СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Междисциплинарный мультипроект, посвящённый 200-летию открытия Антарктиды русскими моряками

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Московская средняя специальная школа (колледж) имени Гнесиных, в лице преподавателей трёх предметно-цикловых комиссий - естественно-научной, русского языка и литературы, а также эстетического воспитания, решила подготовить и провести объёмный общешкольный комплекс мероприятий, приуроченный к юбилейной дате. В мероприятиях приняли участие преподаватели географии и биологии, истории мировой культуры, (технологии и ИЗО), физики, химии (информатики и математики), фотограф (пресс-секретарь школы), а также сотрудники библиотеки и вахты. Ученический контингент: начальная (1-4 классы) и средняя (5-7 классы) школа. Здесь важно отметить, что учащиеся являются музыкально одарёнными и школа имеет ярко выраженное гуманитарное направление.

Просмотр содержимого документа
«Междисциплинарный мультипроект, посвящённый 200-летию открытия Антарктиды русскими моряками»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Московская средняя специальная музыкальная школа (колледж) имени Гнесиных»





Междисциплинарный мультипроект,

посвящённый

200-летию открытия Антарктиды

русскими моряками





Педагогический коллектив:

Гегеле И.Ю.

Соколова Д.А.

Перес Герреро Н.Р.

Гурина Г.И.

Сорокин И.А.

Москва, 2020


Содержание:


  1. Введение. Методический комментарий. Цели. Задачи

2

  1. Подготовительные мероприятия

4

  1. Реализация проектов

5

  1. Итоги

16

  1. Приложения
    Приложение 1
    Приложение 2
    Приложение 3
    Приложение 4
    Приложение 5

18

18

19

20

23

25

  1. Коллектив проектов

27


















  1. Введение

В январе 2020 года исполнилось 200 лет со дня открытия Антарктиды экспедицией Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева.

Экспедиция, в состав которой входили два военных шлюпа, «Восток» и «Мирный», вышла в плавание 4 июля 1819 года из Кронштадта. Перед ней стояла цель – доказать или же опровергнуть предположение о существовании шестого материка, Антарктиды. 27 января следующего года шлюпы пересекли Южный полярный круг. Через день с судов мореплаватели увидели шельфовые ледники Антарктиды. С тех пор 28 января считается днём открытия Антарктиды.

Антарктическая экспедиция продлилась 751 день, протяжённость маршрута составила более 92 тысяч километров, на карту было нанесено 28 объектов, отмечены 29 островов в высоких южных широтах и тропиках.

События, происходившие двести лет назад имеют огромное историческое и научное значение для нашей страны.

Московская средняя специальная школа (колледж) имени Гнесиных, в лице преподавателей трёх предметно-цикловых комиссий - естественно-научной, русского языка и литературы, а также эстетического воспитания, решила подготовить и провести объёмный общешкольный комплекс мероприятий, приуроченный к юбилейной дате. В мероприятиях приняли участие преподаватели географии и биологии, истории мировой культуры, (технологии и ИЗО), физики, химии (информатики и математики), фотограф (пресс-секретарь школы), а также сотрудники библиотеки и вахты. Ученический контингент: начальная (1-4 классы) и средняя (5-7 классы) школа. Здесь важно отметить, что учащиеся являются музыкально одарёнными и школа имеет ярко выраженное гуманитарное направление.

Цели и задачи данной работы явились следствием методических обсуждений на собраниях предметно-цикловых комиссий.

Опыт прежних лет и стремительно изменяющиеся условия жизни показывают, что современному обществу нужен гармоничный, высокообразованный, интеллектуальный, самостоятельный и самодостаточный человек, имеющий целостное представление о себе и о том, как устроено то пространство, в котором он живёт.

Особенностями гуманитарного образования мы видим ориентирование на развитие метапредметных умений и выявление глубоких межпредметных связей. К первым относят умение ставить цели и задачи, творчески подходить к их реализации, готовность к продуктивному коммуницированию и анализу индивидуальной и совместной деятельности, а также ответственность за свои действия. Осуществление же межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними, что делает усвоение знаний внутри конкретной учебной дисциплины более полным.

Осуществление учебного процесса с учётом указанных особенностей привело к необходимости использования системно-деятельностного подхода, в котором максимальный упор делается на самостоятельную познавательную деятельность учащихся. В качестве инструмента системно-деятельностного подхода мы применили метод проектов.

