СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цель урока: Обобщение правил написания мягкого знака после шипящих в разных частях речи.
Развитие умения писать слова разных частей речи с шипящими на конце в соответствии с алгоритмом, графически объяснять написание слов с ь и без ь.
Способствовать развитиюсвязной речи, оперативной и долговременной памяти, развитию произвольного внимания, вербального и наглядно-образного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, парной и индивидуальной работе.
Технологическая карта изучения темы «Мягкий знак на конце слов после шипящих»
Тип урока: Урок обобщения полученных знаний.
Тема | «Мягкий знак на конце слов после шипящих» |
Цели
| Образовательные: Обобщение правил написания мягкого знака после шипящих в разных частях речи. Развитие умения писать слова разных частей речи с шипящими на конце в соответствии с алгоритмом, графически объяснять написание слов с ь и без ь. Способствовать развитиюсвязной речи, оперативной и долговременной памяти, развитию произвольного внимания, вербального и наглядно-образного мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, парной и индивидуальной работе.
Формировать УУД: - Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: развивать умение высказывать предположение; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию. - Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение работать в паре.
- Познавательные УУД:ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; обобщать и классифицировать по признакам; делать выводы на основе анализа объектов; находить ответы на вопросы в таблице, преобразовывать информацию из одной формы в другую; представлять информацию в виде схемы-алгоритма; составлять ответы на вопросы. |
Планируемый результат | Предметные: Находить в словах орфограмму-букву Ьпосле шипящих на конце слов разных частей речи, графически объяснять написания с Ь и без Ь. Грамотно записывать слова с шипящими на конце, используя схему- алгоритм, составленный на уроке. Личностные: Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Уметьслушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, таблице; преобразовывать информацию из одной формы в другую: давать ответы на вопросы (Познавательные УУД). |
Основные понятия | Шипящие согласные звуки, мягкий знак |
Межпредметные связи | Русский язык, окружающий мир, литературное чтение |
Ресурсы:
| - Русский язык учебник 4 класс часть 2. С.В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова, Вентана–Граф, 2015. - раздаточный материал: карточки для создания схемы - алгоритма - файлы с частями пословиц, карточки со словосочетаниями для самостоятельной работы - лестница успеха, лист самооценки. |
Организация пространства | Фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Ход урока с заданиями и вопросами для достижения планируемых результатов.
| |||||||||||||||
I. Мотивация к учебной деятельности (1 мин) Цели: - актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Слушают стихотворение.
| Организует эмоциональный настрой на урок.
| Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь отметку «пять»!
| |||||||||||||||
II.Чистописание. Определение типа урока и формулирование темы, постановка задач. (10 минут) Цели: - повторение изученного материала, необходимого для обобщения знаний и отработки умений
| Вспоминают все шипящие звуки и характеризуют их.
Отрабатывают каллиграфические навыки. Прописывают шипящие ж, ш, ч щ.
Осуществляют самоконтроль и самооценку в листе достижений.
Формулируют тему урока с опорой на ключевые слова. Определяют цель урока, ставят задачи.
Отмечают свой уровень успешности.
| Развивает фонематический слух, просит выделить все шипящие звуки и дать им характеристику.
Организует работу по формированию каллиграфических навыков.
Самооценка по листу
Предлагает сформулировать тему урока, свериться с учебником. Помогает сформулировать цель урока и поставить задачи.
Организует работу по определению уровня усвоения знаний. Предлагает на лестнице достижений сделать отметку на ступеньке успеха. | - Посмотрите на доску. Какие буквы написаны? (слайд) Ж Ш Ч Щ -Что у них общего? (Этими буквами обозначаются шипящие звуки) -Дайте характеристику этим звукам ж – согласный, глухой, шипящий, всегда твердый ш - согласный, глухой, шипящий, всегда твердый ч - согласный, глухой, шипящий, всегда мягкий щ - согласный, глухой, шипящий, всегда мягкий - Молодцы! - Откройте тетради, запишите эти буквы. -Возьмите лист под номером 1- это лист самооценки. Оцените себя. - Отложите листы в сторону. - А теперь рассмотрите слова в столбцах, и сформулируй тему сегодняшнего урока. (слайд)
- Что общего в словах каждого столбика? (Все слова оканчиваются на шипящий) - В каких частях речи встретилась орфограмма? (существительные, краткие прилагательные, глаголы) - Какая же тема сегодня на уроке? ТЕМА: Правописание мягкого знака после шипящих на конце слов разных частях речи (слайд) - Сформулируйте задачи урока: - Повторить правила написания мягкого знака после шипящих на конце слов разных частей речи. - Отработать умение писать слова с шипящими. (слайд) - Возьмите лист самооценки и отогните верхнюю часть. Перед вами лестница успеха, выберете на какой ступеньке успешности, вы находитесь сейчас. В конце урока мы еще раз вернемся к ней.
