СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Межпредметные связи на уроках литературы в школе для детей с нарушениями слуха

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Успешное проведение уроков литературы немыслимо без межпредметных связей.

Просмотр содержимого документа
«Межпредметные связи на уроках литературы в школе для детей с нарушениями слуха»

         ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха»   Межпредметные связи  на уроках литературы  в школе для детей с нарушениями слуха    В окружающем мире знакомить детей с каждым  предметом надо в его связях с другими, открывать  его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми  всеми красками радуги   В.А.Сухомлинский        Ладынина Анастасия Леонидовна, учитель русского языка и литературы

ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха» Межпредметные связи на уроках литературы в школе для детей с нарушениями слуха В окружающем мире знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, открывать его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги В.А.Сухомлинский

Ладынина Анастасия Леонидовна,

учитель русского языка и литературы

 Межпредметные связи  на уроках литературы    Вопрос о привлечении смежных видов искусств к изучению литературы традиционен для методики преподавания.

Межпредметные связи на уроках литературы

Вопрос о привлечении смежных видов искусств к изучению литературы традиционен для методики преподавания.

 Литература и русский язык    Наиболее естественно связаны литература и русский язык. Объект изучения обеих  дисциплин – словесность.

Литература и русский язык

Наиболее естественно связаны литература и русский язык. Объект изучения обеих дисциплин – словесность.

 Развитие устной и письменной речи у глухих и слабослышащих детей – одно из главных направлений в методике преподавания, как литературы, так и русского языка.

Развитие устной и письменной речи у глухих и слабослышащих детей – одно из главных направлений в методике преподавания, как литературы, так и русского языка.

 В программе по литературе при проведении работы по развитию речи мы опираемся на знания и умения, сформированные в курсе русского языка. На уроках литературы все устные и письменные работы связаны с изучением конкретного литературного произведения или произведений, изученных ранее.

В программе по литературе при проведении работы по развитию речи мы опираемся на знания и умения, сформированные в курсе русского языка. На уроках литературы все устные и письменные работы связаны с изучением конкретного литературного произведения или произведений, изученных ранее.

 Т.о., межпредметная связь литературы с русским языком направлена на: закрепление и совершенствование стилистических знаний и умений школьников на материале текста художественного произведения;  обучение различным жанрам устных и письменных высказываний;  знакомство с художественными средствами языка и их функциями в литературных произведениях.

Т.о., межпредметная связь литературы с русским языком направлена на:

  • закрепление и совершенствование стилистических знаний и умений школьников на материале текста художественного произведения;
  • обучение различным жанрам устных и письменных высказываний;
  • знакомство с художественными средствами языка и их функциями в литературных произведениях.

 Литература и история  Произведения художественной литературы отражают особенности исторической эпохи, в которую они были созданы. Это определяет межпредметные связи литературы и истории.

Литература и история

Произведения художественной литературы отражают особенности исторической эпохи, в которую они были созданы. Это определяет межпредметные связи литературы и истории.

   Так, программа по литературе под редакцией  В.Я. Коровиной предполагает тесную связь литературы с историей. На уроках я использую такие методические приемы: работа со справочниками; работа с историческими документами (отрывки из них);  выступления учащихся, слайд-шоу (заранее подготовленные самостоятельно или с моей помощью); выставка портретов великих исторических деятелей; виртуальные экскурсии и т.д.
  • Так, программа по литературе под редакцией

В.Я. Коровиной предполагает тесную связь литературы с историей. На уроках я использую такие методические приемы:

  • работа со справочниками;
  • работа с историческими документами (отрывки из них);
  • выступления учащихся, слайд-шоу (заранее подготовленные самостоятельно или с моей помощью);
  • выставка портретов великих исторических деятелей;
  • виртуальные экскурсии и т.д.

 Например, произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»,  А.С. Пушкина «Капитанская дочка» подразумевают работу не только над текстом, но и над созданием картины того времени (быт, нравы, обычаи, социальная и политическая ситуация в стране и др.). Перед проведением уроков по темам, где предполагается тесная связь литературы с историей, даю задание повторить сведения о той или иной эпохе или подготовить устное сообщение.

Например, произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»,

А.С. Пушкина «Капитанская дочка» подразумевают работу не только над текстом, но и над созданием картины того времени (быт, нравы, обычаи, социальная и политическая ситуация в стране и др.). Перед проведением уроков по темам, где предполагается тесная связь литературы с историей, даю задание повторить сведения о той или иной эпохе или подготовить устное сообщение.

Яркие примеры связи истории и литературы:

Яркие примеры связи истории и литературы:

Литература и обществознание  Связь литературы и обществознания не предусматривается программами, но на примере героев литературных произведений, сказок обсуждаем с детьми вопросы отношений между людьми, говорим об этических, философских категориях: личность и мораль, долг и ответственность, нравственная культура человека, семья и брак, преступления и проступки, человек и природа и др.; сравниваем поведение, стиль жизни литературных героев с современными нормами в обществе, со своей жизнью.

