СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мягкий знак на конце слов после шипящих

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Обобщение правил написания мягкого знака после шипящих в разных частях речи.

Развитие умения  писать слова разных частей речи с  шипящими на конце в соответствии с алгоритмом, графически объяснять написание слов с ь и без ь.

Способствовать развитиюсвязной речи, оперативной и долговременной памяти, развитию произвольного  внимания, вербального и наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, парной и индивидуальной работе.

 

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Мягкий знак на конце слов после шипящих»

Технологическая карта изучения темы «Мягкий знак на конце слов после шипящих»

Тип урока: Урок обобщения полученных знаний.


Тема

«Мягкий знак на конце слов после шипящих»

Цели


Образовательные:

Обобщение правил написания мягкого знака после шипящих в разных частях речи.

Развитие умения писать слова разных частей речи с шипящими на конце в соответствии с алгоритмом, графически объяснять написание слов с ь и без ь.

Способствовать развитиюсвязной речи, оперативной и долговременной памяти, развитию произвольного внимания, вербального и наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, парной и индивидуальной работе.


Формировать УУД:

- Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: развивать умение высказывать предположение; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение работать в паре.


- Познавательные УУД:ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; обобщать и классифицировать по признакам; делать выводы на основе анализа объектов; находить ответы на вопросы в таблице, преобразовывать информацию из одной формы в другую; представлять информацию в виде схемы-алгоритма; составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат

Предметные:

Находить в словах орфограмму-букву Ьпосле шипящих на конце слов разных частей речи, графически объяснять написания с Ь и без Ь.

Грамотно записывать слова с шипящими на конце, используя схему- алгоритм, составленный на уроке.

Личностные:
Уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметьслушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, таблице; преобразовывать информацию из одной формы в другую: давать ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия

Шипящие согласные звуки, мягкий знак

Межпредметные связи

Русский язык, окружающий мир, литературное чтение

Ресурсы:


- Русский язык учебник 4 класс часть 2. С.В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова, Вентана–Граф, 2015.

- раздаточный материал: карточки для создания схемы - алгоритма

- файлы с частями пословиц, карточки со словосочетаниями для самостоятельной работы

- лестница успеха, лист самооценки.

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа












Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Ход урока с заданиями и вопросами для достижения планируемых результатов.


I. Мотивация к учебной деятельности (1 мин)

Цели:

- актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Слушают стихотворение.




Организует эмоциональный настрой на урок.




Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «пять»!





II.Чистописание.

Определение типа урока и формулирование темы, постановка задач.

(10 минут)

Цели:

- повторение изученного материала, необходимого для обобщения знаний и отработки умений


Вспоминают все шипящие звуки и характеризуют их.





Отрабатывают каллиграфические навыки.

Прописывают шипящие ж, ш, ч щ.



Осуществляют самоконтроль и самооценку в листе достижений.



Формулируют тему урока с опорой на ключевые слова.

Определяют цель урока, ставят задачи.









Отмечают свой уровень успешности.






Развивает фонематический слух,

просит выделить все шипящие звуки и дать им характеристику.



Организует работу по формированию каллиграфических навыков.




Самооценка по листу






Предлагает сформулировать тему урока, свериться с учебником. Помогает сформулировать цель урока и поставить задачи.








Организует работу по определению уровня усвоения знаний. Предлагает на лестнице достижений сделать отметку на ступеньке успеха.

- Посмотрите на доску. Какие буквы написаны? (слайд)

Ж Ш Ч Щ

-Что у них общего? (Этими буквами обозначаются шипящие звуки)

-Дайте характеристику этим звукам

ж – согласный, глухой, шипящий, всегда твердый

ш - согласный, глухой, шипящий, всегда твердый

ч - согласный, глухой, шипящий, всегда мягкий

щ - согласный, глухой, шипящий, всегда мягкий

- Молодцы!

- Откройте тетради, запишите эти буквы.

-Возьмите лист под номером 1- это лист самооценки. Оцените себя.

- Отложите листы в сторону.

- А теперь рассмотрите слова в столбцах, и сформулируй тему сегодняшнего урока. (слайд)

(много) задач…

ключ…

вещ…

могуч…

моеш…

(нет) груш…

чертёж…

ноч…

дремуч…

беречь

(желаю) удач…

кирпич…

рож…

хорош…

назначь


- Что общего в словах каждого столбика? (Все слова оканчиваются на шипящий)

- В каких частях речи встретилась орфограмма? (существительные, краткие прилагательные, глаголы)

- Какая же тема сегодня на уроке?

