Региональный этап конкурса педагогических проектов « Будущее Отечества в руках Учителя»
Номинация: Лучший урок истории
Название проекта:
Методическая разработка урока истории по теме: «Междуцарствие. Второе ополчение и освобождение Москвы».
Автор: Епифанова Ирина Александровна
учитель истории
Филиал МКОУ «СОШ р.п.Сулея» в с.Романовка
Саткинский район, Челябинская область
Аннотация
Урок истории в 7 классе по теме: « Междуцарствие. Второе ополчение и освобождение Москвы» посвящен рассмотрению нескольких сюжетов: деятельность Семибояршины, формирование первого и второго ополчения, характеристика его руководителей, освобождение Москвы и вступление на престол Михаила Романова.
В ходе занятия сочетаются фронтальная ,групповая и индивидуальная работа. Выполняются познавательные задания. События формирования второго ополчения, характеристика исторических личностей рассматриваются с использованием высказываний отечественных историков. Что даёт возможность познакомиться учащимся с фрагментами трудов русских и советских историков по вопросу освобождения Москвы от польско- литовских интервентов.
Введение
Урок истории в 7 классе по теме « Междуцарствие. Второе ополчение и освобождение Москвы» является уроком № 5 в системе уроков по разделу II «Смутное время».
Актуальность данного проекта состоит в том, что в современном молодом поколении необходимо воспитывать патриотизм и гражданственность. Лучшим примером проявления патриотизма является народное ополчение, благодаря самопожертвованию и мужеству которого, в самые тяжелые времена для России, удавалось остановить натиск врага, сохранять национальную независимость и государственную целостность.
Цели урока:
Образовательные:
- учащиеся характеризуют первое и второе ополчение;
- называют даты формирования двух ополчений, их руководителей социальный состав участников, даты освобождения Москвы и избрания Михаила Романова на царствование;
- характеризуют деятельность Семибоярщины;
- высказывают суждение о роли патриарха Гермогена,П.Ляпунова, К.Минина, Д.Пожарского в организации сопротивления иноземным захватчикам;
Воспитательные:
-воспитание патриотизма, гражданственности и нравственности учащихся;
Развивающие:
- развитие навыков работы с учебником;
-развитие умения выделять главное, сравнивать и обобщать информацию, оценивать поступки отдельных исторических деятелей.
В результате урока предполагается получить следующие результаты:
Личностные:
- осознание своей идентичности как гражданина страны;
-осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
Метапредметные:
-способность сознательно организовать и регулировать свою деятельность; - владение умениями работать с учебной информацией, историческими документами ( анализировать и обощать факты, содержащиеся в тексте учебника и документах. Формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации;
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.
Предметные:
-способность применять понятийный аппарат, приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения народных ополчений, сформированных в Смутное время;
- возможность оперировать хронологическими рамками периода, называть ключевые даты.
Тип урока: комбинированный урок.
При проведении урока используются современные образовательные технологии проблемный диалог, игровые, технология сотрудничества, информационно- коммуникативные.
Формы работы: фронтальная, групповая.
Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ)
1.История России. XVI–XVII века: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций / Е.В. Пчелов, П.В. Лукин; под ред. Ю.А. Петрова.
2.Рабочая тетрадь к учебнику Е.В.Пчелова,П.В.Лукина « История России.XVI-XVII веа» для 7 класса общеобразовательных организаций. К.А.Кочегаров.-М.: ООО «Русское слово- учебник»
3.Презентация к уроку.
4. Карта “Смутные времена в России XVII века”
5. Аудиозаписи: Кантата С.Прокофьева « Вставайте люди русские» и М. Глинка хор « Славься» из оперы « Иван Сусанин»
6. Карточки с заданиями.
Тема: Междуцарствие. Второе ополчение и освобождение Москвы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Учитель. Начнём урок с повторения изученного материала
-Давайте вспомним, события какого периода истории России мы с вами изучаем? ( Смуты)
- Назовите, какие события относятся к Смуте?
Ученики. Называют события начала XVII века, период появления самозванцев, выдававших себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия, вторжение интервентов – Польши и Швеции).
Учитель. (слайд 2) Каковы причины Смуты? Прочитайте стихотворение К.Бальмонт и назовите причины смуты, которые он описал:
В глухие дни Бориса Годунова,
Во мгле Российской пасмурной страны,
Толпы людей скиталися без крова
И по ночам всходило две луны.
Два солнца по утрам светило с неба,
С свирепостью на дольный мир смотря.
И вопль протяжный: «Хлеба! Хлеба! Хлеба!»
Из тьмы лесов стремился до царя.
Среди людей блуждала смерть и злоба,
Узрев комету, дрогнула земля,
И в эти дни Димитрий встал из гроба,
В Отрепьева свой дух перенеся.
Ученики называют экономический и социальный, династический кризис.
Учитель. Ребята, какие факты, свидетельствуют о том, что в июле 1610 года Россия оказалось на грани потери государственности? ( с опорой на текст учебника 12 стр.82- 83 и карта учебника « Смутное время в России» стр. 84)
Ученики называют факты:1.Начало открытой польской интервенции 1609 году, осада ими Смоленска.
2.После поражения в июне 1610 года при деревне Клушино объединенных русско-шведских войск от польско- литовских войск:
-Лжедмитрий II подступил к Москве.
-Развязаны руки шведов:
- в июле 1611 г. захватили Новгород.
- местные власти заключили договор с шведским королём Карлом I , по которому новгородским государем становился его сын- Карл Филипп.
3. Разбойничали шайки мятежников и самозванцев;
4. Возобновили набеги на южные рубежи крымские татары.
Учитель. ( слайд 3) Вот как писал русский историк Н.М.Карамзин об этом периоде истории России: « Россия действительно гибла и могла быть спасена только богом и собственною добродетелию». ( запись цитаты на доске)
Сегодня на уроке мы часто будем обращаться к высказываниям отечественных историков. Прошу вас фиксировать их фамилии в тетради.
III. Изучение новой темы
1.Семибоярщина
Учитель. Итак, сегодня на уроке мы узнаем: как разворачивалась борьба против интервентов? Спасена ли была Россия от гибели? ( вопросы записаны на доске)
-Открываем тетради и записываем тему урока: (слайд 4)
« Междуцарствие. Второе ополчение и освобождение Москвы»
-Исходя из темы урока, у вас , наверняка, уже нашлись ответы на вопросы урока. Ваша гипотеза?
Учениками могут быть высказаны следующие предположения: Россия была спасена. Ополчение- это войско из народа. Значит, народ спас Россию от гибели.
Учитель. Хорошо. В конце урока мы должны подтвердить вашу гипотезу.
Открываем учебник § 13. Назовите дату периода междуцарствие. (1610-1613гг.)
- Как вы думаете, что называют междуцарствием? (Период между правлением двух царей, когда престол никем не замещен).
Учащиеся получают задания:
1.Работа с первым пунктом § 13 Семибоярщина. Вставить пропуски в предложения:
Карточка 1.
В________ года Василия Шуйского свергли с престола и вывезли в ___________. Там он умер в _________ года. К власти в Москве пришло боярское правительство, получившее название _____________________. ( ученики делают запись в тетрадь)
Ученики.
В июле1610 года Василия Шуйского свергли с престола и вывезли в Речь Посполитую. Там он умер в сентября 1612 года. К власти в Москве пришло боярское правительство, получившее название семибояршина.
2.Работа с документом учебника на стр. 90 « Из договора между семибояршиной и Гетманом С.Жолкевским о признании королевича Владислава». Задание: ответить на вопросы к документу: 1 вариант – первый вопрос. Какие условия ставились Владиславу как будущему московскому царю?; 2 вариант – второй вопрос. Какая группа условий поставлена в договоре на первое место?
Ученики. 1 вариант - Обязательный переход в православие
-сохранить административный порядок и сословную структуру страны.
-власть предполагалось ограничить с помощью Боярской Думы.
2 вариант - вопрос вероисповедания и управления государством был поставлен на первое место, для сохранения православного государства и целостности русских земель. ( ученики делают записи в тетради).
