Межпредметное взаимодействие педагогического коллектива по формированию текстовой деятельности на основе дидактического конструктора.
Переход детей из начальной школы в основную – период значительных изменений в условиях обучения и требованиях к учащимся. Заканчивается обучение чтению и начинается чтение для обучения.
В основной школе практически весь учебный материал представлен в текстовом виде. Текст на этом этапе является основной формой передачи информации и связующим звеном всех учебных предметов. От ученика требуется владение умениями обработки текстовой информации. Дети начинают испытывать определённые трудности при подготовке к урокам: огромное количество учебного материала, которое необходимо осмыслить, интерпретировать, оценить. Нередко дети используют механическое запоминание, то есть зубрёжку. Информация непонятая, механически заученная, быстро стирается из памяти. Соответственно, при проверке уровня подготовки детей по окончанию учебного периода обнаруживаются пробелы в знаниях, которые будут в дальнейшем влиять на усвоение программного материала. Данное наблюдение подтолкнуло нас к необходимости согласования действия всех учителей-предметников по развитию соответствующих умений, т.е. создание единого режима работы с текстовой информацией. За основу был взят дидактический конструктор построения учебных заданий, разработанный кандидатом педагогических наук, профессором О.Е.Грибовой
Дидактический конструктор представляет собой трехступенчатую матрицу, в рамках которой определена система построения заданий, направленных на формирование текстовой деятельности.
Построение задания в конструкторе проходит 3 этапа:
выбор объекта тренировки,
выбор стадии формирования умения,
выбор сложности задания.
На первом этапе в качестве объекта тренировки определены звенья текстовой деятельности: замысел, внутренняя структура и внешняя реализация.
Замысел высказывания является основным признаком текста, работа над этим звеном является наиболее важной. Замысел текста может быть выражен в теме, названии текста, ключевых словах, основной мысли, т.е. краткое содержание, лишённое деталей, выраженное в одном предложении.
Внутренняя структура или лексико-грамматическое оформление высказывании, представляет собой процесс выбора лексики для реализации замысла, а также внутреннее создание грамматических конструкций из отобранного лексического материала. Решая эту задачу учителя-предметники одновременно работают над расширением словарного запаса за счёт терминологии, специфичной для каждого предмета, а также формируют у обучающихся самоконтроль над грамматической правильностью высказывания.
Внешняя реализация – это озвучивание замысла с сохранением отобранного лексического материала, с правильным грамматическим оформлением. Учитель – предметник формирует контроль над соответствием произносимого текста замыслу, формирует ораторское поведение при рассказывании.
На втором этапе построения задания учитель определяет стадию формирования текстового умения. Формирование каждого умения должно проходить три стадии выработки: формирование, развитие и совершенствование, автоматизация. На каждой стадии выработки текстового умения учитель-предметник использует различные виды речи. На стадии формирования текстового умения используется вопросно – ответная речь, которая позволяет отработать новое умение в совместной с учителем речевой деятельности. На стадии отработки формируется речь на опоре. В качестве опоры для устной речи могут быть опорные сигналы в виде схемы, серии рисунков, как нарисованных самим ребёнком, так и печатных, подобранных им же или учителем; набор предметов, разложенных в определённом порядке, позволяющим вспомнить последовательность рассказа. На данном этапе учитель – предметник следит за тем, чтобы рассказ не превращался в последовательное изложение нескольких отдельных фрагментов, а сохранял связность и цельность.
Стадия автоматизации навыка (речь без опоры) предполагает перевод зрительной опоры во внутренний план. Текстовое умение считается сформированным, когда при выполнении действия обучающийся не нуждается в какой - либо внешней опоре.
На третьем этапе построения задания педагог определяет сложность задания, которая позволяет учитывать различный уровень текстовой компетенции детей, а также различный темп усвоения ими умений.
1.Репродуктивные задания это наиболее простые задания, позволяющие отработать алгоритм действий, обязательных для выполнения. Они рассчитанные на повторение информации. Научение ребёнка грамотным, корректным формулировкам происходит в процессе повторения, подражания образцам. Репродуктивные задания являются базой для конструктивных заданий, поскольку на них отрабатывается каждая форма представления информации.
2.Конструктивные задания предполагают изменение формы предоставления информации. Если цель задания - работа над замыслом высказывания, то конструктивное задание – это выделение и формулировка темы, ключевых слов готового текста; перевод замысла текста из набора ключевых слов в опорные сигналы или план текста. Если цель задания – лексическое оформление высказывания – задание направлено на изменение слов – признаков на наиболее подходящие, с учётом заданного стиля текста. Способность ребёнка свободно выполнять конструктивные задания предполагает переход на ступень свободного творчества.
3.Творческие задания предполагают изменение как формы, так и содержания. Основное отличие творческого задания от конструктивного является возможность изменить содержание речевого произведения, добавить или убрать детали. Основное требование при выполнении задания остается связность и цельность, правильность и точность изложения фактов любой предметной области.
Схематическое выражение дидактического конструктора построения текстового задания

Эффективность формирования текстовой деятельности во многом определяется согласованностью работы учителей, осуществляющих развитие соответствующих навыков. Несмотря на то, что разнообразие текстовых заданий иногда является специфическим для каждого учебного предмета, последовательность работы над текстовыми умениями должна быть общей для всех и дидактический конструктор удовлетворяет это требование.
Согласованная работа на всех учебных предметах положительно сказывается на учебную деятельность в целом. Одинаковые требования, предъявляемые учителями-предметниками к текстовой деятельности, позволят обучающимся 5 классов на промежуточной аттестации показать высокий уровень сформированности такого метапредметного результата, как осознанное чтение. Дидактический конструктор позволяет учителю-предметнику формировать умение вдумчиво читать и понимать текст; извлекать из прочитанного нужную информацию, представлять информацию в различной форме; использовать полученную информацию для решения различных проблем. Именно таков принцип построения стандартизированной контрольной работы для оценки метапредметного результата осознанное чтение.
Подводя итог, можно сказать, что текстовая деятельность является неотъемлемой составной частью учебной деятельности, лежит в основе усвоения учебного материала.
Приложение №1
Виды работы с текстом:
чтение всего текста по заданию учителя;
чтение, деление на части, составление плана
чтение по готовому плану
чтение с последующим пересказом
чтение с сокращением текста
чтение цепочкой по предложению;
чтение цепочкой по абзацу
чтение вполголоса
чтение, нахождение отрывка к рисунку
чтение, ответы на вопросы
нахождение в тексте отрывка, помогающего ответить на вопрос
нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста
чтение самого красивого места в рассказе
коллективное чтение вслух
нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения
нахождение по данному началу или концу логически законченного отрывка
нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку
нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста
установление путем чтения причинно-следственных связей
чтение, пометка непонятных слов
чтение слов, к которым даны сноски
чтение слов, объяснение к которым нужно посмотреть в словаре
нахождение в тексте слов и выражений, с помощью которых можно объяснить процесс или явление
чтение с остановками (прогнозирование)
беседа с сопровождением выборочного текста
Приложение №2
Примеры построения текстовых заданий
История.
Материал урока - Афины и Спарта, сравнительный анализ.
Первый этап построения задания - выбор объекта тренировки - замысел (формулировка основной идеи каждого строя на основе ключевых слов, формулировка основных отличий в одной фразе).
Второй этап построения задания - выбор стадии формирования умения - стадия формирования умения - подобное задание дается впервые. Используется вопросноответная речь.
Третий этап построения задания - выбор сложности задания - конструктивное задание, учитель с помощью вопросов - ответов помогает выделять ключевые слова, дети формулируют фразу - идею.
Итоговая формулировка - «как можно одной фразой описать афинский строй? Спартанский строй? Опишите одной фразой отличие жизненной политики одного города от другого». Задание дается после изучения программного материала.
Физкультура.
Материал урока - прыжки через «козел».
Первый этап построения задания - выбор объекта тренировки - замысел (ключевые слова, передающие основной смысл инструкции к прыжку).
Второй этап построения задания - выбор стадии формирования умения - стадия отработки умения, поскольку подобные задания в вопросно-ответной форме с детьми уже отработаны. Соответственно, используется речь с опорой, в качестве опоры - конкретные действия, производимые учителем при показе.
Третий этап построения задания - выбор сложности задания - конструктивное задание - детям требуется перевести инструкцию педагога в краткий перечень конкретных действий.
Итоговая формулировка, которая была дана после объяснения прыжка - «В трех словах определите последовательность прыжка через козла».
Биология
Материал урока – Науки о природе.
Первый этап построения задания - выбор объекта тренировки – замысел (ключевое слово, передающее смысл текста – естественные науки)
Второй этап построения задания - выбор стадии формирования умения - на основе вопросно – ответной речи создаётся опорный сигнал в виде схемы «Естественные науки»
Третий этап построения задания - выбор сложности задания - конструктивное задание. Схему «Естественные науки» дополнить схемой «Семья биологических наук»
4