СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Мягкий звук [ч '] , буквы Ч ч»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели : - сформировать представление о звуке [ч '] , как о мягком непарном согласном;

  • развивать фонематический слух, логическое мышление;
  • способствовать формированию правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения;
  • воспитывать умение ценить время и рационально его использовать.

 

Оборудование:

  • лента букв ;
  • рисунки : черепаха, лётчик, мячик, зайчик, мальчик;

-карточки с буквами : п т ч г н;

  • слоговая таблица;

1.0ргмомент. Эмоциональный настрой.

  • Сегодня у нас не обычный урок, а урок - игра.
  • Вы умеете собирать пазлы?
  • В конце урока из разрозненных кусочков вы должны сложить целую картинку.
  • Вам интересно, что у нас получится?
  • Тогда приступим к работе, но сначала подготовим наши органы речи: губы, язык работы.

 

  1. Артикуляционные упражнения:

а) « Дудочка»

б) « Часики»

в) « Вкусное варенье»

г) « Качели»

  1. Повторение пройденного материала ( работа с лентой букв).
  • Посмотрите на ленту букв.
  • Назовите гласные, обозначающие твёрдость согласных звуков?
  • Назовите гласные, обозначающие мягкость согласных?
  • Назовите особые, « хитрые» гласные?
  • Почему они « хитрые»?
  • Когда они обозначают два звука?
  • Когда буквы я, е указывают на мягкость предшествующей согласной?
  • Какие согласные бывают только звонкими?
  • Как их ещё называют?
  • Какие согласные обозначают парные по звонкости - глухости согласные звуки?
  • Молодцы! Вы справились с первым заданием. Я прикрепляю первый фрагмент.
  1. Мобилизующий этап.
  • Ребята, а вы любите разгадывать загадки?
  • Тогда слушайте:

Снизу - крышка, сверху - тоже. На коробочку похожа. Кто же это? (черепаха)

Быстро в небе проплывает, Обгоняя птиц полёт. Человек им управляет. Что такое?

  • Как зовут человека, который управляет самолётом? (лётчик) Зимой беленький,

А летом серенький. Никого не обижает, А сам всех боится. ( зайчик)

Стукнешь о стенку-А я отскочу. Бросишь на землю-А я подскочу. Я из ладоней В ладони лечу-Смирно лежать Я никак не хочу. ( мячик)

  • А теперь послушайте отрывок из стихотворения В. В. Маяковского и скажите, о ком говорится в стихотворении?

Если мальчик любит труд,

Тычет в книжку пальчик,

Про такого пишут: он хороший мальчик.

  • О ком говорилось в стихотворении?
  • Назовите ещё раз хором предметы, изображённые на доске и. постарайтесь их запомнить.
  • Закройте глаза.
  • Откройте, что изменилось?
  • В какой последовательности были изображены предметы первоначально?
  • Какие предметы поменяли места?
  • Найдите лишнее слово, обозначающее изображённый предмет? (черепаха)
  • Почему?
  • Какой новый звук вы услышали во всех словах, называющих изображённые предметы?
  • Ставлю второй фрагмент.

 

  1. Постановка темы и целей урока.
  • Произнесите ещё раз хором первый звук исключённого слова.
  • Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока , используя опорные слова: познакомиться, учиться отличать, учиться читать.
  • Вы удачно справились с этим заданием, ставлю третий фрагмент.
  1. Работа над новым материалом.

а) наблюдения за артикуляционными органами при произношении звука ч

  • Встаньте, возьмите друг друга за руки.
  • Внимательно, глядя в лицо товарищу, произнесите первый звук слова черепаха и понаблюдайте за положением губ, языка, зубов.
  • Как располагаются органы речи при произношении звука ч ?
  • Дайте характеристику звука ч ?
  • Почему?
  • Твёрдый или мягкий?
  • Звонкий или глухой?
  • Давайте произнесём звук ч в слиянии с гласными а, о, у хором.
  • Что вы заметили?
  • Какой можем сделать вывод?
  • Молодцы! Ставлю четвёртый фрагмент.

б) упражнения в слышании звука ч

  • Постарайтесь, как можно больше запомнить слов со звуком ч

На даче

Летом Вова и Надя жили на даче. Утром они пили чай с булочками и печеньем, а потом бежали на речку. На речке Вова ловил удочкой рыбу, а Надя на качелях качалась или играла с мячом. Вечером Вова читал Наде сказку « Курочка Ряба».

  • Какие слова со звуком ч встретились в рассказе?

в) упражнения в определении позиции звука ч в словах

  • Послушайте внимательно слова, которые я произнесу, если слово начинается со звука ч , то вы встаёте; если слово оканчивается на звук ч , вы сидите; если - в середине слова, то встаёте и хлопаете в ладоши над головой.

Чайник, плечо, ночь, часы, чемодан, мяч, речка, тучка, трубач, чёлка, кочка, чайка, матч.

(Ставлю след. Фрагмент.)

г) знакомство с буквой Ч ч:

  • Ребята, пока мы с вами играли, буквы перепутались ( на доске : н п ч т г)
  • Может кто - то из вас знает, какой буквой обозначается на письме звук ч и может показать её остальным ребятам?
  • Как называется буква?
  • На что она похожа?

 

Да, вы правильно решили, Ч мы пишем, как четыре. Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя.

  • Где, по вашему мнению должна стоять буква ч в ленте букв?
  • Почему?

(Ставлю след. Фрагмент)

д) чтение слогов, слов с буквой ч

 

 

 
 

 

  ту   ку

 

 

ча

 

сы

бан

шка

 

Чабан - пастух, пасущий овец.

Парча - плотная шёлковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями.

Чугун - сплав железа. (Ставлю след. Фрагмент)

  • Вы наверное заметили, что в сочетаниях ча - чу написаны совсем не те гласные, которые нам слышатся. Мы уже знаем, что звук ч всегда мягкий. Поэтому в слогах ча - чу не надо обозначать мягкость предшествующей согласной, а нужно запомнить: ча - пиши с а

чу - пиши с у

Физкультминутка:

Тик - так, тик - так.

Все часы идут вот так:

Тик - так, тик - так.

Смотри скорей, который час:

Тик - так, тик - так.

Мы тоже можем так:

Тик - так, тик - так.

е) работа с учебником ( с. 128 )

  • О чём шла речь в физкультминутке?
  • Откройте азбуку на стр. 128 и рассмотрите часы, которые изображены.
  • Какие виды часов изображены?

(рассказ учителя о солнечных часах)

  • Более подробно познакомиться с этими и другими видами старинных часов сможете, прочитав статьи в энциклопедии « Изобретения»
  • А какими часами пользуются в наше время?
  • Об этом вы узнаете, прочитав статью в учебнике на стр. 129.
  • Какие виды часов вы запомнили? -А есть ли у нас в классе часы?
  • Где они находятся?
  • Какие это часы?
  • Скоро Новый год, бой каких часов мы будем ждать?
  • Для чего человеку нужны часы?
  • Можно ли в наше время обойтись без часов?
  • А сейчас ещё раз прочитайте текст и подчеркните слова с буквой ч.
  • Какие слова с буквой ч вы встретили в тексте?
  • Молодцы! Вы справились с заданием азбуки, теперь я могу поставить след. Фрагмент.

6. Итог урока. Рефлексия.

  • С каким звуком познакомились?
  • Дайте характеристику звука ч ?
  • Ставлю последний фрагмент.
  • Что у нас получилось?
  • Какой звук обозначаем буквой 4 ?
  • Ребята, если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке, то поднимите солнышко того цвета , в названии которого нет звука ч .