Метод проектов способствует активизации интеллектуальной и эмоциональной сфер личности учащегося, позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность, повышает мотивацию к обучению. Проектная технология позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Основываясь на вышеперечисленном, мы поставили целями данных мероприятий следующие:

  1. Расширения кругозора детей,

  2. Рост частного и общего интересов к исторической и естественно-научной значимости событий и, как следствие, усиление мотивации познавать.

  3. Развитие патриотизма.

  4. Развитие самостоятельной познавательной и творческой активности учеников.

  5. Сплочение ученического коллектива.

Для достижения целей были сформулированы методические задачи:

  1. Организовать работу в малой группе;

  2. Научить работать с большим объемом информации;

  3. Выработать умение выделять главное из большого объема материала.

  4. Развить чувство ответственности за себя и группу (команду).

  5. Повысить интерес к учебным дисциплинам.

  1. Подготовительные мероприятия

  • Проведение общего собрания трёх предметно-цикловых комиссий, указанных в предыдущем пункте, на котором решались вопросы оформления проектов (сентябрь 2019 года).

Проекты приняли вид:

  1. Тематических уроков рисования, посвящённых (начальная школа, 1-4 классы).

  2. Междисциплинарных квестов (5-6 классы).

  3. Круглого стола (5 класс).

  4. Конференции (7 класс).

  5. Интервью (7 класс интервьюеры, 5-6 классы – интервьюируемые).

  • Посещение Музея героев Советского Союза и России, выставки «69°21'28''. История русской Антарктики» (30 декабря 2019 года). По итогам посещения была дана рекомендация побывать там и детям.

  • Совместный просмотр с учащимися 5-7 классов документального фильма «Антарктида. Хождение за три полюса» и репортажей «Вестей» 28 января 2020 года "Тайны старой киноплёнки".

  • Разработка эмблем для оформления проектов и бейджиков (Приложение 1) участников и консультантов (педагогов, вахтёров и библиотекарей).

  • Закупка грамот для награждения, журналов («Вокруг Света», «Наука и Жизнь», «Популярная Механика»), подарочных книг, брошюр ("Озеро Восток"; "Руал Амундсен" и "Великие русские путешественники").

  • Оформление кабинетов (Приложение 2).

  1. Реализация проектов

Мероприятия проходили в течение двух учебных дней, 27-28 января 2020 года.

Расписание первого дня:

  1. Начальная школа рисует ландшафты и животных Антарктиды под руководством преподавателя ИМК, технологии и ИЗО.
    Подготовку детских работ к мероприятию, посвящённому 200-летию открытия Антарктиды, начали в декабре 2019 года.

Н а уроках изобразительного искусства и Технологии дети 1-4-х классов изучили фото и видеоматериалы животного мира Антарктиды, многочисленных млекопитающих, птиц, рыб, их внешний вид, среду обитания и миграционные пути, повадки, способы охоты. Изучили строение льдов, айсбергов и многокилометровых трещин. Подробно рассмотрели парусные шлюпы «Мирный» и «Восток» по картинам и старым гравюрам.









Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Дети смотрели фрагменты следующих фильмов:

    • «Открытие Антарктиды» 1985. Кочетков А. С.
    • «Странник» 1987. Ведышев Михаил

    • «Антарктида. Хождение за три полюса». 2019. Валдис Пельш и Кристина Козлова.

    • «Голубая бездна». 2003. BBC

    • «Дикая Антарктика». 2015. BBC

    • “Тайны морских глубин. Эти загадочные киты» 1999. BBC

Выбрав сюжет, дети выполнили художественные работы на листах большого формата (А3) в разных техниках: акварельная или гуашевая живопись, графика, аппликация, разрывная мозаика, пластилиновый рельеф (Приложение 3 «Школьная выставка»).

