Тема. Народная война против армии Наполеона.
Грамматические признаки глагола.
Цель
Познакомить с мужеством и героизмом всего народа в Отечественной войне 1812 г.
Задачи
Образовательная:формировать знания, что Отечественная война 1812 года была справедливой войной народа за свободу и независимость своей Родины.
Коррекционная: создать условия для коррекции и развития зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, памяти; устанавливать причинно-следственные связи, представлять условия того времени.
Воспитательная: воспитывать гордость за свою страну, патриотизм;мотивацию к обучению.
Оборудование и материалы: мультимедиа, презентация к уроку, лента времени, карточки, листы самооценки.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесные, наглядные, практические. Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока
I. Организационный момент
1. Настрой учащихся на работу,проверка готовности к уроку
-Добрый день, ребята!Каким должно быть настроение, чтобы урок получился удачным?
- Я желаю вам до конца урока сохранить хорошее деловое настроение и надеюсь, что сегодня вы покажете свои знания, своё трудолюбие, аккуратность и всем нам будет интересно на уроке.
- Все готовы к уроку?
2. Лист самооценки
II.Целеполагание
Мы сегодня продолжаем изучать раздел «История нашей страны в XIX веке»
1. Введение в тему. Разрешение проблемной ситуации
Методический прием: «Расчистить доску»
Посмотрите внимательно на доску и выберите только те даты, имена, события, которые вы встречали на предыдущих уроках.
Совет в Филях. Наполеон. Народная война. М.И. Кутузов. 24 июня 1812г. |
2.Определение темы урока
Определите тему нашего урока.
Народная война против армии Наполеона. |
3.Запись даты и темы в тетрадь
4.Постановка цели и задач урока
Как вы думаете, какая цель нашего урока?(Познакомиться с героями народной войны, которые сражались против армии Наполеона)
Давайте запланируем работу на сегодняшний урок.
Сегодня на уроке вспомним…
Начало Отечественной войны 1812 года. Почему русская армия оставила Москву и что этому предшествовало.
Мы узнаем…
Как весь русский народ героически сражался с армией Наполеона, кто такие партизаны, познакомимся с именами героев народной войны.
Мы запомним…
Имена героев народной войны и как весь русский народ сражался с армией Наполеона.
5.Мотивация
Ребята, как вы думаете, для чего изучаем эту тему, где вам это пригодится?
В Отечественной истории есть такие события, которые должен знать каждый человек. К таким событиям, безусловно, относится Отечественная война 1812 года. Ведь именно в то трудное время решалась судьба Родины, всего народа.
II. Актуализация опорных знаний
1.Повторение.
Посмотрите внимательно иллюстрациии скажите, к какому историческому событию они относятся? (Отечественная война 1812 г.)
Когда началась Отечественная война 1812 года?(24 июня 1812г.)
Какой это век? (19 век.)Отметьте на ленте времени.
Подумайте и скажите, почему эта война стала называться Отечественной? (Весь народ от мала до велика поднялся на защиту своего Отечества.)
Какие планы были у Наполеона в отношении России? (Разгромить русскую армию и заключить выгодный для Франции договор с Россией.)
Послушайте отрывок из стихотворения и вспомните, о каком историческом сражении упоминается в нём?
« … Вам не видать таких сражений!
Носились знамена как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел … »
Назовите дату Бородинского сражения?
Кто, по вашему мнению, победил в этой битве? (В Бородинской битве не было победителей. Но русская армия доказала, что она может сражаться на равных с «непобедимой» армией Наполеона.)
3.Проверка домашнего задания
После Бородинской битвы состоялся важный военный совет. (Карта)
Почему Кутузов хотел оставить Москву? Докажите, что это решение было единственно правильным. (После Бородинского сражения русская армия понесла большие потери. Подкрепления не было. Нужно было сохранить русскую армию для предстоящих сражений.)
На что рассчитывал Наполеон, заняв Москву?(Получить ключи от города и заключить мир.)
Расскажите, как вели себя французские солдаты в Москве.(В Москве французская армия попала в тяжелое положение. Запасов продуктов не было. В поисках продовольствия французы начали грабить дома и разорять город. Вскоре начались пожары, которые уничтожили большую часть города.)
