СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Международное гуманитарное право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Международное гуманитарное право

Просмотр содержимого документа
«Международное гуманитарное право»


Урок обществознания: 9 класс 11.15 - 12.00

Тема: Международное гуманитарное право

Тип урока: комбинированный

Методы: словесные, наглядные, поисковая деятельность

Цель:

  • создать условия для усвоения уча­щимися понятия «международное гуманитарное право (МГП)», выяснить его сущность;

  • подвести учащихся к пониманию значения международных договоренностей о защите прав человека в условиях вооруженных конфликтов;

  • способствовать воспитанию у учащихся патриотизма, готовности отстаивать интересы своей страны.

Учащиеся должны знать:

  •  Во время войны нарушаются права человека.

  •  Основные положения МГП.

  •  МГП обязывает проявлять милосердие к раненым и больным.

  • Существует независимая гуманитарная организация Международ­ный комитет Красного Креста (МККК).

Учащиеся должны понимать, что такое:

  •  международное гуманитарное право;

  •  жертвы войны;

  •  гражданские объекты;

  •  конвенция.

Учащиеся должны уметь:

  •  раскрыть смысл понятия «война»;

  •  дать представление о нарушениях прав человека во время вооружен­ных конфликтов;

  •  анализировать способы разрешения международных конфликтов;

  •  определять основные положения международного гуманитарного права.

Основные понятия: международное гуманитарное право, жертвы войны, гражданские и военные лица, военнопленные.

Термины: вооруженный конфликт, военные преступления.

Задачи урока:

Образовательная:

  • Создать условия для усвоения учащимися понятия «международное гуманитарное право», выявить сущность термина;

  • Подвести учащихся к пониманию значения международных договоренностей о защите прав человека в условиях вооруженных конфликтов.

Развивающая:

  • Продолжить формирование умений анализировать источники, сопоставлять факты, строить доказательства, делать выводы.

Воспитательная:

  • Способствовать воспитанию у учащихся патриотизма, готовности отстаивать интересы своей страны;

  • Воспитывать толерантное мышление.


Методические приемы: аналитическая работа с документом, групповая работа, творческая работа.


Формы организации учебной деятельности: фронтальная работа, работа в группах с материалами

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточный материал (таблицы), рабочие тетради.


Возможные ожидания учащихся:

  • Узнать новое по теме урока, расширить  свои знания.

  • Увидеть многомерность проблемы.

  • Почувствовать свою значимость в работе на уроке.

  • Развивать навыки совместной работы, слушания друг друга, учителя.

  • Получить урок жизни.

  • Стать мудрее, сдержаннее.


Благородно – сражаться и, если нужно, умереть за свое Отечество.
Не менее благородно и честно – проявить гуманность
и сострадание к поверженному противнику
или к застигнутому сражением гражданскому лицу.
Право войны показывает, как это должно быть сделано.

Д. Робертс


  • Вступительное слово учителя. Создание эмоционального настроя на урок.

Учитель Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проводим урок в присутствии наших уважаемых гостей. Поздоровайтесь, пожалуйста. Сегодня на уроке мы будем с вами слушать музыку, смотреть видеоролики, слушать авторитетное мнение, читать стихи, ходить по классу (играть в игры) и даже разрешу вам посидеть в интернете, как вы любите. Я попрошу вас быть внимательными друг к другу, желаю вам выполнения целей урока.. А что вы желаете друг другу? Дети желают друг другу…..

  • Я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик и ответить на 2 вопроса?

Учитель вводит учащихся в затруднение с помощью фрагмента видеоролика. (УЖАС Второй Мировой Войны) 2мин 15 сек Предлагает учебно-практическую задачу:

 

Вопрос № 1 Итак, какие ассоциации у вас возникли после просмотра данного сюжета (видеоролика)? Ответы уч-ся.

А теперь мы с вами поиграем в игру. «Говорящая цепочка»

Учащиеся по очереди пытаются продолжить фразу: «Для меня война – это…»

(Смерть невинных людей, разруха, голод, слёзы и т.д.).
Учитель подводит учащихся к пониманию темы, предлагая уч-ся самим назвать тему урока , составить план урока. (Технология «мозгового штурма»)

Мы сейчас просмотрели видеофрагмент. Ваша задача выявить, кто становится жертвами вооруженного конфликта?

Вопрос №2 Итак, кто же становится жертвами вооруженного конфликта?

(Возможные ответы учащихся: раненые, мирное население, гражданское население, дети, военнопленные и т.д.

Мы выяснили, что пострадавшими от вооруженных конфликтов становятся как вооруженные участники, так и невооруженные участники.

  • Скажите, пожалуйста, какие права человека нарушаются в ходе вооруженных конфликтов?

(Возможные ответы учащихся: право на жизнь, на свободу, на собственность)

-Предлагаю вам ответить на вопрос. Что для вас современный мир и, каким он должен быть? (ответы учащихся)

- Мир без войны, мир благополучия и радости. Не утопия ли это? (ответы учащихся)

- Что может помешать нам построить «рай на Земле»? (ответы учащихся).

- Глобальные проблемы, войны и т.д.

  • - Можно ли регулировать этот механизм? Если да, то, каким способом?(ответы учащихся)


Как вы думаете, существует ли в современном мире отрасль права, стоящая на защите жертв вооруженных конфликтов?

(Возможный ответ учащихся: да)

  • Как вы думаете, какая тема урока? Не забываем, что мы изучаем с вами сферу права.

Кто еще думает, как будет называться наша тема?

Правильно, эта отрасль называется «Международное гуманитарное право». Это и есть тема нашего урока.


  • Составьте возможный план урока (кластер), исходя из того что вы хотите узнать о МГП.


А что бы вы хотели узнать? Какие цели урока?

Цель нашего урока – выяснить, что в себя включает термин «Международное гуманитарное право».

Какое страшное слово «война», оно похоже на костлявую старуху, которая несет боль, смерть, страданья, слезы и разлуку.

После выступлений уч-ся учитель делает вывод:

«Независимо от того, кто одерживает победу, в войнах по большому счёту проигрывают все. И прежде всего дети, которые лишаются родителей, дома, возможности нормально учиться. Страдают они и морально, и физически. Тысячи людей гибнут: во время бомбёжек, в концентрационных лагерях, вооружённых столкновениях, при проведении актах терроризма».

Интернет

Учитель: Ребята, прошу вас поискать в интернете, кто первым осудил войну?

(Мы знаем, что первым, кто осудил войну, был Эразм Роттердамский.)

