11
Региональный этап Всероссийского педагогического фестиваля межпредметных проектов
по безопасности дорожного движения
Наименование проекта: Проект по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Разделительная полоса»
Номинация: Разделительная полоса
Автор: Шипилова Вера Михайловна,
учитель биологии и химии
Тамбовская область, Первомайский район
2022год
Паспорт педагогического межпредметного проекта
по безопасности дорожного движения
Название проекта | Проект по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Разделительная полоса» |
Номинация | Разделительная полоса |
Категория | «Категория С» |
Цель проекта | Знакомство обучающихся с разделительной полосой и ее видами; выработка навыков чтения и использования при движении дорожной разметки. Создание условий, способствующих снижению уровня детского дорожно-транспортного травматизма, вовлечение наибольшего числа учащихся школы в изучение ПДД. |
Задачи проекта | - Предоставить обучающимся базовое образование в рамках государственных стандартов; - Применять современные формы и методы обучения и воспитания детей направленные на защиту здоровья и сохранение жизни; - Сформировать у учащихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения. |
Целевая аудитория проекта | 5-9 кл, 10-11 кл. |
Межпредметные связи и интеграция содержания учебных предметов, предметных областей знаний, видов учебной, внеучебной, творческой деятельности обучающихся в структуре и процессе реализации педагогического проекта | Проект «Разделительная полоса» создан на основе использования межпредметных связей: физкультуры, литературы, информатики и ИКТ, ИЗО, технологии, окружающего мира и ОБЖ, с опорой на знания модуля «Дорожная безопасность» для 1-9 классов. Мероприятия проекта будут проводится по принципу «равных возможностей», то есть их будут проводить ребята, имеющие опыт и достижения в активной пропаганде ПДД совместно с отрядом ЮИД»Светофор» |
Аннотация (краткое содержание) | Программа «Разделительная полоса» разработана в соответствии с требованиями ФГОС, на основе образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». В программе представлена система образовательной деятельности с детьми среднего и старшего школьного возраста по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма. Данная система предполагает целенаправленное обучения детей практическим навыкам и представлениям, ценностным ориентирам, необходимым при формировании основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения, воспитание осознанного безопасного поведения в окружающем мире, привитие здоровьесберегающих навыков, творческой активности ребенка, использование разнообразных форм, методов и приемов в образовательном процессе. |
Планируемые результаты межпредметного проекта | - Приобретение обучающимися теоретических знаний о разделительной полосе и ее разновидностях. - Приобретение детьми навыков безопасного поведения на улице как пешехода, пассажира, водителя велосипеда. - Повышение уровня знаний среди обучающихся, педагогов, родителей. - Повышение мотивации обучающихся и родителей к соблюдению ПДД. - Отсутствие случаев травматизма по причине незнания ПДД. -Отсутствие нарушителей ПДД. |
Этапы и сроки проекта |
Подготовительный | Включает в себя разработку программы профилактической работы по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма, налаживание системы социального партнёрства между педагогическим коллективом и учреждениями, обеспечивающими безопасность дорожного движения. | Апрель-май, 2022 г |
Основной | Организация и проведение мероприятий согласно плана. Участие детей в общешкольных и городских конкурсах по безопасности дорожного движения. Работа отряда ЮИДД | 2022-2023 г. |
Заключительный | Анализ реализации Проекта и достигнутых результатов. Выявление проблем, возникших в ходе ее реализации. Определение путей дальнейшей работы в этом направлении. | Май 2023 г. |
Ресурсы проекта (по видам: материальные, информационные, интеллектуальные, организационные) | Материальные : площадка Безопасности дорожного движения ; методические и дидактические пособия, картотека; информационно-просветительские стенды в ОУ;развивающие пособия, видео-установки и проекторы; ноутбуки; Информационные: листовки,брошуры, информационная страница на сайте ОУ; мультимедийные презентации; публикация методических разработок, конспектов занятий, семинаров- практикумов на образовательных порталах. Организационные: проведение мероприятий, участие в различных конкурсах |
Методы, приемы, средства оценки результативности проекта | Оценку проводит инициативная группа – обучающиеся 11 класса и члены отряда ЮИД. Предусматривается промежуточная оценка (после завершения каждого из мероприятий проекта) и итоговая оценка |
Риски и ограничения по достижению целей проекта | - |
Перспективы развития проекта, в том числе в онлайн формате | - |
Приложения | Методические и дидактические материалы по реализации проекта |
Цифровые следы проекта | |
Введение
Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Остро стоит эта проблема и в городе Евпатории. Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие системы по отработке практических навыков безопасного поведения на дороге направляет работу на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса.
Резкое возрастание в последние годы автомобилизации породило множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Особую категорию пострадавших в результате ДТП составляют дети. По статистическим данным ежегодно на улицах и дорогах страны гибнут и получают ранения тысячи несовершеннолетних участников дорожного движения.
Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом свидетельствует о незнании детьми правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма.
Именно поэтому тема безопасности дорожного движения остается приоритетной в современном социуме. Беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому – детская жизнь. Чтобы оградить детей от опасности, надо как можно раньше начать готовить их к встрече с улицей, городским движением, приучать обращаться к старшим за помощью, а также и самим правильно и своевременно реагировать на сложившуюся ситуацию.
Участники проекта
Проект «Разделительная полоса» разработан для обучающихся среднего и старшего звена школы.
Актуальность проекта
Ежегодно на дорогах нашей страны происходят сотни ДТП, в которых, к сожалению, участвуют и дети: гибнут, получают травмы. Именно поэтому приоритетной задачей общества остается профилактика дорожно-транспортного травматизма. И эта задача требует особого внимания и непременного решения при всеобщем участии и детей, и взрослых, и самыми эффективными методами.
Межпредметный интегрированный проект «Разделительная полоса» следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы школы. Проект является продолжением программы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и является отдельным блоком именно для среднего и старшего звена школы. Дети получают новые теоретические знания по данной тематике.
Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.
В современном мире дорожное движение является одним из основных процессов, который привлекает ребенка уже в самом раннем возрасте. Автомобиль дает возможность открыть и познать внешний мир, не случайно же очень часто первыми игрушками являются автомобили. Но автомобиль не только обладает гипнотическим воздействием на детей и подростков, но может стать источником страданий и горя. Вот почему начиная с самого раннего возраста необходимо обучать детей правилам поведения на дороге. Источников этих знаний три – родители, школа, внешняя среда. Но, несмотря на важность самих правил, учить надо не только правилам, сколько анализу закономерностей возникновения опасностей. Необходимо вырабатывать у детей иммунитет.
Залогом правильного поведения на дороге является выработка у человека любого возраста установки на строгое соблюдение Правил дорожного движения. Поведение пешеходов на дороге, в том числе и детей, зависит от ряда факторов, возрастных особенностей и психического состояния человека. Требования дорожного движения преломляются через возрастные характеристики и личный опыт. Известно, что есть люди, от природы наделенные осмотрительностью и осторожностью, а есть и поверхностные, склонные к быстрым реакциям и непродуманным рискованным поступкам.
Цели и задачи проекта:
Цели: знакомство обучающихся с разделительной полосой и ее видами; выработка навыков чтения и использования при движении дорожной разметки; создание условий, способствующих снижению уровня детского дорожно-транспортного травматизма, вовлечение наибольшего числа учащихся школы в изучение ПДД.
Задачи:
Создание условий для воспитания и обучения детей навыкам безопасного поведения на улице как пешехода, пассажира, водителя велосипеда.
Применять современные формы и методы обучения и воспитания детей направленные на защиту здоровья и сохранение жизни;
Сформировать у учащихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения.
Изучение обучающимися правил дорожного движения и формирование навыка безопасного поведения на улицах и дорогах осуществляется на:
уроках ОБЖ
уроках окружающего мира в начальной школе
классных часах
внеклассных мероприятиях
На курсах внеурочной деятельности в 1-9 кл
Сроки реализации проекта: 2022-2023 г. Реализуется в масштабах образовательного учреждения.
Участники проекта:
заведующий ОУ;
заместитель заведующего по учебно-воспитательной и методической работе;
дети;
педагоги;
музыкальный руководитель;
педагог - психолог;
инспектор ГИБДД;
родители.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный: Включает в себя разработку программы профилактической работы по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма, налаживание системы социального партнёрства между педагогическим коллективом и учреждениями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
2 этап – основной: Организация и проведение мероприятий согласно плану. Участие детей в общешкольных и городских конкурсах по безопасности дорожного движения. Работа отряда ЮИД.
