II | Актуализация знаний учащихся. | 1.Определить лицо и число каждого глагола по личному окончанию. 1. -ете 2. -ишь 3. –ат 4.-им 5.-ют 6. -ет | 1. –ешь 2. -ит 3. –ите 4. –у, -ю 5. -ут 6. -ят | -Какие окончания имеют глаголы 2-го л. ед.ч.? -Как ещё можно определить лицо и число глагола? -На какие вопросы отвечают глаголы 2-го л.ед.ч.? 2. Определить время глагола. В случае затруднения можно использовать алгоритм. Увидишь, видят, молчишь, замолчал, пускает, будет слушать, встает. 3. – Назовите буквы. Ш, Щ, Ж, Ч – Что у них общего? – На какие группы можно разделить буквы? Выявляет победителя, подводит итоги игры. | По личному местоимению. Они обозначают согласные звуки, обозначают шипящие звуки. Буквы, обозначающие парные и непарные по глухости-звонкости согласные звуки. Буквы, обозначающие непарные твёрдые согласные звуки, и буквы, обозначающие непарные мягкие согласные звуки. | Актуализация знаний осуществляется в форме игры «Пересадки». Если ученик дает правильный ответ, то он пересаживается на свободное место. Выигрывает тот, кто сделает больше пересадок. |
III | Формирование новых знаний (постановка учебной задачи) | – Прочитайте слова. Помо[щ'], слушае[ш], бро[ш], смер[ч'], поздрави[ш], бага[ш], види[ш], мело[ч'], испе[ч'], ве[щ'], буде[ш] писать. -Чем похожи слова? -В каких частях речи мы умеем решать орфографические задачи? -Как будете решать о.з.? -Запишите слова, орфограмму подчеркните. -Что мы повторили? -Какую работу выполняет мягкий знак в написанных вами словах? -Прочитайте остальные слова. Слушае[ш], поздрави[ш], види[ш], буде[ш] писать. -Чем эти слова похожи на те, которые вы уже выписали? -Какую орфографическую задачу нам предстоит решить? -Что объединяет эти слова? Определите время, лицо и число глаголов. -Мы изучали правописание таких глаголов? -Значит, какая будет тема урока? – Какую цель поставим перед собой? | На конце слов шипящие звуки. В существительных и неопр.ф. глагола. У существительных женского рода с шипящими на конце – мягкий знак пишем, у существительных мужского рода с шипящим на конце – мягкий знак не пишем. В неопр.ф. глагола, если она оканчивается не на –ТИ, всегда пишется мягкий знак. Проверяют по образцу на доске. Осуществляют самоконтроль, оценивают результат работы сигналами светофора: зеленый-все правильно, без исправлений; желтый-одна-две ошибки; красный-три и более Написание Ь после шипящих в именах существительных и неопр.ф.глагола. Показывает форму существительного, указывает, что существительное с шипящим на конце - женского рода. Мягкий знак после шипящего на конце глагола указывает на неопределенную форму глагола. На конце шипящий. Нужен на конце мягкий знак или нет. Это глаголы Наст. и буд, 2-е л.ед.ч. Еще не изучали Правописание глаголов наст. и буд. в. 2 -го лица ед.ч. с шипящими на конце. Узнать, нужен ли … Научиться правильно писать… | На слайд выборочно вынесены слова из упр.175: существительные и глаголы неопр.ф., из упр.171- глаголы. |
IV V VI VII VIII | Открытие нового знания Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Самостоятельная работа. Включение нового знания в систему знаний и повторение Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | - Посмотрите, как эти слова написаны в учебнике (с. 85 упр.171) –Какой вывод можно сделать? -Сравните наш вывод с учебником. – Что вы можете сказать о звуке [ш]? – Зачем же пишется буква ь на конце этих глаголов? -Верно, мягкий знак выполняет в этих случаях грамматическую роль – он является показателем 2-го лица глагола. ‒Что ещё узнали из сообщения авторов? ‒В глаголах 2-го л. ед.ч. всегда есть орфограмма, потому что мы выбираем, писать Ь или не писать. ‒На какой вопрос мы должны были с вами ответить? (Возвращение к вопросу) ‒Как же вы теперь на него ответите? -Спишите глаголы, выделите окончания, орфограмму подчеркните. -По каким приметам можно узнать глагол 2-го л.ед.ч? ‒ Откройте учебник, упражнение 173с. 86 ‒Что нужно сделать? По какому вопросу образуете форму 2-го л.