Ученик 1: Я узнал, что Эразм Роттердамский написал трактат «Жалоба мира» (1517 г). Он перечислял все бедствия, какие несёт война, и все возможности преимущества мира. Но этот трактат был всего лишь моральным призывом.

  • Какова актуальность заявленной темы? Актуален ли этот вопрос для молодежи?

Вы знаете, что значение этой темы велико, она актуальна в наше трудное и несправедливое время. Даже ребёнку необходимо знать, что такое хорошо, а что - плохо. Мы должны обладать правовой культурой, знать законы, т.к. их нарушение приводит общество в дикое, варварское состояние. Но, к сожалению, бывает и так: человек знает, что за любое преступление следует наказание, но почему, он идёт на преступление?

Работая сегодня на уроке, мы должны ответить на вопрос:

Поэтому я хочу предложить вам проблемный вопрос. Как вы понимаете слова знаменитого философа Б. ШОУ.



Девизом к нашему сегодняшнему уроку я взяла латинское крылатое выражение «Не для школы, а для жизни мы учимся...».

Прежде чем перейти к изучению МГП, предлагаю вспомнить уже известные вам основные правовые понятия:

В это время проводится устный фронтальный опрос (даются короткие ответы на заранее подготовленные по небольшому объему материала) по вопросам:

подготовленные по небольшому объему материала) по вопросам:

  • Что такое отрасль права? (совокупность норм, регулирующих какую-либо сферу общественных отношений).

  • Назовите отрасли права (Государственное (конституционное), Административное, Уголовное, Процессуальное, Гражданское, Семейное, Трудовое право).

  • Чем преступления отличаются от проступка?

  • С какой отраслью права вы встречались в своей жизни? (Ответы детей).

1 фраза «Договор дороже денег» (гражданское право)

2 фраза «Без дела жить — небо коптить» (трудовое право)

3 фраза «Весьма трудно управлять, если делать это добросовестно» Наполеон I Бонапарт (административное право)

4 фраза «Нашел да не объявил — все равно что утащил» (уголовное право)

5 фраза «Где любовь и совет, там и горя нет» (семейное право)

Тесты в1 и в2 Социальные права (проверить - работа в парах) Найдите свою пару.

Наиболее активные ученики получают оценки.

Давным – давно  в обществе ещё не было законов и люди жили по принципу: «Кто сильнее, тот и прав». С развитием человеческого общества люди пришли к выводу, что нужны специальные правила, по которым следует жить в своей стране.
В современном обществе основные правила записываются в Конституции – главном законе страны. Но есть и международные нормы, которые необходимо выполнять.

  • Скажите, зачем нам, по большому счёту законопослушным гражданам нужно знать Право вообще и МГП в частности, слушать такие страшные истории и решать грустные задачи?

(Нельзя построить дом, не зная законов физики и не владея навыками в строительном деле. Нельзя водить машину, не зная правил дорожного движения. Точно так же невозможно жить в современном обществе, не имея правовых знании. Человек, не разбирающийся в законодательстве, не знает о своих правах и обязанностях, не представляет, что нужно делать, если возникнет сложная ситуация, и беззащитен перед всевозможными неприятностями. Его можно заставить делать то, чего он не должен делать, или лишить того, на что он имеет право, можно запугать несуществующей ответственностью, безнаказанно унижать и не обращать внимания на его требования. Он не умеет цивилизованно защищаться и добиваться своего, не выходя за рамки закона, а вынужден терпеть унижения, вместо того чтобы призвать нарушителей к ответу. И часто мы даже не догадываемся, что в руках у каждого из нас есть мощное средство для решения наших проблем, которое называется «право» которым не так уж трудно воспользоваться, как кажется многим из нас)

  • -Всё верно, предупреждён, значит вооружен.

  • -И не забывайте такую весьма избитую фразу «Незнание закона не освобождает от ответственности»!

  • - Итак, что составляет основу Международного гуманитарного права?

На этот вопрос нам поможет ответить работа в группах.

Прошу на рабочем столе найти набор материалов: документы, источники . Перед вами появился список документов в области Международного гуманитарного права. Вы видите: их много. Мы будем работать с I, II, III, IV Женевскими конвенциями и с двумя дополнительными Протоколами к Женевской конвенции.

Наша задача - рассмотреть основные положения Международного гуманитарного права. Для этого сформируйте, пожалуйста, 3 группы, каждая группа получает свое задание.

  • Самостоятельная организация работы в группе:

  • а) работа в группе:

  • - чтение текста с отметками на полях,

  • -совместное обсуждение текста,

  • -отвечают на вопросы учителя,

  • Б)извлекая необходимую информацию из учебника

  • -поиск в интернете необходимой информации, её фиксация

  • в) Обсуждение полученной информации в каждой из групп, отбор наиболее важной информации, её корректировка, фиксация

  • 2. Обсуждение итоговой информации с учителем, её проверка (по презентации), окончательная фиксация информации в рабочей тетради

  • Каждая группа, используя Интернет и учебник (параграф 22) должна найти ответы на следующие вопросы:

  • В группе происходит мини– обсуждение с целью поиска верного решения.

  • Группы работают самостоятельно в течение 5–7 минут.

  • Для организации познавательной деятельности учащихся наиболее эффективной является технология группового обучения с элементами уровневой дифференциации.

  • Работают несколько групп, сформированных на основе учета уровня способностей учащихся. Каждая группа получает одно из заданий, которое адаптировано к определенному уровню знаний и умений учащихся

1 группа Что такое война. История войн.

ВИКИПЕДИЯ СМОТРИ ИНТЕРНЕТ

Война́ — конфликт между политическими образованиями — государствами, племенами, политическими группировками и так далее, — происходящий в форме вооружённого противоборства, военных (боевых) действий между их вооружёнными силами. Одни из целей войны — собственное выживание или уничтожение противника.

Стих Лида



Проведение игры-активатора “Пирамида”. (после выступления 1 группы)


- Я выберу одного из вас. Он выйдет на середину и пригласит к себе двух других. Те двое выберут каждый себе ещё по двое игроков и т.д. Таким образом, каждый приглашённый должен пригласить к себе ещё по два человека.

Игра заканчивается, когда не остаётся никого, кто ещё сидит на своём месте.

Ребята выстраиваются в “пирамиду”.

- Посмотрите, как мало времени вам потребовалось, чтобы поднять всех присутствующих со своих мест!

Вот с такой же скоростью, словно эпидемия, распространяется и конфликты между людьми, которые приводят к войнам.



