СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Междугородный железнодорожный транспорт"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по СБО для учеников 8 класса специальной школы

Просмотр содержимого документа
«"Междугородный железнодорожный транспорт"»

Социально-бытовая ориентировка

Информационная карта урока

Тема: «Междугородный железнодорожный транспорт. Вокзалы, их назначение и основные службы».

Цель: Познакомить обучающихся с междугородным железнодорожнымтранспортом, назначением вокзалов и основными службами вокзала.

Задачи:

Образовательные:

Сообщить обучающимся сведения об истории возникновения железнодорожного транспорта.

Познакомить обучающихся с назначением вокзалов и их основных служб.

Коррекционно-развивающие:

Способствовать коррекции слухового и зрительного восприятия через работу с различными источниками информации.

Способствовать развитию умения выражать четко и последовательно свою мысль.

Воспитательные:

Воспитывать любознательность, интерес к изучаемому предмету.

Расширение социального опыта обучающихся.

Ход урока

1.Психолого- педагогический настрой

Орг. Момент. Эмоциональный настрой! Рапорт дежурного.


2. Сообщение темы и целей урока. (1и 2 гр.- Анализируют вопрос, отвечают полным ответом; 3гр.- Читают с доски, пишут на слух; 4 гр.- Повторяют, списывают с доски)

Мы закончили раздел «Предприятия, учреждения и средства связи» и присупаем к новому разделу «Транспорт, улица». Для определения темы сегодняшнего урока я предлагаю вам звуковую дорожку. Прослушайте ее определите о каком именно виде транспорта мы будем говорить.

Правильно, мы будем говорить о железнодорожном транспорте, а также поговорим о назначении вокзала и его основных службах.

- На этом уроке мы вспомним виды транспорта, транспортных средств.

Узнаем сведения об истории возникновения железнодорожного транспорта, познакомимся с видами поездов дальнего следования, с вокзалами и основными службами вокзалов.

Запись числа и темы урока в тетрадь


3. Актуализация изученного. .(1 и 2 гр.- отвечают устно, полным ответом; 3 гр.- отвечают по наводящим вопросам учителя; 4 гр.- отвечают с опорой на наглядность)

Но для начала, давайте проверим, что вы запомнили по теме прошлого урока

-Фронтальный опрос по теме предприятия службы быта

основные средства связи: почта; телефон; сотовый телефон; компьютер. (слайд)

-Какие учреждения связи есть в нашем городе – почта

Назовите виды почтовых почтовых отправлений (письмо, бандероль, посылка) (слайд)

Чем посылка отличается от бандероли? (по весу)

(слайд) Какие услуги нам предоставляет почта? (отправка и получение писем, бандеролей и посылок, приём и оплата денежных переводов; оплата коммунальных услуг; выплата пенсии; приём и оформление подписки)


4.Этап изучения нового материала. (1и2 гр- Отвечают на вопросы. Делают записи; 3гр- Читают основные понятия; 4гр- Повторяют основные термины )

Задание №1

Что такое транспорт? Составь определение понятия «транспорт» из набора слов.(средство для перевозки грузов и людей)

Какие виды транспорта представлены на экране? (автомобильный, воздушный, водный, железнодорожный)

Транспорт бывает также гужевым и вьючным. Кто занет, что это значит?

Гужево́й тра́нспорт (гуж — кожаная или верёвочная петля в упряжи) — вид дорожного транспорта, как грузового, так и пассажирского, в котором транспортные средства (повозки) приводятся в движение животными. Для таких видов перевозок используются лошадибуйволыослымулысобакиолени (и даже овцыслоныламыверблюдыжирафы и другие).

В зависимости от типа ходовой части различают колёсный и санный гужевой транспорт. 

В том случае, когда груз укрепляется на самом животном, говорят о вьючном транспорте, который считается отдельным видом транспорта

Задание №2

Определи, что из представленного относят к гужевому транспорту?

Фронтальный опрос:

Какие виды транспорта есть в нашем городе? ( аватобус, такси, маршрутка)

- Итак, чтобы добраться из одного города в другой, человек может воспользоваться разными видами транспорта, сегодня мы говорим про железнодорожный.


5.Физ. минутка. (все группы выполняют задание/упражнения)

(Слайд) История железнодорожного транспорта

Открытие первой железнодорожной магистрали на территории Казахстана состоялось 25 октября 1894 г. (126 лет назад)– после завершения строительства линии Покровская слобода – Уральск. 130 км этой железной дороги прошли по территории нынешнего Казахстана. Спустя 4 года вступила в строй линия Урбах–Астрахань, 77 км которой также пролегли по казахстанской степи. 

