Предмет: литературное чтение
Класс: 1
Дата проведения урока :22.11.2017
Тема: Мягкий знак — показатель мягкости предшествующих согласных звуков
Тип урока: Открытия новых знаний.
Цели урока:
Образовательные:
1. Создать условия для формирования понятия «Мягкий знак– показатель мягкости согласного».
2. Показать роль мягкого знака в словах.
3. Совершенствовать технику чтения.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
2. Воспитывать желание учиться и делать открытия.
3. Воспитывать умение слушать других.
Развивающие:
1. Развивать фонематический слух, внимание, память, речь, умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
2. Развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций.
3. Развивать словарный запас.
УУД:
1) Личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника;
- учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
2)Познавательные УУД:
Общеучебные универсальные действия:
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
Универсальные логические действия:
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
3)Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия;
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- формирование умения работать в парах.
В сфере коммуникативных УУД ученики смогут:
- учитывать позицию собеседника (партнера);
- организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.
4) Регулятивные УУД
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
- коррекция;
- оценка.
Оборудование: телевизор; смайлики весёлые и грустные на каждого ученика; мультфильм «Мягкий знак»; иллюстрации с изображением лося, медведя, гуся; иллюстрации с изображением ёлок,избушки,Бабы-Яги;слоговые таблицы; слова и картинки к ним; азбука.
Ход урока:
1.Организационный момент:
-Сегодня у нас на уроке гости. Посмотрите на гостей и поприветствуйте их.
Начнём наш урок следующими словами:
Настроение у нас отличное,
А улыбки – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора.
- Посмотрите на друг друга и улыбнитесь.
-Успехов вам сегодня, ребята!
-
2. Мотивация учебной деятельности:
1)-У нас сегодня необычный урок. Мы сегодня оправляемся в сказочное путешествие. Нас ждут много интересных открытий. Готовы? А на чём же мы отправимся в наше путешествие? Нам нужен сказочный транспорт. Полетим на ковре-самолёте .Ковёр у нас тоже сказочный. Пока летим, будем разгадывать его секреты.
Назовите буквы.
-На какие группы можно их разделить?(гласные и согласные)
-Согласные звуки бывают …(глухие и звонкие, твердые и мягкие).
- Гласные звуки бывают ….(ударные и безударные).
-Назовите согласные звуки, которые всегда мягкие.
- Какие буквы могу обозначать один или два звука?
Итак, мы разгадали все секреты ковра-самолёта и вот наша первая остановка.
2).Куда мы попали?(в лес).В лесу деревья тоже волшебные. Каждое дерево спрятало свой секрет(Ли, ре, си, гу, за, мо).
Прочитайте.Распределите на группы.
-Какие гласные указывают на мягкость предыдущего звука?
Составьте слова. Найдите лишнее.
3. Самоопределение темы и целей урока.
- Ой, кажется, начинается дождь. Чтобы мы не промокли, нужно разгадать загадку.
Я волшебник. Захочу-
Появлюсь и превращу
Мел ,которым пишут в школе
В мель, опасную на море.
Кто волшебник — отгадай,
Выше руку поднимай.
Мягкий голос, мягкий шаг…
Это буква ….(мягкий знак).
- О чём же мы будем говорить на уроке?
-Какие цели поставим перед собой?
2) На что похожа буква? (Дети рассказывают стихи)
Буква Р перевернулась-
Мягким знаком обернулась.
Нарисуем мягкий знак -
Нежно капелькой, вот так.
Букву капелька смягчит,
Слово мягко зазвучит.
4.Работа над темой урока. Постановка проблемы. Открытие новых знаний.
- А что считают по этому поводу герои детской телепередачи Хрюшка и Тигрёнок ?.
1.Просмотр отрывка передачи «Спокойной ночи малыши»-Мягкий знак.
-Согласны ли вы с ними?
- Что вы знаете о «Ь»? Докажите необходимость мягкого знака.(хор-хорь,галка -галька и т. д.)
