ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха» Межпредметные связи на уроках литературы в школе для детей с нарушениями слуха В окружающем мире знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, открывать его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги В.А.Сухомлинский
Ладынина Анастасия Леонидовна,
учитель русского языка и литературы
Межпредметные связи на уроках литературы
Вопрос о привлечении смежных видов искусств к изучению литературы традиционен для методики преподавания.
Литература и русский язык
Наиболее естественно связаны литература и русский язык. Объект изучения обеих дисциплин – словесность.
Развитие устной и письменной речи у глухих и слабослышащих детей – одно из главных направлений в методике преподавания, как литературы, так и русского языка.
В программе по литературе при проведении работы по развитию речи мы опираемся на знания и умения, сформированные в курсе русского языка. На уроках литературы все устные и письменные работы связаны с изучением конкретного литературного произведения или произведений, изученных ранее.
Т.о., межпредметная связь литературы с русским языком направлена на:
- закрепление и совершенствование стилистических знаний и умений школьников на материале текста художественного произведения;
- обучение различным жанрам устных и письменных высказываний;
- знакомство с художественными средствами языка и их функциями в литературных произведениях.
Литература и история
Произведения художественной литературы отражают особенности исторической эпохи, в которую они были созданы. Это определяет межпредметные связи литературы и истории.
- Так, программа по литературе под редакцией
В.Я. Коровиной предполагает тесную связь литературы с историей. На уроках я использую такие методические приемы:
- работа со справочниками;
- работа с историческими документами (отрывки из них);
- выступления учащихся, слайд-шоу (заранее подготовленные самостоятельно или с моей помощью);
- выставка портретов великих исторических деятелей;
- виртуальные экскурсии и т.д.
Например, произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»,
А.С. Пушкина «Капитанская дочка» подразумевают работу не только над текстом, но и над созданием картины того времени (быт, нравы, обычаи, социальная и политическая ситуация в стране и др.). Перед проведением уроков по темам, где предполагается тесная связь литературы с историей, даю задание повторить сведения о той или иной эпохе или подготовить устное сообщение.
Яркие примеры связи истории и литературы:
Литература и обществознание
Связь литературы и обществознания не предусматривается программами, но на примере героев литературных произведений, сказок обсуждаем с детьми вопросы отношений между людьми, говорим об этических, философских категориях: личность и мораль, долг и ответственность, нравственная культура человека, семья и брак, преступления и проступки, человек и природа и др.; сравниваем поведение, стиль жизни литературных героев с современными нормами в обществе, со своей жизнью.
Современному уроку литературы нужны новые формы и методы обучения, которые, способны воспитать людей духовных, нравственных, эстетически развитых.
Литература «при всех своих изобразительно-выразительных возможностях» не в состоянии представить портрет так зримо, как это делает живопись. Для детей с нарушениями слуха зрительное восприятие учебного материала является ведущим в учебной деятельности.
Литература и живопись
Жанры живописи легко соотносимы с целым литературным произведением или с отдельными составными элементами. Так пейзаж можно сопоставить с пейзажной лирикой или с описаниями пейзажа в эпических произведениях. Живописный портрет с описанием портрета героя в литературном произведении. Интерьер способен конкретизировать читательские представления об описании обстановки в литературном произведении. Анималистическому жанр живописи даёт возможность сопоставить изображение животных с их описанием в художественных произведениях. Использование картин исторического жанра позволит преодолеть неполноту представлений учащихся о исторической эпохе.
Жанры живописи легко соотносимы с целым литературным произведением или с отдельными составными элементами. Так пейзаж можно сопоставить с пейзажной лирикой или с описаниями пейзажа в эпических произведениях. Живописный портрет с описанием портрета героя в литературном произведении. Интерьер способен конкретизировать читательские представления об описании обстановки в литературном произведении. Анималистическому жанр живописи даёт возможность сопоставить изображение животных с их описанием в художественных произведениях. Использование картин исторического жанра позволит преодолеть неполноту представлений учащихся о исторической эпохе
В начале урока провожу словарную работу с обязательным показом картинки. Дети уже знают эти понятия из курса уроков по изобразительному искусству в начальной школе. Итак, повторяем: натюрморт, пейзаж, портрет, репродукция.