11:00 – 13:00. Междисциплинарный квест в двух параллелях пятого класса. Участие приняли четыре команды. (Приложение 4 «Междисциплинарные квесты. 5 класс»). Квест заключался в следующем. Учащимся вручали маршрутный лист с указанием кабинетов, в которых нужно было найти ответы на вопросы. Названия кабинетов были зашифрованы. Так, кабинет географии назывался «Обитель глобуса и карт», кабинет математики «Счётная палата», кабинет информатики «Кабинет с исходным кодом», кабинет химии «Алхимическая мастерская», вахта «Стойка Суровой ключницы», библиотека «Хранилище фолиантов и рукописей». Попадая в нужную локацию, дети получали лист с вопросами по конкретному предмету (география, биология, химия, математика, информатика и общие вопросы), ответ на который они должны были либо разыскать в локации, либо найти в указанной книге или брошюре (попутно решив простую задачку, чтобы узнать номер страницы с нужной информацией), либо, как в случае вопросов по математике, вписать в графу ответов, выполнив необходимые вычисления. За каждый правильный ответ начислялись баллы. Команда, набравшая максимальное количество баллов, побеждала.

Локация «Стойка Суровой ключницы»

Фото 1. Решаем уравнение, ищем номер страницы...

Фото 2. Хорошо, что нас не видит учитель математики



Локация «Хранилище фолиантов и рукописей»

Фото 3. Совсем скоро на кафедре появится лимон, чеснок и горчица. Зачем?

Фото 4. Что же тут неясного! Это ведь противоцинготное средство… Верно, девочки?



Локация «Обитель Глобуса и карт»

Фото 5. Кладезь информации во время квеста

Фото 6. Неуверенность ещё не говорит о незнании!



Фото 7. Мозговой штурм

Локация «Алхимическая мастерская»

Фото 8. «Это простой вопрос! Это вам не золото из свинца получать!»

Расписание второго дня:

  1. 13:40. 5 класс. Просмотр фильма об Антарктиде «Тайны старой киноплёнки» совместно с преподавателем литературы. По итогам просмотра был собран небольшой круглый стол, на котором отвечали на вопросы по фильму:

  • Где нашли киноплёнку и почему назвали «посланием из прошлого?» (На северном полюсе в мерзлоте, о событиях 70-х на Молодёжной в Антарктиде)

  • Где находится «Негласная столица» российского сектора? Сколько всего российских станций и надо ли увеличивать их число? (Молодёжная)

  • Почему освоение Антарктиды сравнивают с космосом?

  • Кто и когда перезимовал первым? (Норвежцы в 1895 г.)

  • Что вас удивило в повседневной жизни полярников? (Парад техники на 9 мая, игра в футбол на морозе, встреча Нового года, свежие огурцы из теплицы)

  • Какое трагическое событие произошло 12.04.1983 г. и каковы были последствия? (пожар, но своими силами восстановили)

  • Хотели ли бы вы побывать в Антарктиде?

  1. 14:40 – 16:20. 7 классы. Конференция. Членами жюри были преподаватели географии и биологии, химии, физики. Темы докладов:

  • «Как Джеймс Кук закрыл вопрос о южном материке»

  • «Организация первой русской Антарктической экспедиции»

  • «Два капитана»

  • «Животные Антарктиды»

  • «Гонки к южному полюсу Амундсена и Скотта»

  • «Современные исследования Антарктиды»

  • «Озеро Восток»

  1. 16:40 – 18:00. Междисциплинарный квест в шестом классе. Участие приняли две команды. Условия были те же, а заданий немного больше (Приложение 5 «Междисциплинарные квесты. 6 класс»).

Ф
отографии с конференции

Фото 9. Готовится к докладу.

Фото 10. Профессиональное чтение с листа.

Фото 11. Члены жюри (справа) задают вопросы

Фото 11. Заслуженная награда



  1. Итоги

Уже в процессе реализации проектов наш педагогический коллектив пришёл к выводу, что подобный формат проведения очень продуктивен.

Готовясь к оформлению творческих работ, дети узнали об экспедиции русских мореплавателей, возглавляемой Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым, совершённой в 1819-1820 годах, увидели как были устроены корабли того времени.

Познакомились с уникальным миром Антарктиды, узнали особенности ледников и айсбергов, увидели богатство фауны этого материка.

Многие учащиеся делились своими знаниями во время уроков, рассказывали одноклассникам о китах, касатках, нарвалах, морских леопардах, рыбах и птицах Антарктики.

Задумались об экологических проблемах нашего времени, а также о необходимости бережного отношения человека к воде, воздуху, животным и растениям. Обсуждали эти темы во время занятий, предлагали свои варианты решения экологических проблем.