Учитель. ( рассказ) Приезд Владислава все откладывался. Тогда к его отцу Сигизмунду отправили посольство. Сигизмунд отказался снять осаду Смоленска и отпустить сына на царство в Москву и через некоторое время отдал приказ арестовать послов. И заявил о своих претензиях на наш русский престол. Нависла реальная угроза потери независимости. Население оказалось в замешательстве. Польские отряды грабили города и монастыри, убивали непокорных, продолжалась осада Смоленска, шведы удерживали Новгород. В Москве хозяйничали поляки. Бояре не пользовались авторитетом. По всей стране рыскали остатки отрядов тушинцев ,где-то присягали вновь появившимся Лжедмитриям.
Русский историк Жукович П.Н. пишет:
«Раньше всех и яснее всех увидел великую опасность, угрожавшую России, патриарх Гермоген. (слайд 5)
Патриарх и слышать не хотел о присяге Владиславу и решительно отказался подписать боярскую грамоту об этом. Бояре неоднократно упрашивали святителя отдаться во всём на королевскую волю, угрожали ему королевским гневом, старались запугать. Гермоген оставался непреклонным. В декабре 1610 года он разослал по городам грамоты, в которых звал всех людей на освобождение Москвы от поляков». Гермогена бросили в темницу кремлёвского Чудого монастыря. Он умер от голода. Но Гермоген смог воодушевить людей объединиться и освободить страну от чужеземцев. (Обратить внимание учеников на иллюстрацию учебника стр. 87 « Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту»).
Первым на призыв патриарха откликнулся Рязанский воевода Прокопий Ляпунов с многочисленными служилыми людьми». ( слайд 6) Начинают формироваться народные ополчения. Ополчений было два.
Звучит запись «Вставайте люди русские» Кантата С. Прокофьева (Ребята встают)
Учитель.К чему призывает кантата С.Прокофьева « Вставайте люди русские»? (В ней звучит призыв к народу защитить русскую землю)
Физкультурная минутка
В классе развешаны таблички с датами: 1598-1605,1605-1606, 1606-1610, 1610-1613.
1. Повернитесь в ту сторону, где находится дата правления Василия Шуйского?
2. Повернитесь лицом к дате царствования Бориса Годунова
3. Повернитесь лицом к дате правления Семибоярщины.
4. Повернитесь лицом к дате правления Лжедмитрия I.
2. Первое и второе ополчение
1) Групповая работа с текстом учебника.( по вариантам: первый вариант- заполняет строку таблицы о первом ополчении на основе пункта 2 § 13 , второй вариант –второе ополчение с опорой на пункт 1 § 14)
Таблица учебника стр. 91 ( вопрос 3)
Таблица 1. «Народные ополчения 1611-1612»
ополчение | Время и место формирования | Руководители, участники | Основные действия | Итоги |
Первое | | | | |
Второе | | | | |
Ученики проверяют таблицу, дописывают информацию в пустую строку.
ополчение | Время и место формирования | Руководители, участники | Основные действия | Итоги |
Первое | Январь 1611г. Рязань | П.Ляпунов, Трубецкой, Заруцкий, дворяне, посадские люди, казаки | Посадские люди собрались на сходки и отказывались признать власть чужеземца. Осада Китай- города и Кремля г. Москва | Убийство П.Ляпунова и распад ополчения |
Второе | Сентябрь 1611г. Нижний Новгород, Ярославль, Кострома | К.Минин, Д.Пожарский | Восстановление единого государства и порядка в нём. | Капитуляция поляков, созыв Земского собора и избрание нового царя. |
2) Фронтальная беседа с классом.
Можно ли сделать вывод, что в ополчении участвовали почти все слои населения? (да)
3)Учитель демонстрирует портреты исторических личностей с краткой характеристикой. ( Гермоген, К.Минин, Д.Пожарский)
Так характеризует Гермогена русский историк Костомаров Н.И. (слайд7)
«Гермоген был человеком чрезвычайно упрямый, жесткий, грубый, чересчур строгий. Но при всём при том, это человек прямой, честный, непоколебимый, свято служивший своим убеждениям, а не личным видам».
Русский историк Жукович в своих трудах описывает начало формирования второго ополчения: ( карточка 2 с текстом лежит на партах). Прочтите отрывок и ответьте на вопросы: К чему призывал народ Кузьма Минин? На каком условии согласился возглавить ополчение Дмитрий пожарский?