| |||||||||||||||
III. Систематизация знаний. (14 мин) Цели: - выявление необходимых знаний и умений для достижения цели, - формирование умения схематично изображать знания, -развитие навыка самоконтроля, исправления ошибок, - отработка умений.
| Вспоминают правила работы в группах и проговаривают их. Составляют алгоритм, пользуясь таблицей в учебнике. Осуществляют проверку правильности выполнения, оценивают успешность.
Выполняют физкультминутку. | Проговаривает правила работы в группах.
Организует работу по составлению алгоритма правописания слов разных частей речи с шипящими на конце. Демонстрирует образец алгоритма для самопроверки. Предлагает оценить свою успешность в листе самооценки.
Организует проведение физкультминутки. | - А сейчас поработаем в парах. Но прежде чем начнем, давайте вспомним основные правила работы в парах. - Молодцы! Возьмите лист под номером 2 и прочитайте задание. Как вы думаете, то надо сделать? (Исправить ошибки и изобразить все правила в виде схемы-алгоритма, удобной для запоминания).
Тёмная ноч. В лесу такая тишь! Только изредка кричит сычь, да шуршит мышь. Наш шалаш стоит на берегу ручья. В полночь из-за тучь вышла полная луна и осветила на поляне каждую вещь. Пойдёш в лес и увидишь ландышь. Он свеж и пахучь. Чувствуеш дыхание природы? Нужно береч этот хрупкий мир!
- Рассмотрите листочки со схемами.
- Как вы думаете, что мы запишем в прямоугольниках верхнего ряда? (Название частей речи.) - А в маленьких квадратиках? (Ь). - Сколько нашли ошибок? (8) - Давайте проверим. - Сравните, так ли у вас получилось? (слайд) - Сделайте отметку в листе самооценки. - Давайте отдохнем и поиграем. Встаем. - Я называю слово, если Ь пишется, то хлопните в ладоши, если не пишется – то присядьте, если орфограмма не соответствует теме - стойте. Например: сидишь, матч, рожь, мышь, жгуч, ложь, могуч, скрипуч, ласковый, жечь, стеречь, хорош, глушь. - Молодцы! Садимся! | |||||||||||||||
IV. Практикум. Развитие умений. (5 минут) Цели: - обеспечение осмысления учащимися способа действия; - проверка осознанности применения знаний; - отработка умений; -развитие навыка самоконтроля, исправления ошибок, самооценивания.
| Выбирая верные высказывания, описывают заданную тему.
Осуществляют проверку правильности выполнения и самооценку.
Выполняют предложенные задания, работая в паре, обсуждают смысл пословиц.
Записывают пословицы. Применяют полученные знания. Осуществляют самоконтроль, исправляют ошибки и фиксируют результат своей работы при помощи смайликов в оценочном листе.
| Предлагает ряд утверждений по изученной теме. Предлагает отметить.
Организует проверку понимания правила.
Организует работу в парах. Предлагает собрать пословицы и объяснить их смысл. Организует проверку выполнения задания. Проводит воспитательный момент: акцентирует внимание на правильном питании, бережном отношении к природе. Объясняет значение непонятных слов.
Предлагает записать пословицы, обозначить графически написание слов с шипящими на конце. Организует проверку осознанности применения знаний в написании слов с шипящими и самооценивание.
| - А теперь игра «Верные или неверные утверждения». - Перед вами лежит листок номер 3. Вы должны обвести правильный ответ.
