СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с умственной отсталостью, обучающихся адаптированной образовательной программе основного общего образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для обучающихся с умственной отсталостью характерны: низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов); некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя); речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря,  отмечаются трудности понимания логико-грамматических конструкций; интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая; запоминание механическое. Эти учащиеся характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой. Социализация детей с умственной отсталостью чрезвычайно затруднена в связи с отсутствием у них навыков межличностного общения в среде нормальных людей, несформированностью потребности в таком общении, негативным восприятием других людей, гипертрофированным эгоцентризмом, склонностью к социальному иждивенчеству. Эти дети не имеют широких контактов со сверстниками. Чаще всего они окружены людьми со сходными социально-психологическими и коммуникативными проблемами. Их навыки общения, социальные навыки весьма ограниченны. Данная программа ориентирована на личностное развитие и развитие коммуникативных навыков, а также коррекции эмоционально – волевой сферы.

Цель программы: коррекция познавательной, эмоционально-волевой сферы детей  с умственной отсталостью, повышение самостоятельности  и расширение возможности их общения в современном обществе, через преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Задачи коррекционной работы:

- развитие  внимания, памяти, мышления, пространственных представлений;

- сплочение группы, освоение навыков работы в коллективе;

- создание благоприятного психологического климата;

- оснащение коммуникативными навыками и обучение способам выражения эмоций (тревога, агрессия, положительные эмоции и др.);

- формирование образа «Я», навыков самопознания;

- формирование положительных  межличностных взаимоотношений между детьми, на основе которых каждый ребенок смог быть успешно социализироваться;

- мотивация обучающихся на обращение к своему внутреннему миру, на анализ собственных поступков;

- развитие способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям;

- коррекция концентрации,  устойчивости, распределения, переключения, объема внимания;

- развитие мелкой моторики;

- развитие  памяти (зрительной, слуховой);

- опосредованного запоминания

 развитие фонематического слуха и восприятия;

- развитие мышления.

- развитие мыслительных операций;

- развитие понятийного мышления;

- развитие воображения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с умственной отсталостью, обучающихся адаптированной образовательной программе основного общего образования»

Муниципальная казённая образовательная организация

Антроповская средняя школа

Антроповского муниципального района Костромской области



«Утверждаю»

Директор МКОО АСШ


_________________

(Касаткина Т.А.)


«__»____________20__г.



«Согласовано»

Зам. директора по НМР


_________________

(Соколова Е.А.)


«__»____________20__г.














Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с умственной отсталостью, обучающихся адаптированной образовательной программе основного общего образования















Составил педагог-психолог:

Рассохина К.Ю.







п. Антропово 2019 г.

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с умственной отсталостью, обучающихся адаптированной образовательной программе основного общего образования


Пояснительная записка


Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с ЗПР (СО) составлена на основании:

- Конвенция ООН о правах ребенка;

- приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. №1598 !Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- приказа Минобразования России от 22.10. 1999 636. «Об утверждении Положения о Службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации»;

- письма Минобрнауки РФ от 28.12.2007 № 06-1965 «Рекомендации по совершенствованию деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров)»;

- письма Минобрнауки РФ от 27.06.2003 № 28-51-513/16 «О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования».


Для обучающихся с умственной отсталостью характерны: низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов); некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя); речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря, отмечаются трудности понимания логико-грамматических конструкций; интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая; запоминание механическое. Эти учащиеся характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой. Социализация детей с умственной отсталостью чрезвычайно затруднена в связи с отсутствием у них навыков межличностного общения в среде нормальных людей, несформированностью потребности в таком общении, негативным восприятием других людей, гипертрофированным эгоцентризмом, склонностью к социальному иждивенчеству. Эти дети не имеют широких контактов со сверстниками. Чаще всего они окружены людьми со сходными социально-психологическими и коммуникативными проблемами. Их навыки общения, социальные навыки весьма ограниченны. Данная программа ориентирована на личностное развитие и развитие коммуникативных навыков, а также коррекции эмоционально – волевой сферы.