Освоили новые техники рисования: акварель по-сырому или «алла прима», разрывная мозаика, аппликация, работа в смешанной технике, графика.

Итогом этих занятий стала школьная выставка рисунков учащихся 1-4-х классов, посвящённая открытию Антарктиды русскими мореплавателями. Выставку открыли в феврале 2020 года. (Приложение 3).

Ученики 7 класса стали проводить и записывать шуточные интервью и интервью на волнующие их сюжеты вне рамок антарктической темы. Родители, видя заинтересованность детей, устно и письменно благодарили организаторов. Повысилась мотивация детей к познавательной деятельности. Завязались новые дружеские отношения среди одноклассников. Дети самостоятельно проработали большое количество информации, активно готовились к выступлениям, продумывали вопросы, которые они могут на конференции задать друг другу. В ходе конференции и квестов были подняты вопросы, касающиеся русского исторического наследия. Знание своей истории - людей, открывавших новое, ранее не изведанное, их героизм и отвагу, силу воли и духа, не может не рождать чувство гордости за страну, в которой мы живём и желание творить и работать на её благо.

Приложение 1. Общая эмблема и макет для бейджиков

Приложение 2. Оформление стенда в кабинете географии





Приложение 3. Школьная выставка

Приложение 4. Междисциплинарные квесты. 5 класс

Баллы

Вопрос

Ответ

Местонахождение

Блок «Математика»


Команда


Капитан

2

В шкуре синего кита может поместиться стадо из 12 африканских слонов. Длина хобота слона 1 м 50 см, а длина тела взрослого крота 15 см. Сколько кротов поместилось бы в хоботах слонов в одной шкуре синего кита?


Счётная палата


2

Площадь Антарктиды равна примерно 14’100’000 км2. Найдите площадь ледников Антарктиды, если известно, что она в 10 раз меньше.


Блок «Информатика»

1

Антарктида имеет свой собственный домен. Какой?

(Справка: в названии любого сайта есть такое сочетание: ru, com, …ua. Буквы после точки и есть домен).


Кабинет с исходным кодом.

Ответ нужно найти в кабинете и вписать в поле «Ответ».

Блок «Химия»

4

В Антарктиде есть «кровавый водопад», он находится в области Сухих долин и вытекает из ледника Тейлора.

Почему он так называется?

Почему он не замерзает даже при -10ºС?


Алхимическая мастерская.

Ответы нужно найти в кабинете и вписать в поле «Ответ».

1

Группа молодых учёных предлагает назвать химический элемент в честь 200-летия открытия Антарктиды. Как вы думаете, как именно?


Алхимическая мастерская.

Ответ нужно найти в кабинете и вписать в поле «Ответ».

Блок «Общие вопросы по Антарктиде»

3

Вставьте слова в песню

«В Антарктиде … землю скрыли

… в Антарктиде замела …,

Здесь одни … прежде жили,

Ревниво охраняя свои … .»

(песня «Пингвины», слова А. Горохова)

Напишите на листе

Стойка Суровой ключницы

3

Где и кому стоит памятник, посвящённый юбилейным событиям?

(Чтобы найти ответ на нужных страницах, решите примеры:

28+50-36-(17+20) = ?

25 + Х - 7 = 28 х=?)

8

Антарктида мировой рекордсмен


Найдите максимальное количество рекордов (за каждый по 1 баллу)


Блок «География»

1

Кто «неоспоримо отверг» саму возможность существования южного материка?


Хранилище фолиантов и рукописей

1

На сколько лет была отложена попытка открытия Южной земли?


4

Кто был инициатором экспедиции в район южного полюса?


1

Как назывались русские корабли?


2

Звания руководителей экспедиции


2

Как спасались от цинги члены экспедиции?


1

Сколько дней продолжалось плавание?


1

Сколько всего было открыто островов?


1

Кто из полярников покорил оба полюса?


1

Когда произошло возвращение наших соотечественников в Антарктиду?


1

Кто был первым ребёнком родившемся в Антарктиде?


1

Есть ли в Антарктиде постоянные жители?