Ребята, какие вооруженные конфликты вы знаете?

(Возможные ответы учащихся: арабо-израильский конфликт, конфликт в Грузии, в Египте, Сирии, Украина и т.д.)


  • 2 группа Что такое МГП. Международный Комитет Красного Креста. Основные источники международного права вооруженных конфликтов. Основные лица, находящиеся под защитой МГП. Методы и средства ведения войны.

Стороны в конфликте должны вести себя, учитывая принципы гуманности и уважения прав.

Как вы понимаете понятие «гуманность»?

(Возможный ответ учащихся: ГУМАННОСТЬ - любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому

Конституция Российской Федерации (извлечение) Статья 15

(...) 4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В Уголовном кодексе РФ также предусмотрены нарушения и ответственность в области Международного гуманитарного права. Откройте Уголовный кодекс РФ, раздел XII, главу 34, статью 356.

Уголовный кодекс Российской Федерации (извлечение)

Раздел XII. Преступления против мира и безопасности человечества Статья 356. Применение запрещенных средств и методов ведения войны 1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, — наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.

2. Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, — наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Итак, в чем же сущность Международного гуманитарного права? Коротко о правилах войны 2мин 39

(Возможный ответ учащегося: международное гуманитарное право обеспечивает не только защиту тех, кто оказывается в зоне военных действий, но и определяет меру ответственности виновным за разжигание вооруженного конфликта.)

  • 3 группа Значение МГП. Соблюдение норм МГП

Проблемный вопрос. Ответ на вопрос.



Закрепление Итак, какая тема урока у нас была? Прошу ответить на вопрос?

Я прошу вас ответить на вопрос. Как вы думаете? Вопрос. Мнения, размышления…

Я прошу вас прослушать авторитетное мнение и ответить на вопрос.

подготовить(выбрать) вопросы по теме.

Авторитетное мнение. Почему войны не запрещены правом вооруженных конфликтов? 1 группа

Авторитетное мнение. Если нормы права войны так часто нарушаются, есть ли в них смысл? 2 группа

Авторитетное мнение. Запрещен ли терроризм в праве вооруженных конфликтов? 3 группа

Запишите 10 самых важных слов по теме добро







После выступления групп учитель делает вывод:

Международное гуманитарное право


защищает лица, прекративших принимать участие в военных действиях
(раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных).


предоставляет защиту лицам, не принимающим непосредственного участия в военных действиях
(гражданскому населению, медицинскому и духовному персоналу).


защищает объекты, которые не служат непосредственно военными целями
(например, жилые дома, школы, места отправления культа).



РЕФЛЕКСИЯ Конверт недосказанных фраз

Человек и война… Жизнь и смерть… Надежда и страдание… Почему разумный человек убивает себе подобных?

Человечество считает вопрос войны и мира одной из глобальных проблем современности, а это уже вселяет уверенность в то, что когда-либо разум победит.

В завершении нашей работы я предлагаю вам ответить на следующие вопросы


После сегодняшней нашей встречи я хочу сказать …

Международное гуманитарное право необходимо знать, потому что …

Тот, кто развязывает войну, должен помнить …

Если человечество будет игнорировать нормы Международного гуманитарного права …

Ребенок и война – это …

Чтобы нормы Международного гуманитарного права работали …

Я не хочу, чтобы …

Я надеюсь …

Пусть наша встреча …

Мы, простые школьники, живущие в мире, должны знать …


  • Мы надеемся, что XXI век, пройдет под знаком гуманизма и милосердия.

  • Проект от всего класса 1мин 30 сек

Самооценка. Поднимайте руки у кого сегодня «5», у кого «4». Кто не смог хорошо справиться с работой?

Учитель дает дифференцированное домашнее задание.

Домашнее задание (1 минута)

Включает в себя:

- обязательную часть – параграф 22, подготовить пересказ

- творческое задание: Составить памятку: « Как не стать жертвой преступления?»

- индивидуальные задания

1)Создать компьютерную презентацию «МГП»

2) для любознательных:

а) Ознакомиться с УК РФ, К РФ (тема МГП)

б) Написать эссе по теме «Гуманная война».


В конце урока звучит песня А. Розенбаума "А может, не было войны" (если останется время)



Что мы знаем о войне?! – Немного…
По рассказам бабушек и мам
Знаем, что надежда и тревога
Об руку ходили по домам.

Слухи зависали, как знамена.
Дымом застилался горизонт.
Многоверстный и многоименный
Жаждал крови ненасытный фронт.

А из тыла за волной волна
Шла латать верховные промашки:
Всасывала мальчиков война –
И выплевывала мертвые бумажки.

Каждый шаг – к победе ли, к беде, –
Сводки измеряли расстояньем.
Даже самый распобедный день
Был кому-то вечным расставаньем.

Годы возвращающий экран,
Очевидцев честные романы –
Все равно останутся обманом: Ссадины не заменяют ран.

Только изредка за толщей дней
Вдруг всплеснёт сирены голос лютый,
Замирая криками детей –
И застынет сердце на минуту…

(М. Галин
















Международное гуманитарное право - отрасль международного права, представляет собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов.


Международное гуманитарное право


защищает лица, прекративших принимать участие в военных действиях
(раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных).


предоставляет защиту лицам, не принимающим непосредственного участия в военных действиях
(гражданскому населению, медицинскому и духовному персоналу).


защищает объекты, которые не служат непосредственно военными целями
(например, жилые дома, школы, места отправления культа).


Международное гуманитарное право - отрасль международного права, представляет собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов.

Международное гуманитарное право


защищает лица, прекративших принимать участие в военных действиях
(раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных).


предоставляет защиту лицам, не принимающим непосредственного участия в военных действиях
(гражданскому населению, медицинскому и духовному персоналу).


защищает объекты, которые не служат непосредственно военными целями
(например, жилые дома, школы, места отправления культа).


Международное гуманитарное право - отрасль международного права, представляет собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов.


Международное гуманитарное право


защищает лица, прекративших принимать участие в военных действиях
(раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных).


предоставляет защиту лицам, не принимающим непосредственного участия в военных действиях
(гражданскому населению, медицинскому и духовному персоналу).


защищает объекты, которые не служат непосредственно военными целями
(например, жилые дома, школы, места отправления культа).






Конституция Российской Федерации (извлечение) Статья 15

(...) 4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Уголовный кодекс Российской Федерации (извлечение)

Раздел XII. Преступления против мира и безопасности человечества Статья 356. Применение запрещенных средств и методов ведения войны 1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, — наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.

2. Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, — наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.




Конституция Российской Федерации (извлечение) Статья 15

(...) 4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Уголовный кодекс Российской Федерации (извлечение)

Раздел XII. Преступления против мира и безопасности человечества Статья 356. Применение запрещенных средств и методов ведения войны 1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, — наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.

2. Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, — наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.





Конституция Российской Федерации (извлечение) Статья 15

(...) 4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Уголовный кодекс Российской Федерации (извлечение)

Раздел XII. Преступления против мира и безопасности человечества Статья 356. Применение запрещенных средств и методов ведения войны 1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, — наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.

2. Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, — наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Конституция Российской Федерации (извлечение) Статья 15

(...) 4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Уголовный кодекс Российской Федерации (извлечение)

Раздел XII. Преступления против мира и безопасности человечества Статья 356. Применение запрещенных средств и методов ведения войны 1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, — наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.

2. Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, — наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.







































Ход урока:


Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Комментарии

1. Организационный момент


Слайд № 1

2.

Актуализация темы

Какое страшное слово «война», оно похоже на костлявую старуху, которая несет боль, смерть, страданья, слезы и разлуку.

В Наполеоновских войнах (1805-1815 гг.) число убитых составило около 1 млн. человек. Первая мировая война повлекла за собой 10 млн. смертей, в пропорции 20 воинов на 1 гражданское лицо (не считая 21 млн. погибших от эпидемий). Во Второй мировой войне было убито от 40 до 60 млн. человек, приблизительно в равном соотношении воинов и гражданских лиц. В современной войне, по прогнозам экспертов, соотношение убитых может быть 10 гражданских лиц на 1 военнослужащего. За 3.400 лет на Земле было лишь 250 лет всеобщего мира.

(Учащиеся просматривают видеофрагмент из фильма «Великая война»)

Вторая мировая, Великая Отечественная, Международное сообщество было потрясено последствиями этих войн и прилагает серьезные усилия, чтобы не допустить развязывание новых войн. Однако вооруженные конфликты все еще остаются реальностью нашего времени.

По данным Центра оборонной информации, в 2009 году в мире протекало 14 крупных вооруженных конфликтов (столько же, сколько в 2008 году, но вдвое меньше, чем в 2003 г.). Крупным считается конфликт в том случае, если в результате вооруженного насилия погибло более 1 тысячи человек.

Ребята, какие вооруженные конфликты вы знаете?

(Возможные ответы учащихся: арабо-израильский конфликт, конфликт в Грузии, в Египте и т.д.)

В вооруженных конфликтах всегда принимают участие две категории населения. Это комбатанты ((от фр. Combatant – воин-боец) - в международном праве лица, входящие в состав вооруженных сил и непосредственно участвующие в военных действиях) и некомбатанты (нонкомбатанты, фр. non-combattants — «не воюющие» (БЭС)).

Мы сейчас просмотрим видеофрагмент. Ваша задача выявить, кто становится жертвами вооруженного конфликта?

(Просмотр видеофрагмента)

Итак, кто же становится жертвами вооруженного конфликта?

(Возможные ответы учащихся: раненые, мирное население, гражданское население, дети, военнопленные и т.д. Одновременно с ответами учащихся на доске выстраивается схема:

Комбатанты Некомбатанты


Военные гражданское население журналисты

медперсонал

мирное население

военнопленные

раненые)

Мы выяснили, что пострадавшими от вооруженных конфликтов становятся как вооруженные участники, так и невооруженные участники.

Скажите, пожалуйста, какие права человека нарушаются в ходе вооруженных конфликтов?

(Возможные ответы учащихся: право на жизнь, на свободу, на собственность)

Как вы думаете, существует ли в современном мире отрасль права, стоящая на защите жертв вооруженных конфликтов?

(Возможный ответ учащихся: да)

Правильно, эта отрасль называется «Международное гуманитарное право».

Цель нашего урока – выяснить, что в себя включает термин «Международное гуманитарное право».

Слайд № 2











Слайд № 3










Слайд № 4










Работа с доской





Слайд № 5



Работа с доской.













Слайд № 6











Слайд № 7


3.

Этап осмысления: изучение нового материала, работа со Справочно-правовой системой «Консультант Плюс: Средняя школа», составление таблиц

Международное гуманитарное право - отрасль международного права, представляет собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов.

Что составляет основу Международного гуманитарного права?

На этот вопрос нам поможет ответить Справочно-правовая система «Консультант Плюс: Средняя школа».

Прошу на рабочем столе найти значок СПС «Консультант Плюс: Средняя школа», открыть программу и в поле «Быстрый поиск» набрать «Международное гуманитарное право». Перед вами появился список документов в области Международного гуманитарного права. Вы видите: их много. Мы будем работать с I, II, III, IV Женевскими конвенциями и с двумя дополнительными Протоколами к Женевской конвенции.

Наша задача - рассмотреть основные положения Международного гуманитарного права. Для этого сформируйте, пожалуйста, 3 группы, каждая группа получает инструкцию № 1 к работе. (Приложение № 1)

(учащиеся работают в группах, затем составляют таблицу, делают выводы и представляют всему классу свою работу (на работу отводится до 10 мин.))

После выступления групп учитель делает вывод:

Международное гуманитарное право


защищает лица, прекративших принимать участие в военных действиях
(раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных).


предоставляет защиту лицам, не принимающим непосредственного участия в военных действиях
(гражданскому населению, медицинскому и духовному персоналу).


защищает объекты, которые не служат непосредственно военными целями
(например, жилые дома, школы, места отправления культа).

Стороны в конфликте должны вести себя, учитывая принципы гуманности и уважения прав.

Как вы понимаете понятие «гуманность»?

(Возможный ответ учащихся: ГУМАННОСТЬ - любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому. (БЭС))

Совершенно верно, поэтому Международное гуманитарное право не допускает в условиях вооруженного конфликта руководствоваться девизом: «На войне как на войне».

Оно налагает ограничения и запреты, устанавливает права и обязанности воюющих стран, четко предписывает каждому вовлеченному в конфликт, что он должен делать и что не должен. Если стороны не соблюдают данные запреты, то наступает ответственность. Какая? Чтобы ответить на этот вопрос, мы обращаемся к СПС «Консультант Плюс: Средняя школа». Положите перед собой инструкцию № 2 и приступайте к работе (приложение № 2).

(Учащиеся работают в группах, затем заполняют левую колонку таблицы (на работу отводится до 5 мин.))

После работы учащиеся представляют свои результаты.