Цель программы: коррекция познавательной, эмоционально-волевой сферы детей с умственной отсталостью, повышение самостоятельности и расширение возможности их общения в современном обществе, через преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Задачи коррекционной работы:

- развитие внимания, памяти, мышления, пространственных представлений;

- сплочение группы, освоение навыков работы в коллективе;

- создание благоприятного психологического климата;

- оснащение коммуникативными навыками и обучение способам выражения эмоций (тревога, агрессия, положительные эмоции и др.);

- формирование образа «Я», навыков самопознания;

- формирование положительных  межличностных взаимоотношений между детьми, на основе которых каждый ребенок смог быть успешно социализироваться;

- мотивация обучающихся на обращение к своему внутреннему миру, на анализ собственных поступков;

- развитие способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям;

- коррекция концентрации, устойчивости, распределения, переключения, объема внимания;

- развитие мелкой моторики;

- развитие памяти (зрительной, слуховой);

- опосредованного запоминания

развитие фонематического слуха и восприятия;

- развитие мышления.

- развитие мыслительных операций;

- развитие понятийного мышления;

- развитие воображения.




Время и частота проведения занятий по программе, регламентировано рекомендациями ПМПК и ППк школы, данными конкретному учащемуся



Пути реализации программы:

  1. Сбор и анализ информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики.

2. Планирование, организация, координация (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный  процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с умственной отсталостью при специально созданных условиях обучения, воспитания, развития, социализации  рассматриваемой категории детей.

3. Диагностика коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих программ особым потребностям ребёнка.

4. Регуляция и корректировка (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых  условий и форм обучения, методов и приёмов работы.


Методы и формы реализации программы


Для реализации поставленных целей выбрана групповая форма работы. В ходе занятий использовались следующие методические средства:

  1. Арт – методы, т.к. изобразительная деятельность выступает инструментом коммуникации, позволяя ребенку восполнит дефицит общения  и построить более гармоничные взаимоотношения  с миром. Во многих случаях работа   с изобразительными материалами позволяет получить седативный эффект и снимает эмоциональное напряжение. 

  2. Игротерапия -  позволяет моделировать систему социальных отношений в наглядно – действенной форме в особых игровых условиях, возрастает мера социальной компетентности, развивается способность к разрешению проблемных ситуаций; формируются равноправные партнерские взаимоотношения ребенка со сверстниками, что обеспечивает возможность позитивного личностного развития. Игротерапия позволяет организовать поэтапную отработку в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, происходит постепенное формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли, и правил, регулирующих поведение в игровой команде. Создание ситуации успеха помогает более эффективному усвоению получаемых знаний. Наибольшей привлекательностью обладают ролевые игры. Однако самым слабым звеном у наших детей является развитие речи. Детям трудно выражать свои мысли и чувства, обращаться к другим, получать обратную связь, поэтому в программу включены постановка известных сказок и придумывание своих с последующим их проигрыванием.

  3. Психогимнастика  - в основе лежит использование двигательной экспрессии. Основная цель – преодоление барьеров в общении, создание доброжелательной атмосферы, развитии лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.


Программа содержит три этапа:


Этап психодиагностики (на начало)

Этап практический (проведение коррекционных занятий).

Этап психодиагностики (конец года)


ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК

Цель данного блока – диагностика развития познавательных процессов у ребёнка (логической памяти, механической памяти, оперативной памяти, устойчивости, объёма и концентрации внимания, мышления).

Форма проведения диагностических исследований: групповая.


КОРРЕКЦИОННЫЙ БЛОК


Цель данного блока – гармонизация и оптимизация развития ребёнка, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и с самим собой, овладение определёнными способами деятельности, такими, как: воспроизводящие способы мышления, которые являются основой для усвоения знаний, аналитическая обработка информации, рациональные способы деятельности.

Структура каждого коррекционно-развивающего занятия в рамках данной программы включает в себя следующие этапы:

1. психологический настрой, который проводится с использованием аутогенной техники, позволяет предупредить и частично устранить состояние эмоционального дискомфорта и напряжения у детей, создаёт у них чувство уверенности в собственных силах. Этот этап проводится в начале каждого занятия. Примерные формулировки для психологического настроя:

- Я в школе, сейчас я начну учиться.

