Цели : - сформировать представление о звуке [ч '] , как о мягком непарном согласном;
- развивать фонематический слух, логическое мышление;
- способствовать формированию правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения;
- воспитывать умение ценить время и рационально его использовать.
Оборудование:
- лента букв ;
- рисунки : черепаха, лётчик, мячик, зайчик, мальчик;
-карточки с буквами : п т ч г н;
1.0ргмомент. Эмоциональный настрой.
- Сегодня у нас не обычный урок, а урок - игра.
- Вы умеете собирать пазлы?
- В конце урока из разрозненных кусочков вы должны сложить целую картинку.
- Вам интересно, что у нас получится?
- Тогда приступим к работе, но сначала подготовим наши органы речи: губы, язык работы.
- Артикуляционные упражнения:
а) « Дудочка»
б) « Часики»
в) « Вкусное варенье»
г) « Качели»
- Повторение пройденного материала ( работа с лентой букв).
- Посмотрите на ленту букв.
- Назовите гласные, обозначающие твёрдость согласных звуков?
- Назовите гласные, обозначающие мягкость согласных?
- Назовите особые, « хитрые» гласные?
- Почему они « хитрые»?
- Когда они обозначают два звука?
- Когда буквы я, е указывают на мягкость предшествующей согласной?
- Какие согласные бывают только звонкими?
- Как их ещё называют?
- Какие согласные обозначают парные по звонкости - глухости согласные звуки?
- Молодцы! Вы справились с первым заданием. Я прикрепляю первый фрагмент.
- Мобилизующий этап.
- Ребята, а вы любите разгадывать загадки?
- Тогда слушайте:
Снизу - крышка, сверху - тоже. На коробочку похожа. Кто же это? (черепаха)
Быстро в небе проплывает, Обгоняя птиц полёт. Человек им управляет. Что такое?
- Как зовут человека, который управляет самолётом? (лётчик) Зимой беленький,
А летом серенький. Никого не обижает, А сам всех боится. ( зайчик)
Стукнешь о стенку-А я отскочу. Бросишь на землю-А я подскочу. Я из ладоней В ладони лечу-Смирно лежать Я никак не хочу. ( мячик)
- А теперь послушайте отрывок из стихотворения В. В. Маяковского и скажите, о ком говорится в стихотворении?
Если мальчик любит труд,
Тычет в книжку пальчик,
Про такого пишут: он хороший мальчик.
- О ком говорилось в стихотворении?
- Назовите ещё раз хором предметы, изображённые на доске и. постарайтесь их запомнить.
- Закройте глаза.
- Откройте, что изменилось?
- В какой последовательности были изображены предметы первоначально?
- Какие предметы поменяли места?
- Найдите лишнее слово, обозначающее изображённый предмет? (черепаха)
- Почему?
- Какой новый звук вы услышали во всех словах, называющих изображённые предметы?
- Ставлю второй фрагмент.
- Постановка темы и целей урока.
- Произнесите ещё раз хором первый звук исключённого слова.
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока , используя опорные слова: познакомиться, учиться отличать, учиться читать.
- Вы удачно справились с этим заданием, ставлю третий фрагмент.
- Работа над новым материалом.
а) наблюдения за артикуляционными органами при произношении звука ч
- Встаньте, возьмите друг друга за руки.
- Внимательно, глядя в лицо товарищу, произнесите первый звук слова черепаха и понаблюдайте за положением губ, языка, зубов.
- Как располагаются органы речи при произношении звука ч ?
- Дайте характеристику звука ч ?
- Почему?
- Твёрдый или мягкий?
- Звонкий или глухой?
- Давайте произнесём звук ч в слиянии с гласными а, о, у хором.
- Что вы заметили?
- Какой можем сделать вывод?
- Молодцы! Ставлю четвёртый фрагмент.
б) упражнения в слышании звука ч
- Постарайтесь, как можно больше запомнить слов со звуком ч
На даче
Летом Вова и Надя жили на даче. Утром они пили чай с булочками и печеньем, а потом бежали на речку. На речке Вова ловил удочкой рыбу, а Надя на качелях качалась или играла с мячом. Вечером Вова читал Наде сказку « Курочка Ряба».
- Какие слова со звуком ч встретились в рассказе?
в) упражнения в определении позиции звука ч в словах
- Послушайте внимательно слова, которые я произнесу, если слово начинается со звука ч , то вы встаёте; если слово оканчивается на звук ч , вы сидите; если - в середине слова, то встаёте и хлопаете в ладоши над головой.
Чайник, плечо, ночь, часы, чемодан, мяч, речка, тучка, трубач, чёлка, кочка, чайка, матч.
(Ставлю след. Фрагмент.)
