СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Медиация в образовании (опыт работы по созданию ШСМ)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит обобщенную информацию о создании школьной службы медиации (примирения) на базе нашей школы.

Просмотр содержимого документа
«Медиация в образовании (опыт работы по созданию ШСМ)»

МКОУ «Троицкая СОШ № 50»   Медиация  в образовании  (опыт работы по созданию ШСМ)

МКОУ «Троицкая СОШ № 50»

Медиация в образовании (опыт работы по созданию ШСМ)

МИРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В настоящее время на первых местах в мировой образовательной политике называются четыре цели образования : 1).  Научить жить вместе; 2). Научить получать знания; 3). Научить работать; 4). Научить жить. Гуманизация образования  – это построение отношений участников образовательного процесса на основе взаимоуважения.

МИРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

  • В настоящее время на первых местах в мировой образовательной политике называются четыре цели образования :
  • 1). Научить жить вместе;
  • 2). Научить получать знания;
  • 3). Научить работать;
  • 4). Научить жить.
  • Гуманизация образования – это построение отношений участников образовательного процесса на основе взаимоуважения.
Нормативно-правовое обеспечение Пункт 64

Нормативно-правовое обеспечение

  • Пункт 64 "Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р.
  • Организация школьных служб примирения вошла в "Национальную стратегию действий в интересах детей" (Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы").
  • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2013 № ВК-844/07 "О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации" (вместе с Рекомендациями по организации служб школьной медиации в образовательных организациях, утвержденными Минобрнауки России 18.11.2013 № ВК-54/07вн).
Необходимость создания и развития служб школьной медиации Рост социального расслоения населения, что существенно затрудняет реализацию принципа

Необходимость создания и развития служб школьной медиации

Рост социального расслоения населения, что существенно затрудняет реализацию принципа "равных возможностей" развития личности в социальном контексте (что усиливает общую социальную конфликтность и конкуретность);

Усиление миграционных процессов (которые провоцируют межэтнические и межконфессиональные проблемы);

Стабильно высокий уровень асоциальных проявлений в детской среде (наркомания, алкоголизм, безнадзорность и беспризорность, детская и подростковая девиантность и делинквентность);

Ослабление роли семьи как института социализации личности (утрата родительского контроля над поведением и действиями детей).

 ЧТО ТАКОЕ МЕДИАЦИЯ?   Медиация — это междисциплинарная область, находящаяся на стыке юриспруденции, психологии, социологии, конфликтологии и т.д.  Медиация — это процесс, в котором стороны встречаются с совместно избранным, беспристрастным, нейтральным посредником, который помогает им вести переговоры, с целью выработки взаимоприемлемого жизнеспособного решения в условиях различия ин-тересов между ними. 

ЧТО ТАКОЕ МЕДИАЦИЯ?

Медиация — это междисциплинарная область, находящаяся на стыке юриспруденции, психологии, социологии, конфликтологии и т.д. Медиация — это процесс, в котором стороны встречаются с совместно избранным, беспристрастным, нейтральным посредником, который помогает им вести переговоры, с целью выработки взаимоприемлемого жизнеспособного решения в условиях различия ин-тересов между ними. 

ПРЕИМУЩЕСТВА МЕДИАЦИИ Медиация помогает сэкономить время, деньги и эмоциональные силы участников спора. При ее проведении обстановка, организация, регламент и содержание процесса могут быть определены индивидуально. Медиация ориентирована не столько на конфликт (выяснение кто прав, а кто виноват) или на выигрыш, сколько на конструктивный поиск решений. В плане временных затрат медиация может быть легко подстроена под потребности участников и может учитывать эмоциональные и личные аспекты спора. Сфера частных интересов участников полностью защищена, вследствие конфиденциальности медиации. Медиация позволяет участникам спора посмотреть в будущее и использовать свои творческие способности. При разрешении спора с помощью медиации достигнутые договоренности, как правило, более долговечны и отвечают реальному положению вещей, что не только способствует претворению их в жизнь, но и делает их осуществление обоюдно приемлемым.

ПРЕИМУЩЕСТВА МЕДИАЦИИ

  • Медиация помогает сэкономить время, деньги и эмоциональные силы участников спора.
  • При ее проведении обстановка, организация, регламент и содержание процесса могут быть определены индивидуально.
  • Медиация ориентирована не столько на конфликт (выяснение кто прав, а кто виноват) или на выигрыш, сколько на конструктивный поиск решений.
  • В плане временных затрат медиация может быть легко подстроена под потребности участников и может учитывать эмоциональные и личные аспекты спора.
  • Сфера частных интересов участников полностью защищена, вследствие конфиденциальности медиации.
  • Медиация позволяет участникам спора посмотреть в будущее и использовать свои творческие способности.
  • При разрешении спора с помощью медиации достигнутые договоренности, как правило, более долговечны и отвечают реальному положению вещей, что не только способствует претворению их в жизнь, но и делает их осуществление обоюдно приемлемым.
 ВИДЫ И ТЕХНИКИ МЕДИАЦИИ   Медиация, ориентированная на решение проблем.   Трансформативная медиация.   Нарративная медиация.   Оценочная медиация.   Экосистемная или семейно-ориентированная медиация.   Медиация, основанная на понимании.   Восстановительная медиация.  

ВИДЫ И ТЕХНИКИ МЕДИАЦИИ

Медиация, ориентированная на решение проблем.  

Трансформативная медиация.  

Нарративная медиация.  

Оценочная медиация.  

Экосистемная или семейно-ориентированная медиация.  