3 этап – заключительный: Анализ реализации Проекта и достигнутых результатов. Выявление проблем, возникших в ходе ее реализации. Определение путей дальнейшей работы в этом направлении.
Основные направления работы с детьми:
диагностика (определение уровня сформированности знаний детей по разделительной полосе, а также правилам безопасности поведения на улице);
организованные формы обучения;
совместная деятельность педагога и учащегося;
самостоятельная деятельность учащегося;
экскурсии и наблюдения;
художественная литература;
викторина, КВН по ПДД;
изобразительная деятельность;
игра;
встречи с инспектором ГИБДД;
Научно методическое обеспечение.
Государственный образовательный стандарт
Годовой календарный учебный график на 2016-2017 учебный год
Учебные программы.
План воспитательной работы ОУ.
Планы воспитательной работы классных руководителей 1-11-х кл.
Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков по ПДД.
Основные направления проекта
Разработка комплекса мероприятий проекта проводится по пяти направлениям: 1.Информационное – пропаганда и обучение детей Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.
2.Развивающее – формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.
3.Воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере.
4.Методическое – методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДДТТ.
5.Контрольное – система мероприятий по оценки эффективности внедрения проекта.
Планируемые результаты реализации проекта:
- активизация познавательной активности и творческой деятельности обучающихся в урочное и внеурочное время;
- сформированность у обучающихся мотивов правопослушного поведения;
- расширение содержания работы и методов обучения детей безопасному поведению на дороге;
- создание условий для вовлечения детей в активные формы пропаганды правил дорожного движения;
- активное взаимодействие педагогов и родителей обучающихся для создания оптимальных условий развития и формирования важнейших социальных навыков по профилактики ДДТТ;
-создание банка методических рекомендаций по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Литература
Правила дорожного движения Российской Федерации. М.: Мир Автокниг, 2006.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие. Под общ. ред. В.Н. Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим.
Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый! ПДД во внеклассной работе. Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
Максимова Т.Н. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 1-9 класс. – М.: ВАКО, 2008.
Элькин Г.Н. Правила безопасного поведения на дороге. – СПб: Издательский Дом «Литера», 2009.
Модуль «Дорожная безопасность» по курсу основ безопасности жизнедеятельности для учащихся 1-9 классов. Разработана Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования и допущена Региональным экспертным советом Комитета по образованию Санкт-Петербурга (протокол от 01.03.2006 г.). Авторы: Мельникова Т.В., Данченко С.П., Форштат М.Л.
Приложение 1(теоретический материал)
Что такое разделительная полоса на дороге, ее значение и предназначение
В целях создания максимально безопасного движения на оживлённых участках дороги обустраивается разделительная зона, разграничивающая транспортные потоки. Благодаря возвышенным конструкциям удаётся избежать выезда автотранспорта на встречный путь. На автомагистралях в России этот элемент является обязательным.
Разделительной полосой называют участок дороги, который отделяется от проезжей части специальной разметкой или конструкцией. Данная зона не приспособлена для движения или стоянки автотранспортных средств. Зачастую она возвышается над основным дорожным покрытием, что достигается путём установки бордюров или металлических конструкций. Важно! Разделительная полоса является частью земли, по которой организовано движение транспорта, дороги либо построенного сооружения.
Разделительная полоса бывает двух видов:
обозначенная разметкой по центру проезжей части – бюджетный вариант, позволяющий быстро обозначить на дороге все важные элементы; конструктивный – распознать его можно по возвышенности, сооружённой из тротуарного камня, бордюра, железобетона, металла. Оба варианта оформления зоны разграничения равнозначны, они выполняют одни и те же задачи. Однако максимально обеспечить безопасность на дороге способна лишь специальная конструкция.
Благодаря разделительной полосе автомобилям на магистралях разрешается двигаться на повышенной скорости.
Приложение 2
Презентация к мероприятию на тему «Дорога и ее элементы»
( https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-na-temu-doroga-i-ee-elementy.html)