СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Межпредметные связи на внеурочных занятиях по математике

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное занятие по теме "Симметрия" в Русском музее

Просмотр содержимого документа
«Межпредметные связи на внеурочных занятиях по математике»

Проектная деятельность как эффективный механизм реализации и развития детей разного уровня одаренности.

МАТЕМАТИКА В РУССКОМ МУЗЕЕ

Любой педагог стремится к повышению уровня качества знаний своих учеников. Но не всегда хватает основного учебного времени, и тогда в помощь учителю есть часы внеурочной деятельности, которые в образовательных учреждениях появились совсем недавно. Ведь процесс образования – это не только учебная деятельность, но формирование и развитие личности ребенка. Перед учителем всегда стоит задача , как привить интерес к математике, содействовать формированию качеств мышления характерных для математической деятельности.

Наша гимназия участвовала в образовательном проекте «Математика в Русском музее», который был организован инициативной группой сотрудников Русского музея.

Цель проекта : развитие у учащихся исследовательской и творческой деятельности на основе историко-художественных и математических знаниях

Задачи проекта: развитие интереса к коллекции Русского музея, создание условий для восприятия музейных предметов с учетом математических представлений о симметрии, организация творческой и исследовательской деятельности учащихся, разработка и реализация презентации.

Для того, чтобы заниматься данной проектной деятельностью мы с учащимися вместе посетили тематическую экскурсию в Русском музее.

Очень важно, чтобы ученик, получивший знания в школе мог их применить вне стен школы.

Рекомендуемые задания и вопросы :

  1. Математическое направление.

  • Какие точки называют симметричными?

  • Определение симметричных фигур.

  • Здание нашей школы симметрично или нет?

  • Лестница, по которой ты поднимаешься, имеет ось симметрии?

(Если эти объекты симметричны, как проходит ось симметрии вертикально или горизонтально.)

  • Что называется антисимметрией? ( Антисимметрия- это сохранение

одного свойства объекта и замена другого на противоположное. Например: замена цвета.)

* Какой вид симметрии имеют плафоны и люстры в представленных залах Русского музея? ( Симметрия поворотная).

* Как называется вид симметрии, если рисунок переносится несколько раз на одном уровне? (Параллельный перенос).

* Выдержана ли полностью симметрия в панно «Дерево жизни»?

Какие элементы подчинены осевой симметрии, а какие нет? (Птицы на дереве сидят симметрично, а вот хвосты гребни клювы абсолютно разные).

  • Дайте определение асимметрии?



  1. Декоративно художественное направление.

  • Сколько осей симметрии имеет Михайловский дворец? Какая это симметрия?

  • Назови симметричные детали фасада дворца.

  • Какую симметрию представляет ограда вокруг Михайловского дворца?

  • Найди экспонаты в витринах музея такие, чтобы симметрия узора нанесенного на изделие совпадала с симметрией формы данного изделия.

  • Найди экспонаты у которых форма изделия симметрична, а узор нанесенный на изделие несимметричный. (Некоторые виды прялок, панно «Дерево жизни».)

  • Дайте определение орнамента? (Повторяющийся узор.)

  • На каких изделиях можно увидеть орнамент? (Край полотенца, подзор.)

  • Какой это вид симметрии? (Параллельный перенос.)

  • Что такое подзор? (Вышитый край простыни.)

  • Сколько осей симметрии можно провести на подзоре?

  • Форма прялки симметрична?

  • Как вы считаете ,почему на прялке , которую мы рассматривали дольше всех , рисунок выполнен несимметрично? ( Рисунок объясняет движение жизнь общение.)

  • Может ли быть симметричным геометрический орнамент? А растительный?

  1. Естественно-научное направление.

  • Приведите примеры симметричных объектов в природе. Определите расположение осей симметрии. ( В природе горизонтальная ось симметрии единственная – это зеркальное отражение на поверхности воды.)

  • Симметричен ли человек?

  • Всегда ли объекты строения должны быть симметричны? (Строители мостов и высотных зданий знают, что конструкция не должна быть симметричной из-за опасности возникновения резонансных колебаний, приводящих к разрушению.)

  1. Историческое направление.

  • Каким временем ученые датируют первые исторические находки с использованием симметрии? (Впервые появились в орнаментальном искусстве в период палеолита и неолита.)

  • Назовите зодчего Михайловского дворца. (Карл Иванович Росси)

  • В каком стиле построен дворец? (Высокий классицизм.)

  • Какие еще строения зодчего Росси вы знаете в Петербурге? Симметричны ли они?

  1. Метапредметное направление.

  • Найди симметричные буквы и определи вид симметрии в словосочетаниях : РУССКИЙ МУЗЕЙ. МИХАЙЛОВСКИЙ ДВОРЕЦ.

  • Составь таблицу по видам симметрии

  • Экспонат \ Виды симметрии \ Количество осей \ Направление осей

  • Лев Толстой считал, что «симметрия приятна для глаз», а Виктор Гюго «симметрия – это скука». С кем ты согласен или не согласен? Аргументируй свой ответ.

  1. Добудь информацию.

  • Проведи самостоятельно экскурсию по залам Русского музея. Найди ИЗРАЗЦЫ. Какое изображение наносили на изразцы? Какой вид симметрии? Почему изображение на изразцах называют геральдическим?

( Изразцами покрывали печи, фасады церквей и строений. На изразцах изображали двух грозно рыкающих львов, словно нападающих друг на друга. Зеркальная симметрия. Геральдическое – изображение львов часто применяется в гербах.)

  • Изучи самостоятельно симметрию в декоре архитектурных интерьеров.

  • Старшеклассникам можно предложить самостоятельно изучить симметрию в живописи.

Замечание. Учащимся , проживающим в Петербурге, для выполнения самостоятельных работ рекомендуется посещение Михайловского дворца вместе с родителями. Иногородним ребятам предлагается виртуальная экскурсия по Русскому музею.



В конце просмотра или обсуждения презентации необходимо учащихся подвести к выводам. При затруднении учитель помогает наводящими вопросами.

В Ы В О Д Ы.

* Существует несколько видов симметрии.

* В Русском музее хранится богатейшая коллекция экспонатов народного искусства, которые украшены симметричной вышивкой, резьбой, рисунками.

* Симметрия используется с давних времен. Все живое имеет симметрию. Наши предки все узоры и рисунки подсмотрели у природы.

* Кроме симметрии существует асимметрия. Эти два противоположных свойства дополняют друг друга и делают наш мир еще краше.

Результаты: у учеников изменился взгляд на курс геометрии, в экспонатах музея они уже ищут правильные многоугольники, вписанные и описанные фигуры, задумались над связью между математикой и искусством, посещаемость и качество обучаемости повысилось, каждый ученик участвовал в презентации, что является самым главным итогом внеурочной проектной деятельности школьника.

«Я слышу--- я забываю

Я вижу --- я запоминаю

Я делаю --- я понимаю «

Фильм и фрагменты уроков разного уровня можно посмотреть на сайте кривенкова.рф





Используемая литература.

Сечин А.Г. Математика и изобразительное искусство: симметрия в народном и профессиональном искусстве.

Большая благодарность Аристовой Е.В. и Исаковой Л.В.