Проектная деятельность как эффективный механизм реализации и развития детей разного уровня одаренности.
МАТЕМАТИКА В РУССКОМ МУЗЕЕ
Любой педагог стремится к повышению уровня качества знаний своих учеников. Но не всегда хватает основного учебного времени, и тогда в помощь учителю есть часы внеурочной деятельности, которые в образовательных учреждениях появились совсем недавно. Ведь процесс образования – это не только учебная деятельность, но формирование и развитие личности ребенка. Перед учителем всегда стоит задача , как привить интерес к математике, содействовать формированию качеств мышления характерных для математической деятельности.
Наша гимназия участвовала в образовательном проекте «Математика в Русском музее», который был организован инициативной группой сотрудников Русского музея.
Цель проекта : развитие у учащихся исследовательской и творческой деятельности на основе историко-художественных и математических знаниях
Задачи проекта: развитие интереса к коллекции Русского музея, создание условий для восприятия музейных предметов с учетом математических представлений о симметрии, организация творческой и исследовательской деятельности учащихся, разработка и реализация презентации.
Для того, чтобы заниматься данной проектной деятельностью мы с учащимися вместе посетили тематическую экскурсию в Русском музее.
Очень важно, чтобы ученик, получивший знания в школе мог их применить вне стен школы.
Рекомендуемые задания и вопросы :
Математическое направление.
Какие точки называют симметричными?
Определение симметричных фигур.
Здание нашей школы симметрично или нет?
Лестница, по которой ты поднимаешься, имеет ось симметрии?
(Если эти объекты симметричны, как проходит ось симметрии вертикально или горизонтально.)
одного свойства объекта и замена другого на противоположное. Например: замена цвета.)
* Какой вид симметрии имеют плафоны и люстры в представленных залах Русского музея? ( Симметрия поворотная).
* Как называется вид симметрии, если рисунок переносится несколько раз на одном уровне? (Параллельный перенос).
* Выдержана ли полностью симметрия в панно «Дерево жизни»?
Какие элементы подчинены осевой симметрии, а какие нет? (Птицы на дереве сидят симметрично, а вот хвосты гребни клювы абсолютно разные).
Декоративно художественное направление.
Сколько осей симметрии имеет Михайловский дворец? Какая это симметрия?
Назови симметричные детали фасада дворца.
Какую симметрию представляет ограда вокруг Михайловского дворца?
Найди экспонаты в витринах музея такие, чтобы симметрия узора нанесенного на изделие совпадала с симметрией формы данного изделия.
Найди экспонаты у которых форма изделия симметрична, а узор нанесенный на изделие несимметричный. (Некоторые виды прялок, панно «Дерево жизни».)
Дайте определение орнамента? (Повторяющийся узор.)
На каких изделиях можно увидеть орнамент? (Край полотенца, подзор.)
Какой это вид симметрии? (Параллельный перенос.)
Что такое подзор? (Вышитый край простыни.)
Сколько осей симметрии можно провести на подзоре?
Форма прялки симметрична?
Как вы считаете ,почему на прялке , которую мы рассматривали дольше всех , рисунок выполнен несимметрично? ( Рисунок объясняет движение жизнь общение.)
Может ли быть симметричным геометрический орнамент? А растительный?
Естественно-научное направление.
Приведите примеры симметричных объектов в природе. Определите расположение осей симметрии. ( В природе горизонтальная ось симметрии единственная – это зеркальное отражение на поверхности воды.)
Симметричен ли человек?
Всегда ли объекты строения должны быть симметричны? (Строители мостов и высотных зданий знают, что конструкция не должна быть симметричной из-за опасности возникновения резонансных колебаний, приводящих к разрушению.)
Историческое направление.
Каким временем ученые датируют первые исторические находки с использованием симметрии? (Впервые появились в орнаментальном искусстве в период палеолита и неолита.)
Назовите зодчего Михайловского дворца. (Карл Иванович Росси)
В каком стиле построен дворец? (Высокий классицизм.)
Какие еще строения зодчего Росси вы знаете в Петербурге? Симметричны ли они?
Метапредметное направление.
Найди симметричные буквы и определи вид симметрии в словосочетаниях : РУССКИЙ МУЗЕЙ. МИХАЙЛОВСКИЙ ДВОРЕЦ.
Составь таблицу по видам симметрии
Экспонат \ Виды симметрии \ Количество осей \ Направление осей
Лев Толстой считал, что «симметрия приятна для глаз», а Виктор Гюго «симметрия – это скука». С кем ты согласен или не согласен? Аргументируй свой ответ.
Добудь информацию.
( Изразцами покрывали печи, фасады церквей и строений. На изразцах изображали двух грозно рыкающих львов, словно нападающих друг на друга. Зеркальная симметрия. Геральдическое – изображение львов часто применяется в гербах.)
Замечание. Учащимся , проживающим в Петербурге, для выполнения самостоятельных работ рекомендуется посещение Михайловского дворца вместе с родителями. Иногородним ребятам предлагается виртуальная экскурсия по Русскому музею.
В конце просмотра или обсуждения презентации необходимо учащихся подвести к выводам. При затруднении учитель помогает наводящими вопросами.
В Ы В О Д Ы.
* Существует несколько видов симметрии.
* В Русском музее хранится богатейшая коллекция экспонатов народного искусства, которые украшены симметричной вышивкой, резьбой, рисунками.
* Симметрия используется с давних времен. Все живое имеет симметрию. Наши предки все узоры и рисунки подсмотрели у природы.
* Кроме симметрии существует асимметрия. Эти два противоположных свойства дополняют друг друга и делают наш мир еще краше.
Результаты: у учеников изменился взгляд на курс геометрии, в экспонатах музея они уже ищут правильные многоугольники, вписанные и описанные фигуры, задумались над связью между математикой и искусством, посещаемость и качество обучаемости повысилось, каждый ученик участвовал в презентации, что является самым главным итогом внеурочной проектной деятельности школьника.
«Я слышу--- я забываю
Я вижу --- я запоминаю
Я делаю --- я понимаю «
Фильм и фрагменты уроков разного уровня можно посмотреть на сайте кривенкова.рф
Используемая литература.
Сечин А.Г. Математика и изобразительное искусство: симметрия в народном и профессиональном искусстве.
Большая благодарность Аристовой Е.В. и Исаковой Л.В.