СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Междометие урок для 7 кл

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Междометие урок для 7 кл»

Урок в 7 «В» классе по теме « Междометия как особый разряд слов. Разряды междометий»


Слово учителя: Добрый день, ребята. Посмотрите, какая у нас сегодня замечательная погода. Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. Садитесь. И пусть вам будет сегодня светло и радостно! Очень важно, ребята, с каким настроением вы пришли на урок.

Беседа с классом.

Учитель: Скажите. Вы умеете разгадывать ребусы? Попробуем?

- Посмотрите на экран. (Слайд 1,2).

- Какое слово зашифровано в ребусе? (Отлично)

-Я верю, что урок у нас сегодня пройдет ОТЛИЧНО.

Откроем тетради. Запишем число. 7 мая. Классная работа.

Каждый урок имеет какую-то тему. С темой урока сегодня нам поможет определиться следующее задание. Смотрим на экран. (Слайд 3,4)

Здесь зашифровано слово. Какие-то буквы уже есть. Чтобы разгадать все слово нам нужно решить простые лингвистические задачи. Необходимо расставить пропущенные буквы.

1 буква у нас уже есть. М

  1. Цветовая гам…а

  2. Гулять по алле…(на конце е, т.к. 1 скл. Д.п. по чему?)

  3. Чистая доро…ка (проверочное слово дороженька)

  4. Спелый желу…ь

  5. Г…родской парк (безударная гласная о, пр.слово город)

  6. Килограм… (словарное слово 2 м)

  7. Придума…шь план (е, глагол 1 спряж.)

  8. Моло…ба (от слова молот)

  9. Оказаться на площад… ( орфограмма связана с окончанием, сущ. П.п)

  10. Узна…шь новое ( глагол 1 спр.)

Мы расшифровали с вами слово? Что это за слово?

Междометие. Это тема нашего урока.

Запишите, пожалуйста, себе ее в тетрадь.

Знакомо ли вам это слово? Знаете ли вы, что оно обозначает?

Можно ли предположить, что междометие - служебная часть речи?

Так ли это? Давайте разберемся. С темой урока мы уже разобрались, давайте определимся с целью урока? Какая будет цель?

Ученики:

-узнать, что такое междометие?

-узнать особенности междометий, как их использовать в своей речи грамотно.

(На доске прикрепить листы)

Цели урока:

- познакомиться с новой частью речи,

- узнать ее особенности, сферу употребления,

-уметь находить междометия в тексте,

- уметь отличать их от других частей речи.

Когда мы знакомимся, мы узнаем имя человека. Имя может многое сказать. Посмотрим на слайд. Что нам говорит слово междометие?

(Слайд 5)

Сегодня работать с междометием нам поможет рабочий лист. У каждого он есть на столе. Положите его перед собой. На рабочих листах можно все записывать. Это ваши листы. Мы их будем заполнять и в конце урока у нас получится памятка по междометию.

Но, для того, чтобы наш урок прошел успешно, нам нужны помощники – эксперты, специалисты, которые будут не только помогать нам отвечать на уроке, оценивать, но будут давать заключение по различным вопросам: Макеев Дима, Бардаченко Ваня и Осошнов Сергей.

С чего мы с вами начнем заполнение рабочего листа? С определения. В Верхнем левом уголке записываем: Междометие – это часть речи.

-А вот каковы ее особенности нам поможет разобраться лист №1.

(1 предложение читает учитель сам)

-Чем отличается 1 столбик и 2?

Словом «пожалуйста»

-Что оно добавляет в предложение?

Вежливостью. Предложение побудительное. Обведите слово в кружок.

2 пару разбираем. «Ах» добавляет чувства, эмоции. Положительные

3. негативные эмоции

4. призыв, побуждение

5. ох, усиливает состояние усталости

6. ай, неприятные чувства

7. вежливое слово.

8. шабаш. Ударение на 1 слог. Всегда? Шабаш – сборище ведьм.

В каком значении употребляется слово в нашем предложении? Шабаш – хватит, пора прекращать работу.

(слайд 6)

1 колонка отличается от 2 тем, что в 1-междометия.

- Что же междометия вносят в предложения?

Ученики: эмоциональную окраску или призыв к действию, вежливость.

Давайте вместе сформулируем. Междометие – это часть речи, которая выражает эмоции, чувства, побуждение, добавляет вежливости, но не называет их. (Записываем в рабочий лист)

Сколько разрядов у междометия? На какие группы их можно разделить? (Работаем с рабочими листами)

1 группа – эмоциональные междометия (приведите примеры)

(Слайд 7)

2- побудительные

(Слайд 8)

3. вежливые слова. А какая наука изучает их?

Этикет. Этикетные междометия. А как вы понимаете слово «этикет»?

- Молодцы! А вот точное определение этого слова мы можем посмотреть в толковом словаре Владимира Ивановича Даля

(Ученик зачитывает значение слова «Этикет»)

Итак, значит слова добрый день, с добрым утром, здравствуйте, спасибо и др. составляют третью группу междометий – это этикетные междометия.

Словарная работа. - Вспомним, как пишутся такие словарные слова. Обратите внимание на написание этих слов и запомните.

(Слайд 9)

Немного устали от русского языка. Нужно разнообразить урок.

В листе №1 есть пример в 4 предложении. Слово арбуз?

-Арбуз – это ягода или фрукт?

-Посложнее, кит – это рыба или млекопитающее?

-Междометие - это самостоятельная или служебная часть речи?

