СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Медиаурок по поэме С. Есенина "Черный человек"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

При проведении медиаурока возможно рассмотреть изучаемую тему с практической точки зрения или с позиции, которая неожиданна для учащихся. В данной ситуации возникает необходимость использования разных понятий изученной темы для интерпретации, систематизации материала темы и формирования суждений по теме.

Просмотр содержимого документа
«Медиаурок по поэме С. Есенина "Черный человек"»

Поэма С. Есенина «Черный человек»

Класс: 11

Место урока в системе уроков: первый

Цели урока: формирование осознанных умений и навыков работы с текстом; развитие умений свободно аргументировать свои мысли, развитие коммуникативных способностей учащихся.

Оборудование: мультимедийный комплект с выходом в сеть Интернет, колонки.

Ход урока:

1. Прослушивание «Реквиема» Моцарта (часть «Лакримоза») http://muzofon.com/search

- Какие эмоции вызвала у вас эта музыка?

- О чем вы задумались, прослушивая произведение Моцарта?

- Какой цвет вы бы выбрали, если бы переносили эту музыку на лист бумаги?

Учитель: Сегодня мы поговорим о поэме Сергея Есенина «Черный человек». Попытаемся понять, что скрывается в данном произведении, что представляет собой Черный человек.

2. Знакомство класса со статьей о создании поэмы https://ru.wikipedia.org/wiki/:

«Чёрный человек» — поэма Сергея Есенина. Впервые опубликована в журнале «Новый мир», М. 1926, № 1, январь.

Замысел поэмы возник у Есенина во время его зарубежной поездки19221923 годов. Есенин упоминал о влиянии на поэму пушкинской«маленькой трагедии» «Моцарт и Сальери». Автор читал «Чёрного человека» осенью 1923 года, вскоре после возвращения на родину. В ноябре 1925 года Есенин перерабатывает поэму. Слышавшие поэму в его чтении отмечали, что опубликованный текст короче и менее трагичен, чем тот, который Есенин читал раньше.

«Черный человек» — одно из самых загадочных, неоднозначно воспринимаемых и понимаемых произведений Есенина. Этой поэме суждено было стать последним крупным поэтическим произведением Есенина. В ней выразились настроения отчаяния и ужаса перед непонятной действительностью, драматическое ощущение тщетности любых попыток проникнуть в тайну бытия.

Дискуссия с классом после прочтения статьи:

- В каком году создана поэма? Чем ознаменован 1925 год для Есенина?

- Какие образы «Моцарта и Сальери» А.С. Пушкина повлияли на поэму Есенина?

3. Прослушивание поэмы в исполнении народного артиста России Сергея Безрукова https://www.youtube.com/watch?v=aF98j0yHez4. На протяжении видеозаписи учащиеся должны заполнить таблицу:


Темп речи чтеца

Мои эмоции

1 часть поэмы



2 часть поэмы



Заключение поэмы




4. Обсуждение содержания поэмы. Сколько героев в поэме? Что они из себя представляют? Создание схемы:

Друг


5. Работа в группах.

- Во второй части возникает образ перекрестка. Что символизирует этот образ? (Работа со словарями в сети Интернет)

1 группа http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/78469

Перекресток – место пересечения дорог или улиц, у многих народов считается местом нечистым, опасным. На перекрестке бросают наговоренные вещи. Здесь особенно опасаются козней чертей.

2 группа http://sigils.ru/symbols/perek.html

Перекресток – символ выбора в целом и в частности между жизнью и смертью, а также знак перехода из одного пространства в другое.

- Какое значение ближе для лирического героя?

- Какой же выбор должен герой сделать?


6. Беседа с классом:

- Почему черный человек окончательно завладел душой лирического человека?

- Какая деталь позволяет понять, что черный человек одержал победу?

- Что сулит разбитое зеркало в суевериях?

- Можно ли сказать, что лирический герой разбивает не только зеркало, но и свою жизнь?

- Так что же такое «Черный человек»?

7. Домашнее задание: написать эссе «Можно ли победить своего Черного человека?»