Информация по межличностному общению, формированию навыков мирного разрешения конфликтов.
Все люди рождаются и живут в социуме. Соответственно, между членами этого социума должно возникать некое взаимодействие. Это взаимодействие осуществляется с помощью некоторых инструментов, например таких как, общение.
Межличностное общение — это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности участников этого процесса.
Каждый человек в социуме защищает свою точку зрения и свои интересы, отстаивая права на собственные желания и позиции. Кроме того, существуют еще и цели, к достижению которых стремится данная личность. В ходе этого людям необходимо контактировать друг с другом, вырабатывать схемы взаимодействия и связей на разных уровнях (профессиональные, дружеские, близкие). Если на пути собственных взглядов встанет преграда в виде другого человека, следовательно возникнет конфликт.
Конфликт — это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми.
В чем же вред конфликтов?
Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.
Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще все валится из рук.
В-третьих, страдает физическое здоровье — поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты.
Три результата конфликта:
1. Победа – поражение — одна сторона удовлетворена, но другая не удовлетворена.
2. Поражение – поражение — обе стороны не удовлетворены результатом.
3. Победа – победа — обе стороны приходят к согласию.
Правила управления конфликтом:
1. Не прерывайте. Слушайте.
2. Не делайте предположений.
3. Не переходите на личности и не оскорбляйте.
4. По-настоящему работайте над решением проблемы. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих. экран)
5. Закончите на позитивной ноте.
Семь элементов формирования навыков мирного разрешения конфликтов:
1) уважение к себе и другим;
2) умение слушать и готовность понимать;
3) интуиция, способность проникновения;
4) самоутверждение;
5) сотрудничество в группе;
6) сознательность и критическое мышление;
7) фантазия, творчество, удовольствие.
1. Уважение к себе и другим. Чтобы понять другого человека, необходимо прежде всего уважать его, т.е. уважение является первой предпосылкой к разрешению конфликта. В то же время уважение к другому предполагает самоуважение. Самоуважение нужно и при отстаивании собственной точки зрения.
2. Умение слушать и готовность понимать. Ни одно творческое конструктивное решение не может быть принято без готовности открыто высказать свое мнение и умение выслушать мнение другого. При этом под умением слушать понимается умение вникнуть в позицию второй стороны.
3.Необходима способность проникновения, интуиция. Часто нужно понять не только поведение человека, но и его причину.
4. Самоутверждение без насилия не должно быть ни пассивным, ни агрессивным. Надо научиться осуществлять свои желания и потребности, не принося вреда другим, самоутверждаться, защищать свои права оптимальным способом. Они должны понимать, что может произойти, если кто-либо ведет себя агрессивно, или наоборот, пассивно, не отстаивая свои интересы.
5. Сотрудничество. Разрешение конфликта возможно на основе мирного взаимодействия двух сторон. Поэтому так важно научить учитывать чужие потребности и желания, отодвигать на задний план свои собственные, пока не будет найдено совместное решение.
6. Сознательность и критическое мышление являются важнейшими аспектами безнасильственного решения конфликтов. Они подразумевают не только способность критической оценки конфликта, но и готовность изменить свое мнение на основании новой информации или нового понимания ситуации. В основе многих конфликтов лежит неэффективное общение, и их можно разрешать подробным обсуждением проблемы.
7. Фантазия, творчество, удовольствие. Решающим фактором в разрешении конфликтов без применения силы является поиск самостоятельных решений, без вмешательства третьей стороны. При этом возможно рассмотрение любых самых фантастических решений проблемы. Фантазии и творчеству можно и нужно учиться сознательно.
Как вести себя в конфликтной ситуации?
Чего не стоит делать:
-
критиковать человека, личность, а не его поступки или проявления;
-
приписывать человеку причины для его поведения, зачастую низменные или отрицательные;
-
оценивать состояние, давать характеристику состоянию партнера;
-
демонстрировать своё превосходство, читать мораль;
-
всё, что случилось плохого, приписывать партнеру или себе;
-
не учитывать интересы другого человека;
-
специально задевать уязвимые и слабые места человека;
-
вываливать сразу много претензий, в том числе застарелые обиды.
Как правильно вести себя в конфликте:
1) Помнить о том, что любой конфликт — это столкновение интересов двух сторон. Первый шаг на пути к разрешению конфликта — это спросить партнера «Чего тебе хотелось бы в этой ситуации?» Второй шаг — спросить себя «Чего бы хотелось мне?» То есть прояснить интересы обеих сторон. Важный нюанс. Спросив партнера, надо услышать его ответ, а не начинать орать в ответ, не дождавшись окончания его фразы. «Услышать» — это означает не только получить информацию, но и обдумать эту информацию.