Я с вами согласна, вы все хорошо потрудились

Просмотр содержимого документа
«« Мягкий звук [ч '] , буквы Ч ч»»

ТЕМА : « Мягкий звук [ч '] , буквы Ч ч»


Цели : - сформировать представление о звуке [ч '] , как о мягком непарном согласном;

  • развивать фонематический слух, логическое мышление;

  • способствовать формированию правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения;

  • воспитывать умение ценить время и рационально его использовать.


Оборудование:

  • лента букв ;

  • рисунки : черепаха, лётчик, мячик, зайчик, мальчик;

-карточки с буквами : п т ч г н;

  • слоговая таблица;

1.0ргмомент. Эмоциональный настрой.

  • Сегодня у нас не обычный урок, а урок - игра.

  • Вы умеете собирать пазлы?

  • В конце урока из разрозненных кусочков вы должны сложить целую картинку.

  • Вам интересно, что у нас получится?

  • Тогда приступим к работе, но сначала подготовим наши органы речи: губы, язык работы.


  1. Артикуляционные упражнения:

а) « Дудочка»

б) « Часики»

в) « Вкусное варенье»

г) « Качели»

  1. Повторение пройденного материала ( работа с лентой букв).

  • Посмотрите на ленту букв.

  • Назовите гласные, обозначающие твёрдость согласных звуков?

  • Назовите гласные, обозначающие мягкость согласных?

  • Назовите особые, « хитрые» гласные?

  • Почему они « хитрые»?

  • Когда они обозначают два звука?

  • Когда буквы я, е указывают на мягкость предшествующей согласной?

  • Какие согласные бывают только звонкими?

  • Как их ещё называют?

  • Какие согласные обозначают парные по звонкости - глухости согласные звуки?

  • Молодцы! Вы справились с первым заданием. Я прикрепляю первый фрагмент.

  1. Мобилизующий этап.

  • Ребята, а вы любите разгадывать загадки?

  • Тогда слушайте:

Снизу - крышка, сверху - тоже. На коробочку похожа. Кто же это? (черепаха)

Быстро в небе проплывает, Обгоняя птиц полёт. Человек им управляет. Что такое?

  • Как зовут человека, который управляет самолётом? (лётчик) Зимой беленький,

А летом серенький. Никого не обижает, А сам всех боится. ( зайчик)

Стукнешь о стенку-А я отскочу. Бросишь на землю-А я подскочу. Я из ладоней В ладони лечу-Смирно лежать Я никак не хочу. ( мячик)

  • А теперь послушайте отрывок из стихотворения В. В. Маяковского и скажите, о ком говорится в стихотворении?

Если мальчик любит труд,

Тычет в книжку пальчик,

Про такого пишут: он хороший мальчик.

  • О ком говорилось в стихотворении?

  • Назовите ещё раз хором предметы, изображённые на доске и. постарайтесь их запомнить.

  • Закройте глаза.

  • Откройте, что изменилось?

  • В какой последовательности были изображены предметы первоначально?

  • Какие предметы поменяли места?

  • Найдите лишнее слово, обозначающее изображённый предмет? (черепаха)

  • Почему?

  • Какой новый звук вы услышали во всех словах, называющих изображённые предметы?

  • Ставлю второй фрагмент.


  1. Постановка темы и целей урока.

  • Произнесите ещё раз хором первый звук исключённого слова.

  • Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока , используя опорные слова: познакомиться, учиться отличать, учиться читать.

  • Вы удачно справились с этим заданием, ставлю третий фрагмент.

  1. Работа над новым материалом.

а) наблюдения за артикуляционными органами при произношении звука ч

  • Встаньте, возьмите друг друга за руки.

  • Внимательно, глядя в лицо товарищу, произнесите первый звук слова черепаха и понаблюдайте за положением губ, языка, зубов.

  • Как располагаются органы речи при произношении звука ч ?

  • Дайте характеристику звука ч ?

  • Почему?

  • Твёрдый или мягкий?

