
  • заражение;
  • подражание .
Убеждение   Включает в себя систему доводов, которые обосновывают выдвигаемые пожелание, предложение и т.п . Обычно убеждение ведет к определенной трансформации взглядов воспитуемого, а значит, и мотивационной основы его поведения.   Наиболее легко поддаются убеждению люди, имеющие заниженную самооценку и ориентирующиеся на адаптацию к социальной среде.

Убеждение

Включает в себя систему доводов, которые обосновывают выдвигаемые пожелание, предложение и т.п . Обычно убеждение ведет к определенной трансформации взглядов воспитуемого, а значит, и мотивационной основы его поведения.

Наиболее легко поддаются убеждению люди, имеющие заниженную самооценку и ориентирующиеся на адаптацию к социальной среде.

Внушение   Как и убеждение, направлено на снятие своеобразных фильтров, стоящих на пути к новым сведениям и оберегающих человека от заблуждений и ошибок. Внушающий вызывает у воспитуемого те представления, которые требуют действий с той же необходимостью, как если бы эти представления были получены непосредственно самим воспитуемым. Внушение, носящее эмоционально-волевой характер, основывается на доверии.

Внушение

Как и убеждение, направлено на снятие своеобразных фильтров, стоящих на пути к новым сведениям и оберегающих человека от заблуждений и ошибок. Внушающий вызывает у воспитуемого те представления, которые требуют действий с той же необходимостью, как если бы эти представления были получены непосредственно самим воспитуемым. Внушение, носящее эмоционально-волевой характер, основывается на доверии.

Заражение   Чаще всего возникает в группе людей, которые руководствуются в своем поведении эмоциональным состоянием, действуют на основе сведений, принятых без должного анализа, либо повторяют действия других людей. Однако в отличие от внушения, оно основывается на общем переживании группой людей одних и тех же эмоций.

Заражение

Чаще всего возникает в группе людей, которые руководствуются в своем поведении эмоциональным состоянием, действуют на основе сведений, принятых без должного анализа, либо повторяют действия других людей. Однако в отличие от внушения, оно основывается на общем переживании группой людей одних и тех же эмоций.

Подражание   Это следование примеру или образцу, которое проявляется в повторении одним человеком каких-либо поступков, жестов, интонаций и даже в копировании определенных черт характера другого человека. Подражание может быть произвольным и непроизвольным. С возрастом роль подражания снижается. Меняется и содержание подражания, т.е. перенимаются не внешние привычки любимого и уважаемого человека, а присущее ему отношение к другим людям.

Подражание

Это следование примеру или образцу, которое проявляется в повторении одним человеком каких-либо поступков, жестов, интонаций и даже в копировании определенных черт характера другого человека. Подражание может быть произвольным и непроизвольным. С возрастом роль подражания снижается. Меняется и содержание подражания, т.е. перенимаются не внешние привычки любимого и уважаемого человека, а присущее ему отношение к другим людям.

Формы воспитания   Это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Используют и термины

Формы воспитания

Это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Используют и термины "воспитательное мероприятие, организационные формы воспитания". Мероприятие - организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо воспитательных целей .

Средства воспитания Виды воспитывающей и развивающей деятельности (учение, труд, игра, спорт) Предметы, вещи, устройства (игрушки, технические средства) Процессы произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь, природа) Конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания, праздники)

Средства воспитания

  • Виды воспитывающей и развивающей деятельности (учение, труд, игра, спорт)
  • Предметы, вещи, устройства (игрушки, технические средства)
  • Процессы произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь, природа)
  • Конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания, праздники)
  Средствами воспитания могут являться различные виды деятельности.  Кроме учения и труда, занятия с детьми в более свободной форме и обстановке помогают: сблизиться с детьми, лучше узнать и установить хорошие отношения; показать неожиданные и привлекательные стороны личности учителя; пережить счастливые минуты единения; дать учителю ощущение необходимости его работы, значимость, признания.

Средствами воспитания могут являться различные виды деятельности. Кроме учения и труда, занятия с детьми в более свободной форме и обстановке помогают:

  • сблизиться с детьми, лучше узнать и установить хорошие отношения;
  • показать неожиданные и привлекательные стороны личности учителя;
  • пережить счастливые минуты единения;
  • дать учителю ощущение необходимости его работы, значимость, признания.
Внеурочная деятельность Познавательная Ценностно-ориентационная Общественная Эстетическая Досуговая

Внеурочная деятельность

  • Познавательная
  • Ценностно-ориентационная
  • Общественная
  • Эстетическая
  • Досуговая
Познавательная деятельность   Служит развитию познавательных интересов, накоплению знаний, формированию умственных способностей.   Формы : экскурсии, обзоры литературы, олимпиады, конкурсы, конференции, аукционы знаний.

Познавательная деятельность

Служит развитию познавательных интересов, накоплению знаний, формированию умственных способностей.

Формы : экскурсии, обзоры литературы, олимпиады, конкурсы, конференции, аукционы знаний.

Ценностно-ориентационная деятельность   Скорее психологическое формирование отношений к миру, формирование убеждений, взглядов, усвоение нравственных норм жизни людей.   Формы : беседы по социальной-нравственной проблематике, классные собрания, дискуссии.

Ценностно-ориентационная деятельность

Скорее психологическое формирование отношений к миру, формирование убеждений, взглядов, усвоение нравственных норм жизни людей.

Формы : беседы по социальной-нравственной проблематике, классные собрания, дискуссии.

Общественная деятельность Предполагает участие в органах управления школой, в работе ученического самоуправления, ученических и молодежных объединениях, участие в трудовых акциях. Формы : работа по самообслуживанию, уборка школы, школьные собрания, вечера, праздники.

Общественная деятельность

Предполагает участие в органах управления школой, в работе ученического самоуправления, ученических и молодежных объединениях, участие в трудовых акциях.

Формы : работа по самообслуживанию, уборка школы, школьные собрания, вечера, праздники.

Эстетическая деятельность   Развивает художественные вкусы, интересы, культуру и способности.   Формы : инсцеровки, конкурсы, школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии, музеи, посещение театра и др.

Эстетическая деятельность

Развивает художественные вкусы, интересы, культуру и способности.

Формы : инсцеровки, конкурсы, школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии, музеи, посещение театра и др.

Досуговая деятельность   Содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать ученикам, а учитель-взрослый, но не сторонний наблюдатель.   Формы : игры, праздники, дни рождения, соревнования, прогулки, походы.

Досуговая деятельность

Содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать ученикам, а учитель-взрослый, но не сторонний наблюдатель.

Формы : игры, праздники, дни рождения, соревнования, прогулки, походы.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!  КОНЕЦ 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!! КОНЕЦ 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!