СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Международное право и его влияние на цивилистические проблемы законодательства кыргызской республики

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Международное право и его влияние на цивилистические проблемы законодательства кыргызской республики»

Муратбаева Гулбарчын Насаркуловна

кандидат юридических наук,

и.о. доцент

Узгенский институт технологии и образования

Ошского технологического университета,

г. Ош, Кыргызская Республика.

0772340516



УДК: 327.7:341.24



МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

INTERNATIONAL LAW AND ITS INFLUENCE ON CIVIL PROBLEMS OF THE LEGISLATION OF THE KYRGYZ REPUBLIC



АННОТАЦИЯ

В статье анализируется соотношение национальной и международной правовых систем, сводимое к проблеме соотношения национального публичного права с международным публичным правом.

Ключевые слова: Конституция, правоотношения, международное право, частное право, международные акты, теория права.

SUMMARY

In article the ratio of national and international systems of law reduced to a problem of a ratio of the national public law of the certain states with the international public law which is carrying out a koordination role.

Key words: The constitution, legal relationship, international law, pr law, the international acts, the theory is right.



Положения Основного закона, в соответствии с которым ведению КР подлежит "установление правовых основ единого рынка, в частности, финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики"[1], безусловно, является базовой нормой конституционных основ законодательства о предпринимательстве, финансового и таможенного законодательства Кыргызстана.

Однако, по мнению ученых, конституционные основы не могут сводиться только к единичным конституционным нормам, поскольку охватывают подсистему конституционных норм, принципов, связанных логико-правовыми связями. Эту совокупность конституционных положений можно называть "экономической Конституцией". Верно указывается исследователями, что указанные положения составляют как бы Общую часть "экономической Конституции" [Электронный ресурс: 5 http://studopedia.ru/2_84763_konstitutsionnie-osnovi-predprinimatelstva.html].

Ее базой являются нормы об основных экономических правах и свободах, это в частности, право на использование способностей и имущества для предпринимательской деятельности, право на выбор рода деятельности, право частной собственности, право на возмещение государством вреда[1].

Можно полагать, что необходимость понятия "экономическая Конституция" обусловлена потребностью в учете и анализе конституционного воздействия на текущее законодательство о предпринимательстве, на обеспечение реализации потенциала конституционного регулирования.

Предприниматели вступают в договорные правоотношения не только внутригосударственного характера, но и международного, например, при заключении договора о поставке товаров. На наш взгляд, следует более широко применять штрафные санкции к лицам, нарушающим внешнеэкономическое законодательство. За серьезные нарушения должно следовать и уголовное наказание. Так, в исследованиях отмечается, что в ФРГ лицо, нарушившее законодательство об экспортно-импортных операциях, может быть подвергнуто в зависимости от характера деяния штрафу до 500 тыс. марок или же тюремному заключению до трех лет [Электронный ресурс: 6 http://referat.bookap.info/work/112466/Dogovory-v-sisteme-mezhdunarodnogo].

Стоит особо выделить, что кыргызстанская правовая система представлена наличием специального инвестиционного законодательства, регулирующего отношения, связанные с иностранным инвестированием в национальную экономику. Так, ряд законов (к примеру, закон об иностранных инвестициях), содержит нормы публичного права национальной системы, определяющие статус иностранной частной собственности; отрасли национальной экономики, в которые разрешен допуск иностранного частного капитала: правовой режим иностранных инвестиций; гарантии инвестиций от "политических" рисков (национализация, налогообложение, экспортные и импортные таможенные пошлины, а также ущерб в случае войны и т.п.)[2].

Так, на наш взгляд, публичные нормы инвестиционного законодательства исходят из политики государства, представляющей собой публичный интерес или императив, как совокупность частного и общего

интересов. Можно также утверждать, что национальное инвестиционное законодательство является необходимой частью национальной правовой системы, составной частью, которой также служит частное право, регулирующее конкретные частные инвестиционные отношения посредством гражданского законодательства.

Отметим, что международно-правовое регулирование отношений включает в себя такие договоры: "О гарантиях и защите иностранных инвестиций", а также Вашингтонские конвенции «О разрешении инвестиционных споров» 1965 г. и Сеульская Конвенция «О страховании инвестиций» 1985 г.)[3]. Названные МПА представляют собой публично-правовое регулирование отношений или управление международным инвестиционным процессом на макроуровне. По сути, эти акты решают примерно те же вопросы регулирования отношений, к которым можно отнести: правовой режим инвестиций ("наибольшего благоприятствования" и "национальный режим"), гарантий инвестиций от "политических" рисков,

правовую защиту прав иностранных инвесторов, являющихся правами и обязанностями государств по регулированию международных частных инвестиционных отношений.

