Муниципальная казённая образовательная организация
Антроповская средняя школа
Антроповского муниципального района Костромской области
«Утверждаю»
Директор МКОО АСШ
_________________
(Касаткина Т.А.)
«__»____________20__г.
«Согласовано»
Зам. директора по НМР
_________________
(Соколова Е.А.)
«__»____________20__г.
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с умственной отсталостью, обучающихся адаптированной образовательной программе основного общего образования
Составил педагог-психолог:
Рассохина К.Ю.
п. Антропово 2019 г.
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с умственной отсталостью, обучающихся адаптированной образовательной программе основного общего образования
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с ЗПР (СО) составлена на основании:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. №1598 !Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- приказа Минобразования России от 22.10. 1999 636. «Об утверждении Положения о Службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации»;
- письма Минобрнауки РФ от 28.12.2007 № 06-1965 «Рекомендации по совершенствованию деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров)»;
- письма Минобрнауки РФ от 27.06.2003 № 28-51-513/16 «О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования».
Для обучающихся с умственной отсталостью характерны: низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов); некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя); речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря, отмечаются трудности понимания логико-грамматических конструкций; интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая; запоминание механическое. Эти учащиеся характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой. Социализация детей с умственной отсталостью чрезвычайно затруднена в связи с отсутствием у них навыков межличностного общения в среде нормальных людей, несформированностью потребности в таком общении, негативным восприятием других людей, гипертрофированным эгоцентризмом, склонностью к социальному иждивенчеству. Эти дети не имеют широких контактов со сверстниками. Чаще всего они окружены людьми со сходными социально-психологическими и коммуникативными проблемами. Их навыки общения, социальные навыки весьма ограниченны. Данная программа ориентирована на личностное развитие и развитие коммуникативных навыков, а также коррекции эмоционально – волевой сферы.
Цель программы: коррекция познавательной, эмоционально-волевой сферы детей с умственной отсталостью, повышение самостоятельности и расширение возможности их общения в современном обществе, через преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
Задачи коррекционной работы:
- развитие внимания, памяти, мышления, пространственных представлений;
- сплочение группы, освоение навыков работы в коллективе;
- создание благоприятного психологического климата;
- оснащение коммуникативными навыками и обучение способам выражения эмоций (тревога, агрессия, положительные эмоции и др.);
- формирование образа «Я», навыков самопознания;
- формирование положительных межличностных взаимоотношений между детьми, на основе которых каждый ребенок смог быть успешно социализироваться;
- мотивация обучающихся на обращение к своему внутреннему миру, на анализ собственных поступков;
- развитие способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям;
- коррекция концентрации, устойчивости, распределения, переключения, объема внимания;
- развитие мелкой моторики;
- развитие памяти (зрительной, слуховой);
- опосредованного запоминания
развитие фонематического слуха и восприятия;
- развитие мышления.
- развитие мыслительных операций;
- развитие понятийного мышления;
- развитие воображения.
Время и частота проведения занятий по программе, регламентировано рекомендациями ПМПК и ППк школы, данными конкретному учащемуся
Пути реализации программы:
Сбор и анализ информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики.
2. Планирование, организация, координация (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с умственной отсталостью при специально созданных условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
3. Диагностика коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих программ особым потребностям ребёнка.
4. Регуляция и корректировка (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Методы и формы реализации программы
Для реализации поставленных целей выбрана групповая форма работы. В ходе занятий использовались следующие методические средства:
Арт – методы, т.к. изобразительная деятельность выступает инструментом коммуникации, позволяя ребенку восполнит дефицит общения и построить более гармоничные взаимоотношения с миром. Во многих случаях работа с изобразительными материалами позволяет получить седативный эффект и снимает эмоциональное напряжение.
Игротерапия - позволяет моделировать систему социальных отношений в наглядно – действенной форме в особых игровых условиях, возрастает мера социальной компетентности, развивается способность к разрешению проблемных ситуаций; формируются равноправные партнерские взаимоотношения ребенка со сверстниками, что обеспечивает возможность позитивного личностного развития. Игротерапия позволяет организовать поэтапную отработку в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, происходит постепенное формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли, и правил, регулирующих поведение в игровой команде. Создание ситуации успеха помогает более эффективному усвоению получаемых знаний. Наибольшей привлекательностью обладают ролевые игры. Однако самым слабым звеном у наших детей является развитие речи. Детям трудно выражать свои мысли и чувства, обращаться к другим, получать обратную связь, поэтому в программу включены постановка известных сказок и придумывание своих с последующим их проигрыванием.