Давайте с вами проведем лингвистический эксперимент и попробуем определиться к какой части речи у нас относится междометие. Для этого нужно вспомнить характерные черты самостоятельных и служебных частей речи. Чем они у нас отличаются?

Ответы учеников:

Самостоятельные


служебные

Имеют грамматическое значение

Обозначают предмет, признак, действие


Не имеют

Можно задать вопрос

нельзя

Являются членами предложения

Не являются


Слайд 10.

Посмотрите на свои междометия из предложений. Например, слово «айда». Можем ли мы выделить морфемы? Нет. Не получится. Значит не имеет междометие морфемного состава. Можем ли мы слово изменить «Ах». Нет. Подходят ли они к служебной части речи?

Они выражают эмоции. Когда мы говорим «Ах», мы понимаем, что человек чем-то восторгается. Что не так с междометиями? Почему мы не можем их отнести к служебным частям речи?

Мы с вами зашли в тупик. Междометия как бы имеют лексическое значение, но и имеют признаки служебных частей речи. Но не только мы зашли в тупик. Многие лингвисты также не могут решить этот вопрос. Никто из них не смог определиться: самостоятельная это часть речи или служебная. Что мы можем указать в рабочих листах? Междометие не является ни тем, ни другим. Обратимся к нашему учебнику. Автор, Вера Васильевна Бабайцева, как дает определение?

Стр.188. Зачитайте определение. Особая часть речи. Опираясь на теоретический материал в учебнике, ваша задача заполнить пробелы в рабочих листах. Вам 2 минуты.

Если мы с вами возьмем союзы и предлоги, то ( по их происхождению) мы их можем разделить на 2 группы? Какие?

Производные и непроизводные. Производные предлоги не образованы от других частей речи ( в, на, под, у, над), производные образованы от других частей речи (в течение, в продолжение, в следствие от сущ. течение, продолжение, следствие, Вокруг (дома) от наречия (ходит) вокруг).

Сформулируйте по аналогии правило о производных и непроизводных междометиях.

Слово «кошмар» может быть как междометием, так и существительным. Например: Мне приснился кошмар ( сущ.) Или в нашем листе №1 3 предложение. Это производные междометия. Возьмем междометие «Ах».

Вернемся к пробелам на рабочих листах.

-Где употребляется междометие?

Ученики: в основном в устной речи.

Давайте вспомним.

У нас есть речь устная и письменная.

5 Стилей речи. Научный, официально - деловой, публицистический, художественный, разговорный. В каких стилях речи мы никогда не увидим междометия? В официально-деловом и научном стиле.

Задание. Я попрошу вас в паре приготовить выступление на 1 минуту. Все, что мы знаем о междометии. Можете обсудить. Вам 2 минуты. Можно взять с собой рабочий лист.


Физминутка.

Давайте немного разомнемся.

Представим, что воскресенье. В школу идти не надо. Потянитесь. «Ах, как хорошо!» Представим, что мы идем на кухню. И тут под ноги нам прыгает кошка. Что мы скажем «Ай», «Ой» и отпрыгнем. А теперь посложнее. На экране будут междометия. Если они вызывают положительные эмоции - хлопаем над головой, отрицательные - немного приседаем, этикетные – кланяемся. Потренируемся.

И вам спасибо за разминку.


  1. Выполним задание из учебника.

Упражнение 472. Задание. Спишите первые 5 предложений, определите разряд междометий.

Сейчас я попрошу поменяться тетрадями с соседом. Взять в руки карандаш.

Если верно определили, ставим +

(Сверяем со слайдом).

Тетради соседу вернули.

Поднимите руки, кто получил 5 +, 4 +

Молодцы.


  1. Следующее задание. Вставьте подходящие по смыслу междометия
    и выделите их знаками препинания.


  1. Предлагаю попробовать себя в роли поэта, вставить пропущенные междометия, расставить недостающие знаки препинания ( Слайд ).

Ах, как трудно жить на свете,

Не усвоив междометий!

Сердце так и гложет страх.

… ! (Ах)

Эх, ведь спросят, как назло!

Вот бы нынче повезло!

Я по списку дальше всех.

…! (Эх)

Ох, беда уже близка!

Так и ждёт меня доска.

Если б кто-нибудь помог!

…! (Ох)

Ух, захватывает дух!

Притворюсь-ка, что я глух!

Хоть бы в классе свет потух!

…! (Ух)

Ах!

Эх!

Ох!

Ух!.. Не вызвали!..

4.Запишите положительные качества своего соседа по парте. Слово должно начинаться с междометия.

5. С помощью мимики, жестов произнесите междометие АХ, выражая:

-испуг,

-жалобу,

-огорчение,

-радость.





Посмотри, какое интересное междометие АХ. Какую гамму эмоций оно может выражать (это многозначное междометие).

Урок наш подходит к концу.

Давайте вернемся к целям урока. С чего мы начали. Достигли мы целей? Что узнали?

Берем лист №2.

Как вы можете охарактеризовать сегодняшний урок? Обведите слово, которое подходит к оценке.

Оценки выставить.

Домашнее задание:

  1. Пар.155 упр.474

  2. Выписать из басен И.А. Крылова 6-7 предложений с междометиями, определить их значение.

2.Индивидуальное: Подготовить сообщение о происхождении междометий: здравствуй.

спасибо, пожалуйста.

Посмотреть в этимологическом словаре, толковом словаре С.Ожегова, Д.Н.Ушаков «Большой толковый словарь». Значение этих слов

Спасибо вам большое за урок. Надеюсь, что он вам понравился так же, как и мне. Урок окончен.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!