Просмотр содержимого документа
«"Межвозрастное общение дошкольников"»
Межвозрастное общение дошкольников.
Проблема общения детей разного возраста давно привлекает внимание психологов и педагогов. Признаётся необходимость разновозрастных контактов, их польза для развития личности как старших, так и младших ребят. Именно в этом случае разновозрастная группа формируется по образцу большой дружной семьи, где налицо ответственность и инициативность старших и все возрастающая самостоятельность младших. Акцентируется внимание на специфических трудностях и проблемах. Во-первых, они связаны с организацией занятий. В одновозрастной группе воспитатель, подготавливаясь к занятиям, опирается на программное содержание, рассчитанное на определённый возраст.
В разновозрастной группе он совмещает требования программы по двум, а то и более возрастам. Это, естественно, требует от педагога дополнительных усилий. В ходе занятий он должен своеобразно состыковать различное программное содержание и материал соответствующим возможностям детей, быстро переключить своё внимание от одной возрастной подгруппы к другой. Разумеется, в этом плане работа усложняется. Однако опытные воспитатели ищут и находят общие точки пересечения заданий, с помощью которых легче объединить группу в единый коллектив. Во-вторых, разница в возрасте вызывает конфликты. Такие трудности испытывают в основном недостаточно опытные воспитатели. Не владея в совершенстве навыками организации детей или не уделяя внимания налаживанию отношений, они зачастую пытаются воздействовать на каждую возрастную подгруппу. И получается, что дети отдаляются друг от друга.
Перед педагогом разновозрастной группы с первых же дней стоит трудная задача: построить гуманные отношения между воспитанниками. От успешности её решения зависит эффективность всей работы, в том числе и результаты обучения, т.к. взаимная симпатия, доброжелательность, желание помочь друг другу, брать пример с более умелого и т.п. создают дополнительные условия для успешного овладения новыми знаниями, навыками, для формирования полезных привычек. Так, подражая старшему, младший учится выполнять все задания старательно, преодолевать трудности.
Большинство младших детей, если старшие к ним проявляют интерес, охотно идут на контакты, дорожат и гордятся их вниманием к себе. В тех случаях, когда внимательность, доброе отношение друг к другу начинают осознаваться детьми как ценность, норма поведения, можно сказать, что педагоги и родители заложили действительно нравственный фундамент.
Вот тогда и возникают те братские отношения между детьми разного возраста, та активность, которая выходит за пределы конкретных педагогических ситуаций, создавая ни с чем не сравнимую атмосферу доброжелательности в межличностных контактах дошкольника с окружающими их людьми.