- Сравните, так ли у вас получилось? (слайд) - Сделайте отметку в листе самооценки. Резерв: Послушайте высказывание: Каждый день прибавляет частичку мудрости. - Сегодня мы будем черпать мудрость из пословиц. У вас на парте есть файлы с частями пословиц. Работая в паре, соберите пословицу, объясните, как вы понимаете её смысл. 1)За ягодами пойдёшь, здоровье найдёшь. (Глаг.) (Ягоды-источник витаминов, укрепляют наш иммунитет.Правильное питание). 2)Не беречь поросли, не видать и дерева. (глагол в неопред. форме) Молодые побеги растений, развивающиеся из придаточных или спящих почек на пнях или корнях лиственных деревьев. 3)День да ночь – сутки прочь. (сущ., нареч.) 4)Лицом хорош, да душою не пригож. (кр. прилаг.) - Запишите любые две пословицы. Графически обозначьте написание слов с шипящими. - Назовите слова, которые вы записали с мягким знаком после шипящих, объясните почему.
| |||||||||||||||
V. Домашнее задание (2 мин) Цели: -включение в сферу знаний и их самостоятельное применение | Определяются с выбором домашнего задания. Задают уточняющие вопросы. Записывают д/з в дневник. | Комментирует домашнее задание. | Откройте, пожалуйста, свои дневники, запишите домашнее задание
Подобрать пословицы, в которых встречается Ь. | |||||||||||||||
VI. Итог урока Рефлексия (3 мин) Цели: - зафиксировать содержание урока; -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Отвечают на вопросы учителя. Соотносят цель и результаты, степень их соответствия. По схеме рассказывают, что узнали, запомнили, смогли. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. Делают самооценку в оценочном листе. | Организует фиксирование содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | - Подведём итог сегодняшнего урока. Какая тема урока была? - Какие задачи мы ставили? Достигли их? - Расскажите по схеме: Я – узнал, запомнил, смог - Теперь пора вернуться к нашей лестнице успеха и оценить свои знания и умения в конце урока. Самая верхняя ступенька – я доволен своей работой на уроке, всё было понятно, трудностей при самостоятельной работе не испытывал. Вторая ступенька – При самостоятельной работе возникали трудности, допускались незначительные ошибки. Первая ступенька – тему усвоил плохо, допускал много ошибок. Выберите внизу листа достижений отметку, которую вы поставите себе за урок. Обведите её в кружок. |
Приложение
Лестница успеха.
Лист самооценки
| ||
Фамилия:
| ||
У
| ||
Допустил ошибку, не полностью выполнил. | ||
Не справился с заданием! | ||
1 | 1 | 1 |
2 | 2 | 2 |
3 | 3 | 3 |
4 | 4 | 4 |
5 | 5 | 5 |
Отметка за урок:
|
Отметка за урок:
|
Отметка за урок:
|
Лист самооценки
| Лист самооценки
| Лист самооценки
|
Фамилия:
| Фамилия:
|
Тёмная ноч. В лесу такая тишь! Только изредка кричит сычь, да шуршит мышь. Наш шалаш стоит на берегу ручья. В полночь из-за тучь вышла полная луна и осветила на поляне каждую вещь. Пойдёш в лес и увидишь ландышь. Он свеж и пахучь. Чувствуеш дыхание природы? Нужно береч этот хрупкий мир!
Правда ли, что в словах стрич…, береч…, стереч…, жеч… нужно писать Ь, т.к. это глаголы | да | |
Правда ли, что в словах хорош…, свеж…, горяч…, пригож… нужно писать Ь, т.к. это краткие прилагательные | | нет |
Правда ли, что в словах кирпич…, малыш…, камыш, ключ… нужно писать мягкий знак | | нет |
Правда ли, что у сущ. мужского рода пишется Ь после шипящих | | нет |
Правда ли, что у глаголов после шипящих пишется Ь | да | |
За ягодами пойдёшь, здоровье найдёшь.
Не беречь поросли, не видать и дерева.
День да ночь – сутки прочь.
Лицом хорош, да душою не пригож.
© 2021, Корнилова Наталья Николаевна 271 0