СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Междисциплинарное сопровождение детей дошкольного возраста с сочетанными психоречевыми дефектами: здоровьесберегающий подход.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье предлагается алгоритм междисциплинарного сопровождения дошкольников с сочетанными психоречевыми нарушениями, обосновывается, что в системе инклюзивного образования эффективно использовать технологии смежных с логопедией дисциплин, таких, как «нейрологопедия», терапия ритмичными движениями, декодирование вредных привычек, миофункциональное и интраоральное воздействие.

Просмотр содержимого документа
«Междисциплинарное сопровождение детей дошкольного возраста с сочетанными психоречевыми дефектами: здоровьесберегающий подход.»

Карпова Любовь Михайловна,

учитель – логопед высшей квалификационной категории



МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА С СОЧЕТАННЫМИ ПСИХОРЕЧЕВЫМИ ДЕФЕКТАМИ:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПОДХОД.

INTERDISCIPLINARY SUPPORT PRESCHOOL CHILDREN WITH COMBINED

SPEECH DEFECTS: HEALTH SAVING APPROACH.



Аннотация. В статье предлагается алгоритм междисциплинарного сопровождения дошкольников с сочетанными психоречевыми нарушениями, обосновывается, что в системе инклюзивного образования эффективно использовать технологии смежных с логопедией дисциплин, таких, как «нейрологопедия», терапия ритмичными движениями, декодирование вредных привычек, миофункциональное и интраоральное воздействие.

Annotation. The article proposes the algorithm of interdisciplinary support preschool children with concomitant speech disorders, it is proved that in the system of inclusive education effectively use technology speech therapy related disciplines, such as "neurologie", treatment rhythmic movements, decoding of bad habits, poor oral and intra-oral exposure.

Ключевые слова: междисциплинарное сопровождение, сочетанный психоречевой дефект.

Key words: interdisciplinary support, combined speech defect.

К логопедам дошкольной организации на консультацию приходят обеспокоенные родители с запросом продиагностировать уровень речевого развития ребенка. Всё чаще мы констатируем, что речевое нарушение не является первичным, что перед нами осложненный дефект развития, что необходимо направить ребенка к смежным специалистам – нейропсихологу, неврологу, ортодонту, остеопату, эпилептологу, отолагингологу. Выстраивать взаимодействие с родителями подчас непросто, но необходимо: без веры родителя в успех ребенка, положительной динамики у последнего ждать не приходится.

В последние годы не встречается речевое недоразвитие в чистом виде. Мы имеем речевые нарушения, обусловленные органическим повреждением центральной нервной системы, недоразвитием важнейших для речевого развития структур мозга. Таким образом, работа с детьми с дизартрией, алалией, с проблемами в развитии зубо-челюстной системы – это сложная медико – психолого – педагогическая проблема. Особое значение при сопровождении ребенка с особенностями в развитии приобретает междисциплинарный подход, комплексный характер взаимодействия и преемственность в работе специалистов разного профиля: невролога, психолога, логопеда, нейропсихолога, остеопата, миофункционального терапевта, ортодонта, специалиста по классическому, интраоральному и логопедическому массажу, эпилептолога, отоларинголога. Несомненно, важнейшим звеном в коррекционной цепочке междисциплинарного взаимодействия является включенность родителей и ближайшего окружения ребенка с особенностями развития.

Предлагаю некий алгоритм такого комплексного взаимодействия. На приеме и у медиков, и у логопеда собирается анамнез, учитываются заключения всех специалистов, выясняются особенности поведения, восприятия, гнозиса и праксиса, двигательной, психомоторной сферы, строение органов артикуляции, фонетическая, лексико – грамматическая стороны речи, неврологический статус. Выстраивается гипотеза, делается назначение, следует лечение под контролем и с обратной связью от каждого из специалистов, ведущих данного ребенка, при необходимости осуществляется корректировка лечения и коррекции, достигается стойкий результат.

Я нашла для себя единомышленников в лице специалистов Клиники остеопатии Байрамовой Л.Н. Налаженное взаимодействие помогает достигать в логопедической практике стойких и быстрых результатов. Врач невролог определяет место, время и степень поражения мозговых структур, логопед определяет речевую симптоматику по проявлению, указывает нарушенное звено речевой системы, специфические проявления: фонацию, тонус, объем движений, назализацию, диспраксию, синкенезии, тремор, гиперсаливацию, особенности дыхания, состояния неба, уздечек, прикуса, моторики, наличие вредных привычек. Остеопат определяет и устраняет причины, негативно влияющие на формирование и функционирование артикуляционного аппарата, зубочелюстной системы, осанки. Ортодонт диагностирует изменения в строении зубно-челюстной системы, анатомии и физиологии челюстно – лицевой области, особенности строения артикуляционного аппарата, назначает лечение или применение трейнеров. Миофункциональный терапевт определяет и корректирует нарушенное дыхание, инфантильное глотание, неправильное положение языка, осанки. Специалист по интраоральному массажу добивается улучшения функционирования органов артикуляциии, восстановления функций уздечек, способствует нормализации тонуса мышц лица и шеи, обеспечивает лимфодренаж лица и ротовой полости. Нейропсихологическая диагностика позволяет определить западающую мозговую структуру и спроектировать эффективную программу коррекции. Врач - эпилептолог исключит или подтвердит эпиактивность, в зависимости от наличия которой будет разрешено, ограничено, запрещено, то есть скорректировано то или иное вмешательство со стороны специалистов.

Важнейшим условием междисциплинарного сопровождения ребенка с сочетанными нарушениями развития является не изолированная работа каждого из перечисленных выше специалистов, а регулярное взаимодействие, взаимообучение, консилиумы относительно каждого ребенка, совместное составление коррекционного маршрута, его своевременная корректировка.

В таком тандеме можно работать с детьми раннего возраста. Результатом совместной работы является избавление от вредных миофункциональных привычек, автоматизация правильного положения языка, восстановление носового дыхания, нормализация тонуса мышц, улучшение осанки, исправление плоскостопия, то есть формирование относительно здоровой базы, на которой возможна полноценная логопедическая классическая работа.

Существенно облегчает работу логопеда регулярное повышение и расширение квалификации. Так, полученные в процессе обучения знания из раздела «Дефектология», «Нейропсихология», «Клинические основы стоматологии», «Классический оздоровительный массаж», «Основы остеопатии» существенно расширили возможности и пополнили арсенал логопедической коррекции дополнительными практиками, методами и технологиями. Отличным дополнением к классической логопедии становится включение приемов из нейрологопедии, терапии ритмичными движениями, интраорально - логопедического массажа, декодирования вредных миофункциональных привычек, программы «Буквограмма» С.Ю. Шишковой, вокалирования, сенсомоторной интеграции, двуполушарной методики О.Л. Соболевой и т.п.

Список использованной литературы:

  1. Шишкова, С.Ю., Буквограмма. В школу с радостью: коррекция и развитие письменной и устной речи. От 5 до 14 лет. — М.: Издательство АСТ, 2017 — 190.