СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мягкий знак после шипящих на конце основы в словах разных частей речи. Существительные

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ссылка на презентацию: https://multiurok.ru/files/miagkii-znak-posle-shipiashchikh-na-kontse-osnov-1.html

Форма урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Тип урока: урок систематизации полученных ранее знаний и открытия новых знаний

Структура урока

1.Самоопределение к деятельности.

 Организационный момент (приветствие гостей, эмоциональный настрой)

Актуализация знаний. Повторение.

Минутка чистописания (Сообщение темы)

 Словарная работа

2. Постановка учебной задачи. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

3.Физкультминутка.

4. Закрепление полученных знаний.

5. Итог урока. Рефлексия. Оценки.

Просмотр содержимого документа
«Мягкий знак после шипящих на конце основы в словах разных частей речи. Существительные»

Конспект урока по русскому языку в 4 классе учителя МАОУ СОШ №35

города Томска

Слитковой Галины Анатольевны

Тема урока:

 «"Ь" после шипящих на конце основы в словах разных частей речи»

«Существительные»

Форма урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Тип урока: урок систематизации полученных ранее знаний и открытия новых знаний

Структура урока

1.Самоопределение к деятельности.

Организационный момент (приветствие гостей, эмоциональный настрой)

Актуализация знаний. Повторение.

Минутка чистописания (Сообщение темы)

Словарная работа

2. Постановка учебной задачи. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

3.Физкультминутка.

4. Закрепление полученных знаний.

5. Итог урока. Рефлексия. Оценки.

Цели:

Систематизировать знания учащихся о правилах правописания Ь после шипящих на конце слов существительных.

Познакомить с правописанием имён существительных с шипящей на конце в Р.п., мн.ч,

Планируемые результаты:

-Личностные: научатся осознавать свои возможности в учении; воспитывать интерес к русскому языку; учить детей наблюдать, анализировать, сравнивать; формировать у учащихся навык работы в парах; осознанное выполнение нравственно – этических норм при взаимодействии с одноклассниками и учителем на уроках русского языка.

-Предметные: учатся применять общее правило написания мягкого знака у имён существительных; учатся работать с обратным словарем; делить существительные по родам.

Задачи:

  1. совершенствовать умение распознавать существительные по родам;

  2. учиться правильно писать имена существительные с шипящей на конце слова;

Оборудование: презентация, учебник 4 кл.(ПНШ), 3 часть, стр. 155-158, раздаточный материал.



I. Самоопределение к деятельности.

1 Организационный момент 3 мин(слайд 2,3,4)

Приветствие гостей

Проверьте свою готовность к уроку, всё ли необходимое лежит у вас на столах. Садитесь.

Учитель читает стихотворение и демонстрирует детям слайды презентации, на которых размещены фотографии класса.

Улыбки

Колокольчик серебристый -

Динь-дилень - звенит с утра:

Наступает день лучистый,

Просыпаться всем пора.

Солнышко росу согрело,

Умывайся, не ленись

И берись за дело смело,

Но сначала улыбнись.

(Ольга Алиева)


Откройте тетради, запишите дату. (слайд5 , звучит мелодия А Вивальди «Времена года. Весна» )

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (1-2 мин)

Прочтите слова

Компьютерная, опять, мышь. (слайд 6)

- Какая буква объединяет эти слова? (ь)

Затем учитель стирает слова с доски. (убирает слайд)

-Какую «работу» выполняет мягкий знак в этих словах? (ь – показатель мягкости, ь – разделительный, ь – показывает нам, что это слово женского рода (3 тип склонения).

Вывод: мягкий знак имеет отношение к уроку.

Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак:
Он не произносится,
Но в слово часто просится.

3. Минутка чистописания: ь ж ьь щ ььь ч ьььь щ ььььь (3 мин)

Перед письмом проводится разминка:

1. (движения имитирующие «ь»)

2. Кулак к ладони. (руки под счёт меняют)

3. Кулак к ладони в паре.



Какие буквы, кроме ь, мы ещё написали. Это буквы каких звуков (шипящих согласных)

Уже на этом этапе дети могут сформулировать тему. (тема связана с ь и шипящими согласными).



4. Словарная работа (5-6 мин. Слады 7, 8,9. Презентацию выклчить.)