Какие причины повлияли на решение Наполеона уйти из Москвы?(Наполеон понял, что зимовать в разорённой пожаром столице было невозможно, не было продуктов питания, теплой одежды, его солдаты превращались в грабителей и разбойников.С такой армией Наполеон ни воевать, ни побеждать не мог.)
Что понял Наполеон, покидая Москву? (Наполеон понял, что он проиграл.)
Какой сделаем вывод
Взятие Москвы не принесло Наполеону победы над русским народом и это стало началом гибели «великой» армии.
Г.М.Коротаева:
-Запись числа, классной работы в тетрадь.
Сегодня мы повторим все, что знаем о грамматических признаках глаголов.
Грамматические признаки глагола (НА ДОСКЕ)
- время (настоящее, прошедшее, будущее)
-прош.вр.род и число
-число (ед.ч., мн.ч.)
- неопределенная форма
- лицо (1л., 2л., 3л.)
- спряжение (1 и 2)
Текст (карточка №1): (Выписать глаголы, определить грамматические признаки)
Жители Москвы узнали о том, что русская армия снова отступила, а французы приблизились к Москве. Многие москвичи стали покидать свои дома и уходить из города. Через несколько дней русская армия остановилась на подступах к Москве у небольшой деревни Фили. Здесь в маленьком деревянном доме Кутузов собрал военный совет. Кутузов считал, что храбрости и мужества у русских солдат достаточно.
Г.В.Мохорева.
III. Изучение нового материала
1.Рассказ учителя
Кутузов отвёл русскую армиюк селу Тарутино, это в 80 км. от Москвы. Там он и расположил свой лагерь.Русская армия постепенно оправлялась от потерь, пополняла запасы оружия и продовольствия.
Сначала вторжения наполеоновской армии в Россию начала развертываться народная война против врага, стихийно возникали крестьянские отряды. Бесчинства неприятеля, пожар Москвы вызвали еще большее негодование народа. Народная война охватила всю занятую врагом территорию. Крестьяне уходили в леса и формировали партизанские отряды. В отряды приходили и помещики, чьи поместья разорили французы. Попавшие в плен русские солдаты бежали и тоже шли в партизанские отряды воевать с врагом.
Словарная работа:партизанские отряды (ученик читает в словаре)
Вокруг Москвы действовали сотни отрядов партизани ополченцев. Они изматывали французскую армию мелкими атаками и стычками.
2.Работа в группах
1 группа - стр. 222, 3,4 абзацы.
Кто руководил партизанским отрядом? (Герасим Курин)
Где воевал отряд Герасима Курина? (В Подмосковных лесах)Карта
Кто входил в отряд Герасима Курина?
Чем были вооружены крестьяне из отряда Герасима Курина?
2 группа - стр. 223, 2 абзац
Кто возглавил отряд, состоящий из женщин и подростков?
Где воевал отряд Василисы Кожиной?Карта
Партизаны добывали важную информацию о передвижениях французских частей, перехватывали курьеров с важными донесениями, освобождали русских пленных, нападали на небольшие группы неприятеля и уничтожали их, забирали обозы с продовольствием. Ни днём, ни ночью не было покоя французам. При слове «партизан» французские генералы вздрагивали от страха и ужаса.
Кто помогал русской армии в разгроме врага?
В чём заключалась помощь партизанских отрядов?
Кутузов придавал большое значение партизанской войне, он решил использовать эту форму борьбы с неприятелем. Находясь в Тарутино, фельдмаршал создает несколько небольших конных отрядов. Все эти отряды начинали свои действия на дорогах, ведущих к Москве. Их задачей было неожиданно появляться в тылу врага и наносить ему удары с тыла. Эти действия в тылу врага получили названия рейды. (Сюжет из фильма «Гусарская баллада)
Словарная работа: рейды
Кутузов приказал формировать партизанские отряды из солдат и крестьян под командованием офицеров А.С. Фигнера, А.Н.Сеславина,И.С. Дорохова, В.В.Орлова-Денисова, Н.Д.Кудашева. Первый такой отряд возглавил гусар Денис Васильевич Давыдов.
Работа с учебником
Стр. 224., 4 предложение первого абзаца.
Вместе с Кутузовым Д. Давыдов разработал план ведения партизанской войны против врага. Партизаны освободили десятки сёл и деревень в Подмосковье и Смоленской губернии. Карта
Г.М.Коротаева
Текст (карточка 2): (Выписать глаголы, определить грамматические признаки)
Рейды партизан в тылу врага нанесут большой ущерб французам. Только за время пребывания в Москве в боях с партизанами Наполеон потеряет почти 30 тысяч солдат. Французская армия не может больше находиться в Москве. Она была измучена нападениями партизан, голодом и наступающими холодами. Наполеон приказывает покинуть Москву.
Вывод
Народная война против Наполеона помогла сломить противника и заставила его покинуть Москву. Партизанское движение, и ополчение свидетельствовало о народном характере войны, в которой не только армия, но и весь народ, поднялся на защиту своего отечества.
IV. Закрепление
Нам необходимо закрепить полученные знания.
1.Работа в парах
Соотнесите имена людей и их дела в партизанской борьбе. Василиса Кожина командир партизанского отряда. Герасим Курин возглавляла отряд, состоящий из женщин и подростков. |
Г.М.Коротаева. Текст. Определить спряжение глагола.
Кутузов формирует партизанские отряды из солдат и крестьян. А во главе отрядов ставит офицеров. Первый такой отряд возглавляет гусар Денис Васильевич Давыдов. Его любят все. Друзей никогда не подводит и не бросает в беде. Он любит Отечество беззаветно. Не раз он совершает беспримерные подвиги. Вместе с Кутузовым Денис Васильевич разработают план ведения партизанской войны против французской армии.
2.Самостоятельная работа, взаимопроверка, проверка на слайде
Справедливая война по защите родины называется _______________________ войной. Такая война в истории нашей страны произошла в _________________ году. Из народных мстителей в войне участвовали _________________. Героем-партизаном был Денис _____________. |
V. Итог
Беседа по вопросам
Кто помогал русской армии в разгроме французов?
Кто такие партизаны?(Мирные жители или военные, ведущие борьбу с врагами в его тылу)
В чём состояла помощь партизан? (Нападали на небольшие группы французов и уничтожали их. Брали в плен солдат, перехватывали донесения и передавали в ставку Кутузова. Нападали на военные запасы и обозы с продовольствием.)
Кого из героев партизан вы знаете?
Какие задачи мы формулировали в начале урока
Сегодня на уроке мы вспомнили…
Начало Отечественной войны 1812 года. Почему русская армия оставила Москву и что этому предшествовало.
Мы узнали…
Кто такие партизаны, какую помощь они оказывали русской армии, познакомились с именами героев народной войны.
Мы запомнили...
Имена героев народной войны и как весь русский народ сражался с армией Наполеона.
3. Д-задание
Стр. 222-224, прочитать; отметьте на контурной карте районы действий партизанских отрядов.
4.Рефлексия
В результате урока мне открылись:
Три самых важных имени - Курин, Кожина, Давыдов.
Три самых важных качества - смелость, мужество, патриотизм.
Три самых важных чувства - любовь, гордость, восторг.
За что бы вы себя могли похвалить?
Отечественная война 1812 г. великое историческое событие. Поэтому существует много стихотворений, рассказов, картин, художественных и документальных фильмов посвящённых отваге русского народа. Вы можете найти их в библиотеке школьной и районной, в Интернете.
Д/З
Вокруг Москвы действуют сотни отрядов партизан и ополченцев. Они изматывают французскую армию мелкими атаками и стычками. Жители русских городов собирают средства на поддержание русской армии и ополченцев. В Подмосковье сражается отряд под командованием крепостного крестьянина Герасима Курина. Крестьяне его уважают и слушаются во всем. Они бросают свои дома, берут в руки вилы, топоры, ножи и идут к Герасиму воевать с «проклятым французом». Крестьяне встают на защиту своего Отечества.