Тема: Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг.
Цели и задачи: дать представление о международном положении после окончания Гражданской войны в России; определить и представить положение Советской России на Генуэзской конференции; совершенствовать навыки самостоятельной работы с историческими документами и понятиями; помочь учащимся осознать характер советской внешней политики в 20-е гг. ХХ в.;
Планируемые результаты: предметные: описывать предпосылки создания и укрепления экономических отношений РСФСР и СССР с капиталистическими странами; познакомить с итогами Генуэзской конференции и Рапалльского договора; показать особенности договоров, заключённых РСФСР со странами Востока;
Метапредметные УДД: 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи; находить в тексте необходимую информацию; 2) регулятивные: составлять план действий; соотносить свои действия с планируемым результатом; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; 3) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, использовать таблицы и схемы для получения информации; анализировать материал учебника;
Личностные результаты УДД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению прошлого своей страны, уважительное отношение к историческому наследию.
Ресурсы: учебник; карта; проектор; схемы и документы к уроку.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: беседа
Понятия: автономия, унитарное государство, федеративное государство
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивационно-целевой этап
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим знакомиться с международным положением и внешней политикой СССР в 1920-е гг. Но, чтобы полнее понять эту тему, надо вспомнить Версальско-Вашингтонскую систему и те международные отношения, которые сложились в Европе и мире в 1920-е гг. (слайд 1)
Текущий контроль знаний и умений:
Давайте повторим материал прошлого урока. Внимание на экран (слайд 2).
Задание 1. Разминка. Приём «Скачки». https://learningapps.org/watch?v=pd7du3don22
Слайд 3. Задание 2. Задание 2. Совпадали ли «пункты» В. Вильсона с планами других великих держав? (вопросы по документу) (с. 57). Задание 3. ВОПРОСЫ (с. 56-57). 2, 4, 5, 6.
Слайд 4. К началу 1920-х гг. положение в мире определялось продолжавшимся формированием новой системы международных отношений, получившей позднее название Версальско-Вашингтонской. Её основу составляли Версальский мирный договор 1919 г. и связанные с ним другие международные договоры.
Слайд 5. В 1921-1922 гг. в Вашингтоне были заключены также договоры о поддержании мира в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Все эти соглашения делали послевоенный мир весьма неустойчивым, так как не учитывали интересов не только стран, проигравших в Первой мировой войне, но и Советской России и вновь возникших в Европе новых государств.
США исходили из необходимости меньше влиять на развитие Европы политическими способами, но при этом усиливать своё экономическое влияние. Превратившись за годы войны из должника стран Европы в их кредитора, США предложили для усиления своей роли в европейской экономике две стратегические программы.
Слайд 6. План Дауэрса (1924) и план Янга (1929) были рассчитаны на восстановление германской экономики с целью ускорения выплаты репараций странам-победительницам. Это, в свою очередь, позволяло Англии, Франции и другим странам выплатить их долги США.
Советская Россия, вышедшая из мировой бойни, революции и Гражданской войны ослабленной, могла рассчитывать лишь на собственные силы. Но не менее важным представлялось и нарушенных связей с другими странами. Это всё сегодня мы затронем.
Тема урока: Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг. (слайд 7).
План (слайд 8):
-
Международное положение после окончания Гражданской войны в России
-
Советская Россия на Генуэзской конференции
-
«Полоса признания»
-
Отношения со странами Востока
-
Создание и деятельность Коминтерна
-
Дипломатические конфликты с западными странами
Проблемный вопрос (слайд 9)
Каковы были основные направления советской внешней политики в 1920-е гг.?
III. Введение в новый материал (слайд 10).
1. Международное положение после окончания Гражданской войны в России
Вопрос к классу:
IV. Работа по теме урока.
2. Советская Россия на Генуэзской конференции (слайд 11)
ТЕКСТ. Работая с п. 2 § 13 (с. 116-117) учебника, охарактеризуйте итоги Генуэзской конференции. Каково значение Рапалльского договора? (учащиеся читают и отвечают по вопросам).
Слайд 12. Расшифруйте цифры и допишите.
4,2 млрд - 7 млрд - 5,7 млрд - 1,6 млрд - | 39 млрд - |
ВОПРОСЫ К КЛАССУ (слайд 13)
-
Почему именно Германия первой из европейских стран пошла на подобное соглашение?
-
Почему участники конференции расценили его как попытку пересмотреть принципы послевоенного устройства? Вспомните из курса Новейшей истории, в чём состояли эти принципы? (учащиеся выдвигают свои версии).
3. «Полоса признания» (слайд 14). Работа по группам.
1 ГРУППА - Выписать годы дипломатического признания;
2 ГРУППА - Как складывались отношения СССР с Германией?
3 ГРУППА - Как складывались отношения СССР с американским бизнесом?
Учащиеся выступают со своими версиями.
4. Отношения со странами Востока (слайд 15)
Прочитать текст на с. 117-118 (п. 4) и ответить на вопрос: В чём особенности договоров, заключённых РСФСР со странами Востока?
5. Создание и деятельность Коминтерна (слайд 16)
РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ НА С. 118-119 (отвечаем на вопросы).
Приём «ФИШБОУН» (слайд 17)
Групповая работа (с. 119). Найти, как менялась политика Коминтерна? (слайд 18)
Учащиеся приводят факты.
6. Дипломатические конфликты с западными странами
Задание. Укажите причины конфликтов с западными странами и попробуйте их интерпретировать с разных позиций (стран Запада и СССР).
IV. Закрепление (слайд 20)
Платформа РЭШ. https://resh.edu.ru/subject/lesson/6088/main/282990/
V. Подведение итогов урока
Оценки.
Рефлексия (слайд 21)
Обсуждение результатов работы на уроке. Формулирование основных выводов при консультативной помощи учителя.
Домашнее задание: Параграф 13, вопросы и задания для работы с текстом параграфа на с. 120 (5 вопрос –письменно) (слайд 22).