В Уголовном кодексе РФ также предусмотрены нарушения и ответственность в области Международного гуманитарного права.

Вновь воспользуемся СПС «Консультант Плюс: Средняя школа». Откройте Уголовный кодекс РФ, раздел XII, главу 34, статью 356. И заполните вторую часть вашей таблицы.

(Учащиеся работают в группах, затем заполняют правую колонку таблицы (на работу отводится до 3 мин.))

После работы учащиеся представляют свои результаты.

Итак, в чем же сущность Международного гуманитарного права?

(Возможный ответ учащегося: международное гуманитарное право обеспечивает не только защиту тех, кто оказывается в зоне военных действий, но и определяет меру ответственности виновным за разжигание вооруженного конфликта.)

Слайд № 8







Слайд № 9







Слайд № 9



Слайд № 10




Слайд № 10



Слайд № 11






























Слайд № 12











Учащимся приводятся два высказывания:

«Война – зло; ее ведут с помощью больших несправедливостей и насилия, но для честных людей и на войне существуют некоторые законы. Нельзя гнаться за победой, если выгоды, какие дает она, будут приобретены путем низости и преступления». Плутарх, древнегреческий историк

«Когда гремит оружие, законы молчат» Цицерон, древнеримский мыслитель.

Учащиеся сравнивают оба высказывания и делают выводы, соотнося такие понятия как «война» и «право».

Слово учителя: Управление вооруженной ситуацией выгодно для обеих конфликтующих сторон. У каждой стороны могут быть раненые, пленные. Что разумнее в этом случае надеяться на случайное милосердие противника или быть уверенным, что им окажется помощь обязательная по закону? Очевидно второе.

Запись в тетради. Международное гуманитарное право - отрасль международного права, представляющего собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооружённых конфликтов.

Слово учителя: Еще в глубокой древности некоторые военачальники, следуя обычаю, не позволяли своим подчиненным казнить пленных, приказывали щадить женщин и детей, запрещали отравлять колодцы. Эти обычаи со временем оформились в нормы обычного права, которыми руководствовались противоборствующие стороны. В ряде случаев воюющие заключали письменные соглашения о соблюдении правил гуманного обращения с противником. Однако вплоть до второй половины XIX века такие соглашения не носили всеобщего характера и, как правило, действовали лишь во время одного сражения или одной войны. Первым письменным многосторонним международным договором стала Женевская конвенция 1864 г., которая кодифицировала неполные и разрозненные древние законы и обычаи войны об отношении к раненым воинам. Отныне государства, присоединившиеся к конвенции, брали на себя обязательство относиться к раненым на поле боя с уважением и оказывать им помощь, даже если они принадлежат к стороне противника.

Запись в тетради.

Военнопленные — участники военных действий, захваченные в плен неприятельской стороной во время международного вооруженного конфликта.

Жертвы войны — раненые и больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные, гражданское население.

Слово учителя: Какие же источники приняты за основу международного гуманитарного права?

(По ходу повествования учащиеся заполняют таблицу).

Основные источники современного гуманитарного права

Основные положения

1949 г. — Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях

— Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море.

— Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. об обращении с военнопленными.

— Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. о защите гражданского населения во время войны.

 

1972 г.

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении. Открыта к подписанию в Лондоне, Москве и Вашингтоне 10 апреля 1972 г.

 

1977 г. — Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г.,

Касается защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I). Принят на дипломатической конференции в Женеве 8 июня 1977 г.

В 1960 году возникает организация, которая впоследствии стала называться Международным комитетом Красного Креста. Деятельность этой организации направлена на контролировании соблюдения положений международного гуманитарного права во время вооруженных конфликтов. А также помощи гражданским лицам, которые пострадали в войнах.

Некоторые положения международного гуманитарного права закреплены и в Конституции РФ 1993 г.

Конституция Российской Федерации

(извлечение)

Статья 15

(...) 4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Уголовный кодекс Российской Федерации

(извлечение)

Раздел XII. Преступления против мира и безопасности человечества Статья 356. Применение запрещенных средств и методов ведения войны 1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, — наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.

2. Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, — наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Групповая работа учащихся. Каждая группа получает задание сформулировать правовые положения, защищающих жертв войны:

1-я – защита раненых и больных;

2-я – потерпевших крушение;

3-я – защита военнопленных;

4-я – защита гражданского населения.

Результаты обобщаются и сравниваются с конвенциями приятными в Женеве в 1949 и 1977 годах, а также со схемой на доске.

 

Схема 1. Сущность международного гуманитарного права.

 

 

 

 

 

 

 



Выводы по второму вопросу учащиеся записывают схематически

 




 

 

 

 

 

 



IV. Дети и война.

Вопрос учителя: «Что вам известно о проблемах детей в условиях вооруженного конфликта»?

Обсуждаются ответы учащихся и приводятся основные положения Международного гуманитарного права касающиеся участия детей в вооруженных конфликтах, как то - защиту двух видов: общую и особую.

Слово учителя: Общая – как часть гражданского населения они имеют право на уважительное отношение к себе во время вооруженного конфликта.

Особая – так как в силу своего возраста они наиболее уязвимая часть населения, то во время войны им предоставляется дополнительно ряд прав:

        во время войны дети должны быть эвакуированы из районов боевых действий;

        если дети остались на оккупированной территории, то они не должны зачислятся в зависящие от оккупирующей стороны военные формирования или организации;

        дети, не достигшие 18 лет не должны в принудительном порядке привлекаться к трудовой повинности;

        дети, не достигшие 15 лет не могут быть призваны или зачислены добровольно в армию.

Вопрос учителя: «Необходима ли особая защита детей в вооруженном конфликте? Ответ обоснуйте».

Выводы по третьему вопросу: МГП обеспечивает защиту детей как части гражданского населения, однако как наиболее уязвимой части населения им предоставляются особые права.

 

V. Значение международного гуманитарного права.

Учащиеся анализируют связь между международным гуманитарным правом и Всеобщей декларацией прав человека. Подчеркивается, что и первая и вторая группы документов строятся на гуманистических началах.

Группы делятся на «оптимистов» и «скептиков» и получают задание: «оптимисты» - привести аргументы, подтверждающие необходимость норм МГП, «скептики» - приводят аргументы, подтверждающие. что во время войны МГП практически не соблюдается.

После обсуждения и анализа аргументов обеих сторон, учитель говорит о международных военных трибуналах, которые судят военных преступников.