ТЕМА: Правописание мягкого знака после шипящих на конце слов разных частях речи (слайд)

- Сформулируйте задачи урока:

- Повторить правила написания мягкого знака после шипящих на конце слов разных частей речи.

- Отработать умение писать слова с шипящими. (слайд)

- Возьмите лист самооценки и отогните верхнюю часть. Перед вами лестница успеха, выберете на какой ступеньке успешности, вы находитесь сейчас. В конце урока мы еще раз вернемся к ней.

III. Систематизация знаний.

(14 мин)

Цели:

- выявление необходимых знаний и умений для достижения цели,

- формирование умения схематично изображать знания,

-развитие навыка самоконтроля, исправления ошибок,

- отработка умений.
















Вспоминают правила работы в группах и проговаривают их. Составляют алгоритм, пользуясь таблицей в учебнике. Осуществляют проверку правильности выполнения, оценивают успешность.







Выполняют физкультминутку.

Проговаривает правила работы в группах.


Организует работу по составлению алгоритма правописания слов разных частей речи с шипящими на конце.

Демонстрирует образец алгоритма для самопроверки. Предлагает оценить свою успешность в листе самооценки.






Организует проведение физкультминутки.

- А сейчас поработаем в парах. Но прежде чем начнем, давайте вспомним основные правила работы в парах.

- Молодцы!

Возьмите лист под номером 2 и прочитайте задание. Как вы думаете, то надо сделать? (Исправить ошибки и изобразить все правила в виде схемы-алгоритма, удобной для запоминания).


Тёмная ноч. В лесу такая тишь! Только изредка кричит сычь, да шуршит мышь. Наш шалаш стоит на берегу ручья. В полночь из-за тучь вышла полная луна и осветила на поляне каждую вещь. Пойдёш в лес и увидишь ландышь. Он свеж и пахучь. Чувствуеш дыхание природы? Нужно береч этот хрупкий мир!


- Рассмотрите листочки со схемами.


- Как вы думаете, что мы запишем в прямоугольниках верхнего ряда? (Название частей речи.)

- А в маленьких квадратиках? (Ь).

- Сколько нашли ошибок? (8)

- Давайте проверим.

- Сравните, так ли у вас получилось? (слайд)

- Сделайте отметку в листе самооценки.

- Давайте отдохнем и поиграем. Встаем.

- Я называю слово, если Ь пишется, то хлопните в ладоши, если не пишется – то присядьте, если орфограмма не соответствует теме - стойте.

Например: сидишь, матч, рожь, мышь, жгуч, ложь, могуч, скрипуч, ласковый, жечь, стеречь, хорош, глушь.

- Молодцы! Садимся!

IV. Практикум. Развитие умений.

(5 минут)

Цели:

- обеспечение осмысления учащимися способа действия;

- проверка осознанности применения знаний;

- отработка умений;

-развитие навыка самоконтроля, исправления ошибок, самооценивания.


Выбирая верные высказывания, описывают заданную тему.


Осуществляют проверку правильности выполнения и самооценку.






Выполняют предложенные задания, работая в паре, обсуждают смысл пословиц.










Записывают пословицы. Применяют полученные знания. Осуществляют самоконтроль, исправляют ошибки и фиксируют результат своей работы при помощи смайликов в оценочном листе.







Предлагает ряд утверждений по изученной теме.

Предлагает отметить.


Организует проверку понимания правила.









Организует работу в парах. Предлагает собрать пословицы и объяснить их смысл.

Организует проверку выполнения задания.

Проводит воспитательный момент: акцентирует внимание на правильном питании, бережном отношении к природе.

Объясняет значение непонятных слов.


Предлагает записать пословицы, обозначить графически написание слов с шипящими на конце.

Организует проверку осознанности применения знаний в написании слов с шипящими и самооценивание.



- А теперь игра «Верные или неверные утверждения».

- Перед вами лежит листок номер 3. Вы должны обвести правильный ответ.


