I. Мотивация к учебной деятельности (1 мин) Цели: - актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Слушают стихотворение. | Организует эмоциональный настрой на урок. | Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь отметку «пять»! |
II.Чистописание. Определение типа урока и формулирование темы, постановка задач. (10 минут) Цели: - повторение изученного материала, необходимого для обобщения знаний и отработки умений | Вспоминают все шипящие звуки и характеризуют их. Отрабатывают каллиграфические навыки. Прописывают шипящие ж, ш, ч щ. Осуществляют самоконтроль и самооценку в листе достижений. Формулируют тему урока с опорой на ключевые слова. Определяют цель урока, ставят задачи. Отмечают свой уровень успешности. | Развивает фонематический слух, просит выделить все шипящие звуки и дать им характеристику. Организует работу по формированию каллиграфических навыков. Самооценка по листу Предлагает сформулировать тему урока, свериться с учебником. Помогает сформулировать цель урока и поставить задачи. Организует работу по определению уровня усвоения знаний. Предлагает на лестнице достижений сделать отметку на ступеньке успеха. | - Посмотрите на доску. Какие буквы написаны? (слайд) Ж Ш Ч Щ -Что у них общего? (Этими буквами обозначаются шипящие звуки) -Дайте характеристику этим звукам ж – согласный, глухой, шипящий, всегда твердый ш - согласный, глухой, шипящий, всегда твердый ч - согласный, глухой, шипящий, всегда мягкий щ - согласный, глухой, шипящий, всегда мягкий - Молодцы! - Откройте тетради, запишите эти буквы. -Возьмите лист под номером 1- это лист самооценки. Оцените себя. - Отложите листы в сторону. - А теперь рассмотрите слова в столбцах, и сформулируй тему сегодняшнего урока. (слайд) (много) задач… | ключ… | вещ… | могуч… | моеш… | (нет) груш… | чертёж… | ноч… | дремуч… | беречь | (желаю) удач… | кирпич… | рож… | хорош… | назначь | - Что общего в словах каждого столбика? (Все слова оканчиваются на шипящий) - В каких частях речи встретилась орфограмма? (существительные, краткие прилагательные, глаголы) - Какая же тема сегодня на уроке? ТЕМА: Правописание мягкого знака после шипящих на конце слов разных частях речи (слайд) - Сформулируйте задачи урока: - Повторить правила написания мягкого знака после шипящих на конце слов разных частей речи. - Отработать умение писать слова с шипящими. (слайд) - Возьмите лист самооценки и отогните верхнюю часть. Перед вами лестница успеха, выберете на какой ступеньке успешности, вы находитесь сейчас. В конце урока мы еще раз вернемся к ней. |
III. Систематизация знаний. (14 мин) Цели: - выявление необходимых знаний и умений для достижения цели, - формирование умения схематично изображать знания, -развитие навыка самоконтроля, исправления ошибок, - отработка умений. | Вспоминают правила работы в группах и проговаривают их. Составляют алгоритм, пользуясь таблицей в учебнике. Осуществляют проверку правильности выполнения, оценивают успешность. Выполняют физкультминутку. | Проговаривает правила работы в группах. Организует работу по составлению алгоритма правописания слов разных частей речи с шипящими на конце. Демонстрирует образец алгоритма для самопроверки. Предлагает оценить свою успешность в листе самооценки. Организует проведение физкультминутки. | - А сейчас поработаем в парах. Но прежде чем начнем, давайте вспомним основные правила работы в парах. - Молодцы! Возьмите лист под номером 2 и прочитайте задание. Как вы думаете, то надо сделать? (Исправить ошибки и изобразить все правила в виде схемы-алгоритма, удобной для запоминания). Тёмная ноч. В лесу такая тишь! Только изредка кричит сычь, да шуршит мышь. Наш шалаш стоит на берегу ручья. В полночь из-за тучь вышла полная луна и осветила на поляне каждую вещь. Пойдёш в лес и увидишь ландышь. Он свеж и пахучь. Чувствуеш дыхание природы? Нужно береч этот хрупкий мир! - Рассмотрите листочки со схемами. - Как вы думаете, что мы запишем в прямоугольниках верхнего ряда? (Название частей речи.) - А в маленьких квадратиках? (Ь). - Сколько нашли ошибок? (8) - Давайте проверим. - Сравните, так ли у вас получилось? (слайд) - Сделайте отметку в листе самооценки. - Давайте отдохнем и поиграем. Встаем. - Я называю слово, если Ь пишется, то хлопните в ладоши, если не пишется – то присядьте, если орфограмма не соответствует теме - стойте. Например: сидишь, матч, рожь, мышь, жгуч, ложь, могуч, скрипуч, ласковый, жечь, стеречь, хорош, глушь. - Молодцы! Садимся! |