- Я рад этому.

- Внимание моё растёт.

- Я, как разведчик, всё замечаю.

- Память моя крепкая, голова ясная.

- Я хочу учиться, я очень хочу учиться.

- Я готов работать.

- Я работаю.


2. правила поведения на занятии – разрабатываются вместе с детьми в ходе беседы на первых занятиях, а на последующих кратко повторяются. Это позволяет создавать условия для формирования норм гуманного отношения, миролюбия, взаимопомощи; обеспечивать каждому ребёнку компенсаторную психологическую поддержку.
Примерные формулировки правил поведения на занятии:

«можно»:
- не вставать с места при ответе;

- высказывать любое своё мнение и отстаивать его;

- уважать мнение своих товарищей;

- не бояться ошибиться, так как каждый человек имеет право на ошибку;

- помогать своему товарищу

«нельзя»:
- перебивать говорящего товарища, выкрикивать с места;

- смеяться над чужим мнением;

- смеяться над ошибками.

Осознание и соблюдение этих правил помогает создать в группе общую атмосферу доверия, дружеского расположения, дающую возможность раскрыться внутреннему миру ребёнка.

3. сообщение цели занятия – этот этап создаёт положительную мотивацию, «готовит» ребёнка к предстоящей работе.

4. упражнения, направленные на развитие познавательных процессов, – этот этап является «ядром» коррекционного занятия. Сложность заданий постепенно возрастает в ходе коррекционной работы, однако, переход к более трудным заданиям возможен лишь при достаточном усвоении текущего уровня упражнений. В частности, особенность зрительных диктантов, направленных на развитие оперативной памяти (тексты которые разработаны профессором И.Т.Федоренко), состоит в следующем: наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной-две буквы; если первое предложение первого набора содержит 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 47 букв. По этому же принципу построены и другие виды упражнений, направленных на развитие познавательных процессов.

5. психогимнастика используется на коррекционных занятиях вместо традиционных физкультминуток, так как именно психогимнастика показана детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, задержками в развитии. Такие «психагимнастические паузы» проводятся в середине занятия, что позволяет снять психоэмоциональное напряжение у детей, нормализовать мышечный тонус, настроить детей на активную работу.

6. рефлексия занятияэтот этап позволяет завершить работу на занятии, проанализировать и обсудить вместе с детьми, что было самым интересным и увлекательным, что вызвало особые затруднения.

7. релакс-пауза – этот этап проводится в зоне отдыха, включает в себя слушание релакс-музыки («Антистресс», «Утренние луга» и др.), инсценированных сказок.


Планируемый результат:

- Повышение продуктивности внимания;

- Развитие памяти;

- Развитие навыков совместной деятельности;

- Гармонизация эмоционального состояния ребенка;

- Развитие адекватной самооценки;

- Развитие коммуникативных умений и навыков;

- Развитие эмпатии, построение доверительных отношений между участниками занятий;

- Гармонизация психоэмоционального состояния;

- Овладение методам саморегуляции;

- Социализация и адаптация в современном обществе.

Обучающиеся должны уметь:

- признавать собственные ошибки;

- сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;

- выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;

- анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;

- контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;

- работать самостоятельно в парах, в группах

- адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;

- знать об опасности курения, употребления алкоголя, наркотиков;

- уметь отстаивать свое мнение;

- уметь идентифицировать свое эмоциональное состояние.