Приложение 5. Междисциплинарные квесты. 6 класс

Баллы

Вопрос

Ответ

Местонахождение


Команда

Капитан

Блок «Математика»

2

В шкуре синего кита может поместиться стадо из 12 африканских слонов. Длина хобота слона 1 м 50 см, а длина тела взрослого крота 15 см. Сколько кротов поместилось бы в хоботах слонов в одной шкуре синего кита?


Счётная палата


1

Сколько процентов мировых запасов пресных вод находится во льдах Антарктиды, если там сосредоточено 4/5 всех запасов?


2

Из 90 членов экспедиции, ведущих научные наблюдения в Антарктиде, 30% составляют сотрудники станции «Восток». Сколько сотрудников работает на станции «Восток»?


2

Масса пингвина 36 кг. Четверть массы составляет грудная мускулатура. Чему равна масса пингвина без мускулатуры?


Блок «Информатика»

1

Антарктида имеет свой собственный домен. Какой?

(Справка: в названии любого сайта есть такое сочетание: ru, com, …ua. Буквы после точки и есть домен).


Кабинет с исходным кодом.

Ответ нужно найти в кабинете и вписать в поле «Ответ».

Блок «Химия»

4

В Антарктиде есть «кровавый водопад», он находится в области Сухих долин и вытекает из ледника Тейлора.

Почему он так называется?

Почему он не замерзает даже при -10ºС?


Алхимическая мастерская.

Ответы нужно найти в кабинете и вписать в поле «Ответ».

1

Группа молодых учёных предлагает назвать химический элемент в честь 200-летия открытия Антарктиды. Как вы думаете, как именно?


Алхимическая мастерская.

Ответ нужно найти в кабинете и вписать в поле «Ответ».

7

На российской станции «Восток» пробурили лёд на 3000 м. Исследователи анализировали пузырьки газа в толще льда на содержание этих трёх веществ, чтобы понять, как менялась их концентрация за последние 800 тысяч лет. Что это за вещества?


Алхимическая мастерская.

Ответы нужно найти в кабинете и вписать в поле «Ответ».

Блок «Общие вопросы по Антарктиде»

3

Вставьте слова в песню

Напишите на листе

Стойка Суровой ключницы

3

Где и кому стоит памятник, посвящённый юбилейным событиям?

Чтобы найти ответ на нужных страницах, решите примеры:

0,35 = 2,5 Х=?

0,7 Х

0,75∙10 + (228- 224,5) - 1 = ?

8

Антарктида мировой рекордсмен


Найдите максимальное количество рекордов (за каждый по 1 баллу)


Блок «География»

2

Какие предприняты экспедиции в честь 200-летия открытия Антарктиды?


Обитель глобуса и карт

1

Самая высокая точка Антарктиды


1

Кем и когда впервые был покорён Южный полюс?


1

Кто был вторым?


2

Сколько полюсов у Антарктиды?


1

Как переводится «Антарктида»?


2

Назовите представителей животного мира Антарктиды.


3

Назовите первые советские станции на Антарктиде?


1

Где и когда была зафиксирована самая низкая t на Земле?


2

Частью какого древнего материка была Антарктида? Какие материки также были частью этого материка?


4

Где и когда были обнаружены самые древние следы жизни в Антарктиде? Назовите координаты этого места








  1. Коллектив проекта


Гегеле Ирина Юрьевна, преподаватель географии, биологии

http://gnesinka.com/ru/gnesintsy/prepodavateli/173-gegele-irina-yurevna/

Соколова Дарья Александровна, преподаватель ИМК, технологии и ИЗО

http://gnesinka.com/ru/gnesintsy/prepodavateli/185-sokolova-darya-aleksandrovna/

Гурина Галина Иннокентьевна, преподаватель русского языка и литературы

http://gnesinka.com/ru/gnesintsy/prepodavateli/4124-gurina-galina-innokentevna/

Перес Герреро Нина Ригобертовна, преподаватель химии, математики и информатики

http://gnesinka.com/ru/gnesintsy/prepodavateli/183-peres-gerrero-nina-rigobertovna/

Сорокин Иван Александрович, преподаватель физики, математики

http://gnesinka.com/ru/gnesintsy/prepodavateli/4413-sorokin-ivan-aleksandrovich/

Гурьянова Ирина Юрьевна, заведующая библиотекой

Александрова Светлана Владимировна, вахтёр



15