Тема: «Между музыкой моего народа и музыкой народов ближнего зарубежья, нет непереходимых границ» (урок введения в тему)
Цели: Познакомить с музыкой молдавского, грузинского, украинского народа как частью их национальной культуры
Задачи:
Образовательные:
- воспитание интереса и любви к народной музыке, способность оценить ее красоту;
- воспитание чувства сопереживания музыкальным образам, воплощенных в произведениях искусства.
Развивающие:
– развитие вокально-хоровых навыков на примере исполнения песен;
- развитие музыкальной памяти, эмоциональной отзывчивости;
- развитие «внутреннего зрения», «внутреннего переинтонирования»;
- развитие умения анализировать;
- развитие музыкально-образного мышления.
Воспитательные:
-- воспитание эмоционального отклика на звучащую музыку;
- умения вдумчиво, внимательно слушать музыкальные произведения;
- воспитание любви к Родине, высоких, идейных и моральных качеств;
- становление музыкально-эстетического вкуса, потребности в общении с высоко - художественной музыкой.
Здоровьесберегающие:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- снятие физического и психического утомления и нервно-психических перегрузок:
- повышение эмоциональной стабильности.
Тип урока: урок введения в тему.
Методы обучения:
- объяснительно – иллюстративный;
- репродуктивный;
- частично – поисковый;
- наглядно – слуховой;
- метод эмоциональной драматургии;
- прием сопоставления;
- забегания вперед и возвращения к пройденному;
- стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание про- блемно-поисковых ситуаций;
- анализ, сравнение, обобщение.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая.
Формы реализации методов: беседа, демонстрация картин, показ, анализ, сравнение.
Система контроля: сочетание элементов самоконтроля с контролем учителя.
Основные понятия и термины: «симфонический оркестр», «фортепиано». Структура урока:
- организационный момент;
- - повторение и актуализация опорных знаний;
- сообщение темы, цели урока;
- осмысление закрепление связей и отношений в объектах изучения;
- подведение итогов урока;
- постановка задания на дом.
Музыкальный материал:
«Молдавеняска» молдавский народный танец;
«Лезгинка» грузинский народный танец;
«Веснянка» украинская народная песня
«Во поле береза стояла» русская народная песня (фрагмент);
Оборудование: мультимедиапроэктор, слайд-шоу, ноутбук, CD-записи, нотная хрестоматия
Ход урока:
I. Организационный момент. (Подготовка учащихся к работе на уроке)
Добрый день ребята, гости нашего класса.
II. Повторение
Учитель. На уроках в 1 четверти мы познакомились с народным творчеством русского народа. Народная музыка сопровождает человека всю его жизнь. Назовите, пожалуйста, жанры русской народной музыки, которые звучали у нас на уроках.
Ученики. Называют произведения
Учитель. А теперь попробуйте по картинкам определить эти жанры.
Ученики. Определяют песни и исполняют по одному куплету
«Вниз по матушке, по Волге»
«Частушка»
«Солдатушки, браво ребятушки»
II. Основная часть урока
Учитель. Молодцы. До сих пор мы с вами слушали и говорили о русской народной музыке, о музыке, созданной в России, русским народом, русскими композиторами. Все народы, живущие в разных странах, тоже имеют свою музыку. Музыка некоторых народов похожа на русскую. Музыка других народов совсем на нее не похожа. Ближе всего к русской музыке украинская, белорусская и молдавская. Много общего и между языками этих народов. Культура этих народов называется славянская культура. Украинская песня «Веснянка», которую мы с вами сегодня начнем разучивать, является старинной обрядовой песней, распространённой у украинцев, белорусов, русских и др. народов . 22 марта крестьяне праздновали встречу весны. В этот день выпекали из теста булочки в виде жаворонков, скворцов и куликов, а также исполняли специальные обрядовые песни — веснянки.
Вот какие стихи рассказывали дети
Полно, беленький снежочек,
На талой земле лежать!
Время, беленький снежочек,
Время таять-пропадать,
Во долинушку стекать
И сыру землю питать!
***
Жаворонки прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела,
И соломку подбрала,
И мякинку подняла.
Уж вы, кулички - жаворонки,
Солетайтеся, сокликайтеся.
2. Слушание украинской народной песни «Веснянка».
3. Разучивание по фразам.
- как вы думаете, что общего с русской песней? (плавность, певучесть, мягкость, песенность…)
4. Интерес и любовь композиторов одного народа к музыке других народов существовали всегда; существуют и сегодня. Трудно найти такого, который бы не обращался к народной музыке. Замечательным примеров этому служит музыка Чайковского. Послушайте, как мягкая, лирическая «Веснянка» превращена Чайковским в стремительную, танцевальную, радостную музыку для фортепиано. Послушайте фрагмент финала из «Первого концерта».
1 задание: кто услышит мелодию «Веснянки», поднимите руки.
2 задание: определите на слух, кто сопровождает музыку, исполняемую на фортепиано. Если оркестр, то какой. Слушание.
- вам понравилась музыка? Чайковский дал вторую жизнь украинской песне. А теперь послушайте, как непохожа на славянскую музыку музыка Закавказья. Почувствуйте контраст.
5. Прослушивание «Лезгинки».
- какая музыка по характеру?
6. У нас на уроке звучала музыка славянская и закавказская. А теперь прозвучит еще одно произведение. Вам предстоит определить, какому народу она принадлежит.
7. Слушание «Молдавеняски»
8 . Обобщение:
Посмотрите, как сильно отличаются друг от друга музыка разных народов.
-что вы увидели и услышали в украинской музыке?- раздольные поля, широкие реки…;
- в грузинской музыке – стремительность горных рек, густоту лесов, красоту высоких гор, лезгинов, танцующих танец, гордый наров, их темперамент;
- в молдавской музыке – красота природы Прикарпатья, виноградники, радостное настроение…
9. Домашнее задание: Слушать музыку славянских народов.
Музыка
П.И. Чайковскому
И плывут, и растут эти чудные звуки,
Захватила меня их волна...
Поднялась, подняла, и неведомой муки,
И блаженства полна...
И божественный лик, на мгновенье,
Неуловимой сверкнув красотой,
Всплыл, как живое виденье,
Над этой воздушной, кристальной водой.
И отразился,
И покачнулся,
Не то улыбнулся...
Не то прослезился...
Я. Полонский