Слово учителя: Первый такой трибунал состоялся в 1949 году над нацистскими преступниками в Нюрнберге. По решению ООН в 90-х годах работали международные военные трибуналы по разбору преступлений в Руанде и Югославии.

Выводы по четвертому вопросу: Да, положения международного гуманитарного права соблюдаются не всегда, однако в МГП предусмотрена личная уголовная ответственность за нарушения МГП и если участники вооруженного конфликта осознают, что за совершаемые преступления они понесут наказание, то это заставляет их задуматься.

 

VI. Обобщающие выводы.

Учитель задает классу вопросы:

1.     Имеет ли смысл пытаться установить правила ведения войны?

2.     Каковы причины побуждающие воюющие стороны соблюдать положения международного частного права?

3.     Почему международное гуманитарное право содержит положения по необходимости изучать это право не только военным, но и гражданским лицам?

4.     Каково ваше отношение к существованию в жизни правил? Всегда ли вы


II. 1. Сущность МГП.

Международное право – система юридических норм, создаваемых государствами и частично другими субъектами международного права и регулирующих отношения между ними.


Международное гуманитарное право – является отраслью

международного права и представляет собой совокупность правовых норм,

основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение

последствий вооруженных конфликтов.


В условиях международного конфликта МГП

- Защищает лиц, прекративших принимать участие в военных действиях

(раненых, военнопленных, больных;

- Защищает лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях (гражданское население, медперсонал, духовенство);

- Защищает объекты, непосредственно военным целям (жилые дома, школы, больницы);

- Запрещает применение средств и методов ведения военных действий, которые причиняют излишние повреждения или страдания, не позволяют проводить различия между гражданским и военными лицами и объектами, наносят ущерб природной среде.


  1. Источники МГП.

4 Женевские конвенции 1949 года;

2 Дополнительных протокола 1977 года.

Организация работы с текстами документов.

3. Основные нормы МГП и ответственность за их нарушение.

МГП призвано сделать войну более человечной, оградить от жестокостей и страданий. Одно из главных правил – военные действия могут осуществляться только против сражающегося противника. Четко зафиксированы запрещенные действия в отношении жертв военных действий: убийства, увечья, пытки, истязания, взятие заложников и др. МГП обязывает проявлять милосердие к раненным и больным. Медицинский персонал не может быть объектом нападения. При выборе средств и методов ведения боевых действий запрещается прибегать к действиям, не обусловленным военной необходимостью. Ограничивает применение некоторых видов оружия: пули со смещенным центром тяжести, пластиковые мины; яды и бактериологическое оружие; оружие неизбирательного действия (противопехотные мины).

Ограничено использование определенных методов ведения боевых действий – вероломство, а военные хитрости – маскировка, дезинформация допускаются. Участники военных действий обязаны следовать нормам МГП, вести войну по правилам, основанным на принципах человечности и здравого смысла.

Ответственность за нарушение МГП:

Человек, нарушивший нормы МГП, несет ответственность. Личная уголовная ответственность предусматривается за совершенные военные преступления. В подавляющем большинстве случаев привлечение к ответственности лиц, совершивших военные преступления, осуществляется самим государством.


4. Международный комитет красного креста (МККК).

Международный комитет красного креста был основан в 1863 году в Женеве и является старейшей независимой общественной гуманитарной организацией. МККК действует главным образом в ситуациях вооруженного конфликта. Его эмблемой является красный крест на белом поле. Его девиз: «Милосердие на поле брани».

Основные направления его деятельности включают:

- обеспечение прав жертв военных действий и ситуаций насилия внутри страны.

- в целях защиты жизни и здоровья людей оказание помощи жертвам вооруженных конфликтов и ситуаций насилия внутри страны. Такая деятельность включает продовольственную и иную материальную помощь;

- содействие развитию МГП и распространение знаний о не, обеспечение его эффективного соблюдения.

Почти во всех странах созданы национальные общества Красного Креста или Красного Полумесяца, которые действуют как в мирное, так и в военное время.



. Обобщающий контроль.

В завершении нацеливаю учащихся на осознание главных идей темы. Предлагается обсудить эпиграфы к уроку и выбрать наиболее подходящий

к теме урока.


«Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту». Конфуций


«Старый девиз права войны: «Причини неприятелю весь возможный ущерб» уступило место новому закону: «Не причиняй неприятелю больший ущерб, чем того требует цель войны». Ж. Питке


«Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось научиться жить на Земле, как люди» Б. Шоу


«Все на войне противоречит понятию гуманности, и все в ней взывает к сохранению гуманности. Задача и смысл норм права войны заключается в том, чтобы примирить эти крайности». О. Рюссбак




Расшифруй анаграммы. При помощи перестановки букв получи новое понятие. Учащиеся записывают ответы графической ручкой, а потом проверяется при помощи затенённого экрана.

Интеллектуальная игра: «Анаграммы».

Ребятам предлагаются слова с перепутанными буквами. Учащиеся должны составить правильно слова.

  • Оуцнститикя Конституция

  • Онвцияекн Конвенция

  • Зоакн Закон

  • Меррториз Терроризм

  • Баусьд Судьба

  • Маннгуосьт Гуманность

  • Лицяипо Полиция

  • Ступкопо Поступок

  • Езидптрен Президент

  • Дрообта Доброта




При помощи перетаскивания букв получится известное высказывание, проверяется при помощи затенённого экрана.

Задание «Зашифрованное предложение»

На доске зашифровано предложение. Вам надо записать в тетрадь каждую вторую букву этого предложения. У вас должно получиться известное высказывание.

Псатламршичкуи жовбфъгядвблзярюст фвжохймнку, да фувмпицроахтсь фивдгуот вмдофлжопдчыбе. (Г. Гувер)


Старики объявляют войну, а умирать идут молодые. (Г. Гувер)



Подведём итог. Возможен ли вечный мир? Однако на самом деле в мире слишком много неблагополучия, чтобы надеяться на то, что войны перестанут быть средством достижения политических целей. Это не значит, что борьба за мир лишена смысла. Великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский полагал, что истинный нравственный закон запрещает обижать ребёнка, даже если в результате будет осчастливлено всё человечество.