«..Одна из этих грамот Гермогена пришла в Нижний Новгород. Для прочтения её собрались на воеводском дворе представители всех сословий: духовного, военно- служилого, приказного. По предложению Кузьмы Минина решили прочесть грамоту в Спасо- Преображенском соборе. Грамота произвела на всех сильное впечатление. Растроганный до глубины душ, Кузьма Минин сам обратился к народу. Из его уст полилась пламенная речь. Он указывал народу на ту страшную пропасть, в которой очутилось Русское православное царство. Он умолял нижегородцев, не дать родной стране погибнуть в этой пропасти. Он умолял их ничего не пожалеть, только спасти Родину. Слова Кузьмы Минина глубоко запали всем в душу.
В предводители ополчения Кузьма Минин и нижегородцы призвали князя Дмитрия Михайловича Пожарского, жившего тогда в Суздальском уезде. Нижегородское посольство умоляло его принять на себя начальство над ополчением. Пожарский согласился, но с условием, чтобы Кузьма Минин остался распорядителем всей хозяйственной части ополчения и сопровождал его в поход под самую Москву. Так соединились для спасения Родины военная доблесть служилого князя и мудрая хозяйственность городского торгового человека». ( обратить внимание учащихся на иллюстрацию учебника стр. 94 « Нижегородские послы у князя Дмитрия Пожарского».)
Ученики читают текст.
-Кузьма Минин призывал народ спасти Россию.
-Дмитрий Пожарский согласился возглавить ополчение с условием, если К.Минин будет распоряжаться хозяйственной частью ополчения.
Учитель ( продолжает демонстрацию портретов исторических личностей с краткой характеристикой)
Советский историк Скрынников Р.Г. дал следующую характеристику Кузьме Минину: «Кузьма Минин – посадский человек, торговец мясом и рыбой из Нижнего Новгорода, был особо уважаем гражданами своей округи за честность и « мудрый смысл». (слайд 8)
Русский историк Забелин И.Е. охарактеризовал Дмитрия Пожарского: «Дмитрий Пожарский всем известен был как храбрый и искусный во сражениях воевода». (слайд 9)
Демонстрация памятника К.Минину и Д.Пожарскому сопровождается словами современного российского историка Скрынникова Р.Г. (слайд 10)
«На протяжении столетий русский народ вёл кровопролитную борьбу за право на самостоятельное историческое развитие. Смута была одним из самых трагических периодов в этой вековой борьбе….. Минуло смутное время. Но не порвалась связь времен. И каждый раз, когда Отчизне угрожала смертельная опасность, новые тысячи борцов вспоминали имена Минина и Пожарского».
(Высказывания отечественных историков написаны на карточке 3. Ученики зачитывают вслух высказывания Скрынникова Р.Г. и Забелина И.Е.)
В честь освобождения Москвы от польско – литовско захватчиков поставлен памятник народному ополчению 1612г. В г. Ярославле , построен Казанский собор в г. Москва на Красной площади. (слайд11) Прокопию Ляпунову поставить памятник только планируется. (слайд 12)
IV. Подведение итогов.
Учитель. Подводим итог нашего урока. Подтвердилась ли ваша гипотеза?
Ученики. Да. Россия была освобождена от польских интервентов ,и главная роль в освобождении принадлежит русскому народу.
Вернёмся к словам историка Ключевского: « Россия действительно гибла и могла быть спасена только богом и собственною добродетелию».
На самом деле, Россия был спасена собственною добродетелию – русским народом!
Звучит запись М.Глинка хор «Славься» из оперы « Иван Сусанин»
Учитель ( рассказ) В 1913 году на Земском соборе царём был избран Михаил Романов, представитель древнего боярского рода. (слайд13) Как писал русский историк Жукович: «Воцарению дома Романовых предшествовало долгое и тяжелое для Руси смутное время. Родоначальник нового царствующего дома не прямо из рук старой знати принял власть: он должен был вывести Русь из пропасти, в которой она не мало уже лет безнадежно билась». Как вы поняли это высказывание?
Ученики. Михаил Романов был царём избранным, и ему предстояло вывести Россию из глубокого экономического кризиса
Подробнее о вступлении Михаила Романова на престол вы изучите дома самостоятельно.
Записываем домашнее задание: Опираясь на пункт 3,4 § 14 выполнить задание в рабочей тетради 21,22
Рефлексия
Учитель. Ребята. С трудами каких отечественных историков мы сегодня познакомились?
Ученики. Карамзин Н.М., Жукович П.Н., Скрынников Р.Г., Костомаров Н.И., Забелин И.Е.
Учитель. Историю смутного времени изучали многие историки, и сегодня продолжают изучать.
Как сказал русский историк Назаревский В.В.: «Мы, русские, мало знаем свою Отечественную историю и недостаточно чтим её важные события и её великих героев и должны пользоваться каждым случаем для расширения и углубления наших познаний в области нашего исторического прошлого». (слайд 14)
Оцените самостоятельно свое состояние на уроке,
пройдя по ссылке - https://docs.google.com/forms/d/1oesuq5dDisl0rPnDkBqZginfE68zr2Tj8HqVGR-KN6o/edit
Поставить оценки.
-Всем спасибо за урок! (слайд 15)
Заключение
Идея урока истории 7 класс « Междуцарствие. Второе ополчение и освобождение Москвы» доведена до учащихся через проблемный вопрос , который формулируется в высказывании историка Н.М.Карамзина и теме урока.
Урок имеет чёткую структуру с взаимосвязанными этапами. Каждый предшествующий этап тесно связан с последующим. Материал изучается в логической последовательности. Первый этап урока активизирует имеющиеся знания, пробуждает интерес к теме. При изучение нового материала идёт активная самостоятельная работа учащихся, систематизация знаний и осмысление нового материала. Работа с материалом учебника ( групповая и фронтальная), анализ документов, разбор высказываний русских и советских историков помогают прочности усвоению знаний учащимися. Достижению развивающих целей способствуют умения выделять главное, сравнивать и обобщать информацию, оценивать поступки отдельных исторических личностей. Характеристика исторических личностей изучаемого времени помогает достичь воспитательную цель. Поскольку, их поступки являются ярким примером истинного патриотизма и гражданственности.
Материал данной разработки можно использовать на мероприятиях, классных часах посвященных « Дню народного Единства», на беседах с учениками, посвященных героическим страницам истории России.
Литература
|
|
|
Жукович Платон Николаевич. Смутное время и воцарение Романовых / проф. П. Жукович. - Москва : типография Т-ва И. Д. Сытина, 1913. - 111 с.URL: https://www.prlib.ru/item/366248 |
|
2. Забелин, Иван Егорович . Минин и Пожарский : прямые и кривые в Смутное время / соч. Ивана Забелина. - 4-е изд., с доп. -Москва : Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1901. -IV, 306 с. ; 25. -Печать Кузмы Минича (с. 45). URL: https://www.prlib.ru/item/343526
3. История Отечества в лицах. С древнейших времён до конца XVIIв.: Биогр. Энцикл./Рос.нац. б-ка; Авт.-сост. С.А. Аветисян, С.Н. Синегуб, Е.М. Тепер.- М.:Изд-во «Кн.палата»,1993.-176 с.
4. Карамзин Н.М. Об истории государства Российского/ Сост. А.И.Уткин; М.: Просвещение, 1990.-384с.
5. Назаревский Владимир Владимирович.Патриарх Гермоген, народные ополчения Д.М. Пожарского и К.З. Минина и избрание на царство Михаила Феодоровича Романова : К трехвековым юбилеям 1912 и 1913 гг. / В.В. Назаревский. - Москва : тип. т-ва И.Д. Сытина, 1911. - 104 с., 1 л. факс. : ил. ; 26. - (Чтения для московских фабрично-заводских рабочих) . URL:https://www.prlib.ru/item/436521 |
6. Я познаю мир: Дет. Энцикл.:История/ Сост. Н.В.Чудакова, А.В.Громов; Под общ. Ред. О.Г.Хинн.-М.:ООО «ИздательствоАСТ-ЛТД»,1997.-517с.