Натюрморт –жанр изобразительного искусства, изображающий группу неодушевленных предметов.
Пейзаж – жанр изобразительного искусства, в котором предметом изображения является природа.
Портрет – изображение человека или группы людей.
Стараемся вспомнить, что такое синонимы.
На уроках использую различные иллюстрации к изучаемым произведениям, репродукции, картины, созданные самими писателями (рисунки М.Ю. Лермонтова, зарисовки А.С. Пушкина и др). Такая форма работы на уроке является своеобразным комментарием к тексту художественного произведения. Иллюстрации, картины ведут детей к пониманию особенностей языка писателя, помогают увидеть героев глазами художников-иллюстраторов, обогащают возможности изучения литературы.
Очень интересно проходит урок, когда перед детьми появляется целая галерея портретов героев, с которыми им уже удалось познакомиться, тогда ученики начинают сравнивать свой взгляд на героя со взглядом художника – а, значит, учатся анализировать, сопоставлять – мыслить. Так, примером служит галерея портретов к поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» художника П. Боклевского.
При подготовке к уроку, на котором художественное произведение будет рассматриваться во взаимосвязи с живописью и музыкой, школьникам с нарушениями слуха важно не столько чтение специальной литературы, сколько рассматривание репродукций картин художников, прослушивание музыкальных произведений. Заданий, жестко регламентирующих подготовку учащихся, в таком случае не предполагается.
Литература и музыка
Музыку можно использовать при изучении как поэтических, так и прозаических произведений. До того, как зазвучит музыка, не называю ни автора литературного произведения, ни автора музыки, предлагаю послушать музыку, постараться уловить ее характер, настроение и попытаться передать свои ощущения. Дети (даже с нарушениями слуха) всегда точно улавливают печаль и радость, темы любви и смерти.
Литература и ИКТ
Важную роль в осуществлении межпредметных связей на уроках литературы играет использование технических средств обучения и информационные технологии.
С помощью технических средств обучения можно представить на уроке самый обширный и разнообразный материал:
Обращение на уроках литературы к киноискусству, театру, анимации также не новый вид работы.
Мы можем научить детей смотреть экранизации, оценивать их с эстетической позиции, сравнивать трактовки режиссеров с авторским замыслом; видеть возможности кинодеталей, осмыслять роль цвета, света, планов, музыки. Сопоставление кинофрагмента с фрагментом текста проводится аналогично работе с иллюстрацией.
Ученики 5-6 классов с большим интересом смотрят мультипликационные фильмы на сюжеты литературных произведений. Художественные и анимационные фильмы я демонстрирую школьникам во внеурочной деятельности, в рамках своего кружка «Удивительный мир Кино». Например, при изучении былин («Илья Муромец», «Лебеди Непрядвы» и др.), русских народных сказок, при изучении творчества А.С. Пушкина («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Руслан и Людмила», «Капитанская дочка», «Барышня-крестьянка»), при изучении творчества Н.В.Гоголя («Шинель», «Мёртвые души») и множество других.
Литература и театр
В школьные программы по литературе и мировой художественной культуре включены отдельные драматургические произведения: «Ревизор» Н.В.Гоголя, «Гамлет» В.Шекспира, «Фауст» И.В.Гёте, « Мещанин во дворянстве» Ж.Б.Мольера, «Гроза» А.Н.Островского, «Вишнёвый сад» А.П.Чехова и некоторые другие. В работе по драматургии использую просмотр телеспектаклей, во внеурочной деятельности – посещаем Драматический театр им. М.Ю.Лермонтова, театр «Сказка». Дети с удовольствием принимают участие в инсценировках.
Заключение
Успешное проведение уроков литературы немыслимо без межпредметных связей.
Детей надо учить тому, что пригодится им,
когда они вырастут.
Аристипп