  • Звонкий или глухой?

  • Давайте произнесём звук ч в слиянии с гласными а, о, у хором.

  • Что вы заметили?

  • Какой можем сделать вывод?

  • Молодцы! Ставлю четвёртый фрагмент.

б) упражнения в слышании звука ч

  • Постарайтесь, как можно больше запомнить слов со звуком ч

На даче

Летом Вова и Надя жили на даче. Утром они пили чай с булочками и печеньем, а потом бежали на речку. На речке Вова ловил удочкой рыбу, а Надя на качелях качалась или играла с мячом. Вечером Вова читал Наде сказку « Курочка Ряба».

  • Какие слова со звуком ч встретились в рассказе?

в) упражнения в определении позиции звука ч в словах

  • Послушайте внимательно слова, которые я произнесу, если слово начинается со звука ч , то вы встаёте; если слово оканчивается на звук ч , вы сидите; если - в середине слова, то встаёте и хлопаете в ладоши над головой.

Чайник, плечо, ночь, часы, чемодан, мяч, речка, тучка, трубач, чёлка, кочка, чайка, матч.

(Ставлю след. Фрагмент.)

г) знакомство с буквой Ч ч:

  • Ребята, пока мы с вами играли, буквы перепутались ( на доске : н п ч т г)

  • Может кто - то из вас знает, какой буквой обозначается на письме звук ч и может показать её остальным ребятам?

  • Как называется буква?

  • На что она похожа?

Да, вы правильно решили, Ч мы пишем, как четыре. Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя.

  • Где, по вашему мнению должна стоять буква ч в ленте букв?

  • Почему?

(Ставлю след. Фрагмент)

д) чтение слогов, слов с буквой ч


ту ку


ча

сы

бан

шка

Чабан - пастух, пасущий овец.

Парча - плотная шёлковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями.

Чугун - сплав железа. (Ставлю след. Фрагмент)

  • Вы наверное заметили, что в сочетаниях ча - чу написаны совсем не те гласные, которые нам слышатся. Мы уже знаем, что звук ч всегда мягкий. Поэтому в слогах ча - чу не надо обозначать мягкость предшествующей согласной, а нужно запомнить: ча - пиши с а

чу - пиши с у

Физкультминутка:

Тик - так, тик - так.

Все часы идут вот так:

Тик - так, тик - так.

Смотри скорей, который час:

Тик - так, тик - так.

Мы тоже можем так:

Тик - так, тик - так.

е) работа с учебником ( с. 128 )

  • О чём шла речь в физкультминутке?

  • Откройте азбуку на стр. 128 и рассмотрите часы, которые изображены.

  • Какие виды часов изображены?

(рассказ учителя о солнечных часах)

  • Более подробно познакомиться с этими и другими видами старинных часов сможете, прочитав статьи в энциклопедии « Изобретения»

  • А какими часами пользуются в наше время?

  • Об этом вы узнаете, прочитав статью в учебнике на стр. 129.

  • Какие виды часов вы запомнили? -А есть ли у нас в классе часы?

  • Где они находятся?

  • Какие это часы?

  • Скоро Новый год, бой каких часов мы будем ждать?

  • Для чего человеку нужны часы?

  • Можно ли в наше время обойтись без часов?

  • А сейчас ещё раз прочитайте текст и подчеркните слова с буквой ч.

  • Какие слова с буквой ч вы встретили в тексте?

  • Молодцы! Вы справились с заданием азбуки, теперь я могу поставить след. Фрагмент.

6. Итог урока. Рефлексия.

  • С каким звуком познакомились?

  • Дайте характеристику звука ч ?

  • Ставлю последний фрагмент.

  • Что у нас получилось?

  • Какой звук обозначаем буквой 4 ?

  • Ребята, если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке, то поднимите солнышко того цвета , в названии которого нет звука ч .

  • Я с вами согласна, вы все хорошо потрудились.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!