Медиация, основанная на понимании.  

Восстановительная медиация.  

Принципы медиации добровольность конфиденциальность прозрачность процедуры взаимоуважение нейтральность и беспристрастность медиатора равноправие сторон

Принципы медиации

добровольность

конфиденциальность

прозрачность процедуры

взаимоуважение

нейтральность и беспристрастность медиатора

равноправие сторон

Применение медиации в образовании При разрешении споров и конфликтов в следующих межличностных системах : «ученик» – «ученик», «сверстники»; «ученик» - «Учитель»; «ребенок» – «Родитель»; «Учитель» – «Родитель», «родители»; «Педагог» – «Педагог», «Администрация».  При принятии коллегиальных решений в среде: - учащихся; - родителей; - педагогов.

Применение медиации в образовании

При разрешении споров и конфликтов в следующих межличностных системах :

«ученик» – «ученик», «сверстники»;

«ученик» - «Учитель»;

«ребенок» – «Родитель»;

«Учитель» – «Родитель», «родители»;

«Педагог» – «Педагог», «Администрация».

При принятии коллегиальных решений в среде:

  • - учащихся;
  • - родителей;
  • - педагогов.
Школьная служба медиации из опыта работы МКОУ «Троицкая СОШ № 50»

Школьная служба медиации

из опыта работы МКОУ «Троицкая СОШ № 50»

Цели создания ШСМ - создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки;  - воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении; - улучшение качества жизни всех участников учебно-воспитательного процесса с помощью медиативного подхода, основывающегося на позитивном общении, уважении, открытости, доброжелательности, взаимном принятии как внутри групп взрослых и детей, так и между этими группами.

Цели создания ШСМ

- создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки; - воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении;

- улучшение качества жизни всех участников учебно-воспитательного процесса с помощью медиативного подхода, основывающегося на позитивном общении, уважении, открытости, доброжелательности, взаимном принятии как внутри групп взрослых и детей, так и между этими группами.

 Основные этапы (ключевые мероприятия) организации служб школьной медиации в ОУ Организация информационных просветительских мероприятий для участников образовательного процесса по вопросам СШМ. 1.1. Организация ознакомительного семинара по ШМ для руководителей, психолога, социального педагога и 3-4 преподавателей ОУ. 1.2. Проведение ознакомительного семинара для всех педагогических работников ОУ. 1.3. Организация информационного просветительского мероприятия по ШМ для родителей и обучающихся. Итог: создание инициативной группы из числа всех участников образовательного процесса. 2. Организация информационных просветительских мероприятий для участников образовательного процесса по вопросам СШМ. 2.1. Обучение руководителя СШМ и школьных медиаторов по программе «Школьная медиация». 1.2. Проведение цикла семинаров-тренингов для родителей, проявивших интерес к СШМ.

Основные этапы (ключевые мероприятия) организации служб школьной медиации в ОУ

  • Организация информационных просветительских мероприятий для участников образовательного процесса по вопросам СШМ.

1.1. Организация ознакомительного семинара по ШМ для руководителей, психолога, социального педагога и 3-4 преподавателей ОУ.

1.2. Проведение ознакомительного семинара для всех педагогических работников ОУ.

1.3. Организация информационного просветительского мероприятия по ШМ для родителей и обучающихся.

Итог: создание инициативной группы из числа всех участников образовательного процесса.

2. Организация информационных просветительских мероприятий для участников образовательного процесса по вопросам СШМ.

2.1. Обучение руководителя СШМ и школьных медиаторов по программе «Школьная медиация».

1.2. Проведение цикла семинаров-тренингов для родителей, проявивших интерес к СШМ.

3. Разработка согласований по формированию СШМ. 3.1. Рассмотрение вопроса о создании СШМ органами общественного управления ОУ. 3.2. Утверждение положения о СШМ, одобренного органом общественного управления. 1.3. Решение общих организационных вопросов. 4. Организация взаимодействия СШМ с КДН, органами и организациями профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования. 5. Апробация практической работы СШМ и первичная оценка деятельности службы. 6. Обучение методу школьной медиации обучающихся и подготовка «групп равных». 6.1. Формирование «групп равных» из обучающихся 5-8 и 9-11 классов (2 возрастные группы). 6.2. Реализация программ обучения «групп равных».

3. Разработка согласований по формированию СШМ.

3.1. Рассмотрение вопроса о создании СШМ органами общественного управления ОУ.

3.2. Утверждение положения о СШМ, одобренного органом общественного управления.

1.3. Решение общих организационных вопросов.

4. Организация взаимодействия СШМ с КДН, органами и организациями профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования.

5. Апробация практической работы СШМ и первичная оценка деятельности службы.

6. Обучение методу школьной медиации обучающихся и подготовка «групп равных».

6.1. Формирование «групп равных» из обучающихся 5-8 и 9-11 классов (2 возрастные группы).

6.2. Реализация программ обучения «групп равных».

Индикаторы уровня сформированности благоприятной, гуманной и безопасной среды  снижение деструктивного влияния конфликтов; снижение уровня агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей; сокращение количества правонарушений; формирование условий для предотвращения неблагоприятных траекторий развития ребенка; повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательного процесса.

Индикаторы уровня сформированности благоприятной, гуманной и безопасной среды

  • снижение деструктивного влияния конфликтов;
  • снижение уровня агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей;
  • сокращение количества правонарушений;
  • формирование условий для предотвращения неблагоприятных траекторий развития ребенка;
  • повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательного процесса.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!