ед.ч. настоящего времени? ‒Кто хочет вслух выполнить нужные действия? ‒Продолжите работу над словами в парах. ‒Какая орфограмма есть в каждом глаголе пары? -Проверьте работу! -Упражнение 176 -Выполните задание по выбору. 1. Спиши только те пословицы, в которых глаголы употреблены в форме 2-го л.ед. ч. Выдели окончания глаголов. Орфограмму подчеркните. -По какому вопросу будете искать глаголы 2-го л.ед.ч.? 2. Спиши пословицы, употребив глаголы, данные в скобках, в форме 2-го лица единственного числа. Вспомни и напиши пословицу, в которой глаголы употреблены в форме 2-го л.ед.ч. 1.(Поспешить) -людей(насмешить). Слезами горю не (помочь). Маслом кашу не (испортить). ‒Если я буду диктовать слова с шипящими на конце, как вы узнаете, нужен мягкий знак или нет? -Подумайте, какими сведениями нужно дополнить схему, чтобы получился алгоритм решения орфографической задачи. Представьте ответ в виде схемы. ‒ Работайте в паре. ‒Договоритесь, кто будет отвечать. Готовность – поднятые пары рук. Правила работы в паре: 1.Работать должны оба. 2.Один говорит, другой слушает. 3.Свое несогласие высказывать вежливо. 4.Если не понял – переспроси. 5. Поблагодарить друг друга за работу. Учитель диктует оставшиеся слова из упр.№175. -В один столбик пишите слова с Ь, в другой-без Ь. Изучаешь, помнишь, товарищ, беречь, мышь, полночь, грустишь, ландыш/ ‒Покажите карточкой, сколько слов с Ь? -Прочитайте, докажите написание! Какую работу выполняет Ь в этих словах? ‒Без Ь? Прочитайте, докажите написание! ‒Покажите карточкой, как справились с написанием этих слов – Расскажите, о чём вы узнали на уроке. – На какой вопрос отвечают глаголы во 2-м лице единственного числа? – Какие особенности имеют данные глаголы? -Какую роль выполняет ь в окончаниях таких глаголов? ‒Оцените свои достижения сигнальными карточками | На конце глаголов написан мягкий знак. На конце глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих пишется мягкий знак Совпадает Он твёрдый непарный Мягкий знак является показателем 2-го лица глагола. Мягкий знак в личных окончаниях глаголов 2-го л.ед.ч.-это орфограмма. Узнать, нужен ли Ь на конце глаголов 2-го лица ед.ч. после шипящих. Проговаривание правила. На конце глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих пишется мягкий знак По окончаниям –ЕШЬ, -ИШЬ По вопросу что делаешь? Проговаривают способ действия фронтально и в парах, записывают пары слов, орфограмму подчеркивают. Мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа Проверяют по образцу на доске. Осуществляют самоконтроль, оценивают результат работы сигналами светофора. Что делаешь? Что сделаешь? Проверяют по образцу на доске, оценивают результат работы сигналами светофора. Проверяют, используя учебник, оценивают результат работы сигналами светофора. Работают в парах. Создают схему-опору, представляют результат классу, результат сличают с опорой на доске. Оценивают работу в паре по заранее составленным критериям. (Зелёный кружок ‒ все правила работы в паре выполнили. Жёлтый‒ не выполнили одно ‒два правила. Красный ‒ диалог не состоялся.) Объясняют решение о.з, проверяют записи по эталону, осуществляют самоконтроль, оценивают. Оценивают свои достижения на уроке Жёлтый– "Я – старался и научился применять новое правило.” Зеленый – " Я старался, но не всё получалось ” Красный – "Я, старался, но часто ошибался и пока не научился применять новое правило. | Упражнение 173. Прочитайте. Образуйте от глаголов неопр.ф. глаголы в форме настоящего времени ед.ч. Запишите глаголы парами. Выделите окончания глаголов. Звонить-…, спать-…, цвести-…, стучать -…, плыть -…, лететь-… . Упражнение 176. Прочитайте. Объясните смысл этих выражений. 1. Поспешишь-людей насмешишь. 2. Поживём-увидим. 3. Слезами горю не поможешь. 4. Соловья баснями не кормят. 5. Маслом кашу не испортишь. 6. И сокол выше солнца не летает. Спишите. Выделите окончания глаголов. Задание к упр.176 изменено и дополнено с целью реализации дифференцированного подхода |