2) Открыто дать понять партнеру (то есть сказать по-русски, чётко и без намёков), что вы настроены не на скандал и ругань, а на поиск решения, устраивающего обоих.
3) Придерживаться равных и равнозначных позиций.
4) Можно дать партнеру «выпустить пар», после чего попросить спокойно обосновать свои претензии: «Не услышу крики и эмоции, услышу только факты.»
5) Можно замолчать первому (нейтрально). Можно не хлопать дверью. Можно не бояться извиниться и признать свою неправоту, если чувствуешь, что так и есть. Можно ничего не доказывать.
Старайтесь решить конфликт цивилизованными методами. Например, ведение переговоров, обращение к посреднику, лицу более старшему, или более сведущему в вопросе спора. Всегда пытайтесь поставить себя на место оппонента. Ведь зачастую, пока мы не поставим себя на место другого, не поймем до конца, что же ему не нравится в нашей позиции. Переговоры старайтесь вести в форме диалога. Умейте слушать оппонента, умейте приводить аргументации к своей позиции. Необходимо вести диалог спокойно, не перебивать друг друга.
Как успешно разрешать конфликты?
Ученые говорят, что конфликта не следует бояться. Каждый конфликт можно разрешить рационально и конструктивно. Путями конструктивного разрешения конфликтов являются: переговоры, медиация, арбитраж.
Переговоры - это процесс, при котором стороны пытаются разрешить конфликт путем непосредственного обсуждения между собой.
При медиации в процесс вступает третья сторона - посредник, цель которой помочь первым двум договориться. Выслушивая стороны и помогая их общению, медиаторы стараются способствовать нахождению сторонами решения типа «выигрыш-выигрыш».
В случае арбитража третья сторона контролирует не только процесс, но и исход. Арбитры решают, что именно сторонам необходимо сделать для разрешения их конфликта, и, обычно, наделены властью, способной принудить стороны выполнить соответствующее решение.
Как не проиграть в конфликте?
Даже самый затяжной конфликт рано или поздно заканчивается. И тогда наступает последняя стадия-разрешение конфликта. Оно может быть полным или частным. На заключительной стадии также есть четыре варианта исхода конфликта:
1. подчинение;
2. компромисс;
3. прерывание конфликтных действий;
4. интеграция.
1) В случае подчинения одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной. Нетрудно догадаться, что особой радости такое завершение конфликта у побеждённого не вызывает. Скорее всего, при иных обстоятельствах конфликт может возобновиться. Уступившая сторона будет пытаться взять реванш.
2) Компромисс. В этом случаи обоюдные уступки смягчают причины конфликта. Возможно, что такое положение устроит конфликтующие стороны больше, чем стычка и продолжение противостояния.
3) Прерывание конфликтных действий возможно по разным причинам.
Оно возможно по желанию сторон или в результате исчерпание самой причины. Возможно прерывание конфликтных действий и из-за объективного разделения конфликтующих.
4) Наилучшим исходом конфликта можно считать интеграцию. Слово это означает «объединение каких-либо элементов в единое целое». Такая интеграция возможна, если в процессе конфликта обе стороны сделали для себя важные выводы для изменения позиции, если в результате сформировалось единое мнение. Согласитесь, такой исход можно считать наилучшим. Но, к сожалению, в жизни он встречается не часто.
Чаще всего конфликты не проходят бесследно. Они оставляют неприятный осадок.Конечно, в острой стадии развития конфликта трудно отдавать отчёт своим действиям,да и действия других невозможно оценивать объективно. Первое правило здесь-«учитесь властвовать собой». Для этого надо проанализировать возникший конфликт, попытаться отличить главное от второстепенного. Часто такой анализ помогает увидеть,что повод к конфликту оказался ничтожнее последствий, к которым привело развитие ситуации. Очень полезно рассмотреть ситуацию с разных сторон. Конечно, собственная позиция всегда кажется более правильной. Ну а если попытаться принять точку зрения другого участника,постараться(как гласит пословица) «войти в ботинки другого и пройти в них хотя бы версту»? Может быть, тогда конфликт покажется менее острым,а собственные действия- совсем не идеальными? Только в этом случае надо постараться быть честным,не идеализировать себя. Принять другого таким,каков он есть, не переставая его любить и не изменяя отношения к нему, составляет сущность прощения.