Межпредметный модуль «Лес. Луг. Водоём.» 4 класс
Учитель начальных классов
МАОУ лицея № 18
Чуксина Алла Евгеньевна
Координация предметов
Координация каких предметов осуществляется
«Лес. Луг. Водоём»
1 четверть
Русский язык (разные типы текста и особенности их структуры)
3
Литературное чтение (структура жанра бытовой, волшебной сказки и сказки о животных).
3
Математика (решение задач на прямую пропорциональную зависимость).
2
Окружающий мир (животный и растительный мир Калининградской области, природные сообщества: луг, лес, водоем, пищевые цепи, влияние разных факторов на жизнь природных сообществ)
5
ИЗО ( растительный и животный мир, знаки охраны природного сообщества, плакаты по охране природы)
2
Технология (изготовление объектов животного и растительного мира в технике «Оригами»).
2
Физическая культура
6
Музыка
2
Всего часов
25
Цель :
- подготовка и презентация учащимися книги «Лес, луг, водоем» - своеобразного альманаха о родном крае;
- формировать представления учащихся о луге, лесе, водоеме как о природном сообществе;
Задачи :
- научиться анализировать и конструировать тексты разного типа, стилистической принадлежности и жанров;
- научиться определять виды животных и растений леса, луга и водоёма, первоначального знакомства с их особенностями, поведением, освоением экологически грамотного отношения к природе;
- научиться через групповую работу создавать и презентовать свой продукт
1 день
ВОДОЁМЫ
Естественные
Искусственные
Созданы природой
Созданы человеком
Река, море, озеро,
океан, болото.
Пруд, канал,
водохранилище
Приведи примеры водоёмов
для каждой группы.
животные водоёма
Моллюски
Рыбы
Насекомые
Грызуны
Земноводные
карась
двустворчатые
водомерки
бобр
щука
лягушка
жаба
прудовик
катушка
комары
ондатра
камыш
рогоз
Растения водоёма
ряска
кубышка (жёлтая кувшинка)
стрелолист
Как связаны между собой обитатели водоема? Приведите примеры таких взаимосвязей.
Значение водоёмов
- Место отдыха для людей
- Вода для питья и приготовления пищи
- Вода для хозяйственных нужд
- Дом для растений и животных
- Перевозка грузов
- Для производства
Водоемы Калининградской области
Неман (литовское Нямунас, белорусское Нёман, Неманец)
- Относится к крупным рекам Европы. Берет начало в Белоруссии, к югу от Минской возвышенности. Длина — 937 км. Судоходна.
Преголя (Прегель) Главная река Калининградской области. Она протекает почти через всю область с востока на запад, образуясь от слияния рек Анграпы и Инструча. Длина реки — 123 км.
Примерно в 20 км ниже Гвардейска Преголя делится на 2 рукава: северное русло получило название Новая Преголя, южное — Старая Преголя. Между ними образовался остров длиной около 15 км с наибольшей шириной около 2 км. Рукава реки сливаются в Калининграде в двух местах, образуя остров, называющийся теперь остров Канта.
Анграпа Название реки имеет древнепрусское происхождение, от слов anguris — угорь и app — река.
Анграпа вытекает из озера Мамры в районе города Венгожево (Польша). Далее река пересекает границу России. В районе города Черняховска Анграпа, сливается с Инстручем, образуя Преголю.
Озера Калининградской области
В Калининградской области свыше 4000 озер, но почти все они небольшие. Общая площадь всех озер региона — примерно 3000 га, из них более половины приходится на долю самого большого озера — Выштынецкого. Большинство наиболее крупных озер находится на юго-востоке области.
В регионе много водохранилищ и прудов, причем многие из них принято называть озерами, несмотря на их искусственное происхождение.
Озеро Янтарное (изначально - карьер по добыче янтаря)
Виштынецкое озеро
Самый крупный пресноводный водоем Калининградской области
Возраст - около 22-25 тыс.лет.
Обитает: 41 вид моллюсков, 22 вида рыб, наиболее массовые из которых: ряпушка, плотва, сиг, щука, окунь, реже встречается налим, угорь. Ежегодно на
акватории Выштынецкого озера наблюдается гнездование лебедей-шипунов, лысух, уток.
Болота нашей области
В нашей области широко представлены как заболоченные земли, так и торфяные болота.
Небольшие болота можно встретить в каждом районе области. Они занимают понижения между холмами, размещаются в долинах рек и ручьев, окружают мелкие зарастающие озера.
Земли, отвоеванные у болот, плодородны. На них выращивают богатые урожаи трав, зерновых культур и овощей.
Болота хранят огромный запас торфа и около 700 тысяч кубометров чистейшей отфильтрованной воды, которая питает речку Прохладная.
Полевая практика
3 день
Задачи по математике
- Ольху называют «насосом», потому что за сутки корневая система ольхи выкачивает из почвы триста литров воды. Сколько литров воды за сутки выкачают двести шестьдесят семь деревьев ольхи?
- Двадцать семь лет назад Куршская коса получила статус Национального парка. В каком году произошло это значимое для нашей области событие?
- Найдите сумму длин рек Неман и Преголя. На сколько километров длина реки Неман больше длины реки Преголя?
- С одного гектара хорошего луга можно собрать до шести тонн сена. Для выращивания травы, дающей один килограмм сена, необходимо затратить около шестисот литров воды. Сколько литров воды понадобится для того, чтобы собрать шесть тонн сена?
4 день
Защита проектов
Примерная структура книги «Лес, луг, водоём в родном крае»
- Вступление («От авторов») «Зачем нам изучать природу родного края?» (Текст-рассуждение). Глава 1 «ЛЕС»: Раздел 1. Что такое лес? (Энциклопедическая статья). Раздел 2. Какие бывают леса? (Энциклопедическая статья). Раздел 3. Какие леса есть в нашем крае? (Деловое (научное) описание). Раздел 4. Каких обитателей растительного и животного мира можно встретить в наших лесах? (Деловое (научное) описание). Приводятся названия растений и животных, описываются особенности их образа жизни, их связи между собой (пищевые цепи).
Глава 2 «ЛУГ»: Раздел 1 . Что такое луг? (Энциклопедическая статья). Раздел 2. Какие бывают луга? (Энциклопедическая статья). Раздел 3. Какие луга есть в нашем крае? (Деловое (научное) описание). Раздел 4. Каких обитателей растительного и животного мира можно встретить на наших лугах? (Деловое (научное) описание). Приводятся названия растений и животных, описываются особенности их образа жизни, их связи между собой (пищевые цепи).
Глава 3 «ВОДОЁМ»: Раздел 1. Что такое водоём? (Энциклопедическая статья). Раздел 2. Какие бывают водоёмы? (Энциклопедическая статья). Раздел 3. Какие водоёмы есть в нашем крае? (Деловое (научное) описание). Раздел 4. Каких обитателей растительного и животного мира можно встретить в наших водоёмах? (Деловое (научное) описание). Приводятся названия растений и животных, описываются особенности их образа жизни, их связи между собой (пищевые цепи).
Глава 4. «Лесные, луговые и водяные сказки». (Сказки об обитателях лесов, лугов и водоёмов, сочинённые детьми). Заключение . «Почему нужно беречь природные богатства?» (Текст-рассуждение).
Приложение. «Художники слова о нашем родном крае». (Художественные тексты поэтов и писателей, воспевающих красоты родного края, возможны художественные тексты самих учащихся).