Раздел программы

Тема урока

Дата

Кол-во час

Задачи

Домашнее задание

Наглядность и оборудование

Понятийный аспект

Знания и умения

Обследование детей: комплектование групп для коррекционных занятий

Диагностика



1. Определение уровня сформированности познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы;

2. комплектование групп для коррекционных занятий;

3. воспитание положительного отношения к занятиям





Развитие и коррекция познавательной сферы

Увеличение объема внимания и наблюдательности



1. Увеличение объема внимания учащихся;

2. коррекция внимания и развитие наблюдательности;

3. воспитание внимательного отношения к окружающему миру

Выполнить упражнение «Кто больше увидит и запомнит»

Сюжетные картинки, поле расчерченное на клетки, «лабиринты», пуговицы

Внимание, наблюдательность

Уметь наблюдать и быть внимательным к окружающему

Увеличение уровня распределения внимания



1. Увеличение уровня распределения внимания;

2. коррекция избирательности внимания;

3. воспитание настойчивости и выдержки

Закрепить упражнение «Обратный счет»

Бумага, карандаши

Распределение внимания

Уметь выполнять два различных действия одновременно


Усиление концентрации и устойчивости внимания



1. Усиление концентрации и устойчивости внимания;

2. развитие умения регулировать свои действия;

3. воспитание потребности в самоорганизации (аккуратности, настойчивости).

Упражнение «Выполни по образцу»

Образцы рисунков, бумага, карандаши, сюжетные картинки

Концентрация внимания, устойчивость

Уметь удерживать и концентрировать внимание, анализировать элементы картинки, находить отличия

Тренировка переключения внимания



1. Формирование способности к переключению внимания, вхождения в деятельность;

2. развитие адекватных представлений о своих возможностях;

3. формирование умения доводить начатое дело до конца.

Работа с красно-черной таблицей

Красно-черная таблица

Переключение внимания

Уметь переключать внимание и выполнять упражнение в соответствии с инструкцией

Развитие слуховой памяти



1. Обучение приемам запоминания;

2. развитие и коррекция слуховой памяти;

3. воспитание настойчивости и выдержки.

Запомнить «звуки леса»

Небольшой рассказ

Слуховая память

Уметь запоминать рассказ и отвечать на вопросы педагога по тексту

Развитие зрительной памяти



1. Тренировка кратковременной зрительной памяти;

2. развитие и коррекция зрительного восприятия и памяти;

3. воспитание внимательного отношения к окружающему миру.

Ответить на вопрос «Зачем нам нужна зрительная память?»

Репродукция картины в жанре бытовой живописи

Зрительная память

Уметь запоминать и воспроизводить содержание картины

Развитие ассоциативной памяти



1.Развитие ассоциативной памяти;

2. формирование полноты воспроизведения словесного материала;

3. воспитание личностных мотивов запоминания, умение обучающихся создавать установку на длительное запоминание.

Составить ассоциативный ряд для запоминания

Карточки с заданиями

Ассоциации

Уметь воспроизводить первоначальные слова по ассоциативному ряду

Развитие мыслительных навыков: классификация



1. Формирование мыслительных навыков: классификация;

2. развитие интересов и познавательной активности;

3. воспитание положительного отношения к учебе.

Придумать несколько предметов, относящихся к одному классу

Карточки с объектами для классификации

Мышление, классификация

Уметь видеть главное, существенное для отнесения предмета к какому-либо виду

Развитие мыслительных навыков: обобщение



1. Формирование мыслительных навыков: обобщение;

2. коррекция тактильно-двигательного восприятия;

3. воспитание самоконтроля, трудолюбия.

Найти общий признак объектов и дать обобщенное название

Карточки с заданиями

Мышление, обобщение

Уметь обобщать и делать выводы

Причинно-следственные отношения



1.Формирование способности понимать связи событий и строить последовательность причинно-следственных отношений;

2. развитие стремления применять полученные знания в повседневной жизни;

3. воспитание интереса к различным видам деятельности

Найдите причину заданных событий

Карточки с заданиями

Причина, следствие

Уметь находить понятия, которые находятся между собой в причинно-следственных отношениях

Самопознание. Что я знаю о себе

Зачем нужно знать себя?



1. Формирование мотивации к самопознанию;

2. развитие самодеятельности, активизация процесса познания себя и окружающего мира;

3. воспитание самостоятельности, самоконтроля

Выполнить рисунок «Я в лучах солнца»

Тетради, карандаши

Самопознание

Знать свои положительные и отрицательные качества

Мое тело



1. Закрепление знаний о своем теле; 

2. формирование и закрепление представлений о гендерных различиях;

3. воспитание внимательного отношения к окружающим

Рассказ «Как должен выглядеть мальчик и как девочка»

Фотографии мальчиков и девочек

Тело, противоположности

Знать гендерные различия

Мой волшебный мир



1.Формирование способности познавать свой внутренний мир;

2. развитие навыков самопознания;

3. гармонизация эмоционального состояния


Ответьте на вопрос «Какой Я?»

Карточки с различными качествами характера

Внутренний мир

Стремиться к самопознанию, иметь понятие о собственном «внутреннем» мире

Самоценность



1. Формирование понятия о самоценности собственного «Я»;

2. развитие представлений о своих возможностях, умений адекватно оценивать себя;

3. воспитание уверенности в себе

Ответьте на вопросы

Тетради, карандаши, листы формата А 4

Самооценка

Уметь адекватно себя оценивать и принимать себя

Мои достижения



1. Формирование умения преодолевать барьеры на пути самокритики;

2. продолжение развития навыков самоанализа и самооценки;

3. воспитание самостоятельности, рассудительности.


Напишите, какие достоинства вы бы хотели приобрести

Листы с надписями «Продаю», «Покупаю»

Достоинства, недостатки

Уметь находить в себе достоинства и признавать свои недостатки

Буду делать хорошо и не буду плохо



1. Формирование навыка уверенного поведения;

2. развитие умения регулировать свои действия;

3. воспитание умения прогнозировать собственную деятельность.

Подумайте, какие люди вам больше нравятся

Мяч, бланки с тестом, листы бумаги

Уверенность, неуверенность, сильная личность

Уметь регулировать свои действия

Развитие коммуникативных навыков. Я и другие

Взаимодействие



1. Дать представление о значении совместной работы в жизни человека;

2. развитие навыков общения;

3. воспитание общительности, чуткости

Повторить, что такое взаимодействие

Тетради, ручки, листочки для записей

Совместная работа, взаимодействие

Знать, что такое взаимодействие.

Как мы видим друг друга



1.Формирование умения видеть положительные качества у других людей;

2. развитие и коррекция представлений о личности, индивидуальных особенностях и способностях человека;

3.воспитание чувства личной ответственности за свои дела и поступки

Назовите положительные качества своего друга

Карточки с положительными и отрицательными качествами

Личностные качества

Уметь определять личностные качества свои и других людей

Я глазами других




1. Формирование способности к самопознанию;

2. развитие способности принимать друг друга;

3. воспитание уважения друг к другу

Закончите предложения

Тетради, карандаши, мяч

Самоанализ

Уметь анализировать отношение других к себе.

Дружба начинается с улыбки



1.Формирование наблюдательности и умения слушать другого;

2. развитие умения вступления в контакт.

3. воспитание уважения друг к другу, способности услышать другого человека

Подумайте с какими людьми вам нравится общаться

Тетради для записей, бланк теста «Умеешь ли ты слушать?»

Умение слушать, умение слышать

Уметь слушать другого, понимать необходимость жить в согласии с собой и другими

Разговор взглядов. Пойми меня



1.Формирование умения понимать друг друга;

2. коррекция форм общения, обогащение его содержания;

3. воспитание доброго, доверительного отношения друг к другу

Подумайте, какие у вас существуют трудности в общении

Бланки с пословицами для каждого обучающегося

Понимание

Уметь понять другого, уметь по выражению лица, по позе, по глазам определять чувства другого

Умеем ли мы вежливо общаться?



1. Дать обучающимся определение понятия «вежливость»;

2. помощь в осмыслении своего отношения к окружающим;

3. воспитание доброго, доверительного отношения друг к другу

Проанализируйте, часто ли вы бываете вежливы

Тетради с записями

Вежливость

Знать определение понятия «вежливость», быть вежливым по отношению к другим

Поведение в общественных местах



1.Формирование положительного отношения к общепринятым нормам поведения;

2. развитие умения регулировать свои действия;

3. воспитание навыков культурного поведения

Повторить правила этикета

Атрибуты для игры «День рождения», карточки с названием ролей

Этикет, правила поведения

Знать основные правила этикета

Урок мудрости (уважение к старшим)