Образование слов с помощью мягких знаков с опорой на иллюстрации.
МЕЛ-МЕЛЬ
ХОР-ХОРЬ
ЕЛ-ЕЛЬ
Беседа о лексическом значении слов каждой пары.
- Объясните лексическое значение слов.
- Какую роль играет мягкий знак? (смягчает звук )
- Как изменилось слово, если звук смягчили? (Поменялось его лексическое значение.)
Вывод:
- Что происходит со словом, если после согласной на конце слова добавить Ь? (меняется его значение)
2. Физкультминутка.
- А теперь давайте отдохнём.встали все.
Я называю слова. Если в слове есть мягкий знак (Ь),то вы приседаете, если его нет, то поднимаете руки вверх и делаете хлопок.
Ел, ель,брать,брат, мел,мель, роль,хорь,карась, гуси,гусь,конь, роль,соль,ёлка,осень,лето.
Молодцы.
- Продолжим наше путешествие. Мы в самой глубине леса. Перед нами избушка.
- Как вы думаете, кто здесь живёт? ( Баба-Яга)
5.Первичное закрепление материала. Работа по учебнику(с.11).
Баба - Яга приготовила нам задания.
1) Чтение буквосочетаний, слов.
2). Звуко-буквенный анализ слова: ЛОСЬ.
Не голос — громкая труба,
Большая верхняя губа,
На нём громадные рога
Ему природа дорога
В лесу крупнее зверя не нашлось
Раз он рогатый, значит - … (ЛОСЬ).
3)Сообщения учеников.
Лось — млекопитающее. Туловище и шея короткие, ноги вытянутые. Голова крупная, горбоносая, с нависающей верхней губой. Шерсть грубая,буровато-чёрная. Ноги светло-серые, почти белые. У самцов огромные рога, которые он сбрасывает ежегодно в ноябре, декабре и ходит без них до апреля, мая. Самки безрогие. Лоси питаются растениями, мхами, лишайниками, грибами.
6.Физминутка
По дороге мы идём,
Путь далёк,далёк наш дом
Жаркий день,
Сядем в тень.
Мы под дубом посидим,
Мы под дубом полежим,
Полежим,отдохнём,
А потом опять пойдём.
- А что ещё любит лось?
7.Закрепление материала.
Работа над текстом (с 11, азбуки)
1) Чтение текста «Лось» учителем.
2) Беседа по содержанию текста:
- О каком животном говорится в тексте?
-Чем питается лось?
-Куда мальчики насыпали соль?
3) Чтение текста «Лось»сильными учащимися, чтение по цепочке.
-Какие слова с Ь знаком встретились? (сквозь, лось, соль, мальчики).
- Прочитайте слова, в которых Ь пишется на конце.
-Прочитайте слово,в котором Ь пишется в середине.
Вывод:Ь может стоять на конце слова и в середине.
-Баба-Яга довольна вашей работой. Награда мультфильм.
8. Просмотр мультфильма «Услужливый» .
- О ком говорится в мультфильме?
- Можно ли мешать без повода?
-Думаю, что из этого мультфильма вы сделаете вывод и не будете похожи на зайца.
9. Подведение итогов.
- Наше путешествие подходит к концу.
- Что нового открыли для себя?
- Чему учились?
-Что было самое интересное для вас?
10.Рефлексия.
_ Оцените работу с помощью смайликов (грустный-весёлый).
- Кто хочет объяснить, почему он выбрал такой смайлик.
- За что похвалили бы себя сегодня, своих друзей? Кто был активным на уроке?
Спасибо за урок!
Самоанализ урока.
Класс – 1
Тема урока: Мягкий знак — показатель мягкости предшествующих согласных звуков
Это 42 урок в разделе: букварный период. Тема рассчитана на 2 урока.