Психогимнастика - в основе лежит использование двигательной экспрессии. Основная цель – преодоление барьеров в общении, создание доброжелательной атмосферы, развитии лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
Программа содержит три этапа:
Этап психодиагностики (на начало)
Этап практический (проведение коррекционных занятий).
Этап психодиагностики (конец года)
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК
Цель данного блока – диагностика развития познавательных процессов у ребёнка (логической памяти, механической памяти, оперативной памяти, устойчивости, объёма и концентрации внимания, мышления).
Форма проведения диагностических исследований: групповая.
КОРРЕКЦИОННЫЙ БЛОК
Цель данного блока – гармонизация и оптимизация развития ребёнка, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и с самим собой, овладение определёнными способами деятельности, такими, как: воспроизводящие способы мышления, которые являются основой для усвоения знаний, аналитическая обработка информации, рациональные способы деятельности.
Структура каждого коррекционно-развивающего занятия в рамках данной программы включает в себя следующие этапы:
1. психологический настрой, который проводится с использованием аутогенной техники, позволяет предупредить и частично устранить состояние эмоционального дискомфорта и напряжения у детей, создаёт у них чувство уверенности в собственных силах. Этот этап проводится в начале каждого занятия. Примерные формулировки для психологического настроя:
- Я в школе, сейчас я начну учиться.
- Я рад этому.
- Внимание моё растёт.
- Я, как разведчик, всё замечаю.
- Память моя крепкая, голова ясная.
- Я хочу учиться, я очень хочу учиться.
- Я готов работать.
- Я работаю.
2. правила поведения на занятии – разрабатываются вместе с детьми в ходе беседы на первых занятиях, а на последующих кратко повторяются. Это позволяет создавать условия для формирования норм гуманного отношения, миролюбия, взаимопомощи; обеспечивать каждому ребёнку компенсаторную психологическую поддержку.
Примерные формулировки правил поведения на занятии:
«можно»:
- не вставать с места при ответе;
- высказывать любое своё мнение и отстаивать его;
- уважать мнение своих товарищей;
- не бояться ошибиться, так как каждый человек имеет право на ошибку;
- помогать своему товарищу
«нельзя»:
- перебивать говорящего товарища, выкрикивать с места;
- смеяться над чужим мнением;
- смеяться над ошибками.
Осознание и соблюдение этих правил помогает создать в группе общую атмосферу доверия, дружеского расположения, дающую возможность раскрыться внутреннему миру ребёнка.
3. сообщение цели занятия – этот этап создаёт положительную мотивацию, «готовит» ребёнка к предстоящей работе.
4. упражнения, направленные на развитие познавательных процессов, – этот этап является «ядром» коррекционного занятия. Сложность заданий постепенно возрастает в ходе коррекционной работы, однако, переход к более трудным заданиям возможен лишь при достаточном усвоении текущего уровня упражнений. В частности, особенность зрительных диктантов, направленных на развитие оперативной памяти (тексты которые разработаны профессором И.Т.Федоренко), состоит в следующем: наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной-две буквы; если первое предложение первого набора содержит 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 47 букв. По этому же принципу построены и другие виды упражнений, направленных на развитие познавательных процессов.
5. психогимнастика используется на коррекционных занятиях вместо традиционных физкультминуток, так как именно психогимнастика показана детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, задержками в развитии. Такие «психагимнастические паузы» проводятся в середине занятия, что позволяет снять психоэмоциональное напряжение у детей, нормализовать мышечный тонус, настроить детей на активную работу.
6. рефлексия занятия – этот этап позволяет завершить работу на занятии, проанализировать и обсудить вместе с детьми, что было самым интересным и увлекательным, что вызвало особые затруднения.
7. релакс-пауза – этот этап проводится в зоне отдыха, включает в себя слушание релакс-музыки («Антистресс», «Утренние луга» и др.), инсценированных сказок.
Планируемый результат:
- Повышение продуктивности внимания;
- Развитие памяти;
- Развитие навыков совместной деятельности;
- Гармонизация эмоционального состояния ребенка;
- Развитие адекватной самооценки;
- Развитие коммуникативных умений и навыков;
- Развитие эмпатии, построение доверительных отношений между участниками занятий;
- Гармонизация психоэмоционального состояния;
- Овладение методам саморегуляции;
- Социализация и адаптация в современном обществе.
Обучающиеся должны уметь:
- признавать собственные ошибки;
- сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;
- выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;
- анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;
- контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;
- работать самостоятельно в парах, в группах
- адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;
- знать об опасности курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- уметь отстаивать свое мнение;
- уметь идентифицировать свое эмоциональное состояние.
Раздел программы | Тема урока | Дата | Кол-во час | Задачи | Домашнее задание | Наглядность и оборудование | Понятийный аспект | Знания и умения |
Обследование детей: комплектование групп для коррекционных занятий | Диагностика | | | 1. Определение уровня сформированности познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы; 2. комплектование групп для коррекционных занятий; 3. воспитание положительного отношения к занятиям | | | | |
Развитие и коррекция познавательной сферы | Увеличение объема внимания и наблюдательности | | | 1. Увеличение объема внимания учащихся; 2. коррекция внимания и развитие наблюдательности; 3. воспитание внимательного отношения к окружающему миру | Выполнить упражнение «Кто больше увидит и запомнит» | Сюжетные картинки, поле расчерченное на клетки, «лабиринты», пуговицы | Внимание, наблюдательность | Уметь наблюдать и быть внимательным к окружающему |
Увеличение уровня распределения внимания | | | 1. Увеличение уровня распределения внимания; 2. коррекция избирательности внимания; 3. воспитание настойчивости и выдержки | Закрепить упражнение «Обратный счет» | Бумага, карандаши | Распределение внимания | Уметь выполнять два различных действия одновременно |
Усиление концентрации и устойчивости внимания | | | 1. Усиление концентрации и устойчивости внимания; 2. развитие умения регулировать свои действия; 3. воспитание потребности в самоорганизации (аккуратности, настойчивости). | Упражнение «Выполни по образцу» | Образцы рисунков, бумага, карандаши, сюжетные картинки | Концентрация внимания, устойчивость | Уметь удерживать и концентрировать внимание, анализировать элементы картинки, находить отличия |
Тренировка переключения внимания | | | 1. Формирование способности к переключению внимания, вхождения в деятельность; 2. развитие адекватных представлений о своих возможностях; 3. формирование умения доводить начатое дело до конца. | Работа с красно-черной таблицей | Красно-черная таблица | Переключение внимания | Уметь переключать внимание и выполнять упражнение в соответствии с инструкцией |
Развитие слуховой памяти | | | 1. Обучение приемам запоминания; 2. развитие и коррекция слуховой памяти; 3. воспитание настойчивости и выдержки. | Запомнить «звуки леса» | Небольшой рассказ | Слуховая память | Уметь запоминать рассказ и отвечать на вопросы педагога по тексту |
Развитие зрительной памяти | | | 1. Тренировка кратковременной зрительной памяти; 2. развитие и коррекция зрительного восприятия и памяти; 3. воспитание внимательного отношения к окружающему миру. | Ответить на вопрос «Зачем нам нужна зрительная память?» | Репродукция картины в жанре бытовой живописи | Зрительная память | Уметь запоминать и воспроизводить содержание картины |
Развитие ассоциативной памяти | | | 1.Развитие ассоциативной памяти; 2. формирование полноты воспроизведения словесного материала; 3. воспитание личностных мотивов запоминания, умение обучающихся создавать установку на длительное запоминание. | Составить ассоциативный ряд для запоминания | Карточки с заданиями | Ассоциации | Уметь воспроизводить первоначальные слова по ассоциативному ряду |
Развитие мыслительных навыков: классификация | | | 1. Формирование мыслительных навыков: классификация; 2. развитие интересов и познавательной активности; 3. воспитание положительного отношения к учебе. | Придумать несколько предметов, относящихся к одному классу | Карточки с объектами для классификации | Мышление, классификация | Уметь видеть главное, существенное для отнесения предмета к какому-либо виду |
Развитие мыслительных навыков: обобщение | | | 1. Формирование мыслительных навыков: обобщение; 2. коррекция тактильно-двигательного восприятия; 3. воспитание самоконтроля, трудолюбия. | Найти общий признак объектов и дать обобщенное название | Карточки с заданиями | Мышление, обобщение | Уметь обобщать и делать выводы |
Причинно-следственные отношения | | | 1.Формирование способности понимать связи событий и строить последовательность причинно-следственных отношений; 2. развитие стремления применять полученные знания в повседневной жизни; 3. воспитание интереса к различным видам деятельности | Найдите причину заданных событий | Карточки с заданиями | Причина, следствие | Уметь находить понятия, которые находятся между собой в причинно-следственных отношениях |
Самопознание. Что я знаю о себе | Зачем нужно знать себя? | | | 1. Формирование мотивации к самопознанию; 2. развитие самодеятельности, активизация процесса познания себя и окружающего мира; 3. воспитание самостоятельности, самоконтроля | Выполнить рисунок «Я в лучах солнца» | Тетради, карандаши | Самопознание | Знать свои положительные и отрицательные качества |
Мое тело | | | 1. Закрепление знаний о своем теле; 2. формирование и закрепление представлений о гендерных различиях; 3. воспитание внимательного отношения к окружающим | Рассказ «Как должен выглядеть мальчик и как девочка» | Фотографии мальчиков и девочек | Тело, противоположности | Знать гендерные различия |
Мой волшебный мир | | | 1.Формирование способности познавать свой внутренний мир; 2. развитие навыков самопознания; 3. гармонизация эмоционального состояния | Ответьте на вопрос «Какой Я?» | Карточки с различными качествами характера | Внутренний мир | Стремиться к самопознанию, иметь понятие о собственном «внутреннем» мире |
Самоценность | | | 1. Формирование понятия о самоценности собственного «Я»; 2. развитие представлений о своих возможностях, умений адекватно оценивать себя; 3. воспитание уверенности в себе | Ответьте на вопросы | Тетради, карандаши, листы формата А 4 | Самооценка | Уметь адекватно себя оценивать и принимать себя |
Мои достижения | | | 1. Формирование умения преодолевать барьеры на пути самокритики; 2. продолжение развития навыков самоанализа и самооценки; 3. воспитание самостоятельности, рассудительности. | Напишите, какие достоинства вы бы хотели приобрести | Листы с надписями «Продаю», «Покупаю» | Достоинства, недостатки | Уметь находить в себе достоинства и признавать свои недостатки |
Буду делать хорошо и не буду плохо | | | 1. Формирование навыка уверенного поведения; 2. развитие умения регулировать свои действия; 3. воспитание умения прогнозировать собственную деятельность. | Подумайте, какие люди вам больше нравятся | Мяч, бланки с тестом, листы бумаги | Уверенность, неуверенность, сильная личность | Уметь регулировать свои действия |
Развитие коммуникативных навыков. Я и другие | Взаимодействие | | | 1. Дать представление о значении совместной работы в жизни человека; 2. развитие навыков общения; 3. воспитание общительности, чуткости | Повторить, что такое взаимодействие | Тетради, ручки, листочки для записей | Совместная работа, взаимодействие | Знать, что такое взаимодействие. |
Как мы видим друг друга | | | 1.Формирование умения видеть положительные качества у других людей; 2. развитие и коррекция представлений о личности, индивидуальных особенностях и способностях человека; 3.воспитание чувства личной ответственности за свои дела и поступки | Назовите положительные качества своего друга | Карточки с положительными и отрицательными качествами | Личностные качества | Уметь определять личностные качества свои и других людей |
Я глазами других | | | 1. Формирование способности к самопознанию; 2. развитие способности принимать друг друга; 3. воспитание уважения друг к другу | Закончите предложения | Тетради, карандаши, мяч | Самоанализ | Уметь анализировать отношение других к себе. |
Дружба начинается с улыбки | | | 1.Формирование наблюдательности и умения слушать другого; 2. развитие умения вступления в контакт. 3. воспитание уважения друг к другу, способности услышать другого человека | Подумайте с какими людьми вам нравится общаться | Тетради для записей, бланк теста «Умеешь ли ты слушать?» | Умение слушать, умение слышать | Уметь слушать другого, понимать необходимость жить в согласии с собой и другими |
Разговор взглядов. Пойми меня | | | 1.Формирование умения понимать друг друга; 2. коррекция форм общения, обогащение его содержания; 3. воспитание доброго, доверительного отношения друг к другу | Подумайте, какие у вас существуют трудности в общении | Бланки с пословицами для каждого обучающегося | Понимание | Уметь понять другого, уметь по выражению лица, по позе, по глазам определять чувства другого |
Умеем ли мы вежливо общаться? | | | 1. Дать обучающимся определение понятия «вежливость»; 2. помощь в осмыслении своего отношения к окружающим; 3. воспитание доброго, доверительного отношения друг к другу | Проанализируйте, часто ли вы бываете вежливы | Тетради с записями | Вежливость | Знать определение понятия «вежливость», быть вежливым по отношению к другим |
Поведение в общественных местах | | | 1.Формирование положительного отношения к общепринятым нормам поведения; 2. развитие умения регулировать свои действия; 3. воспитание навыков культурного поведения | Повторить правила этикета | Атрибуты для игры «День рождения», карточки с названием ролей | Этикет, правила поведения | Знать основные правила этикета |
Урок мудрости (уважение к старшим) | | | 1.Формирование навыка ведения беседы; 2. развитие умения вступлению в контакт, поведению в ситуации общения, особенностям диалогической речи; 3. воспитание потребности в самоорганизации | Придумайте тему беседы и побеседуйте с другом | Карточки с заданиями по культуре беседы | Беседа, диалог | Знать, что такое беседа, уметь вести беседу |
Восприятие мира (наши органы чувств). Что такое эмоции | | | 1. Расширение знания обучающихся о чувствах и эмоциях, пополнение арсенала лексических единиц, связанных со сферой чувств; 2. коррекция и развитие эмоционально-чувственной сферы подростков; 3. воспитание доброго, доверительного отношения друг к другу | Закрепить основные понятия | Пиктограммы с изображением различных эмоций | Чувства, эмоции | Узнавать внешние эмоциональные проявления |
Чувства и поступки | | | 1. Формирование умения выражать свои чувства; 2. развитие эмоциональных и волевых процессов; 3. воспитание чувства личной ответственности за свои дела и поступки | Подготовить рассказ «Как я злюсь» | Тетради, ручки, цветные карандаши, бумага формата А 4 | Агрессия, обида, выражение | Уметь приемлемым способом выражать эмоции и чувства |
Стресс | | | 1. Формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния; 2. развитие осознанности своего психоэмоционального состояния; 3. формирование потребности в саморегуляции (самоконтроле) | Понаблюдать за сменой настроения (от чего зависит) | Тетрадь для записей, ручка | Настроение, эмоциональное состояние | Уметь распознавать собственные эмоциональные состояния |
Почему некоторые привычки бывают вредными | | | 1. Ознакомление с понятиями «вредные привычки»; 2. развитие представлений об опасности вредных привычек, определение характера и методов борьбы с опасностью; 3. воспитание ответственности, самоконтроля | Попробуйте избавиться от вредных привычек | Тетради, ручки, ватман, маркер | Вредная привычка, соблазн, зависимость | Иметь представления о вредных привычках, зависимостях, об опасностях вредных привычек, уметь противостоять соблазну |
Умей выбирать | | | 1. Формирование представлений об ответственности и доверии; 2. коррекция существующего опыта ответственности; 3. воспитание самоконтроля, рассудительности | Ответить на вопрос: «Легко ли быть ответственным?» | Тетрадь для записей, ручка | Ответственность, доверие | Знать, что такое ответственность, уметь отвечать за свои поступки |
Я отвечаю за свое решение | | | 1. Формирование навыков противостояния групповому давлению; 2. развитие способности принимать собственное решение; 3. воспитание нравственных качеств, самостоятельности | Можете ли вы противостоять мнению коллектива? | Тетрадь для записей, ручка | Групповое давление, собственное решение | Уметь принимать собственное решение, бесконфликтно, но твердо противостоять давлению группы |
Хозяин своего «Я» | | | 1. Формирование умения контролировать свое поведение; 2. развитие способности управлять собственными поступками; 3. воспитание взаимопонимания, дружелюбия. | Повторить способы защиты прав | Тетрадь для записей, ручка | Права, границы, насилие | Уметь защищать свои права, противостоять насилию |
Понятие «конфликт», мое поведение в трудных ситуациях | | | 1. Ознакомление с понятием «конфликт», выработка умения предотвращать конфликт; 2. развитие умения выходить из проблемной ситуации; 3. воспитание рассудительности, терпимости, самоконтроля | Зафиксируйте ситуацию, когда удалось предотвратить конфликт | Тетради, бланки теста «Конфликтный ли ты человек?» | Конфликт, конфликтная ситуация | Уметь предотвращать конфликт и выходить из проблемной ситуации |
Надо ли уметь сдерживать себя? | | | 1. Формирование умения контролировать свои агрессивные устремления; 2. коррекция агрессивного поведения, выработка приемлемых способов разрядки гнева; 3. воспитание чувства личной ответственности за свои дела и поступки | Повторить упражнение «Злые кошки» | Текст «Притчи о змее», релаксационная музыка | Агрессия, агрессивное поведение | Уметь контролировать свои агрессивные устремления и выражать их в формах, приемлемых в определенном обществе |