Для развития Северного Казахстана большое значение имело строительство в 1891–1896 гг. (124 года назад) Транссибирской магистрали, в частности, создание ее 190-километрового "казахстанского” участка. Эта дорога сыграла огромную роль в экономическом и культурном сближении казахского и русского народов.
      Важное значение для промышленности центральной части Казахстана имели созданные в 30-е гг. участки Акмолинск–Караганда, и Караганда–Балхаш (490 км), для юга – Чимкент–Ленгер. Решающую роль в развитии горнорудной промышленности Алтая (РФ) сыграла построенная в 1930 г. линия Локоть–Защита (235 км), затем продолженная до Риддера и Зыряновска. 
             1 июля 1958 г. (62 года назад) образована самая крупная в СССР Казахская железная дорога. Имея протяженность свыше 11 тысяч км, она состояла из 15 отделений и объединяла все магистрали, соединяющие Казахстан с Сибирью, Уралом, Поволжьем, Кыргызстаном и Средней Азией. 
    Все эти годы продолжалось строительство и реконструкция десятков новых вокзалов, вводились в эксплуатацию новые типы тепловозов, электровозов, путевой техники, систем сигнализации и связи. 
Один из примечательных фактов истории железнодорожного транспорта Казахстана: 20 февраля 1986 г., впервые в мире, по Целинной железной дороге проведен состав в 440 вагонов – общим весом более 43 тысяч тонн и длиной 6,5 км. 

С середины 1950-х гг. уделялось большое внимание развитию железнодорожного сообщения с Китайской Народной Республикой. Дальнейшие значительные события в деятельности железных дорог республики произошли уже в период государственной независимости Казахстана – с декабря 1991 г. 


6.Этап закрепления нового материала. (1и2 гр- Отвечают на вопросы. Делают записи; 3гр- Читают основные понятия; 4гр- Повторяют основные термины )

Что же такое железнодорожный транспорт?

Давайте составим определние (слайд)

Железнодорожный транспорт – это транспорт, который передвигается по железной дороге. (слайд)


Если посмотреть на карту Казахстана, то мы видим красным цветом отмечены линии железных дорог. А также разные виды станций

  • Конечные

  • Промежуточные

  • Узловые

Конечные станции – первая и последняя станции на пути следования поезда.

Промежуточные станции - те,которые находятся между конечными(первой и последней) станциями на пути следования поезда.

Узловые станции – те станции, где пересекаются несколько железных дорог и на которых можно делать пересадку на другие направления

- А сейчас ребята, посмотрите на экран. Транспортные средства, которые вы видите на экране, относятся к железнодорожному транспорту – это поезда дальнего следования.

В состав поезда входит локомотив и вагоны.

Существует 2 вида поездов дальнего следования (слайд):

Пассажирский, который служит для перевозки людей. В его состав входит от 15-20 вагонов.

Грузовой или товарныйслужит для перевозки товара. В его состав может входить 50-60 вагонов.

(схематичная зарисовка в тетрадь)

Поезда для перевозки людей:

  • Пассажирские

  • Скорые

  • Скоростные

Отличаются они друг от друга количеством остановок на своём пути. Скоростной поезд останавливается только на конечной станции, поэтому его скорость передвижения очень большая (до 250 км/ч).

(слайд) Примером скоростного поезда являются скоростные пассажирские поезда Тұлпар-Тальго производства Республики Казахстан. Данные поезда имеют возможность развивать скорость до 200км/час.

Физ. минутка. (все группы выполняют задание/упражнения)

- Давайте, попробуем разобраться люди, каких профессий работают в поезде?

- Ребята, знаете ли вы, кто управляет поездом? (машинист)

- А кто отвечает за комфорт пассажиров? (проводник)

-В каждом пассажирском поезде есть представитель полиции, который отвечает за порядок в поезде.

Начинают свой путь и прибывают поезда на большие железнодорожные станции, где находятся вокзалы (слайд).

(слайд). Вокзал – это специальное здание, расположенное на больших железнодорожных станциях, предназначенное для обслуживания пассажиров, управления движением поездов и размещения персонала.

Железнодорожный вокзал всегда является частью вокзального комплекса, в который помимо пассажирского здания, входят привокзальная площадь и перрон (куда прибывают и откуда отправляются поезда).

-Как вы думаете, какие службы функционируют на вокзале?

(работа с презентацией, заполнение таблицы)

Службы вокзала и их функции

Службы вокзала

Функции

Кассы продажи билетов

Продажа билетов на поезда дальнего следования

Расписание движения поездов

Информация о направлении, времени отбытия поездов

Камеры хранения

Хранение вещей пассажиров

Буфет

 

Зал ожидания

Для отдыха и ожидания поезда

Справочное бюро

Даёт справки о направлении движения и времени отправления, о стоимости билетов, об их наличии

Полиция

Для обеспечения общественного порядка

Медпункт

Для оказания медицинской помощи


- Как вы думаете, где расположен ближайший к нам железнодорожный вокзал? (поселок Зубовск)


7.Подведение итогов ( 1и 2гр-Отвечают полным ответом; 3гр-Отвечают по наводящим вопросам; 4гр-Повторяют основные понятия)

О каком виде транспорта мы сегодня говорили?

Какой транспорт называют железнодорожный?

Какие бывают станции?

Зачем нужны узловые станции?


Рефлексия А сейчас мне хочется узнать ваше мнение об уроке.

Закончите одно из предложений:

Самое интересное на уроке было ………………………………………….

Чему я научился ………………………………………………..

Что я узнал нового ……………………………………………………..




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс