СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Между музыкой моей страны и музыкой ближнего зарубежья нет непереходимых гарниц

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока составлен по программе Д.Б.Кабалевского и посвящен музыке разных народов

Просмотр содержимого документа
«Между музыкой моей страны и музыкой ближнего зарубежья нет непереходимых гарниц»


Тема: «Между музыкой моего народа и музыкой народов ближнего зарубежья, нет непереходимых границ» (урок введения в тему)

Цели: Познакомить с музыкой молдавского, грузинского, украинского народа как частью их национальной культуры

Задачи:

Образовательные:

- воспитание интереса и любви к народной музыке, способность оценить ее красоту;

- воспитание чувства сопереживания музыкальным образам, воплощенных в произведениях искусства.

Развивающие:

– развитие вокально-хоровых навыков на примере исполнения песен;

- развитие музыкальной памяти, эмоциональной отзывчивости;

- развитие «внутреннего зрения», «внутреннего переинтонирования»;

- развитие умения анализировать;

- развитие музыкально-образного мышления.

Воспитательные:

-- воспитание эмоционального отклика на звучащую музыку;

- умения вдумчиво, внимательно слушать музыкальные произведения;

- воспитание любви к Родине, высоких, идейных и моральных качеств;

- становление музыкально-эстетического вкуса, потребности в общении с высоко - художественной музыкой.

Здоровьесберегающие:

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

- снятие физического и психического утомления и нервно-психических перегрузок:

- повышение эмоциональной стабильности.

Тип урока: урок введения в тему.

Методы обучения:

- объяснительно – иллюстративный;

- репродуктивный;

- частично – поисковый;

- наглядно – слуховой;

- метод эмоциональной драматургии;

- прием сопоставления;

- забегания вперед и возвращения к пройденному;

- стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание про- блемно-поисковых ситуаций;

- анализ, сравнение, обобщение.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая.

Формы реализации методов: беседа, демонстрация картин, показ, анализ, сравнение.

Система контроля: сочетание элементов самоконтроля с контролем учителя.

Основные понятия и термины: «симфонический оркестр», «фортепиано». Структура урока:

- организационный момент;

- - повторение и актуализация опорных знаний;

- сообщение темы, цели урока;

- осмысление закрепление связей и отношений в объектах изучения;

- подведение итогов урока;

- постановка задания на дом.

Музыкальный материал:

  • «Молдавеняска» молдавский народный танец;

  • «Лезгинка» грузинский народный танец;

  • «Веснянка» украинская народная песня

  • «Во поле береза стояла» русская народная песня (фрагмент);

Оборудование: мультимедиапроэктор, слайд-шоу, ноутбук, CD-записи, нотная хрестоматия

Ход урока:

I. Организационный момент. (Подготовка учащихся к работе на уроке)

Добрый день ребята, гости нашего класса.

II. Повторение

Учитель. На уроках в 1 четверти мы познакомились с народным творчеством русского народа. Народная музыка сопровождает человека всю его жизнь. Назовите, пожалуйста, жанры русской народной музыки, которые звучали у нас на уроках.

Ученики. Называют произведения

Учитель. А теперь попробуйте по картинкам определить эти жанры.

Ученики. Определяют песни и исполняют по одному куплету

«Вниз по матушке, по Волге»

«Частушка»

«Солдатушки, браво ребятушки»

II. Основная часть урока

Учитель. Молодцы. До сих пор мы с вами слушали и говорили о русской народной музыке, о музыке, созданной в России, русским народом, русскими композиторами. Все народы, живущие в разных странах, тоже имеют свою музыку. Музыка некоторых народов похожа на русскую. Музыка других народов совсем на нее не похожа. Ближе всего к русской музыке украинская, белорусская и молдавская. Много общего и между языками этих народов. Культура этих народов называется славянская культура. Украинская песня «Веснянка», которую мы с вами сегодня начнем разучивать, является старинной обрядовой песней, распространённой у украинцев, белорусов, русских и др. народов . 22 марта крестьяне праздновали встречу весны. В этот день выпекали из теста булочки в виде жаворонков, скворцов и куликов, а также исполняли специальные обрядовые песни — веснянки.

Вот какие стихи рассказывали дети

Полно, беленький снежочек,
На талой земле лежать!
Время, беленький снежочек,
Время таять-пропадать,
Во долинушку стекать
И сыру землю питать!

***

Жаворонки прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела,
И соломку подбрала,
И мякинку подняла.
Уж вы, кулички - жаворонки,
Солетайтеся, сокликайтеся.

2. Слушание украинской народной песни «Веснянка».

3. Разучивание по фразам.

- как вы думаете, что общего с русской песней? (плавность, певучесть, мягкость, песенность…)

4. Интерес и любовь композиторов одного народа к музыке других народов существовали всегда; существуют и сегодня. Трудно найти такого, который бы не обращался к народной музыке. Замечательным примеров этому служит музыка Чайковского. Послушайте, как мягкая, лирическая «Веснянка» превращена Чайковским в стремительную, танцевальную, радостную музыку для фортепиано. Послушайте фрагмент финала из «Первого концерта».

1 задание: кто услышит мелодию «Веснянки», поднимите руки.

2 задание: определите на слух, кто сопровождает музыку, исполняемую на фортепиано. Если оркестр, то какой. Слушание.

- вам понравилась музыка? Чайковский дал вторую жизнь украинской песне. А теперь послушайте, как непохожа на славянскую музыку музыка Закавказья. Почувствуйте контраст.

5. Прослушивание «Лезгинки».

- какая музыка по характеру?

6. У нас на уроке звучала музыка славянская и закавказская. А теперь прозвучит еще одно произведение. Вам предстоит определить, какому народу она принадлежит.

7. Слушание «Молдавеняски»

8 . Обобщение:

Посмотрите, как сильно отличаются друг от друга музыка разных народов.

-что вы увидели и услышали в украинской музыке?- раздольные поля, широкие реки…;

- в грузинской музыке – стремительность горных рек, густоту лесов, красоту высоких гор, лезгинов, танцующих танец, гордый наров, их темперамент;

- в молдавской музыке – красота природы Прикарпатья, виноградники, радостное настроение…

9. Домашнее задание: Слушать музыку славянских народов.

Музыка

                                            П.И. Чайковскому
И плывут, и растут эти чудные звуки,
Захватила меня их волна...
Поднялась, подняла, и неведомой муки,
И блаженства полна...
И божественный лик, на мгновенье,
Неуловимой сверкнув красотой,
Всплыл, как живое виденье,
Над этой воздушной, кристальной водой.
       И отразился,
       И покачнулся,
       Не то улыбнулся...
       Не то прослезился...
                                           Я. Полонский