Международный женский день
Цель: формирование и развитие у обучающихся первичных представлений о роли женщин в истории России, их вкладе в развитие различных сфер жизни и деятельности;
формирование стремления к самореализации и служению обществу на примере выдающихся женщин России;
воспитание ценностного отношения к семье и своим близким.
Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, крепкая семья.
Основные смыслы:
• Международный женский день – это не только исторический символ борьбы за права, но и день признания вклада женщин в развитие института семьи, общества, науки, культуры и других сфер деятельности.
• Истории замечательных женщин России – это истории про стремление к мечте, преодоление трудностей и служение Отечеству.
• Вклад женщин в различные сферы жизни, такие как наука, техника, культура и экономика, имеет огромное значение и способствует развитию общества, обеспечивая равновесие, разнообразие и прогресс.
• Материнство, воспитание детей, забота о семье — важнейшие роли женщин в обществе.
• Современные женщины играют важную роль в жизни страны, успешно сочетают заботу о семье, рождение и воспитание детей с работой и общественной деятельностью.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеоматериалов и презентации, а также выполнение практических интерактивных заданий.
Мотивационно-целевой этап
Учитель: Сегодня наш разговор будет посвящен празднику, который отмечают во многих семьях и более чем в тридцати странах мира. Думаю, вы сразу назовете этот день.
Ответы обучающихся.
Учитель: Давайте просмотрим видеоролик-анонс занятия с Евгением Егоровым.
Видеоролик
Учитель: А что вы знаете об этом празднике? Известно ли вам что-то о его истории?
Ответы обучающихся.
Учитель: 8 Марта – это Международный женский день, в этот день обычно все мужчины и мальчики поздравляют знакомых им женщин и девочек, говорят теплые слова и дарят подарки.
Этот праздник появился, как день солидарности женщин в борьбе за равные права с мужчинами на:
-образование;
-работу;
-улучшение условий труда на фабриках и заводах;
-достойную заработную плату за свой труд;
-голосование на выборах.
А еще праздник 8 Марта – это самое начало весны, когда природа просыпается, когда уже по-весеннему светит солнышко и на душе становится радостно.
Почему, как вы думаете, Международный женский день – один из наших любимых праздников?
Ответы обучающихся.
Презентация
Учитель: Давайте вспомним тех известных людей, о которых мы с вами говорили.
Я буду называть вам имя известной женщины, а вы вспомните, в какой области и чем она прославилась.
Екатерина Вторая (русская императрица, в период правления которой были проведены многочисленные преобразования в разных сферах жизни государства).
Зоя Космодемьянская (партизанка-разведчица, первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны, ей было посвящено одно из занятий в прошлом учебном году).
Валентина Терешкова (первая женщина-космонавт в мире).
Майя Плисецкая (легендарная балерина Большого театра).
Валентина Матвиенко (российский политический деятель, председатель Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации).
Учитель: Как много имен мы вспомнили! Вклад женщин в различные сферы жизни, такие как наука, техника, культура, экономика, имеет огромное значение. Помните наше занятие про то, что значит служить Отечеству? Мы говорили про героев-мужчин. А сегодня поговорим о том, какую роль в нашей жизни и в жизни нашей страны играют женщины.
Основной этап
Учитель: Представьте себе, что 150 лет назад жизнь женщин в России была совершенно другой. Например, они не могли получать высшее образование, учиться в университете. Не могли стать врачами или инженерами. Не могли участвовать в выборах. Как вы думаете, хотелось ли женщинам изменить такое положение? Почему? Ответы обучающихся.
Учитель: Конечно, девушкам и женщинам хотелось применить свои таланты, получить право на образование, доступ к различным профессиям, участвовать в общественной жизни. И постепенно их мечты начинали сбываться. В 1878 году было открыто первое высшее учебное заведение для женщин в России – Санкт-Петербургские высшие женские курсы. Неофициально их называли Бестужевские курсы, по имени их первого директора – известного историка Константина Николаевича Бестужева Рюмина. А в 1906 году в Санкт-Петербурге открылись Женские политехнические курсы — первое в России высшее техническое учебное заведение для девушек, где они могли получить профессии архитектора, инженера-строителя, химика.
Учитель: Смелость – это ведь не только мужское качество. В истории России было много женщин, которые не только трудились ради Родины, но и вставали на защиту своей земли, дома и своих близких. Какими еще качествами обладают женщины, которых вы любите: ваши мамы, бабушки, сестры, учителя?
Ответы обучающихся.
Учитель: Женщины вносят огромный вклад в развитие и сохранение мира, совершают научные открытия, создают произведения искусства, проектируют здания, защищают Отечество. И вместе с тем они продолжают выполнять самую главную свою миссию. Как вы думаете, какую?
Ответы обучающихся.
Учитель: У каждого из нас есть самая главная женщина в жизни – наша мама. И для своих детей мамы стараются сделать все, что от них зависит. Что мамы делают для нас?
Ответы обучающихся.
Учитель: А что мы можем сделать для наших мам?
Ответы обучающихся.
Учитель: Правильно, поздравить их с праздником 8 марта. Ребята, а как же мы будем их поздравлять?
Стихи
Ученик:
В марте с первого числа
Начинается весна.
Мамин день – 8 Марта
Отмечает вся страна.
