Тема. Междометие как особая часть речи
Цели: - познакомить с новой частью речи – междометием и ее особенностями;
- показать роль междометий в речи;
- формировать умение находить междометия в текстах, определять роль междометий и конструировать предложения, включая в них междометия;
- закрепить умение отличать самостоятельные части речи от служебных;
- закрепить умение производить морфологический разбор слов;
- воспитание интереса к предмету;
- воспитание умения работать в парах.
Ход урока
Жили рядом Ох и АХ
Друг от друга в двух шагах
АХ – шутник и хохотун
Ох – отчаянный ворчун
АХ работы не боится
АХУ охать не годится
Улыбнется, скажет «ах!» —
Дело спорится в руках
ОХ глаза косит на АХА,
На дела глядит со страхом,
И, наверно, потому
Не везет в делах ему…
Если АХ в пути споткнется,
Он не плачет, а смеется
ОХ же стонет то и дело –
Все бедняге надоело
1. Оргмомент. Приветствие.
2. Активизация имеющихся знаний.
- Прочитайте стихотворение. Имеет ли эта часть речи самостоятельное лексическое значение? Что выражают эти слова? Служит ли они для связи слов или предложений? Вносят ли какие-то оттенки в предложение?
- Значит, это не служебная часть речи и не самостоятельная часть речи.
Получается, что это особая часть речи и называется она МЕЖДОМЕТИЕ.
Сформулируем тему урока: «Междометие как особая часть речи». Запишем её в тетрадь.
Самостоятельно сформулируем определение междометия, опираясь на план.
1)Междометия- это слова, которые выражают…
2) 2)Если междометия могут возникать из других частей речи, то они бывают…
Проверьте себя!
Междометие- это часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения. Междометия бываю производными и непроизводными.
3. Работа с учебником
Прочитайте материал учебника. Сравните свое определение с определение из учебника. Внесите поправки и дополнения.
4.Проблемный вопрос.
«Дивишься драгоценности русского языка, что ни звук, то подарок», - сказал знаменитый писатель Н.В.Гоголь.
Согласны ли вы с этим утверждением? Как связана тема урока с этим высказыванием.
5. Закрепление
Раскрась картинку, выполнив тест
1.Найдите правильное утверждение
Междометия выражают различные чувства и побуждения, но не называют их.
Междометия относятся к значимым частям речи.
Междометия не выделяется знаками препинания.
2. Найдите предложение с междометием, выражающим побуждение, просьбу, приказ
Ах, постой на косогоре королевой у плетня.
Караул! Разбой!
О родина, о новый с златою крышей кров.
3.Укажите предложение с междометием, служащим для выражения форм речевого этикета
И с важной простотой нам отвечает суровый голос: "Нет. Благодарю"
Ох ты, горе-горькое...
О, весна без конца и без краю - без конца и без краю мечта!
4. Укажите предложение с многозначным междометием
Ой, как я опаздываю!
Стоп! Проезд запрещен!
Прощай, свободная стихия!
6.Подведение итогов урока. Выводы.
-Добились ли мы поставленных целей?
Что было интересным?
Чему научились?
Оцените свою деятельность, поставив себе оценку на полях тетради.
8.Домашнее задание. Составить текст, употребив как можно больше междометий.