Приложение № 1


Учитель: Принято считать, что XX век дал человечеству цивилиза­цию и культуру. Но он был богат и войнами. В Первой мировой войне принимали участие 38 стран, под ружья было поставлено более 70 млн. человек, а общие потери вое­вавших стран составили примерно 10 млн. убитых и 20 млн. раненых, вдвое больше, чем за весь предыдущий век.
В XX веке войны приобрели глобальный характер и потому получили название мировых.
В начале Первой мировой войны нормы международного права были беззастенчиво попраны. (Применение хим.оружия)
Во Вторую мировую войну оказалось втянуто 61 госу­дарство, в которых проживало до 80% населения планеты. Военные дей­ствия велись не только на суше, но и на всех океанах, охватив гигантские области Евразии, Северной Африки и Океании. В армии было призвано примерно 11О млн. человек. Погибло 65 млн. человек, приблизительно по­ловину из которых составляли жертвы среди гражданского населения, страдавшего от массированных обстрелов, бомбардировок с воздуха и карательных акций.
Всего две бомбы, сброшенные США на японские города Хиросиму и Нагасаки привели к мгновенной гибели бо­лее 100 тысяч японцев, и еще примерно 400 тысяч получили смертельную дозу облучения.
На оккупированных территориях завоеватели вводили жестокий режим, основанный на насилии и ограблении коренного населе­ния. Концлагеря, которые в годы первой мировой войны использовались преимущественно для военнопленных, во Второй мировой войне стали пунктами массового уничтожения не только солдат, но и гражданского населения противника. К концу войны в Германии и оккупированных ею странах действовало до 1,1 тыс. таких «фабрик смерти». За несколько лет через них прошло около 18 млн. человек, примерно две трети из которых погибли.
 С чем можно сравнить войну?  Какого цвета война. Какие ассоциации вызывает у вас слово война?
«Мировое сообщество вступило в начало третьего тысячелетия. Мир не стал добрее. По-прежнему идут вооруженные конфликты в странах мира. И если нельзя добиться мира сразу, то необходимо постараться уменьшить страдания людей, которые им приносит война. Одним из главных механизмов ограничения жестокости вооруженных конфликтов является регулирование поведения их участников с помощью норм международного гуманитарного права
Вслушайтесь в это название и скажите:
Почему мы говорим о Международном гуманитарном праве? (Ответы уч-ся, повторяем термины: гуманизм, гуманный). ЦЕЛЬ НАШЕГО УРОКА.
(После ознакомления с целями урока внимание учащихся обращается на формулирование плана урока) (учащиеся делают это самостоятельно, руководствуясь традиционным алгоритмом изучения отрасли права: понятие и нормативная база –– основные положения –– ответственность).

В ХХ веке две мировые войны унесли жизни почти 100.000.000 человек. Среди них не только военные, но и гражданские лица.
Запись в тетради.
Военные лица  — лица, входящие в состав вооруженных сил.
Гражданские лица — лица, не входящие в состав вооруженных сил. ».
Вооруженные конфликты продолжаются и в них страдает прежде всего мирное население (можно проиллюстрировать современную международную обстановку обратившись к карте, на которой обозначены очаги конфликтов).
Всеобщего мира добиться в один момент сложно и поэтому нужно приложить все усилия, чтобы облегчить страдания людей, приносимые войной. Этому способствует международное гуманитарное право – одно из отраслей международного права.

Вывод по первому вопросу: Во все времена вооруженные конфликты приносили людям глубокие страдания, тяжелые материальные и человеческие потери. Осознавая это, человечество стремится найти способ смягчить бедствия вызванные войной.

2 вопрос: Сущность, источники, нормы МГП

Приводим 2 высказывания:
ЭПИГРАФ (Д. Робертс) и
«Когда гремит оружие, законы молчат» Цицерон, древнеримский мыслитель
Учащиеся сравнивают высказывания, делают выводы (Во время войны нарушаются права человека: право на жизнь на защиту чести , достоинства…
Учитель: Управление вооруженной ситуацией выгодно для обеих конфликтующих сторон. У каждой стороны могут быть раненые, пленные. Что разумнее в этом случае надеяться на случайное милосердие противника или быть уверенным, что им окажется помощь обязательная по закону? Очевидно второе.
Запись в тетради. Международное гуманитарное право - отрасль международного права, представляющего собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооружённых конфликтов.
Учитель:Еще в глубокой древности некоторые военачальники, следуя обычаю, не позволяли своим подчиненным казнить пленных, приказывали щадить женщин и детей, запрещали отравлять колодцы. Эти обычаи со временем оформились в нормы обычного права, которыми руководствовались противоборствующие стороны. В ряде случаев воюющие заключали письменные соглашения о соблюдении правил гуманного обращения с противником. Однако вплоть до второй половины XIX века такие соглашения не носили всеобщего характера и, как правило, действовали лишь во время одного сражения или одной войны. Первым письменным многосторонним международным договором стала Женевская конвенция 1864 г., которая кодифицировала неполные и разрозненные древние законы и обычаи войны об отношении к раненым воинам. Отныне государства, присоединившиеся к конвенции, брали на себя обязательство относиться к раненым на поле боя с уважением и оказывать им помощь, даже если они принадлежат к стороне противника.
Запись в тетради.
Военнопленные — участники военных действий, захваченные в плен неприятельской стороной во время международного вооруженного конфликта.
Жертвы войны — раненые и больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные, гражданское население.

Учитель: Мы живем в 21 веке. удастся ли поставить заслон бесчеловечности, насилию? Во многом это зависит от нас, от нашего умения договориться, жить по правилам. Относиться друг к другу гуманно даже в условиях самого жестокого противостояния
Какие же источники приняты за основу международного гуманитарного права? Но прежде, чем с ними познакомиться, мы попробуем сами сформулировать правовые положения, защищающие жертв войны (4группы)
1-я группа – разработать положения, защищающие раненых, больных,
2. потерпевших кораблекрушение.
3-я группа – разработать положения, защищающие военнопленных.
4-я группа – выработать положения, защищающие гражданское насе­ление.
А теперь Я предлагаю вам познакомиться с основными источника­ми международного гуманитарного права. (Документы)
Прежде всего ими являются четыре Женевские конвенции 1949 г. и два Дополнительных протокола к ним 1977 г.
Каждая из четырех Женевских конференций включает положения, предоставляющие правовую защиту конкретной категории жертв воору­женных конфликтов.

Задание: по текстам Конвенций охарактеризовать отношение каж­дой категории населения и в чем выражается их защита.

