СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мягкий знак после шипящих на конце основы разных частей речи. Прилагательные. ПНШ 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок русского языка по теме "Мягкий знак после шипящих на конце основы разных частей речи. Прилагательные" для 4 класса разработан в соответствии с ФГОС по УМК "Перспективная начальная школа"

Просмотр содержимого документа
«Мягкий знак после шипящих на конце основы разных частей речи. Прилагательные. ПНШ 4 класс»

Тема: Мягкий знак после шипящих на конце основы разных частей речи. Прилагательные.

Цели урока: обобщить и дополнить знания о написании ь после шипящих на конце имен имен прилагательных;

Планируемые результаты:

Личностные: развитие интереса к предмету, формирование мотивации к обучению и познанию, воспитание личностных качеств : аккуратности, ответственности, уверенности, воспитание уважительного отношения к родному языку.

Метапредметные :

Формирование регулятивных УУД: развития умения выполнять учебные действия: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности, развитие самостоятельности, самооценки, осуществление пошагового контроля по ходу выполнения заданий под руководством учителя.

Формирование коммуникативных УУД: развитие монологической и диалогической речи, умения слушать, понимать обращенную речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы; адекватно реагировать на замечания учителя.

Формирование познавательных УУД: развитие умение находить наиболее эффективные способы решения орфографических задач, анализировать, сравнивать, обобщать.

Предметные : знакомство учащихся с существительными с основой на шипящий в форме Р.п. мн. Ч. , развитие умения правильного написания ь знака на конце шипящих существительных, развитие каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности развитие навыка работы с учебным текстом.

Оборудование: Учебник «Русский язык» ч.3 (с.158), презентация, тест, карточки для парной работы.

Ход урока.

1. Орг. момент.

— Здравствуйте! Я вас встретил впервые. 
Но я — человек, и Вы  — человек,
Мы люди на этой земле.

Мои слова не просто приветствие, пожелание здоровье. Это строчки из стихотворения Владимира Солоухина. О чем они? Прежде всего, об уважении. И мне бы очень хотелось, чтобы этот урок прошёл в атмосфере уважения друг  к другу просто  потому, что мы люди на этой земле.
Предлагаю пристальнее вглядеться в  слова Солоухина

2. Актуализация знаний.

– Какой части речи (из перечисленных на этом слайде) нет в данных стихотворных строчках? (Имен прилагательных)
–Дайте определение, какую часть речи мы называем именем прилагательным? (Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?)
– Хорошо. Мой следующий вопрос: «Какую синтаксическую роль может играть  имя прилагательное в предложении?» Чтобы ответить на этот вопрос, выполним задание 1 на ваших рабочих листах.

3. «Синтаксическая минутка»

Я люблю свой родной язык.
Он понятен для всех,
Он певуч.

 Александр Яшин

– Итак, подчеркните как члены предложения имена прилагательные.
– Обратите внимание на краткое прилагательное в последней строке – певуч. Это слово оканчивается на шипящий, а вы уже знаете, что такая ситуация является местом орфограммы (как в именах существительных или в некоторых формах глаголах).

4. Объявление темы и постановка задач

– Итак, сегодня наша задача изучить новое орфографическое правило, правило, связанное с  правописанием кратких прилагательных.  А именно – с правилом правописания Ь после шипящих на конце кратких прилагательных. Запишем тему урока на самых первых строчках рабочих листов.
Но сначала нам необходимо вспомнить аналогичные (похожие) орфограммы, встречающиеся при правописании других частей речи, которые уже были упомянуты.  Все внимание к стихотворению из второго задания, предложенного вам на листе.

5. Работа по теме. Работа в паре.

День от нас уходит прочь,
Вот и наступила ноч.. .
Все окутывает тиш.. ,
Только шелестит камыш.. .

Там внизу у корневищ..
В теплой норке дремлет мыш.. ,
На горе у дальних дач..
В будке сладко спит Лохмач.. .

Мышке снится лето, рож.. –
Без зерна не проживеш... ,
А Лохмач.. несется вскачь –
Он во сне не пес – циркач.. .

День от нас уходит прочь ,
Вот и наступила ноч..  …

– Вставьте пропущенные буквы.
– Объясните правописание личных окончаний глаголов и Ь после шипящих в различных частях речи.

6. Объяснение нового материала

– Молодцы. А теперь пора узнать  и новое для нас правило правописания Ь после шипящих на конце кратких прилагательных.
Оно очень простое: на конце кратких прилагательных Ь не пишется. Прочитайте правило летучей мыши.
Попробуем это правило применить.

7. Первичное закрепление знаний.

1. Работа с учебником-стр.158, упр.164. прилагательные в скобках запишите в краткой форме, объясните написание этих прилагательных - работа в паре.

2.Работа со стихотворением.

– Давайте познакомимся поближе с псом из предыдущего стихотворения. Обратите внимание на задание 3.
– Объясните, пожалуйста, правописание Ь после шипящих, не забыв указать часть речи.

Пес Лохмач удивителен, ни на кого не похож.. . Еще бы: хорош.. , пригож.. , могуч.. и сердцем горяч.. . Только немного рыж.. и тощ.. , да иногда неуклюж.. . Зато характером очень колюч..

– Молодцы. Продолжим. Задание 4. На горе, на дачах живет и друг пса – кот, но у него пока нет имени. Придумайте имя коту и составьте рассказ о нем, заполнив пропуски краткими прилагательными. Вы в праве самостоятельно подобрать слова или (в случае затруднения) образовать краткие формы от тех прилагательных, которые представлены  ниже.

