СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инструкции для выполнения практической работы

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку можно использовать как внеурочное занятие по химии. К занятию требуется домашняя подготовка учащихся о водных ресурсах вашей местности. На занятии большую часть времени активно заняты практической деятельностью. Также на начало занятия можно привлечь старших школьников с театрализованной экологической сказкой. Данное занятие мною неоднократно опробовано, имеет успех у детей и взрослых, его посещающих - родителей, коллег. К разработке на моем сайте вы можете увидеть инструкции для практической работы и презентацию творческой работы учащихся о водных ресурсах

Просмотр содержимого документа
«Инструкции для выполнения практической работы»

Опыт 1

Определение прозрачности воды

Для опыта нужен прозрачный плоскодонный стеклянный цилиндр диаметром 2—2,5 см, высотой 30—35 см Можно использовать мерный цилиндр на 250 мл без пластмассовой подставки.

Проведем опыт по определению прозрачности сначала с дистиллированной водой, потом с водой из крана в школе, а затем с водой из водоема и сравним результаты.

Установите цилиндр на печатный текст и вливайте исследуемую воду, следя за тем, чтобы можно было читать через воду текст. Отметьте, на какой высоте вы не будете видеть шрифт.

Измерьте высоты столбов воды линейкой.

При сравнении прозрачности воды в качестве эталона использовать высоту столба читабельности печатного текста у дистиллированной воды (например 20 см). Тогда доля или степень прозрачности водопроводной воды (высота столбика читабельности которой, например, 17 см) составит:

                       W (прозрачности воды) = 17 см : 20 см = 0,85, или 85%. Вода в открытых водоёмах сильно загрязнена и уровень прозрачности в них очень низок.

Сделайте выводы.

Измеренная высота называется уровнем видимости.

Если уровень видимости мал, значит водоем сильно загрязнён.

Сравните, какая вода чище, где больше примесей, через которые не виден текст.

Отметьте, какова роль человека в сохранении чистоты водоемов или его загрязнении.







































Опыт 2

Определение интенсивности запаха воды

Выданные колбы наполните на 2/3 объема исследуемой водой, плотно закройте пробкой и сильно встряхните. Затем поочередно откройте колбы и отметьте характер и интенсивность запаха. Дайте оценку интенсивности запаха воды в баллах, пользуясь таблицей

Сделайте вывод о пригодности каждого образца воды для питья. Предложите несколько способов очистки воды.

Воспользуйся таблицей 1







Таблица 1

Характер запаха

Интенсивность запаха (балл)

Отсутствие ощутимого запаха

0

Очень слабый запах – не замечается потребителями, но обнаруживается специалистами

1

Слабый запах – обнаруживается потребителями, если обратить на это внимание

2

Запах легко обнаруживается

3

Отчетливый запах – неприятный и может быть причиной отказа от питья

4

Очень сильный запах – делает воду непригодной для питья

5


Вывод.

Опыт 3



Определение жесткости воды.



ВЫЯСНИТЬ, как влияет кипячение на жесткость воды.

Для этого – приготовленный мыльный раствор разлить на 2 пробирки по 10 мг.

В две колбы налить по 30 мл водопроводной и кипячёной воды. В каждую колбу к испытуемой воде прилить по 1 мл мыльного раствора.

В течении 5 сек хорошо встряхнуть сосуды.

Затем дать 10 сек отстояться.

Повторять эту процедуру до тех пор, пока после отстаивания в одной из колб не будет образовываться мыльная пена по краю сосуда.

Отметьте количество затраченного мыльного раствора.

С другой колбой продолжать эксперимент до аналогичного результата. По количеству мыльного раствора, затраченного на разные колбы, сделать вывод о влиянии кипячения на общую жесткость воды.

       Заполнить лаб. журнал.

Сделать вывод. Как влияет жесткая вода на организм человека. Как воду можно смягчить?.


Выводы:

    Повышенная жёсткость воды является одной из причин заболеваемости населения мочекаменной, почечнокаменной, желчнокаменной болезнью и т.д. Повышенную жесткость можно определить «на глаз» по следующим признакам:

       - накипь при кипячении;

       - плохое намыливание при стирке;

       - плохое заваривание чая.

При кипячении воды соли оседают в виде накипи , осадка, вода становится мягче.


Можно использовать фильтры для жесткой воды, в которых эта соль также оседает.




Опыт 4





Определение содержания ионов железа и серебра в питьевой воде.

                                           Инструктивная карта.



  1. Определение ионов железа.

 К 10 мл пробы воды прибавить 1 каплю азотной кислоты, затем 2-3 капли пероксида водорода и ввести 0,5 мл тиоционата аммония.

 При концентрации ионов железа более 2,0 мг|л появляется розовое окрашивание, при концентрации более  10 мг|л окрашивание становится красным:

                         Fe3+ + 3CNS- = Fe(CNS)3

         Заполнить лаб. журнал.



Выводы:


1.Ионы железа в воде вредны для здоровья

                Высокое содержание ионов железа в питьевой воде может вызвать заболевания крови, аллергию, ишемическую болезнь сердца. Государственный стандарт допускает содержание железа в питьевой воде 1мг|л.

В воде, взятой из водопровода города, есть ионы железа. Их концентрация больше 2миллиграм на литр( окрасилась в розовый цвет).





































Опыт № 5

Определение ионов хлора в образцах воды.


 К 10 мл пробы воды прибавить 5-6 капель раствора нитрата серебра. Встряхнуть пробирку. Наблюдать появление белого осадка. Если он образуется, значит в воде есть ионы хлора.

Таблица 1 – Качественное определение содержания Сl- в воде

Характеристика осадка или мути

Содержание Сl-, г/л

1. Опалесценция или слабая муть

0,001÷0,01

2. Сильная муть

0,01÷0,05

3. Образуются хлопья, осаждаются не сразу

0,05÷0,1

4. Белый объемный осадок

Более 0,1

По нормативам содержание хлоридов (Сl-) в питьевой воде не должно превышать 0,35 г/л. Проведя анализы и обработав результаты, установили, что содержание хлор-иона в питьевой воде 0,013 г/л, что соответствует нормам ГОСТа.


Сделать выводы о составе воды в образцах. Как влияют ионы хлора на организм человека?

 

Лабораторный журнал




Название опыта



Образец

Образец

Образец

Образец

Образец

Образец





















Вывод:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!