Поэма С. Есенина «Черный человек»
Класс: 11
Место урока в системе уроков: первый
Цели урока: формирование осознанных умений и навыков работы с текстом; развитие умений свободно аргументировать свои мысли, развитие коммуникативных способностей учащихся.
Оборудование: мультимедийный комплект с выходом в сеть Интернет, колонки.
Ход урока:
1. Прослушивание «Реквиема» Моцарта (часть «Лакримоза») http://muzofon.com/search
- Какие эмоции вызвала у вас эта музыка?
- О чем вы задумались, прослушивая произведение Моцарта?
- Какой цвет вы бы выбрали, если бы переносили эту музыку на лист бумаги?
Учитель: Сегодня мы поговорим о поэме Сергея Есенина «Черный человек». Попытаемся понять, что скрывается в данном произведении, что представляет собой Черный человек.
2. Знакомство класса со статьей о создании поэмы https://ru.wikipedia.org/wiki/:
«Чёрный человек» — поэма Сергея Есенина. Впервые опубликована в журнале «Новый мир», М. 1926, № 1, январь.
Замысел поэмы возник у Есенина во время его зарубежной поездки1922—1923 годов. Есенин упоминал о влиянии на поэму пушкинской«маленькой трагедии» «Моцарт и Сальери». Автор читал «Чёрного человека» осенью 1923 года, вскоре после возвращения на родину. В ноябре 1925 года Есенин перерабатывает поэму. Слышавшие поэму в его чтении отмечали, что опубликованный текст короче и менее трагичен, чем тот, который Есенин читал раньше.
«Черный человек» — одно из самых загадочных, неоднозначно воспринимаемых и понимаемых произведений Есенина. Этой поэме суждено было стать последним крупным поэтическим произведением Есенина. В ней выразились настроения отчаяния и ужаса перед непонятной действительностью, драматическое ощущение тщетности любых попыток проникнуть в тайну бытия.
Дискуссия с классом после прочтения статьи:
- В каком году создана поэма? Чем ознаменован 1925 год для Есенина?
- Какие образы «Моцарта и Сальери» А.С. Пушкина повлияли на поэму Есенина?
3. Прослушивание поэмы в исполнении народного артиста России Сергея Безрукова https://www.youtube.com/watch?v=aF98j0yHez4. На протяжении видеозаписи учащиеся должны заполнить таблицу:
| Темп речи чтеца | Мои эмоции |
1 часть поэмы | | |
2 часть поэмы | | |
Заключение поэмы | | |
4. Обсуждение содержания поэмы. Сколько героев в поэме? Что они из себя представляют? Создание схемы:
Друг
5. Работа в группах.
- Во второй части возникает образ перекрестка. Что символизирует этот образ? (Работа со словарями в сети Интернет)
1 группа http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/78469
Перекресток – место пересечения дорог или улиц, у многих народов считается местом нечистым, опасным. На перекрестке бросают наговоренные вещи. Здесь особенно опасаются козней чертей.
2 группа http://sigils.ru/symbols/perek.html
Перекресток – символ выбора в целом и в частности между жизнью и смертью, а также знак перехода из одного пространства в другое.
- Какое значение ближе для лирического героя?
- Какой же выбор должен герой сделать?
6. Беседа с классом:
- Почему черный человек окончательно завладел душой лирического человека?
- Какая деталь позволяет понять, что черный человек одержал победу?
- Что сулит разбитое зеркало в суевериях?
- Можно ли сказать, что лирический герой разбивает не только зеркало, но и свою жизнь?
- Так что же такое «Черный человек»?
7. Домашнее задание: написать эссе «Можно ли победить своего Черного человека?»