1.Формирование навыка ведения беседы;

2. развитие умения вступлению в контакт, поведению в ситуации общения, особенностям диалогической речи;

3. воспитание потребности в самоорганизации

Придумайте тему беседы и побеседуйте с другом

Карточки с заданиями по культуре беседы

Беседа, диалог

Знать, что такое беседа, уметь вести беседу

Восприятие мира (наши органы чувств). Что такое эмоции



1. Расширение знания обучающихся о чувствах и эмоциях, пополнение арсенала лексических единиц, связанных со сферой чувств;

2. коррекция и развитие эмоционально-чувственной сферы подростков;

3. воспитание доброго, доверительного отношения друг к другу

Закрепить основные понятия

Пиктограммы с изображением различных эмоций

Чувства, эмоции

Узнавать внешние эмоциональные проявления

Чувства и поступки



1. Формирование умения выражать свои чувства;

2. развитие эмоциональных и волевых процессов;

3. воспитание чувства личной ответственности за свои дела и поступки

Подготовить рассказ «Как я злюсь»

Тетради, ручки, цветные карандаши, бумага формата А 4

Агрессия, обида, выражение

Уметь приемлемым способом выражать эмоции и чувства

Стресс



1. Формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния;

2. развитие осознанности своего психоэмоционального состояния;

3. формирование потребности в саморегуляции (самоконтроле)

Понаблюдать за сменой настроения (от чего зависит)

Тетрадь для записей, ручка

Настроение, эмоциональное состояние

Уметь распознавать собственные эмоциональные состояния

Почему некоторые привычки бывают вредными



1. Ознакомление с понятиями «вредные привычки»;

2. развитие представлений об опасности вредных привычек, определение характера и методов борьбы с опасностью;

3. воспитание ответственности, самоконтроля

Попробуйте избавиться от вредных привычек

Тетради, ручки, ватман, маркер

Вредная привычка, соблазн, зависимость

Иметь представления о вредных привычках, зависимостях, об опасностях вредных привычек, уметь противостоять соблазну

Умей выбирать



1. Формирование представлений об ответственности и доверии;

2. коррекция существующего опыта ответственности;

3. воспитание самоконтроля, рассудительности

Ответить на вопрос: «Легко ли быть ответственным?»

Тетрадь для записей, ручка

Ответственность, доверие

Знать, что такое ответственность, уметь отвечать за свои поступки

Я отвечаю за свое решение



1. Формирование навыков противостояния групповому давлению;

2. развитие способности принимать собственное решение;

3. воспитание нравственных качеств, самостоятельности

Можете ли вы противостоять мнению коллектива?

Тетрадь для записей, ручка

Групповое давление, собственное решение

Уметь принимать собственное решение, бесконфликтно, но твердо противостоять давлению группы


Хозяин своего «Я»



1. Формирование умения контролировать свое поведение;

2. развитие способности управлять собственными поступками;

3. воспитание взаимопонимания, дружелюбия.

Повторить способы защиты прав

Тетрадь для записей, ручка

Права, границы, насилие

Уметь защищать свои права, противостоять насилию

Понятие «конфликт», мое поведение в трудных ситуациях



1. Ознакомление с понятием «конфликт», выработка умения предотвращать конфликт;

2. развитие умения выходить из проблемной ситуации;

3. воспитание рассудительности, терпимости, самоконтроля

Зафиксируйте ситуацию, когда удалось предотвратить конфликт

Тетради, бланки теста «Конфликтный ли ты человек?»

Конфликт, конфликтная ситуация

Уметь предотвращать конфликт и выходить из проблемной ситуации

Надо ли уметь сдерживать себя?




1. Формирование умения контролировать свои агрессивные устремления;

2. коррекция агрессивного поведения, выработка приемлемых способов разрядки гнева;

3. воспитание чувства личной ответственности за свои дела и поступки

Повторить упражнение «Злые кошки»

Текст «Притчи о змее», релаксационная музыка

Агрессия, агрессивное поведение

Уметь контролировать свои агрессивные устремления и выражать их в формах, приемлемых в определенном обществе