-Содействовать развитию у школьников умений анализировать музыкальные произведения;
-Способствовать воспитанию патриотических чувств, уважения к чужой музыке разных народов.
-Совершенствование знаний, умений и навыков.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечание |
Организационный этап | -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Николаевна и сегодня урок музыки проведу у вас я. Присаживайтесь. | Оценивают свою готовность к уроку. Выполняют указания учителя. | |
«Летите голуби» И. Дунаевский | Ребята, сейчас вы прослушаете фрагмент музыкального произведения и после скажите, в чем заключается его главная мысль? -О чем поется в песне? – Верно. А что олицетворяет голубь, что это за птица? Песня, которую мы прослушали о мире, ее любят во всех концах земного шара, и вместе с ней мы отправимся в путешествие в очень интересную страну. А в какую узнаете позже. | О голубях, о мире Мир, добро, доверие, нежность и т. д. | Видео 1 |
Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Беседа: -Что может объединять всех людей на земле? -Ребята, а почему именно музыка объединяет людей? - Кто-нибудь из вас может сказать, что такое музыка? -Ребята, представьте, что мы сейчас находимся на улице Китая, где китайцы говорят на своем языке. Будет ли нам понятно, о чем они говорят? А будет ли нам понятна музыка Китая, какое настроение она передает, чувства? - Что это значит? -Между музыкой разных народов мира нет границ и в этом мы убедимся в течение урока И сегодня на уроке мы отправимся в очень интересную страну, а в какую именно попробуйте угадать сами. - знаменитая сказочная повесть «Чиполлино» была написана именно в этой стране. Может быть, кто-то из вас помнить кто ее написал? - И на карте эта страна похожа на сапожок. Узнали о какой стране идёт речь? Верно, сегодня на уроке мы отправимся в далекую солнечную Италию. Какие цели и задачи мы перед собой поставим? Предлагаю просмотреть видеоролик об Италии и немного узнать о ней. Что вам больше всего нравится в этой стране? | Музыка Музыка сближает, веселит, выражает мысли и убеждения, призывает к действию Музыка – это искусство, в к-ром переживания, чувства и идеи выражаются ритмически, организованными звуками. Нет Да Музыка Китая нам понятна и язык музыки не требует перевода. Джани Радари Италия Послушать итальянскую музыку, узнать, какая она бывает и тд Просмотр видео Отвечают на вопрос | Видео 2 |
Моцарт «Маленькая ночная серенада» Россини «Тарантелла» | Италия – это удивительная страна. Особенно город Венеция. Мы только что просмотрели видеоролик, в котором говорилось об этом городе, и скажите, пожалуйста, чем же Венеция отличается от других городов Италии? Среди лодочников много замечательных певцов, музыкантов и исполняют они прекрасные песни. Одну из них мы сейчас прослушаем и определим с каким временем суток ассоциируются произведение. -Какое вы испытываете настроение после прослушивания? - Мы прослушали маленькую ночную серенаду Моцарта. А что же такое серенада, знает кто-нибудь? По каналам Венеции распространены романтические прогулки и часто молодые люди исполняют для своих возлюбленных серенады. Продолжим мы наше путешествие по Италии с прослушивания произведения. Ребята, похоже ли это музыкальное произведение на предыдущее? А почему? Ребята, а что характеризует эти признаки? Правильно. Называется этот итальянский танец тарантелла. Его название, по одной из версий, происходит от названия ядовитого паука тарантула. По другой версии, танец получил свое название от итальянского города Таранто, где, как считают, и появилась тарантелла. | В нем каналы - вместо улиц, вместо трамваев, автобусов, такси – маленькие и большие лодки. Ночь, вечер Спокойное, нежное, элегантное Песня, исполненная для возлюбленной, обычно в вечернее или ночное время и часто под её окном Нет. Прошлая музыка была спокойная, нежная. Это же энергичная, радостная, быстрая, резвая. Танец | Аудио 1 Аудио 2 |
Физминутка М.И. Глинка «Венецианская ночь» | Ребята, предлагаю немного отдохнуть – Русские композиторы, художники и писатели всегда интересовались жизнью, бытом, литературой и музыкой народов других стран мира. Многие русские композиторы и музыканты бывали в Италии. Был в Италии П.И.Чайковский – Был в Италии и М.И. Глинка. Он с живым интересом впитывал впечатления, связанные с музыкой, природой, бытом этого народа, записывал народные мелодии, а иногда и сочинял в духе народных мелодий. В духе итальянских песен Глинка написал одно из самых красивых его «итальянских» сочинений-романс «Венецианская ночь», которую мы сейчас прослушаем. – Если бы я предложила вам нарисовать картину к этому произведению, какой бы цвет преобладал в вашем рисунке? -В исполнении какого инструмента прозвучала музыка? – Какой голос исполняет романс? – Какие средства музыкальной выразительности придают музыке такой характер? Все эти средства характерны для баркаролы, что означает “песнь на воде” – Мы послушали романс в исполнении певца из Прибалтики – Виргилиюса Норейка. Это еще раз подтверждает мысль о том, что очень глубока связь между музыкой разных народов: русский композитор сочинил мелодию в духе итальянской, а исполнил ее певец из Прибалтики. | Прослушивают романс Отвечают на вопросы Теплый, светлый. Фортепиано Тенор-высокий, мужской голос Размеренный ритм, повторяющееся однообразное сопровождение. Изобразительный момент: как будто слышится легкое покачивание волн, легкое звучание тенора | Аудио 3 |
Bella Ciao | Предлагаю сейчас прослушать народную итальянская песню 40-х гг. Предположите, о чем могли итальянцы петь эту песню? Ребята, это песня-марш. Её пели участники движения Сопротивления во время Второй мировой войны. | | Аудио 4 |
Подведение итогов | Мы прощаемся с Италией, но я надеюсь, что воспоминания об этой стране вы сохраните в памяти надолго. Давайте вспомним тему нашего сегодняшнего урока? Мы слушали музыку русских композиторов, которая рассказывала об Италии. Какие музыкальные произведения мы прослушивали на уроке? Так почему же между музыкой разных народов нет границ? | Музыка Италии серенаду Моцарта, «Венецианскую ночь» Глинки, Bella Ciao Музыкальный язык – это особый язык чувств, язык души. Этот язык понятен без перевода | |
Рефлексия | -Что нового вы узнали на уроке? -Чем мы сегодня занимались на уроке? -Понравился ли вам урок? (Если-да, то поднимите правую руку, если-нет, то поднимите левую руку) | Поднимают соответствующую руку | |