Литература и обществознание

Связь литературы и обществознания не предусматривается программами, но на примере героев литературных произведений, сказок обсуждаем с детьми вопросы отношений между людьми, говорим об этических, философских категориях: личность и мораль, долг и ответственность, нравственная культура человека, семья и брак, преступления и проступки, человек и природа и др.; сравниваем поведение, стиль жизни литературных героев с современными нормами в обществе, со своей жизнью.

 Современному уроку литературы нужны новые формы и методы обучения, которые, способны воспитать людей духовных, нравственных, эстетически развитых.

Современному уроку литературы нужны новые формы и методы обучения, которые, способны воспитать людей духовных, нравственных, эстетически развитых.

 Литература «при всех своих изобразительно-выразительных возможностях» не в состоянии представить портрет так зримо, как это делает живопись. Для детей с нарушениями слуха зрительное восприятие учебного материала является ведущим в учебной деятельности.

Литература «при всех своих изобразительно-выразительных возможностях» не в состоянии представить портрет так зримо, как это делает живопись. Для детей с нарушениями слуха зрительное восприятие учебного материала является ведущим в учебной деятельности.

Литература и живопись

Жанры живописи легко соотносимы с целым литературным произведением или с отдельными составными элементами. Так пейзаж можно сопоставить с пейзажной лирикой или с описаниями пейзажа в эпических произведениях. Живописный портрет с описанием портрета героя в литературном произведении. Интерьер способен конкретизировать читательские представления об описании обстановки в литературном произведении. Анималистическому жанр живописи даёт возможность сопоставить изображение животных с их описанием в художественных произведениях. Использование картин исторического жанра позволит преодолеть неполноту представлений учащихся о исторической эпохе.

Жанры живописи легко соотносимы с целым литературным произведением или с отдельными составными элементами. Так пейзаж можно сопоставить с пейзажной лирикой или с описаниями пейзажа в эпических произведениях. Живописный портрет с описанием портрета героя в литературном произведении. Интерьер способен конкретизировать читательские представления об описании обстановки в литературном произведении. Анималистическому жанр живописи даёт возможность сопоставить изображение животных с их описанием в художественных произведениях. Использование картин исторического жанра позволит преодолеть неполноту представлений учащихся о исторической эпохе

 В начале урока провожу словарную работу с обязательным показом картинки. Дети уже знают эти понятия из курса уроков по изобразительному искусству в начальной школе. Итак, повторяем: натюрморт, пейзаж, портрет, репродукция.

В начале урока провожу словарную работу с обязательным показом картинки. Дети уже знают эти понятия из курса уроков по изобразительному искусству в начальной школе. Итак, повторяем: натюрморт, пейзаж, портрет, репродукция.

   Натюрморт –жанр изобразительного искусства, изображающий группу неодушевленных предметов.

Натюрморт –жанр изобразительного искусства, изображающий группу неодушевленных предметов.

 Пейзаж – жанр изобразительного искусства,  в котором предметом изображения является  природа.

Пейзаж – жанр изобразительного искусства, в котором предметом изображения является природа.

 Портрет – изображение человека  или группы людей.

Портрет – изображение человека или группы людей.

 Стараемся вспомнить, что такое синонимы.

Стараемся вспомнить, что такое синонимы.

 На уроках использую различные иллюстрации к изучаемым произведениям, репродукции, картины, созданные самими писателями (рисунки М.Ю. Лермонтова, зарисовки А.С. Пушкина и др). Такая форма работы на уроке является своеобразным комментарием к тексту художественного произведения. Иллюстрации, картины ведут детей к пониманию особенностей языка писателя, помогают увидеть героев глазами художников-иллюстраторов, обогащают возможности изучения литературы.

На уроках использую различные иллюстрации к изучаемым произведениям, репродукции, картины, созданные самими писателями (рисунки М.Ю. Лермонтова, зарисовки А.С. Пушкина и др). Такая форма работы на уроке является своеобразным комментарием к тексту художественного произведения. Иллюстрации, картины ведут детей к пониманию особенностей языка писателя, помогают увидеть героев глазами художников-иллюстраторов, обогащают возможности изучения литературы.

 Очень интересно проходит урок, когда перед детьми появляется целая галерея портретов героев, с которыми им уже удалось познакомиться, тогда ученики начинают сравнивать свой взгляд на героя со взглядом художника – а, значит, учатся анализировать, сопоставлять – мыслить. Так, примером служит галерея портретов к поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» художника П. Боклевского.

Очень интересно проходит урок, когда перед детьми появляется целая галерея портретов героев, с которыми им уже удалось познакомиться, тогда ученики начинают сравнивать свой взгляд на героя со взглядом художника – а, значит, учатся анализировать, сопоставлять – мыслить. Так, примером служит галерея портретов к поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» художника П. Боклевского.

 При подготовке к уроку, на котором художественное произведение будет рассматриваться во взаимосвязи с живописью и музыкой, школьникам с нарушениями слуха важно не столько чтение специальной литературы, сколько рассматривание репродукций картин художников, прослушивание музыкальных произведений. Заданий, жестко регламентирующих подготовку учащихся, в таком случае не предполагается.