IV. Практикум. Развитие умений. (5 минут) Цели: - обеспечение осмысления учащимися способа действия; - проверка осознанности применения знаний; - отработка умений; -развитие навыка самоконтроля, исправления ошибок, самооценивания. | Выбирая верные высказывания, описывают заданную тему. Осуществляют проверку правильности выполнения и самооценку. Выполняют предложенные задания, работая в паре, обсуждают смысл пословиц. Записывают пословицы. Применяют полученные знания. Осуществляют самоконтроль, исправляют ошибки и фиксируют результат своей работы при помощи смайликов в оценочном листе. | Предлагает ряд утверждений по изученной теме. Предлагает отметить. Организует проверку понимания правила. Организует работу в парах. Предлагает собрать пословицы и объяснить их смысл. Организует проверку выполнения задания. Проводит воспитательный момент: акцентирует внимание на правильном питании, бережном отношении к природе. Объясняет значение непонятных слов. Предлагает записать пословицы, обозначить графически написание слов с шипящими на конце. Организует проверку осознанности применения знаний в написании слов с шипящими и самооценивание. | - А теперь игра «Верные или неверные утверждения». - Перед вами лежит листок номер 3. Вы должны обвести правильный ответ. Правда ли, что в словах стрич…, береч…, стереч…, жеч… нужно писать Ь, т.к. это глаголы | да | | Правда ли, что в словах хорош…, свеж…, горяч…, пригож… нужно писать Ь, т.к. это краткие прилагательные | | нет | Правда ли, что в словах кирпич…, малыш…, камыш, ключ… нужно писать мягкий знак | | нет | Правда ли, что у сущ. мужского рода пишется Ь после шипящих | | нет | Правда ли, что у глаголов после шипящих пишется Ь | да | | - Сравните, так ли у вас получилось? (слайд) - Сделайте отметку в листе самооценки. Резерв: Послушайте высказывание: Каждый день прибавляет частичку мудрости. - Сегодня мы будем черпать мудрость из пословиц. У вас на парте есть файлы с частями пословиц. Работая в паре, соберите пословицу, объясните, как вы понимаете её смысл. 1)За ягодами пойдёшь, здоровье найдёшь. (Глаг.) (Ягоды-источник витаминов, укрепляют наш иммунитет.Правильное питание). 2)Не беречь поросли, не видать и дерева. (глагол в неопред. форме) Молодые побеги растений, развивающиеся из придаточных или спящих почек на пнях или корнях лиственных деревьев. 3)День да ночь – сутки прочь. (сущ., нареч.) 4)Лицом хорош, да душою не пригож. (кр. прилаг.) - Запишите любые две пословицы. Графически обозначьте написание слов с шипящими. - Назовите слова, которые вы записали с мягким знаком после шипящих, объясните почему. |
V. Домашнее задание (2 мин) Цели: -включение в сферу знаний и их самостоятельное применение | Определяются с выбором домашнего задания. Задают уточняющие вопросы. Записывают д/з в дневник. | Комментирует домашнее задание. | Откройте, пожалуйста, свои дневники, запишите домашнее задание Подобрать пословицы, в которых встречается Ь. |
VI. Итог урока Рефлексия (3 мин) Цели: - зафиксировать содержание урока; -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Отвечают на вопросы учителя. Соотносят цель и результаты, степень их соответствия. По схеме рассказывают, что узнали, запомнили, смогли. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. Делают самооценку в оценочном листе. | Организует фиксирование содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | - Подведём итог сегодняшнего урока. Какая тема урока была? - Какие задачи мы ставили? Достигли их? - Расскажите по схеме: Я – узнал, запомнил, смог - Теперь пора вернуться к нашей лестнице успеха и оценить свои знания и умения в конце урока. Самая верхняя ступенька – я доволен своей работой на уроке, всё было понятно, трудностей при самостоятельной работе не испытывал. Вторая ступенька – При самостоятельной работе возникали трудности, допускались незначительные ошибки. Первая ступенька – тему усвоил плохо, допускал много ошибок. Выберите внизу листа достижений отметку, которую вы поставите себе за урок. Обведите её в кружок. |