Ученик:
И хотя стоят морозы
И сугробы под окном,
Но пушистые мимозы
Продают уже кругом.
Ученик:
Капли солнечного света,
Брызги солнечного лета.
Мы несём сегодня в дом.
Дарим бабушке и маме…
Все (хором): Поздравляем с женским днём!
Ученик:
Как живется вам, милые мамы?
Нелегко, ведь так много хлопот,
Но привыкли держать спину прямо
Унывать вам любовь не дает.
Та любовь, что зовется семьёю
Та любовь, что в ребячьих глазах
Нам единственной светит звездою
И согреет как шаль на плечах!
Ученик:
- Я люблю тебя, милая мама,
И хочу, чтоб ты рядом была.
Чтоб глаза твои счастьем сияли,
И улыбка светилась всегда.
Чтоб никто на планете этой
Никогда не обидел тебя!
Мне дороже всего на свете
Только милая мама моя.
Ученик:
Наступает мамин праздник,
Наступает женский день.
Знаю: любит мама очень
Розы, маки и сирень.
Только в марте нет сирени,
Роз и маков не достать…
А ведь можно на листочке
Все цветы нарисовать!
Приколю картинку эту
Я над маминым столом,
Утром маму дорогую
Обниму И расцелую,
И поздравлю с Женским днем!
Ученик:
Пришла волшебница-весна,
Нам дарит женский день она!
Сегодня даже папа пол
С утра метелкою подмел,
Пропылесосил, суп сварил,
Подарок маме подарил,
Конечно, мамин суп вкусней,
Но выходной мы дали ей!
Нам маме помогать не лень!
8 марта – мамин день!
Учитель: Всем бабушкам посвящается следующее стихотворение.
Ученица:
Ходит наша бабушка, палочкой стуча,
Говорю я бабушке: «Позову врача,
От его лекарства станешь ты здорова,
Будет чуть-чуть горько, что же тут такого.
Ты потерпишь чуточку, а уедет врач,
Мы с тобою, бабушка, поиграем в мяч.
Будем бегать, бабушка, прыгать высоко,
Видишь, как я прыгаю, это так легко».
Улыбнулась бабушка: «Что мне доктора,
Я не заболела, просто я стара,
Просто очень старая, волосы седые,
Где-то потеряла я годы молодые.
Где-то за огромными, за лесами темными,
За горой высокой, за рекой глубокой.
Как туда добраться, людям неизвестно».
Говорю я бабушке: «Вспомни это место!
Я туда поеду, поплыву, пойду,
Годы молодые я твои найду!
(Музыка для частушек. Дети поют частушки)
№1 Ох, частушки хороши,
Их споём мы от души.
Но вы тоже не зевайте,
А смелее подпевайте.
№2 Снег последний с нашей крыши
Словно дождик льётся.
Под весенними лучами
Весело поётся!
№ 3 Чтобы маму на работу
Злой будильник не будил,
Я ему сегодня ночью
Три детальки отвинтил.
№ 4 С мамой за руку хожу,
Маму крепко я держу,
Чтобы мама не боялась,
Чтоб она не потерялась.
№ 5 У меня сестрёнка – чудо!
Лихо моет всю посуду
Я ей тоже помогаю
Все осколки собираю.
№6 Чтобы мама удивилась,
Мы готовили обед,
Почему-то даже кошка
Убежала от котлет.
№ 7 На гастроли мы хотели
Ехать на Багамы
Только вот не отпускают
Школа нас да мамы!
Учитель: Ребята, давайте с вами сделаем поздравительные открытки для наших любимых мам, сестер, бабушек.
Музыка заставка
Учитель: Какие замечательные открытки у вас получились!
Учитель: Дети, предлагаю Вам исполнить песню для наших женщин.
Песня «Мамина улыбка»
Учитель: Мир без женщин совершенно невозможно представить! Их забота, любовь и мудрость окружают нас каждый день, делая жизнь добрее, теплее, светлее.
Наше занятие «Разговоры о важном» подошло к концу. Спасибо за внимание.
Игра с учениками
Учитель: А теперь давайте поиграем. Я стану задавать вам вопросы, а вы хором будете нараспев отвечать: «Мама милая моя» и при этом дружно хлопать в ладоши. Постарайтесь не сбиваться с ритма.
➣ Кто пришел ко мне с утра и сказал: «Вставать пора»?
➣ Кашу кто успел сварить, чаю в чашку мне налить?
➣ В школу кто меня собрал, кто удачи пожелал?
➣ Кто приготовил на обед вкусных щей, парных котлет?
➣ Кто квартиру всю убрал и белье нам постирал?
➣ Кто со мною пошутил, за «пятерку» похвалил?
➣ Задачу кто решить помог, а потом испек пирог?
➣ Кто доброй ночи пожелал, перед сном поцеловал?
Учитель: Есть такая пословица: "Материнская ласка не знает конца". А вы, ребята, всегда бываете ласковыми со своими мамами?
Когда встанем мы дома утром,
Скажем маме (все хором) "Доброе утро!"
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы все: "Спасибо!"
Когда она бранит за шалости,
Скажем ей: "Прости, пожалуйста!"
Уходя при расставании
Скажем нежно: "До свидания!"
Вечером мама устала очень,
Скажем ей ласково: "Спокойной ночи!"
– С помощью этих волшебных слов можно даже грустной и обиженной маме вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение.
8