При подготовке к уроку, на котором художественное произведение будет рассматриваться во взаимосвязи с живописью и музыкой, школьникам с нарушениями слуха важно не столько чтение специальной литературы, сколько рассматривание репродукций картин художников, прослушивание музыкальных произведений. Заданий, жестко регламентирующих подготовку учащихся, в таком случае не предполагается.

 Литература и музыка    Музыку можно использовать при изучении как поэтических, так и прозаических произведений. До того, как зазвучит музыка, не называю ни автора литературного произведения, ни автора музыки, предлагаю послушать музыку, постараться уловить ее характер, настроение и попытаться передать свои ощущения. Дети (даже с нарушениями слуха) всегда точно улавливают печаль и радость, темы любви и смерти.

Литература и музыка

Музыку можно использовать при изучении как поэтических, так и прозаических произведений. До того, как зазвучит музыка, не называю ни автора литературного произведения, ни автора музыки, предлагаю послушать музыку, постараться уловить ее характер, настроение и попытаться передать свои ощущения. Дети (даже с нарушениями слуха) всегда точно улавливают печаль и радость, темы любви и смерти.

 Литература и ИКТ    Важную роль в осуществлении межпредметных связей на уроках литературы играет использование технических средств обучения и информационные технологии.

Литература и ИКТ

Важную роль в осуществлении межпредметных связей на уроках литературы играет использование технических средств обучения и информационные технологии.

 С помощью технических средств обучения  можно представить на уроке самый обширный и разнообразный материал:

С помощью технических средств обучения можно представить на уроке самый обширный и разнообразный материал:

 Обращение на уроках литературы к киноискусству, театру, анимации также не новый вид работы.

Обращение на уроках литературы к киноискусству, театру, анимации также не новый вид работы.

 Мы можем научить детей смотреть экранизации, оценивать их с эстетической позиции, сравнивать трактовки режиссеров с авторским замыслом; видеть возможности кинодеталей, осмыслять роль цвета, света, планов, музыки. Сопоставление кинофрагмента с фрагментом текста проводится аналогично работе с иллюстрацией.

Мы можем научить детей смотреть экранизации, оценивать их с эстетической позиции, сравнивать трактовки режиссеров с авторским замыслом; видеть возможности кинодеталей, осмыслять роль цвета, света, планов, музыки. Сопоставление кинофрагмента с фрагментом текста проводится аналогично работе с иллюстрацией.

 Ученики 5-6 классов с большим интересом смотрят мультипликационные фильмы на сюжеты литературных произведений. Художественные и анимационные фильмы я демонстрирую школьникам во внеурочной деятельности, в рамках своего кружка «Удивительный мир Кино». Например, при изучении былин («Илья Муромец», «Лебеди Непрядвы» и др.), русских народных сказок, при изучении творчества А.С. Пушкина («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Руслан и Людмила», «Капитанская дочка», «Барышня-крестьянка»), при изучении творчества Н.В.Гоголя («Шинель», «Мёртвые души») и множество других.

Ученики 5-6 классов с большим интересом смотрят мультипликационные фильмы на сюжеты литературных произведений. Художественные и анимационные фильмы я демонстрирую школьникам во внеурочной деятельности, в рамках своего кружка «Удивительный мир Кино». Например, при изучении былин («Илья Муромец», «Лебеди Непрядвы» и др.), русских народных сказок, при изучении творчества А.С. Пушкина («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Руслан и Людмила», «Капитанская дочка», «Барышня-крестьянка»), при изучении творчества Н.В.Гоголя («Шинель», «Мёртвые души») и множество других.

 Литература и театр    В школьные программы по литературе и мировой художественной культуре включены отдельные драматургические произведения: «Ревизор» Н.В.Гоголя, «Гамлет» В.Шекспира, «Фауст» И.В.Гёте, « Мещанин во дворянстве» Ж.Б.Мольера, «Гроза» А.Н.Островского, «Вишнёвый сад» А.П.Чехова и некоторые другие. В работе по драматургии использую просмотр телеспектаклей, во внеурочной деятельности – посещаем Драматический театр им. М.Ю.Лермонтова, театр «Сказка». Дети с удовольствием принимают участие в инсценировках.

Литература и театр

В школьные программы по литературе и мировой художественной культуре включены отдельные драматургические произведения: «Ревизор» Н.В.Гоголя, «Гамлет» В.Шекспира, «Фауст» И.В.Гёте, « Мещанин во дворянстве» Ж.Б.Мольера, «Гроза» А.Н.Островского, «Вишнёвый сад» А.П.Чехова и некоторые другие. В работе по драматургии использую просмотр телеспектаклей, во внеурочной деятельности – посещаем Драматический театр им. М.Ю.Лермонтова, театр «Сказка». Дети с удовольствием принимают участие в инсценировках.

 Заключение    Успешное проведение уроков литературы немыслимо без межпредметных связей.  Детей надо учить тому, что пригодится им,  когда они вырастут. Аристипп

Заключение

Успешное проведение уроков литературы немыслимо без межпредметных связей.

Детей надо учить тому, что пригодится им,

когда они вырастут.

Аристипп