СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Междометие как особая часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Междометие как особая часть речи»

Тема. Междометие как особая часть речи

Цели: - познакомить с новой частью речи – междометием и ее особенностями;

- показать роль междометий в речи;

- формировать умение находить междометия в текстах, определять роль междометий и конструировать предложения, включая в них междометия;

- закрепить умение отличать самостоятельные части речи от служебных;

- закрепить умение производить морфологический разбор слов;

- воспитание интереса к предмету;

- воспитание умения работать в парах.

 Ход урока

Жили рядом Ох и АХ
Друг от друга в двух шагах
АХ – шутник и хохотун
Ох – отчаянный ворчун

АХ работы не боится
АХУ охать не годится
Улыбнется, скажет «ах!» —
Дело спорится в руках

ОХ глаза косит на АХА,
На дела глядит со страхом,
И, наверно, потому
Не везет в делах ему…

Если АХ в пути споткнется,
Он не плачет, а смеется

ОХ же стонет то и дело –
Все бедняге надоело



1. Оргмомент. Приветствие.

2. Активизация имеющихся знаний.

- Прочитайте стихотворение. Имеет ли эта часть речи самостоятельное лексическое значение? Что выражают эти слова? Служит ли они для связи слов или предложений? Вносят ли какие-то оттенки в предложение?

- Значит, это не служебная часть речи и не самостоятельная часть речи.

Получается, что это особая часть речи и называется она МЕЖДОМЕТИЕ.

Сформулируем тему урока: «Междометие как особая часть речи». Запишем её в тетрадь.

Самостоятельно сформулируем определение междометия, опираясь на план.

1)Междометия- это слова, которые выражают…

2) 2)Если междометия могут возникать из других частей речи, то они бывают…

Проверьте себя!

Междометие- это часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения. Междометия бываю производными и непроизводными.

3. Работа с учебником

Прочитайте материал учебника. Сравните свое определение с определение из учебника. Внесите поправки и дополнения.

4.Проблемный вопрос.

«Дивишься драгоценности русского языка, что ни звук, то подарок», - сказал знаменитый писатель Н.В.Гоголь.

Согласны ли вы с этим утверждением? Как связана тема урока с этим высказыванием.

5. Закрепление

Раскрась картинку, выполнив тест

1.Найдите правильное утверждение

Междометия выражают различные чувства и побуждения, но не называют их.

Междометия относятся к значимым частям речи.

Междометия не выделяется знаками препинания.

2. Найдите предложение с междометием, выражающим побуждение, просьбу, приказ

Ах, постой на косогоре королевой у плетня.

Караул! Разбой!

О родина, о новый с златою крышей кров.

3.Укажите предложение с междометием, служащим для выражения форм речевого этикета

И с важной простотой нам отвечает суровый голос: "Нет. Благодарю"

Ох ты, горе-горькое...

О, весна без конца и без краю - без конца и без краю мечта!

4. Укажите предложение с многозначным междометием

Ой, как я опаздываю!

Стоп! Проезд запрещен!

Прощай, свободная стихия!

6.Подведение итогов урока. Выводы. 

-Добились ли мы поставленных целей?

Что было интересным?

Чему научились?

Оцените свою деятельность, поставив себе оценку на полях тетради.

 8.Домашнее задание. Составить текст, употребив как можно больше междометий.