Первые три слова дети называют по облаку слов. Далее учитель просит записать название овоща, школьной принадлежности и дня недели, в названии которых есть мягкий знак.

В…р…бьи, п…льто, автомобиль , в…скр…сенье, к…ртофель, тетрадь.



- Проверьте свою память. Какие слова были написаны на слайде (доске) в самом начале урока?

( Компьютерная, опять, мышь.)

Придумайте и запишите предложение. (Н.р У меня (У Коли..) опять сломалась компьютерная мышь.

Подчеркните главные члены предложения (основу) и укажите сверху части речи.

*Кто успеет и пожелает, подчеркнёт и второстепенные члены предложения.

II. Постановка учебной задачи.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Погружение в новое знание.

Посмотрите ещё раз на буквы, записанные на минутке чистописания. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (ь после шипящих) Учитель подтверждает мнения ребят только в той части, что тема связана с ь и шипящими согласными. Далее ведётся работа с кругами. Дети анализируют и озвучивают объединяющие характеристики и различия. Учитель всё фиксирует.



Круги Эйлера.

мышь малыш

дочь силач

речь морж



Общее: существительные (вспомнить все о существительном), оканчиваются на шипящий

Различия: род, склонение, с ь и без ь.

Тема урока? («"Ь" после шипящих на конце основы в словах разных частей речи». «Существительные»)

Итог:

Ж.р

3 скл.

пишем « ь»

М.р

2 скл

без «ь»

имена

существительные

шипящий







Так, запомним — род мужской

Гонит Мягкий Знак метлой.

Женский род — наоборот,

Мягкий Знак в друзья берёт.

Далее учитель открывает слова, записанные на доске: героический мар[ш], сознательная (обдуманная)ло[ш], среди ча[щ'].(заросль, густой лес)

- Давайте вместе, заменим фонетическую запись буквенной, и распределим слова в соответствующие круги.

Возникает затруднение в записи «среди ча[щ']». Учитель выслушивает предположения и предлагает найти ответ в учебнике. (У с 157)

Какая ещё задача стоит перед нами на уроке:

  1. учиться правильно писать имена существительные в форме Р.м Мн.ч



Повторное чтение правила вслух У с 157

III. Физкультминутка. Предупредить о ловушке.

Учитель диктует слова. Дети показывают скрещенные руки, если ь писать не нужно и демонстрируют жестом, если ь нужен.

Ночь, крепыш, плащ, речь, возле дач, рожь, конь, после пожарищ, вещь, ткач, помощь, с крыш, много задач.

ЛОВУШКА: конь

I˅. Закрепление полученных знаний

А) У с 156 №161

Школьники самостоятельно записывают предложение, вставляя нужные буквы:

Среди чащ (Р.п. мн.ч.) и рощ (Р.п. мн.ч.) растут плющ (м.р. ед.ч.) и хвощ (м.р. ед.ч.).


Чтобы объяснить ошибки, допущенные Петей (с. 156), школьникам необходимо применить правило, которое записано на плакате Летучей Мыши (с. 157).

Б) Работа в группах (постараться начать за 15 мин до конца урока)

Вспомните правила работы в группе:

  1. Понять задание и подумать о решении самостоятельно.

  2. Выслушать мнение каждого.

  3. Найти общее решение.

  4. Выбрать выступающего.

*У всех групп есть задания и других групп, чтобы была возможность оценивать ответ.

Работа по группам (задания дифференцированные)

1 группа

Найдите и исправьте ошибки.

ВНИМАНИЕ! Ошибки допущены в разных орфограммах! Назовите слова, которые соответствуют теме урока.

У девочьки был замечятельный карандашь. она могла нарисовать нежный ландышь, залатую рож, лунную ноч и солнечный лучь.

  1. Группа

Запишите имена существительные в Р.п мн.ч

Лужа, дача, крыша, чаща, встреча, задача, куча.



  1. группа

1. Отметьте строчку, где все слова с мягким знаком после шипящих написаны верно.

А. Ночь, луч, дичь, мяч, меч, мыш.

Б. Речь, нож, рожь, ковш, дочь.

В.Товарищь, помощ, вещь, овощ.