Первая Женевская конвенция обеспечивает правовую защиту больных и раненых в действующих армиях
Вторая конвенция защищает раненых, больных и лиц, потерпевших кораб­лекрушение, из состава вооруженных сил на море
Третья защищает военнопленных
Четвертая защищает гражданское население во время войны.
В 1960 году возникает организация, которая впоследствии стала называться Международным комитетом Красного Креста. Деятельность этой организации направлена на контролирование и соблюдение положений международного гуманитарного права во время вооруженных конфликтов. А также помощи гражданским лицам, которые пострадали в войнах МГП является юридической базой деятельности Международного Красного Креста и Красного Полумесяца, которое в качестве нейтральной организации оказывает большую помощь жертвам вооруженных конфликтов. (Индив.задание об истории создания МКК и КП )
Некоторые положения международного гуманитарного права закреплены и в Конституции РФ 1993 г.(Ст. 15) (Приложение, слайд)

3 вопрос. Конституция Российской Федерации

(извлечение)
Статья 15
(...) 4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Вывод: Поведение сторон конфликта должно базироваться на принципах гуманности и уважения права. МГП налагает ограничения и запреты, устанавливает права и обязанности воюющих сторон, устанавливает границы поведения сторон вооруженных  конфликтов.
 3в ДЕТИ И ВОЙНА

Вопрос учителя: «Что вам известно о проблемах детей в условиях вооруженного конфликта»?

Обсуждаются ответы учащихся и приводятся основные положения Международного гуманитарного права касающиеся участия детей в вооруженных конфликтах, как то - защиту двух видов: общую и особую.

Учитель:Общая – как часть гражданского населения они имеют право на уважительное отношение к себе во время вооруженного конфликта.
Особая – так как в силу своего возраста они наиболее уязвимая часть населения, то во время войны им предоставляется дополнительно ряд прав:

  • во время войны дети должны быть эвакуированы из районов боевых действий;

  • если дети остались на оккупированной территории, то они не должны зачисляться в зависящие от оккупирующей стороны военные формирования или организации;

  • дети, не достигшие 18 лет не должны в принудительном порядке привлекаться к трудовой повинности;

  • дети, не достигшие 15 лет, не могут быть призваны или зачислены добровольно в армию.

Вопрос учителя: «Необходима ли особая защита детей в вооруженном конфликте? Ответ обоснуйте».

Выводы по третьему вопросу: МГП обеспечивает защиту детей как части гражданского населения, однако как наиболее уязвимой части населения им предоставляются особые права.

4 вопрос. Значение МГП

Учащиеся анализируют связь между международным гуманитарным правом и Всеобщей декларацией прав человека. Подчеркивается, что и первая и вторая группы документов строятся на гуманистических началах.
После обсуждения и анализа аргументов обеих сторон, учитель говорит о международных военных трибуналах, которые судят военных преступников.

Учитель: Первый такой трибунал состоялся в 1949 году над нацистскими преступниками в Нюрнберге. По решению ООН в 90-х годах работали международные военные трибуналы по разбору преступлений в Руанде и Югославии.

Выводы по четвертому вопросу: Да, положения международного гуманитарного права соблюдаются не всегда, однако в МГП предусмотрена личная уголовная ответственность за нарушения МГП и если участники вооруженного конфликта осознают, что за совершаемые преступления они понесут наказание, то это заставляет их задуматься.
Лицо,  совершившее военные преступления должно быть привлечено к уголовной ответственности и понести наказание на  основании внутреннего законодательства (в РФ – ст. 356 УК РФ).

Серьезные нарушения, зафиксированные в международных договорах

Серьезные нарушения, зафиксированные в ст.356УКРФ

1. Геноцид
2. Преступление против человечности (пытки, причинение серьезных страданий, серьезного увечья, преднамеренного убийства, незаконное , произвольное разрушение городов, сел.., присвоение имущества, не вызываемое военной необходимостью

1. Жестокое обращение с военнопленными  или гражданским населением;
2. Депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории;
3. Применение в вооруженном конфликте оружия массового поражения, средств и методов ведения войны,  запрещенных международным договором РФ




Рассказ "Маски откровения"

"Наша семья оказалась в зоне военного конфликта. Оккупанты расстреляли маму, а меня отправили на принудительные работы и сделали рабыней. Сегодня мне исполнилось 15 лет, но на вид мне не дать и одиннадцати. Косички мне отстригли наголо, руки мои высохли, как грабли. Я постоянно кашляю, изо рта часто идет кровь – у меня отбили легкие. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Да, я – рабыня! Работаю очень много, выполняю самую тяжелую работу в доме хозяина. Живу в деревянном сарае: в комнаты входить нельзя. Два раза я убегала от хозяев. Но меня возвращали и били. Не хочу больше жить. Я хочу спросить вас, существуют ли какие-нибудь правила обращения с мирными жителями, тем более с подростками, на оккупированной территории? Есть ли законы, защищающие мирных жителей?"

2 ведущий: Помогите ответить. (Идет обсуждение, но конкретных, четких ответов мало).

1 ведущий: Давайте попросим "правоведов" прокомментировать рассказ "Маски откровения" на основании конкретных статей Женевских конвенций и Дополнительных протоколов в ним. (Представители группы, опираясь на схему "МГП – война – дети" [см. Приложение № 3], комментируют ситуацию).

2 ведущий: Когда-то Цицерон сказал: "Когда гремят пушки, законы молчат".

1 ведущий: Но известны и такие слова древнеримского поэта Горация: "Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений". И человечество очень долго шло к тому, чтобы создать законы, оберегающие ребенка от ужасов войны.

Считаю, что проведение подобных уроков необходимо, так как современный мир порою склонен решать возникающие конфликты не за столом переговоров, а используя силу, забывая при этом, что жертвами войны становятся не только военные, но и мирные жители: дети, старики, женщины.

Военные лица  — лица, входящие в состав вооруженных сил.

Гражданские лица — лица, не входящие в состав вооруженных сил.

Мы сейчас вспомним видеофрагмент. Ваша задача выявить, кто становится жертвами вооруженного конфликта?

  • Итак, кто же становится жертвами вооруженного конфликта?

(Возможные ответы учащихся: раненые, мирное население, гражданское население, дети, военнопленные и т.д.


В вооруженных конфликтах всегда принимают участие две категории населения. Это комбатанты ((от фр. Combatant – воин-боец) - в международном праве лица, входящие в состав вооруженных сил и непосредственно участвующие в военных действиях) и некомбатанты (нонкомбатанты, фр. non-combattants — «не воюющие» (БЭС)).



Одновременно с ответами учащихся на доске выстраивается схема:

Комбатанты Некомбатанты


Военные гражданское население журналисты

медперсонал

мирное население

военнопленные

раненые)

Мы выяснили, что пострадавшими от вооруженных конфликтов становятся как вооруженные участники, так и невооруженные участники.




28



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя