СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Межпредметные связи математики в историческом измерении"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа факультативного курса по математике для учащихся 5 классов с ОВЗ направлена на интеллектуальное развитие, углубление, систематизацию знаний по предмету, развитию логических способностей.

Просмотр содержимого документа
«"Межпредметные связи математики в историческом измерении"»



Муниципальное образование города Краснодара

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Краснодарского края специальная (коррекционная) школа № 26

г. Краснодара



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса внеурочной деятельности

по учебно-познавательному направлению

«МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ МАТЕМАТИКИ В ИСТОРИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ»

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ









Составитель: Филь Татьяна Николаевна, учитель математики

Количество часов:

Всего 34 ч; в неделю 1 ч.







.

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности составленная на основе

учебно-методического комплекта А.Г.Мордковича и Н.П.Николаева

авторской программыВ.И.Жохова» Математика,5 класс», опубликованной

в сборнике «Программа. Планирование учебного материала. Математика, 5 класс» Учебник «Математика 5», авторы:Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов,

А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд,изд. Мнемозина, Москва 2016.



В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ









Пояснительная записка

В современном обучении математика является неотъемлемой частью системы общего образования. Математика возникла и развивалась для удовлетворения непрерывно возраставших потребностей человеческого общества

Изучение основ математики стало необходимым элементом общеобразовательной подготовки молодого поколения. Современные условия требуют от учащихся прочных математических знаний и умений необходимых в повседневной жизни.

Математика и история это две неразрывные области знания. Сведения из истории математики, исторические задачи сближают эти два школьных предмета. История обогащает математику, развивает образное мышление. Математика, в свою очередь, занимает достойное место в истории, помогая лучше ее понять. Сведения из истории расширяют кругозор учеников, поэтому, исторические факты должны присутствовать на уроках математики, заставляя детей удивляться, думать и восхищаться историей этой науки.

Программа факультативного курса по математике для учащихся 5 классов с ОВЗ направлена на интеллектуальное развитие, углубление, систематизацию знаний по предмету, развитию логических способностей, формированию пространственного воображения и графической культуры, необходимых человеку для полноценной жизни в обществе.

Факультативные занятия по математике в 5 классе являются одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми». При разработке факультативного курса учитывалась программа по предмету, но основу составили вопросы, не входящие в школьный курс обучения.

Данный факультативный курс по математике способствует формированию у учащихся интереса к предмету, выявлению одаренных детей, развитию математических способностей, подготовке к выбору профессии и дальнейшему обучению в различных учебных заведениях.

Факультативный курс дает возможность учащимся желающим изучать математику углубленно, развивать свой кругозор, мышление, логику, сообразительность, пространственное воображение, умение работать с научной литературой, отстаивать свою точку зрения, логически мыслить.

Историзм в математической задаче имеет место тогда, когда к условию задачи добавляется исторический факт. В рамках данного курса учащимся предлагаются решение исторических, логических задач, решение нестандартных задач на движение, разрезание фигур на части, отгадывание числовых ребусов, шарад, головоломок. задания на составление выражений.

Использование исторических, старинных задач всегда вызывает интерес, побуждает учеников к самостоятельному творчеству, проявлению инициативы и смекалки.

Цели курса «Межпредметные связи математики в историческом измерении»:

• формирование представлений о математике, как части общечеловече­ской культуры, о значимости математики в раз­витии цивилизации и современ­ного общества;

• развитие математических способностей учащихся, куль­туры речи, способно­сти к умствен­ному эксперименту;

• систематизация и углубление знаний;

• адаптация учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено;

• развитие математического и логического мышления, воображения, памяти, внимания, интуиции детей;

•воспитание качеств личности, обеспечивающих соци­альную мобиль­ность, способ­ность принимать самостоятель­ные решения;

• создание условий для самостоятельной творческой работы учащихся;

• профессиональная ориентация;





Задачи курса:

•формировать грамотность школьников – умение воспринимать и анализировать различную информацию, уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;

•использовать элементы историзма в процессе преподавания математики для повышения познавательного интереса учащихся;

•формировать культуру мышления, ясность и точность мысли;

•рассмотреть пути формирования математики, закономерности ее развития, раскрывая исторические, и другие интересные стороны математики;

•развивать познавательную и творческую активность учащихся на основе дифференцированных занимательных заданий;

• обогащать математический язык школьников;

•научить решать старинные задачи;

•расширять кругозор учащихся, помочь им увидеть всю красоту математической науки;

•развивать коммуникативные навыки;

•выявление одаренных детей;

•формирование у учащихся упорства в достижении цели, любознательности, трудолюбия, аккуратности, внимательности, чувства ответственности;

После изучения данного курса учащиеся должны знать:

  1. находить наиболее рациональные способы решения логических задач,

  2. строить логически правильные рассуждения;

  3. знать историю появления чисел;

  4. распознавать плоские геометрические фигуры;

  5. уметь составлять занимательные задачи;

  6. применять приёмы быстрых устных вычислений;

  7. знать приёмы рациональных устных и письменных вычислений;

  8. применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики;

Для успешного достижения поставленных целей и задач необходимо учитывать желание ребенка и его математические способности.

Программа рассчитана на 34 недели, 1 раз в неделю



Учебно – методический план



п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Оборудование

Натуральные числа – 18 часов







1

Наука о числах. Как люди научились считать

1

Использование историко-математического материала.

2

. Как возникло слово «математика». История возникновения чисел и способов их записи. Римские цифры.



1

Использование историко-математического материала.

3

Свойства действий над натуральными числами.Счеты

2

Упражнения из книги

4

Математика в Древней Руси

1

Упражнения из книги

5

Рациональные способы вычисления

2

Упражнения из книги

6

Науку развивают мореплаватели.Вавилон.Строители пирамид

2

Использование историко-математического материала.

7

Чудеса с числами головоломки,ребусы

1

Раздаточный материал

8

Решение задач на движение

2

Упражнения из книги

9

Задачи на составление уравнений

2

Упражнения из книги

10

Магические квадраты

2

Упражнения из книги

11

Рассказы о геометрии. Геометрические фигуры (треугольник, прямо-угольник, квадрат, круг), их свойства

2

Использование наглядных пособий

12

Математические игры с числами,загадки

2

Раздаточный материал

13

Задачи на разрезание и перекраивание фигур

2

Использование наглядных пособий

Дробные числа – 16 часов




14

Метрическая система мер.


1

Упражнения из книги

15

Как измеряли в древности

Старые русские меры.


2

Использование историко-математического материала.

16

Где используются дроби в практических вычислениях

2

Упражнения из книги

17

Операции с десятичными дробями

2

Упражнения из книги

18

Проценты в нашей жизни

2

Упражнения из книги

19

Магия с числами

2

Упражнения из книги

Итоговое занятие - 1 час




20

Секреты математических фокусов. Шарады

1

Упражнения из книги









СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА.

Тема №1. Натуральные числа (18 часов)

Наука о числах. Как люди научились считать. Как возникло слово «математика». История возникновения чисел и способов их записи. Римские цифры.

Свойства действий над натуральными числами. Счеты. Математика в Древней Руси. Рациональные способы вычисления. Чудеса с числами, головоломки, ребусы. Рациональные способы вычислений. Решение задач на движение. Задачи на составление уравнений. Магические квадраты. Математические игры с числами, загадки. Задачи на разрезание и перекраивание фигур.

Тема №2. Дробные числа» (17 часов)

Метрическая система мер. Как измеряли в древности. Старые русские меры. Где используются дроби в практических вычислениях. Операции с десятичными дробями. Проценты в нашей жизни. Магия с числами.

Тема №3. Итоговое занятие - 1 час

На заключительном занятии учащимся предлагаются задачи на смекалку, математические ребусы, фокусы с числами, шарады.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной
деятельности:
- фронтальная - индивидуальная
- групповая ;
- коллективная






Методические рекомендации

Основная цель учебного курса «МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ МАТЕМАТИКИ В ИСТОРИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ» — обучение школьников с ОВЗ навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по решению задач различных видов, ознакомление учащихся с историей математики.

Данная программа поможет представить школьную математику в контексте мировой культуры и истории. Излагать материал можно с использованием традиционных словесных и наглядных методов: беседа, рассказ, викторина, игра, мини-олимпиада, демонстрация наглядного материала, видеоматериалов, раздаточного матери.

В5классе детям предстоит столкнуться с новыми требованиями, новыми предметами, новыми учителями. поэтому, чтобы адаптационный период прошел менее болезненно, учитель, должен увлечь, обучающихся своим предметом.

Современные школьники должны иметь представление о месте и роли математики в современной передовой культуре, знать историю важнейших математических понятий и теорий, вклад великих учёных прошлого в развитии математики. Математика, как наука, является постоянно развивающейся сферой человеческой деятельности, она тесно связана с практикой и с другими науками.

Учебный процесс должен быть организован так, чтобы учащиеся могли увидеть разнообразные связи математики с другими науками, поэтому учителю необходимо использовать исторические факты. Ознакомление учащихся с ОВЗ с историей математики следует проводить как на уроках, так и во внеурочное время.

Элементы истории математики, должны органически сливаться с излагаемым фактическим материалом. В результате такой связи у школьников повысится познавательный интерес к математике. Формы подачи исторического материала на уроках и внеклассных занятиях по математике могут быть в виде беседы учителя, коротких сообщений учеников, решения исторических задач, разгадывания ребусов, загадок.

Для развития интереса к предмету есть занимательные задачи, упражнения, которые формирует необходимые умения и навыки. Используя элементы истории на уроках математики, ученики узнают о древних единицах измерения длины, площади, массе, о системе записи чисел у разных народов.

Изучение биографий ученых-математиков, их важнейших открытий в некотором роде, поможет учить детей, не отпугивая их от математики. Такие задачи вызывают большой интерес у учащихся. Ученикам гораздо интереснее решать именно такие задачи. Возможно, сплетение исторических и математических знаний на примерах задач исторического содержания поможет привить интерес и к истории, и к математике.

Обучение должно быть построено так, чтобы ребенок мог самостоятельно прогнозировать результат своей деятельности, ставить и достигать цели, реагировать на разные жизненные ситуации.

Начинать надо эту работу с 5 класса и проводить её регулярно, так исторический элемент станет для учащихся необходимой частью урока.

Применение межпредметных связей на уроках математики и во внеурочное время способствует развитию мышления и формированию у обучающихся единой интегрированной картины мира.















ЛИТЕРАТУРА

1.Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. М.: «Просвещение», 1989.

2. Рыбников К.А. История математики. М.: Наука, 1994.

3. А.П. Юшкевич Математика в ее истории. М.: Наука, 1996.

А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, В.Д.Головина, И.И.Крючкова, Л.А.Литвачук. «Внеклассная работа по математике в 4 – 5 классах». / под ред. С.И.Шварцбурда. М.: «Провсещение», 1974 г.

4.Депман И. Я. Мир чисел: Рассказы о математике. Л.: Детская литература, 1982. – 71 с.

5.Лихтарников Л.М.«Занимательные задачи по математике», М.,1996г.

6.Ушакова О. Д. Математика. 5 класс: Серия «Проверялочка». Санкт -

Петербург: Издательский дом «Литера», 2006. - 64 с.

7.Худадатова С. С. Математика в ребусах, кроссвордах, чайнвордах, 5 класс. - М.: Школьная пресса, 2003. - 32 с.

8.Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика. – М.: Аванта +, 2000 – 688с.

9.Юшкевич А.П.Математика в ее истории. М.: Наука, 1996.

10.Гурьев И. И. Межпредметные связи в системе современного

образования.: Педагогика-пресс. М., 2002. С.

11.Зверев И. Д., Максимова В. Н.Межпредметные связи в современной школе: Педагогика. М. 1981. С. 33




























.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!