2. У существительных какого рода и склонения после шипящих пишется мягкий знак?

А) 1 склонение, ж.р

Б) 2 склонение, м.р

В) 3 склонение, ж.р



4 группа

Выбери правильный ответ. (Для ребят испытывающих трудности и ОВЗ)

1. На конце существительных ж. р. после шипящих:

а) всегда пишется мягкий знак;

б) не пишется мягкий знак.

2. На конце существительных м. р. после шипящих:

а) пишется мягкий знак;

б) не пишется мягкий знак.

3. Мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает:

а) на род существительных;

б) на число.

Группы представляют классу выполненные задания. Все следят и делают пометки на бланках с заданиями, если с чем-то не согласны.

  1. Проверка знаний.

*** Если останется время

Запишите в тетрадь любое предложение, которое было в задании 1 группы.

Ещё раз внимательно посмотрите на задание 3 группы и отметьте строчку, где все слова с мягким знаком после шипящих написаны верно.

6. Итог. Рефлексия . Д.з

  • Учебная (Включить презентацию)

Ребята, что отрабатывали на уроке, что нового узнали?

Алгоритм (10 слайд)

Итак, когда на конце существительных Р.п.мн.ч.после шипящих

Вывод: У существительных во множественном числе в родительном падеже после шипящих мягкий знак не пишется

  • Самооценка

Дети на пустой строчке в тетрадях записывают цифры или цифру:

  1. Было интересно

  2. Было трудно

  3. Трудно не было.

  4. Всё понятно.

  5. Мне нужна помощь.

  • Эмоционально-учебная «Заряжаем батарею»

На доске нарисована разряженная батарея мобильного телефона.

Учитель сообщает, что это эмоциональная батарея, которую нужно зарядить. Дети выбирают заранее подготовленные фразы, или пишут на пустых листочках свои фразы-пожелания, фразы-эмоции,… .

  1. Мы сможем добиться всего, чего пожелаем, если предпримем достаточное количество попыток. (Элен Келлер)

  2. Неудача заставляет некоторых людей сломаться, а других побить рекорды. (Уильям Уорд)


  1. Дойдя до конца, люди смеются над страхами, мучившими их вначале. (Пауло Коэльо)

  2. Пусть трудности не испугают вас, а сделают лишь сильнее, умнее и опытнее!



















1 группа

Найдите и исправьте ошибки.

У девочьки был замечятельный карандашь. она могла нарисовать нежный ландышь, залатую рож, лунную ноч и солнечный лучь.

2 группа

Запишите имена существительные в Р.п мн.ч

Лужа, дача, крыша, чаща.

3 группа

1. Отметьте строчку, где все слова с мягким знаком после шипящих написаны верно.

А. Ночь, луч, дичь, мяч, меч, мыш.

Б. Речь, нож, рожь, ковш, дочь.

В.Товарищь, помощ, вещь, овощ.

2. У существительных какого рода и склонения после шипящих пишется мягкий знак?

А) 1 склонение, ж.р

Б) 2 склонение, м.р

В) 3 склонение, ж.р

4 группа

Выбери правильный ответ. (Для ребят испытывающих трудности и ОВЗ)

1. На конце существительных ж. р. после шипящих:

а) всегда пишется мягкий знак;

б) не пишется мягкий знак.

2. На конце существительных м. р. после шипящих:

а) пишется мягкий знак;

б) не пишется мягкий знак.

3. Мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает:

а) на род существительных;

б) на число.






Источники:

https://урок.рф/library/urok_russkogo_yazika_135729.html

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/124e/00015e55-d15240a8/img24.jpg

https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-russkogo-yazika-myagkiy-znak-na-konce-imyon-suschestvitelnih-posle-shipyaschih-klass-520879.html

https://7gy.ru/shkola/nachalnaya-shkola/2434-gdz-russkij-yazyk-uchebnik-4-klass-3-chast-kalenchuk-churakova-baikova.html

https://textovod.com/syntax

https://www.hobobo.ru/stihi/stihi-pro-utro/

https://урок.рф/library/prezentatciya_k_uroku_russkogo_yazika_orfogrammi_v_o_055551.html

https://урок.рф/library/prazdnik_proshanie_s_podgotovitelnim_klassom_181944.html






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!