На одной из дач живет лучший друг пса Лохмача кот ________________. Видом он ______________, шерстью ____________ жаль только, что ___________. Кот очень__________ и _______________. А еще он  очень _________________, не даром говорят, что « у кошек девять жизней». А как умен этот кот! Даже пес признает, что ум у____________  _____________. Ну а голос! Он у кота _____________. И в этом __________ не ___________  с псом. Ведь голос у Лохмача ___________. Но нисколько не мешает их долгим разговорам по вечерам.

Слова для выбора:  хороший,  пригожий,  блестящий,  могучий,  горячий,  линючий,  схожий, скрипучий,  хрипучий,  живучий  и  др.

8. Обобщение

– Итак, попробуем обобщить, в каких случаях пишется и в каких случаях не пишется Ь после шипящих на конце слов разных частей речи.
Подготовьте устное сообщение на тему «Правописание ь после шипящих на конце слов»- работа в паре.

Для этого восстановите, пожалуйста, текст задания 5, вставив в него пропущенные слова, термины, приведите по 2-3 примера.

В русском языке на конце слов часто встречаются шипящие. Например:___________________________________________________________________
После шипящих иногда пишется Ь, а иногда нет. Так в именах существительных Ь знак пишется только в словах ______________________________________________________ .
Например:___________________________________________________________________
В глаголах же после шипящих Ь знак пишется в форме ____________________________  ,  _________________________________ и _________________________________________ .
Например:___________________________________________________________________
А вот в кратких прилагательных, оканчивающихся на шипящий Ь знак ________________.

9. Тест

– Проверим тестом, насколько хорошо вы все запомнили и усвоили. Напомню, как мы заполняем схему теста. Если в слове после шипящей пишется Ь, проводим дугу в верхней половине схемы, если нет – в нижней. Потренируемся: снится рожь, у дальних дач.  Каждое словосочетание я произнесу не более 2-х раз, так что будьте внимательны.

1. Пламенная речь
2. Растолочь лекарство
3. Скользкий уж
4. Режь аккуратнее
5. Ветер свеж
6. Ненужная мелочь
7. Пирожок горяч
8. Лес дремуч
9. Улыбаешься малышу
10. День хорош

– Будьте добры, возьмите в руки ручку зеленого цвета или карандаш. На доске записан правильный вариант схемы ответов. Поменяйтесь листочками с соседом  по парте и проверьте, так ли  составлена схема. 
– Поднимите руки, кто не сделал в тесте ни одной ошибки. Молодцы!

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________


10. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. САМООЦЕНКА.

-Подведем итог урока. Закончи предложения:

-Чему учились на уроке?

-Что для каждого из вас было интересным на уроке?

- Чья работа заслуживает высокой оценки?

-Какое настроение в конце урока?

-Оцените свою работу.


10.Домашнее задание. Т. 2 стр. 77, упр.74, вставьте пропущенные буквы, прилагательные в скобках запишите в краткой форме ед. ч мужс. рода.- все учащиеся. А кто считает, что знает русский язык хорошо придумайте 5 предложений с краткими прилагательными.

  1. Рефлексия.

- Поделитесь своими впечатлениями друг с другом. Расскажите классу, как работали на уроке и как оценили свою работу. (2-3 ученика)
















Приложение.


Задание 1. Я люблю свой родной язык.

Он понятен для всех,

Он певуч.

А.Яшин

Задание 2.







День от нас уходит прочь ,

Вот и наступила ноч.. .

Все окутывает тиш.. ,

Только шелестит камыш.. .


Там внизу у корневищ..

В теплой норке дремлет мыш.. ,

На горе у дальних дач..

В будке сладко спит Лохмач..


Мышке снится лето, рож.. –

Без зерна не проживеш.. ,

А Лохмач.. несется вскачь –

Он во сне не пес – циркач.. .

День от нас уходит прочь ,

Вот и наступила ноч.. …


Задание 3.

Пес Лохмач удивителен, ни на кого не похож.. . Еще бы: хорош.. , пригож.. , могуч.. и сердцем горяч.. . Только немного рыж.. и тощ.. , да иногда неуклюж.. . Зато характером очень колюч.. .


Задание 4.

На одной из дач живет лучший друг пса Лохмача кот ________________.

Видом он ______________, шерстью ____________ жаль только, что ___________. Кот очень__________ и _______________. А еще он очень _________________, не даром говорят, что « у кошек девять жизней». А как умен этот кот! Даже пес признает, что ум у____________ _____________. Ну а голос! Он у кота _____________. И в этом __________ не ___________ с псом. Ведь голос у Лохмача ___________. Но нисколько не мешает их долгим разговорам по вечерам.

Слова для выбора: хороший, пригожий, блестящий, могучий, горячий, линючий, схожий, скрипучий, хрипучий, живучий и др.


Задание 5.

В русском языке на конце слов часто встречаются шипящие. Например:_______________________________________________________________________

После шипящих иногда пишется Ь, а иногда нет. Так в именах существительных Ь знак пишется только в словах__________________________________________________________ .

Например:_______________________________________________________________________

В глаголах же после шипящих Ь знак пишется в форме _______________________________ , __________________________________ и ___________________________________________ .

Например:_______________________________________________________________________

А вот в кратких прилагательных, оканчивающихся на шипящую Ь знак __________________.


Тест.


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!