Следует также остановиться на таком аспекте, когда проблемы соотношения национального и международного права в регулировании инвестиционных отношений сводятся, по нашему мнению, к соотношению национального публичного и международного публичного права как главных частей механизма регулирования экономических отношении. Национальное частное право, по нашему мнению, в этом случае является основным звеном регулирования международных частных инвестиционных отношений, поскольку регламентируется национальным законодательством государства, на территории которого происходит вложение капитала, в то время, как международные договоры содержат именно публично-правовые нормы, являющиеся необходимой основой частноправового регулирования международных отношений посредством гражданского законодательства.

Поэтому представляется, что международное частное право является не отраслью национального гражданского права, а межсистемным правовым образованием, включающим в себя также и нормы публичного нацио-нального и международного права [4].

Можно также полагать, что международное публичное право должно исходить из общемировых императивов и интересов, заключающихся в рациональном использовании ресурсов Земли, и состояния окружающей среды. Поэтому здесь логически и последовательно возникают проблемы установления "нового международного экономического порядка". А если это так, то введение в Конституцию КР положения о примате международного права служит правовым обеспечением как национальных, так и международных интересов в целях развития и безопасности Кыргызстана и всего мирового сообщества.

Кроме того, национальное инвестиционное законодательство содержит положения о материальной ответственности государства за "политический" риск, например правомерную национализацию иностранной частной собственности и выплату компенсации не только "положительного ущерба", что характерно в публично-правовых отношениях, но и "упущенной выгоды"[2].

Полагаем, что дуалистический подход, существующий в практике регулирования международных отношений, не позволяет правильно оценить роль и значение каждой из правовых систем. В последние годы в мире происходит бурное развитие "свободных экономических зон" (СЭЗ).

СЭЗ - четко ограниченные районы со специфическим таможенным и торговым режимом, более того, свободой перемещения капитала, товаров и рабочей силы. Теоретически обосновано и практически реализуются общие принципы СЭЗ, которыми являются: отсутствие таможенных пошлин, льготный режим налогообложения, свободное обращение конвертируемой валюты, гарантии от конфискации иностранной собственности [Электронный ресурс: 7 http: //www. adhdportal. com/book _3308 _chapter _6_Glava_2._Konstituionnye_prinipy_regulirovanija ehkonomicheskikh_otnoshenijj:_ponjatie_i_sistema.html].

В данной связи, по итогам анализа, можно сделать следующие выводы:

1. Такие договоры могут быть связаны с приобретением для государственных нужд какого-либо имущества, находящегося за рубежом, созданием межгосударственных хозяйственных формирований.

2. Правоспособность иностранных юридических лиц в Кыргызстане признается внутренним законодательством, равно как и международными договорами.

3. Иностранному юридическому лицу предоставляется режим наиболее благоприятствуемой нации. Такой подход позволяет на фоне общемирового кризиса существенно сбалансировать некоторые сегменты в развитии экономической основы суверенитета Кыргызстана и национальной экономики в целом.

Список использованной литературы:

1. Конституция Кыргызской Республики (Принята референдумом всенародным голосованием 27 июня 2010г.). Изд.: Академия, 2010.

2. Арановский, К.В. Государственное право зарубежных стран. - М., 1998. - С.386-389.

3. Действующее международное право / в 3 т. – М., 1997.

4. Нерсесянц, B.C. Общая теория права и государства. Учебник для вузов. - М.: Норма. -2004. - С. 69. 5. [Электронный ресурс: 5 http://studopedia.ru/2_84763_konstitutsionnie-osnovi-predprinimatelstva.html]. 6. [Электронный ресурс: 6 http://referat.bookap.info/work/112466/Dogovory-v-sisteme-mezhdunarodnogo]. 7. [Электронный ресурс: 7 http: //www. adhdportal. com/book_3308_chapter_6_Glava_2._Konstituionnye_prinipy_regulirovanija ehkonomicheskikh_otnoshenijj:_ponjatie_i_sistema.html].