СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы воспитания в педагогике

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данной статьи является ознакомление с основными методами воспитания, средствами и приёмами воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств воспитанников и выработки у них определённых навыкон и привычек поведения. Статья может быть использована преподавателями педагогики в качестве лекции и студентами ГПОУ при подготовке к семинарскому занятию по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Методы воспитания в педагогике»

Трофимюк Алла Константиновна


МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ


АННОТАЦИЯ

Целью методической разработки является знакомство студентов с основными методами воспитания, а также средствами и приёмами воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств воспитанников и выработки у них определенных навыков и привычек поведения. В статье приводятся основные факторы, которые необходимо учитывать при выборе определенного метода воспитания.

Данная статья может быть использована преподавателями педагогики в качестве лекции для студентов ГПОУ, а также студентами при подготовке к семинару по данной теме.


Под методами воспитания следует понимать способы совместной деятельности педагога и учащихся с целью решения воспитательных задач. Это взаимодействие строится на основе ведущей и направляющей роли учителя, который является руководителем и организатором целесообразной деятельности учащихся.

Методы воспитания реализуются посредством определённых приемов и средств воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств воспитанников, для развития сознания и выработки у них определенных навыков и привычек поведения.

Приемы воспитания – это конкретные мероприятия (рассказы, беседы, собрания, вечера, конкурсы, олимпиады). К средствам воспитания относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая), с другой - совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, средства массовой информации и т.п.).

Процесс воспитания характеризуется разносторонностью содержания, богатством организационных форм. С этим непосредственно связано многообразие методов воспитания. Есть методы, ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками; есть методы для работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы воспитания в системе образования, которые. распространяются на весь воспитательный процесс.

Классификация общих методов воспитания.

• методы формирования определённых качеств сознания личности (убеждения, дискуссии, положительного примера);

• методы организации практической деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (метод упражнений, создания воспитывающих ситуаций);

• методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание);

• методы контроля, самоконтроля и самооценки.

Своеобразие отдельных воспитательных приемов и средств обусловлено характером тех качеств ребёнка, на совершенствование которых они направлены.

Поэтому, преподаватель, который освоил всю совокупность воспитательных приемов, может находить и использовать такие их комбинации, которые в наибольшей степени соответствуют конкретной ситуации. Эффективность методов воспитания зависит от того, насколько в воспитательном процессе задействована работа ученика, его природные способности.

Рассмотрим наиболее распространённые методы воспитания, которые применяются в общеобразовательной школе: метод убеждений, положительного примера, упражнений, одобрения и осуждения, требования, переключения.


Метод убеждения.

Убеждение – это метод воспитания, который предполагает воздействие воспитателя на сознание, чувства и волю воспитуемых с целью формирования и закрепления у них положительных моральных качеств и устранения негативных черт в их поведении.

Метод убеждения способствует формированию глубоко осмысленной и эмоционально пережитой точки зрения по различным мировоззренческим и этическим вопросам.

С помощью убеждения учитель или коллектив сверстников разъясняют вопросы нравственного, эстетического, физического развития личности, побуждают к совершенствованию своих личностных качеств, к осознанному поведению.

Психологической основой этого метода воспитания является принцип опережающего отражения в сознании ученика действий и поступков, которые он собирается совершить. Т.е., предпринимая определенные действия, личность соотносит их с общественными требованиями.

Средствами метода убеждения являются разъяснительные индивидуальные и коллективные беседы, рассказ, вечера, конференции, диспуты, встречи с деятелями искусства, культуры, науки, спорта.

Рассказ - это последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме. Большое значение, особенно в младшем и среднем возрасте, имеет рассказ при организации ценностно-ориентировочной деятельности. Воздействуя на чувства детей, рассказ помогает им понять и усвоить смысл заключенных в нем нравственных оценок и норм поведения. Примером такого рода рассказов могут быть рассказы Л.Н.Толстого "Косточка", В.А.Осеевой "Сыновья" и др. Можно выделить три основные задачи этого метода при его применении в воспитательной работе: вызвать положительные нравственные чувства (сопереживание, сочувствие, радость, гордость) или негодование по поводу отрицательных действий и поступков героев рассказа; раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения; представить образ нравственного поведения и вызвать стремление подражать положительному примеру.

Беседа – диалогический метод изложения нового материала ( от греческого -

разговор между двумя или несколькими лицами). Сущность беседы заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся рассуждать и анализировать изучаемые факты и явления в определенной логической последовательности и самостоятельно подходить к соответствующим теоретическим выводам и обобщениям.

Метод одобрения и осуждения.

Одобрение как метод воспитания есть признание, положительная оценка поведения или качеств воспитуемого со стороны педагога или коллектива товарищей, выражаемые публично или в индивидуальной беседе.

Осуждение как метод воспитания выражается в отрицательной оценке действий и поступков воспитуемого, которые противоречат нормам и правилам поведения данного коллектива. А.С.Макаренко указывал на то, что этот метод воспитания «помогает оформиться крепкому человеческому характеру», способствует повышению ответственности детей за свои поступки, воспитывает волю и человеческое достоинство, вырабатывает умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их».

Психологической основой методов осуждения и одобрения являются внутренние переживания, которые возникают у человека при применении этих методов. Когда его поступки одобряются, он переживает чувство удовлетворения. Это стимулирует его к улучшению своего поведения, вызывает прилив бодрости, энергии и укрепляет уверенность в себе, способствует дальнейшему духовному росту.

Осуждение вызывает у человека отрицательные внутренние переживания, которые заставляют его анализировать свои поступки и качества своего характера, обращать внимание на противоречия между его поведением и требованиями коллектива.

Средствами метода одобрения являются: личная похвала учителя, благодарность в приказе по школе, помещение фотографии на доску почета.

Средствами метода осуждения являются: замечание учителя, устный выговор.

Любое осуждение должно сопровождаться анализом неблаговидного поступка и его оценкой. Не следует использовать меры осуждения в тех случаях, когда ученик нарушил правила поведения необдуманно, случайно – здесь можно ограничиться пояснительной беседой. Особенно внимательно следует относиться к тем ученикам, которые отличаются повышенной раздражительностью и неуравновешенным характером. Применение метода осуждения к таким учащимся может побудить их к необдуманным, опасным для них поступкам. Здесь нужно проявлять особую осторожность, тактично анализировать совершенные ими поступки

Метод поощрения и наказания.

Поощрение - положительная оценка поведения или поступков воспитуемого со стороны педагога, подкреплённая каким-либо вознаграждением. Оно

необходимо для закрепления положительного с точки зрения данного общества поведения.

Средствами метода поощрения: награждение похвальными грамотами и медалями за особые успехи в учебе и поведении.

Основные правила поощрения:

1. Время. Поощрение должно быть произведено сразу после совершения поступка (до совершения следующего поступка).

2. Величина поощрения должна соответствовать совершенному поступку.

3. Нельзя поощрять действие, которое еще не совершено.

4. До совершения поступка можно давать ребенку поощрительную информацию (Например: «мне очень нравится, когда книжки аккуратно сложены»)

Наказание - негативная оценка поведения или поступков воспитуемого со стороны педагога, для исключения нежелательного поведения.

Наказание действует только тогда, когда нежелательное поведение еще не вошло в привычку.

Основные правила наказания:

1. Наказание не должно рассматриваться как месть (произвол) со стороны взрослых. Его нельзя осуществлять в состоянии гнева, раздражения.

2. Действует только осознанное наказание. Необходимо ребенку объяснить, за что его наказывают.

3. Указывая ребенку на нежелательность какого-либо действия, нужно анализировать только само действие, не привязывать его к личностным качествам самого ребенка. Например, если ребенок не дает игрушку другим детям. Воспитатель: «Не хорошо брать только себе. Вместе играть интереснее». Но не: «Ты – жадина, отдай игрушку».

4. После осуществления наказания, о нем больше не напоминать.

5. Прежде чем наказывать ребенка, задайте себе вопрос: «чего я хочу добиться»? а не «за что наказываю»?

Метод положительного примера – это метод воспитания, в основе которого лежит стремление ребенка копировать в своем поведении те действия и поступки, которые с его точки зрения, кажутся значительными и укрепляют его достоинство.

Психологической основой данного метода является способность к подражанию.

Древнеримский философ Сенека утверждал: «Трудно привести к добру нравоучением, легко – примером».

На это указывал Я.А.Каменский: дети «учатся раньше подражать, чем познавать». При использовании метода положительного примера необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития учащихся. С возрастом у детей повышается критичность в оценке поведения сверстников и взрослых. По мере взросления подражательная способность становится более осознанной, морально-оценочной и оказывает влияние на проявление нравственной активности. В глазах подростка только тот хороший поступок заслуживает одобрения, который совершен авторитетным, уважаемым человеком. Это, прежде всего, относится к учителю. Так А.С.Макаренко писал, что «без авторитета невозможен воспитатель». Только тот учитель может оказать воспитательное влияние на учащихся, который благодаря своим знаниям и моральной чистоте, завоевывает у них доверие и уважение, пользуется у них авторитетом.

Примерами подражания так же могут быть герои мультфильмов, художественных произведений, выдающиеся люди искусства, культуры, общественные лидеры, герои и духовные подвижники, сверстники.

Метод упражнений.

Для формирования личностных качеств большое значение имеют навыки и привычки поведения. Метод упражнений представляет собой многократное повторение действий и поступков учащихся в целях образования и закрепления у них необходимых навыков и привычек поведения.

Воспитательные средства: общественные поручения, культмассовая работа, уборка класса, игра. Общение как особый вид деятельности, в процессе которого учащиеся путем упражнений и приучения отрабатывают культуру речи (спасибо, пожалуйста, будьте любезны и т.п.), навыки и привычки вежливости, честности, справедливости.

Психологической основой данного метода является выработка условных рефлексов.

Метод контроля заключается в наблюдении за деятельностью и поведением учащихся с целью побуждения их к соблюдению установленных правил, а так же к выполнению определенных заданий.

Средствами метода контроля являются: повседневное наблюдение за поведением учащихся, индивидуальные беседы о выполнении полученных заданий или общественных поручений, отчеты школьников перед своими товарищами о своей работе и дисциплине. Метод контроля играет роль напоминающего фактора в поведении учащихся.

Метод переключения применяется с целью возбуждения у коллектива или ученика нового психического состояния. Например, сгладить появившуюся обиду, снизить угнетающее состояние после неудачи и т.п. Когда ученик проявляет упрямство, лучше переключить его внимание на другую деятельность, и в процессе этой деятельности побудить ребенка к осознанию допущенных им ошибок.

Перечисленные методы воспитания нельзя применять механически. Только умелое применение всей совокупности методов воспитания, с учетом возрастных и личностных психофизиологических особенностей детей, обеспечит успех в развитии учащихся, будет способствовать формированию у них личностных качеств.

Проблема выбора оптимального метода воспитания.

На практике важно не только применить один из методов, а выбрать наилучший – оптимальный. Выбор методаэто всегда поиск оптимального пути воспитания. Оптимальным называется самый выгодный путь, который позволяет быстро и эффективно достичь намеченной цели. Тот воспитатель, который лучше учитывает конкретные условия, использует адекватные им педагогические действия и предусматривает их последствия, всегда достигает высших результатов воспитания.

Рассмотрим общие факторы, которые определяют выбор методов воспитания.

1) Цели и задачи воспитания.

2) Содержание воспитания.

3) Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются разными методами в зависимости от возраста воспитанников. Возраст - это не только количество прожитых лет, это социальный опыт, уровень развития психологических и моральных качеств.

4) Уровень сформированности коллектива.

5) Условия воспитания. К условиям воспитания, прежде всего, относятся межличностные отношения, которые сложились в классе, психологический климат в коллективе, стиль педагогического управления и др.

6) Индивидуальные и личностные особенности школьников.

Воспитатель, который основывается на гуманной педагогике будет стремиться применять такие методы, которые дают возможность каждой личности развивать свои способности, сохранить свою индивидуальность, реализовать собственное „Я”.

7) Уровень педагогической квалификации. Воспитатель избирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет.

Избирая метод, воспитатель должен быть убежденным в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет использование данного метода. Выбор методов должен быть подготовленным и предусматривать реальные условия для осуществления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Выготский Л.С. Пелагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

2. Подласый, И. П. Педагогика : учебник. Книга 1 / И. П. Подласый. - М.:: Издательство Юрайт, 2012. — 574 с. —Интернет ресурс: https://studfile.net/preview/5711044/

3. Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 576 с.


9