МАОУ СОШ № 9 г. Улан-Удэ
Н.В. Цыпышева, учитель истории и обществознания
О.В. Селихова, изобразительного искусства и учитель технологии
С.Г. Шатрова, учитель музыки
Межпредметный проект «Масленица» как способ формирования межэтнической толерантной среды
Проблема межэтнических отношений сегодня остается одной из самых сложных и труднорегулируемых. Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей. Одним из способов формирования толерантной среды в современной школе является обращение к традициям предков. Изучение истории и культуры разных народов, участие в традиционных обрядах позволяет глубже понять традиции народов, много веков живущих вместе и отвечает задачам формирования толерантной среды.
Реализуя поставленные задачи, педагоги школы № 9 организуют поликультурные образовательные события. Одним из таких событий стал образовательный проект «Широкая масленица». Учащиеся параллели 6-х классов стали главными участниками этого события.
Проект был построен на интегрировании нескольких предметов: история, изобразительное искусство, технология и музыка. В ходе учебных часов проходило изучение истоков и традиций народного праздника. На уроках истории ребята в рамках изучения культуры Киевской Руси изучали быт жителей Древней Руси, определяли истоки и смысл традиционных праздничных мероприятий. На уроках ИЗО для преобразования своих знаний в творческой форме ребята оформляли индивидуальные буклеты о Масленице. На уроках технологии девочки готовили праздничное угощение, а мальчики мастерили чучела зимы. На уроках музыки 6-классники разучили песни масленичного цикла.
Итоговым этапом образовательного события стал общий праздник. Ребята соревновались в четырех самостоятельных конкурсах: приготовление и защита праздничного стола, парад-дефиле «чучело зимы», театрализованная инсценировка и музыкальный конкурс. Буклеты оценивались индивидуально. Каждый класс представил в инсценировке разные дни масленичной недели, потому общими усилиями на сцене получилась полная седьмица масленицы.
Образовательное событие оставило радостные воспоминания, и, конечно, более глубокие знания о культуре и традициях русского народа, способствующие формирование толерантной среды.
Цели проекта:
Обучающая: дать обучающимся представление о русских национальных традициях на примере народного праздника «Масленица».
Развивающая: расширить культурный кругозор обучающихся.
Воспитывающая: способствовать формированию межэтнической толерантной среды через воспитание уважения к национальным традициям разных народов.
Задачи:
Показать историческую картину формирования русской культуры.
Познакомить учащихся с традициями русской культуры, показать их место в мировом историко-культурном наследии.
Дать учащимся представление о музыкальной культуре масленичного цикла.
Обучить технологиям приготовления традиционных блюд праздничного стола на Масленицу.
Обучить технологиям изготовления предметов обрядового сопровождения праздника Масленица.
Предполагаемые образовательные результаты:
Личностные:
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям разных народов;
сформированность толерантного отношения к ценностям разных культур;
развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия различных народов, творческой деятельности эстетического характера;
способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Познавательные УУД
умение определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
развитие навыков работы с информацией: умение систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать, интерпретировать, представлять информацию в сжатой словесной и наглядно-символической форме;
Коммуникативные УУД
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, умение работать в группе;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач (оформление буклетов, создание презентаций и др.).
Предметные результаты: проект также направлен на получение предметных образовательных результатов в каждой предметной области.
Содержание продукта:
Индивидуальный буклет– открытка «Широкая Масленица» (уроки истории и ИЗО)
макет:
а) титульный лист (индивидуальное название, ФИО, картинка на заставку);
б) информация о Масленице (понятие), можно семь дней Масленицы, традиции; празднования и др.
в) пословицы и поговорки;
г) задания: загадки, ребусы, конкурсы и др.
д) рисунок или аппликация и др. на тему русской народной культуры и масленицы (люди в национальных костюмах, русская изба, утварь, украшения и др.).
Критерии оценивания:
эстетика
информативность
историческая достоверность, соответствие теме
оригинальность
Подготовка и защита праздничного стола (уроки технологии – девочки)
Критерии оценивания:
эстетика
сервировка
вкус блинов
умение приглашать гостей
Конкурс «Чучело зимы» (уроки технологии – мальчики)
Критерии оценивания:
Театрализованное представление «Традиции празднования Масленицы» (все предметы)
Критерии оценивания:
соответствие теме
замысел
оформление (костюмы, музыка, декорации и др.)
артистизм
Музыкальный конкурс (может быть внутри представления, но оценивается отдельно)
Критерии оценивания:
замысел
качество исполнения
артистизм