Тип урока: Открытие новых знаний
Цели: - создать условия для формирования понятия «Мягкий знак– показатель мягкости согласного»,показать роль мягкого знака в словах, развития речи;
- работать над формированием навыков правильного, сознательного, плавного и выразительного чтения; способствовать развитию фонематического слуха, логического мышления, внимания, памяти;
- воспитывать любовь к русскому языку, мотивацию обучения, создавать ситуацию доверия и успеха.
Здоровьесберегающие задачи: сохранить здоровье детей путем чередования различных видов деятельности и активного отдыха, создание комфортной и доверительной атмосферы в классе.
Планируемые результаты.
Знакомятся с буквой ь — показателем мягкости согласных, характеризуют букву, составляют звуковую модель слова, владеют навыками чтения слов, предложений, коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
Проявляют интерес к изучению нового.
Основные понятия: Буква ь знак в середине и на конце слов. Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков. Слого – звуковой анализ слова, предложение, рассказ.
Формируемые универсальные учебные действия.
Личностные: положительная мотивация учения, оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.
Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения.
Познавательные: общеучебные – овладевают способностью работать с моделями изучаемых объектов (карта, схема); логические – характеризуют букву.
Коммуникативные: понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Ресурсы:
- основные: учебник В.Г.Горецкий «Азбука»
- дополнительные: телевизор, иллюстрации, звуковка.
При проведении урока мною использовались следующие технологии:
Деятельностного метода:
- мотивирование к учебной деятельности;
- актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности;
- формулировка темы урока, постановка учебной задачи;
- усвоение новых знаний и способов деятельности;
- закрепление знаний и способов действий;
- рефлексия деятельности.
2 . Личностное ориентирование:
- оценка себя, как умелого, знающего ученика, способного многого добиться;
- стимулирование учащихся: хвалю, обращаюсь к самолюбию.
3. Здоровьесберегающие технологии:
- состояние психологического микроклимата;
- учёт социально – психологического развития учащихся;
Использовала следующую систему дидактических принципов:
Принцип деятельности – ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их в результате собственной деятельности.
Принцип целостности – изучение материала неразрозненно, а во взаимной связи.
Принцип психологической комфортности.
Выбранная мною структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап по усвоению новых знаний и способов деятельности. На данном этапе были использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.
На уроке были использованы следующие методы обучения:
По виду источника информации:
- словесные (объяснение, беседа с учащимися)
- наглядные ( мульфильм, звуковка)
- практические ( работа по карточкам, составление звуковой модели слова)
2. По виду учебной деятельности:
- проблемно – поисковый метод (поиск решения поставленной перед учащимися проблемы)
На уроке использовались информационные компьютерные средства для организации познавательной активности, повышая качество образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, которые в ходе урока сменяли друг друга.
Время, отведённое на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.
В течении всего урока была соблюдена логика изложения учебного материала в соответствии с заданной темой. Выполняя один из дидактических принципов обучения – проблемности – в изложении учебного материала использовались проблемные вопросы и ситуации.
Структура урока мною тщательно продумана. На уроке использовались методы и приёмы, способствующие сохранению здоровья учащихся. В течении всего урока мои действия, как педагога, включали способы поддержания физического, психофизиологического, психического и нравственного здоровья учащихся. Было организовано чередование учебной нагрузки, частая смена видов деятельности. А использование телевизора позволило организовать зрительное восприятие учащихся в соответствии с требованиями гигиены зрения.
На уроке были задействованы все виды восприятия по типу: глаз- мозг – рука. Подобранные учебные задания способствовали формированию здорового образа жизни учащихся. Для увеличения двигательной активности я применила 2 физкультминутки.
На заключительном этапе, для оценки успешности каждого ребёнка, мною была проведена «Рефлексия»- объективное оценивание самого себя. Данный вид работы создаёт ситуацию успеха на уроке, помогает оценить каждого ребёнка на уроке, а учащимся почувствовать свою зависимость и успешность.
Считаю поставленные задачи решёнными, достигнутыми, что доказывает активность детей на уроке, общая психологическая атмосфера урока. Считаю урок результативным.