г) знакомство с буквой Ч ч:
- Ребята, пока мы с вами играли, буквы перепутались ( на доске : н п ч т г)
- Может кто - то из вас знает, какой буквой обозначается на письме звук ч и может показать её остальным ребятам?
- Как называется буква?
- На что она похожа?
Да, вы правильно решили, Ч мы пишем, как четыре. Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя.
- Где, по вашему мнению должна стоять буква ч в ленте букв?
- Почему?
(Ставлю след. Фрагмент)
д) чтение слогов, слов с буквой ч
ту ку
ча
сы
бан
шка
Чабан - пастух, пасущий овец.
Парча - плотная шёлковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями.
Чугун - сплав железа. (Ставлю след. Фрагмент)
- Вы наверное заметили, что в сочетаниях ча - чу написаны совсем не те гласные, которые нам слышатся. Мы уже знаем, что звук ч всегда мягкий. Поэтому в слогах ча - чу не надо обозначать мягкость предшествующей согласной, а нужно запомнить: ча - пиши с а
чу - пиши с у
Физкультминутка:
Тик - так, тик - так.
Все часы идут вот так:
Тик - так, тик - так.
Смотри скорей, который час:
Тик - так, тик - так.
Мы тоже можем так:
Тик - так, тик - так.
е) работа с учебником ( с. 128 )
- О чём шла речь в физкультминутке?
- Откройте азбуку на стр. 128 и рассмотрите часы, которые изображены.
- Какие виды часов изображены?
(рассказ учителя о солнечных часах)
- Более подробно познакомиться с этими и другими видами старинных часов сможете, прочитав статьи в энциклопедии « Изобретения»
- А какими часами пользуются в наше время?
- Об этом вы узнаете, прочитав статью в учебнике на стр. 129.
- Какие виды часов вы запомнили? -А есть ли у нас в классе часы?
- Где они находятся?
- Какие это часы?
- Скоро Новый год, бой каких часов мы будем ждать?
- Для чего человеку нужны часы?
- Можно ли в наше время обойтись без часов?
- А сейчас ещё раз прочитайте текст и подчеркните слова с буквой ч.
- Какие слова с буквой ч вы встретили в тексте?
- Молодцы! Вы справились с заданием азбуки, теперь я могу поставить след. Фрагмент.
6. Итог урока. Рефлексия.
- С каким звуком познакомились?
- Дайте характеристику звука ч ?
- Ставлю последний фрагмент.
- Что у нас получилось?
- Какой звук обозначаем буквой 4 ?
- Ребята, если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке, то поднимите солнышко того цвета , в названии которого нет звука ч .
Я с вами согласна, вы все хорошо потрудились
Просмотр содержимого документа
«« Мягкий звук [ч '] , буквы Ч ч»»
ТЕМА : « Мягкий звук [ч '] , буквы Ч ч»
Цели : - сформировать представление о звуке [ч '] , как о мягком непарном согласном;
развивать фонематический слух, логическое мышление;
способствовать формированию правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения;
воспитывать умение ценить время и рационально его использовать.
Оборудование:
рисунки : черепаха, лётчик, мячик, зайчик, мальчик;
-карточки с буквами : п т ч г н;
1.0ргмомент. Эмоциональный настрой.
Сегодня у нас не обычный урок, а урок - игра.
Вы умеете собирать пазлы?
В конце урока из разрозненных кусочков вы должны сложить целую картинку.
Вам интересно, что у нас получится?
Тогда приступим к работе, но сначала подготовим наши органы речи: губы, язык работы.
Артикуляционные упражнения:
а) « Дудочка»
б) « Часики»
в) « Вкусное варенье»
г) « Качели»
Повторение пройденного материала ( работа с лентой букв).
Посмотрите на ленту букв.
Назовите гласные, обозначающие твёрдость согласных звуков?
Назовите гласные, обозначающие мягкость согласных?
Назовите особые, « хитрые» гласные?
Почему они « хитрые»?
Когда они обозначают два звука?
Когда буквы я, е указывают на мягкость предшествующей согласной?
Какие согласные бывают только звонкими?
Как их ещё называют?
Какие согласные обозначают парные по звонкости - глухости согласные звуки?
Молодцы! Вы справились с первым заданием. Я прикрепляю первый фрагмент.
Мобилизующий этап.
Снизу - крышка, сверху - тоже. На коробочку похожа. Кто же это? (черепаха)
Быстро в небе проплывает, Обгоняя птиц полёт. Человек им управляет. Что такое?
А летом серенький. Никого не обижает, А сам всех боится. ( зайчик)
Стукнешь о стенку-А я отскочу. Бросишь на землю-А я подскочу. Я из ладоней В ладони лечу-Смирно лежать Я никак не хочу. ( мячик)
Если мальчик любит труд,
Тычет в книжку пальчик,
Про такого пишут: он хороший мальчик.
О ком говорилось в стихотворении?
Назовите ещё раз хором предметы, изображённые на доске и. постарайтесь их запомнить.
Закройте глаза.
Откройте, что изменилось?
В какой последовательности были изображены предметы первоначально?
Какие предметы поменяли места?
Найдите лишнее слово, обозначающее изображённый предмет? (черепаха)
Почему?
Какой новый звук вы услышали во всех словах, называющих изображённые предметы?
Ставлю второй фрагмент.
Постановка темы и целей урока.
Произнесите ещё раз хором первый звук исключённого слова.
Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока , используя опорные слова: познакомиться, учиться отличать, учиться читать.
Вы удачно справились с этим заданием, ставлю третий фрагмент.
Работа над новым материалом.
а) наблюдения за артикуляционными органами при произношении звука ч
Встаньте, возьмите друг друга за руки.
Внимательно, глядя в лицо товарищу, произнесите первый звук слова черепаха и понаблюдайте за положением губ, языка, зубов.
Как располагаются органы речи при произношении звука ч ?
Дайте характеристику звука ч ?
Почему?
Твёрдый или мягкий?
Звонкий или глухой?
Давайте произнесём звук ч в слиянии с гласными а, о, у хором.
Что вы заметили?
Какой можем сделать вывод?
Молодцы! Ставлю четвёртый фрагмент.
б) упражнения в слышании звука ч
На даче
Летом Вова и Надя жили на даче. Утром они пили чай с булочками и печеньем, а потом бежали на речку. На речке Вова ловил удочкой рыбу, а Надя на качелях качалась или играла с мячом. Вечером Вова читал Наде сказку « Курочка Ряба».
в) упражнения в определении позиции звука ч в словах
Послушайте внимательно слова, которые я произнесу, если слово начинается со звука ч , то вы встаёте; если слово оканчивается на звук ч , вы сидите; если - в середине слова, то встаёте и хлопаете в ладоши над головой.
Чайник, плечо, ночь, часы, чемодан, мяч, речка, тучка, трубач, чёлка, кочка, чайка, матч.
(Ставлю след. Фрагмент.)
г) знакомство с буквой Ч ч:
Ребята, пока мы с вами играли, буквы перепутались ( на доске : н п ч т г)
Может кто - то из вас знает, какой буквой обозначается на письме звук ч и может показать её остальным ребятам?
Как называется буква?
На что она похожа?
Да, вы правильно решили, Ч мы пишем, как четыре. Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя.
(Ставлю след. Фрагмент)
д) чтение слогов, слов с буквой ч
ту ку
ча
сы
бан
шка
Чабан - пастух, пасущий овец.
Парча - плотная шёлковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями.
Чугун - сплав железа. (Ставлю след. Фрагмент)
Вы наверное заметили, что в сочетаниях ча - чу написаны совсем не те гласные, которые нам слышатся. Мы уже знаем, что звук ч всегда мягкий. Поэтому в слогах ча - чу не надо обозначать мягкость предшествующей согласной, а нужно запомнить: ча - пиши с а
чу - пиши с у
Физкультминутка:
Тик - так, тик - так.
Все часы идут вот так:
Тик - так, тик - так.
Смотри скорей, который час:
Тик - так, тик - так.
Мы тоже можем так:
Тик - так, тик - так.
е) работа с учебником ( с. 128 )
О чём шла речь в физкультминутке?
Откройте азбуку на стр. 128 и рассмотрите часы, которые изображены.
Какие виды часов изображены?
(рассказ учителя о солнечных часах)
Более подробно познакомиться с этими и другими видами старинных часов сможете, прочитав статьи в энциклопедии « Изобретения»
А какими часами пользуются в наше время?
Об этом вы узнаете, прочитав статью в учебнике на стр. 129.
Какие виды часов вы запомнили? -А есть ли у нас в классе часы?
Где они находятся?
Какие это часы?
Скоро Новый год, бой каких часов мы будем ждать?
Для чего человеку нужны часы?
Можно ли в наше время обойтись без часов?
А сейчас ещё раз прочитайте текст и подчеркните слова с буквой ч.
Какие слова с буквой ч вы встретили в тексте?
6. Итог урока. Рефлексия.
С каким звуком познакомились?
Дайте характеристику звука ч ?
Ставлю последний фрагмент.
Что у нас получилось?
Какой звук обозначаем буквой 4 ?
Ребята, если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке, то поднимите солнышко того цвета , в названии которого нет звука ч .
Я с вами согласна, вы все хорошо потрудились.