Правда ли, что в словах стрич…, береч…, стереч…, жеч… нужно писать Ь, т.к. это глаголы

да


Правда ли, что в словах хорош…, свеж…, горяч…, пригож… нужно писать Ь, т.к. это краткие прилагательные


нет

Правда ли, что в словах кирпич…, малыш…, камыш, ключ… нужно писать мягкий знак


нет

Правда ли, что у сущ. мужского рода пишется Ь после шипящих


нет

Правда ли, что у глаголов после шипящих пишется Ь

да



- Сравните, так ли у вас получилось? (слайд)

- Сделайте отметку в листе самооценки.


Резерв:

Послушайте высказывание: Каждый день прибавляет частичку мудрости.

- Сегодня мы будем черпать мудрость из пословиц.

У вас на парте есть файлы с частями пословиц. Работая в паре, соберите пословицу, объясните, как вы понимаете её смысл.


1)За ягодами пойдёшь, здоровье найдёшь. (Глаг.)

(Ягоды-источник витаминов, укрепляют наш иммунитет.Правильное питание).

2)Не беречь поросли, не видать и дерева. (глагол в неопред. форме)

Молодые побеги растений, развивающиеся из придаточных или спящих почек на пнях или корнях лиственных деревьев.

3)День да ночь – сутки прочь. (сущ., нареч.)

4)Лицом хорош, да душою не пригож. (кр. прилаг.)

- Запишите любые две пословицы. Графически обозначьте написание слов с шипящими.

- Назовите слова, которые вы записали с мягким знаком после шипящих, объясните почему.



V. Домашнее задание

(2 мин)

Цели:

-включение в сферу знаний и их самостоятельное применение

Определяются с выбором домашнего задания. Задают уточняющие вопросы. Записывают д/з в дневник.

Комментирует домашнее задание.

Откройте, пожалуйста, свои дневники, запишите домашнее задание


Подобрать пословицы, в которых встречается Ь.

VI. Итог урока

Рефлексия

(3 мин)

Цели:

- зафиксировать содержание урока;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Отвечают на вопросы учителя.

Соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

По схеме рассказывают, что узнали, запомнили, смогли.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

Делают самооценку в оценочном листе.

Организует фиксирование содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

- Подведём итог сегодняшнего урока. Какая тема урока была?

- Какие задачи мы ставили? Достигли их?

- Расскажите по схеме: Я – узнал, запомнил, смог

- Теперь пора вернуться к нашей лестнице успеха и оценить свои знания и умения в конце урока.

Самая верхняя ступенька – я доволен своей работой на уроке, всё было понятно, трудностей при самостоятельной работе не испытывал.

Вторая ступенька – При самостоятельной работе возникали трудности, допускались незначительные ошибки.

Первая ступенька – тему усвоил плохо, допускал много ошибок.

Выберите внизу листа достижений отметку, которую вы поставите себе за урок. Обведите её в кружок.





Приложение

Лестница успеха.





Лист самооценки


Фамилия:


У меня все получилось наотлично!



Допустил ошибку, не полностью выполнил.


Не справился с заданием!

1

1

1

2

2

2

3

3

3

4

4

4

5

5

5


Отметка за урок:




Отметка за урок:




Отметка за урок:



Лист самооценки


Лист самооценки


Лист самооценки


Фамилия:


Фамилия:









  1. Тёмная ноч. В лесу такая тишь! Только изредка кричит сычь, да шуршит мышь. Наш шалаш стоит на берегу ручья. В полночь из-за тучь вышла полная луна и осветила на поляне каждую вещь. Пойдёш в лес и увидишь ландышь. Он свеж и пахучь. Чувствуеш дыхание природы? Нужно береч этот хрупкий мир!



Правда ли, что в словах стрич…, береч…, стереч…, жеч… нужно писать Ь, т.к. это глаголы

да


Правда ли, что в словах хорош…, свеж…, горяч…, пригож… нужно писать Ь, т.к. это краткие прилагательные


нет

Правда ли, что в словах кирпич…, малыш…, камыш, ключ… нужно писать мягкий знак


нет

Правда ли, что у сущ. мужского рода пишется Ь после шипящих


нет

Правда ли, что у глаголов после шипящих пишется Ь

да



  1. За ягодами пойдёшь, здоровье найдёшь.

Не беречь поросли, не видать и дерева.

День да ночь – сутки прочь.

Лицом хорош, да душою не пригож.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс